Владимир Семенович Высоцкий

Владимир Семенович Высоцкий.

 Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
 Ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

 Булат Окуджава (слова из песни).

Так, как я написал в заголовке этого рассказа, Высоцкого при жизни мало называли. Может быть несколько человек. А остальной 280 – миллионный советский народу его называл любовно-ласково – Володя.

Хочу, конечно – оговориться: к расхожему сейчас выражению – всеобщий любимец, надо все же добавить, - не совсем всеобщий. То есть, не повально всем он нравился. И среди тех, кто не полностью принимал идеи песен и манеру исполнения, и её тональность, - был ваш покорный слуга.

Почему мне не по нутру были откровения Высоцкого? На то есть несколько причин. И самая важная: их – театральность. Владимир Высоцкий, на самом деле, был что называется - человек театра, артист, – в самом полном смысле этого понятия. А что это означает? То и означает, что его чувства и мысли, как бы – вторичны, уже кем-то сказаны. А артист придал им полную законченность, завершенность и снабдил своим неповторимым темпераментом.

И… эти чувства и мысли что подспудно были «внутри» советского человека запели и заговорили голосом Высоцкого. Мне могут возразить: так это и называется – творчество! Да, творчество, но это творчество было, как бы сказать – уже оформлено и ждало только этого человека, подходящего человека. А Владимир Высоцкий был подходящим человеком? Да, именно так, - на сто процентов подходящим.

Ведь многие темы песен звучали в текстах других бардов советских, но никто так не подходил на роль выразителя народной души, как Высоцкий – и по фактуре, и по характеру, да и по свойской улыбке… Но главное, вообще-то не фактура, и не характер, ни улыбка…

Главное было в другом. Владимир Высоцкий представлял собой тип совсем пропащего советского человека, который разуверился во всем, что составляло цель и смысл жизни предыдущего поколения. Именно в 70-е годы произошел этот трагический разрыв советского государства и народа. Народу стало, грубо говоря, наплевать на государство и его вождей.

Самое интересное было, что само государство, в лице его представителей не совсем ясно это осознавали. Также монотонно звучали высокие слова с трибун, принимались планы, почины… Но это был «холостой ход», как тогда шутили: « Петух прокукарекал, а рассвет не наступил».

Очень много, особенно после смерти Высоцкого, писали о его алкоголизме, наркомании, - и все – сокрушались: как это так, такой талант, такая известность и вот – на тебе…

Может быть, только сейчас становится понятно, что именно таким должен быть народный любимец у исчезающего «советского народа». Ну, не может быть он «добрым молодцем», который побеждает и разит своих врагов направо и налево и режет народную «правду-матку». Он и должен быть именно таким: похмельным, больным, с хриплым голосом и простонародным лицом уже тронутым признаками раннего старения.

О чем пел Высоцкий? О своей несбывшейся мечте, но пел не как бард, в настоящем значении этого слова, а как – артист. (Бардом можно назвать Булата Окуджаву).Он играл свои песни. В этом его неповторимость и талант.

Были ли - на самом деле - какие-то настоящие трагедии в жизни Высоцкого? Нет, никаких трагедий в его реальной земной жизни не было, если не считать «рукотворную» пагубную страсть.

Ничего ему не довелось пережить: ни войны, ни голода, ни холода, ни других несчастий сопровождающих советского человек всю его жизнь от юности до старости.

Ему везло в жизни необычайно, – достаточно прочитать биографию Высоцкого, написанную Владимиром Новиковым и вышедшую в серии «Жизнь замечательных людей» в 2008 году. Это настоящий научный труд, а не собрание, как писал сам Высоцкий: « …сплетен в виде версий».

Но, мы ничего не поймем в жизни поэта, певца, артиста Высоцкого, если внимательно не прочитаем его стихотворение «Мой черный человек». И абсолютно не случайно умнейший и талантливейший Эльдар Рязанов посвятил этому стихотворению телепередачу и сам читал вслух этот стих. Кстати, это стихотворение было написано в последний год жизни Владимира Семеновича и – несомненно - носит программный, обобщающий характер. Вот, для наглядности две строфы из этого стиха.

       И, улыбаясь, мне ломали крылья,
       Мой хрип порой похожим был на вой,
       И я немел от боли и бессилья,
       И лишь шептал: «Спасибо, что живой.

О чем это? Я ведь только что написал, что ему везло в жизни необычайно. Так это о житейских обстоятельствах, каких было мало у кого: отец военный – полковник, с войны вернулся живой. Даже когда отец с войны вернулся с другой женщиной, это не было для маленького Володи трагедией. Он её стал считать второй мамой и с согласия родной мамы согласился поехать в Германию, где родитель продолжал военную службу.

Впоследствии, 17- летний Володя возвращается к родной маме, в Москву. Оканчивает среднюю школу и поступает на механический факультет инженерно-строительного института, который бросает в конце первого семестра. На следующий год (июнь 1956 г.) поступает в Школу – студию МХАТ.

Как мы видим, у Владимира Высоцкого уже в юности был выбор и его никто не ограничивал в этом плане. Согласитесь, что по тогдашнему времени – это везение. Тогда, в чем же дело?

Нашел свое призвание, стал артистом известным, стал сочинять песни, которые первое время исполнял узкому кругу своих друзей. В конце концов, приобрел всесоюзную популярность, - в чем же трагедия, почему такой надрыв слышится в его песнях?

Это строфа о том, что является главным для всякого талантливого человека: его не признавали, как талант и он не мог давать сольные концерты. Почему? – тексты не проходили советскую цезуру.

Высоцкого «спас» магнитофон. Да, именно в 60 – 70 – е годы по стране прошла так называемая «магнитофонная революция»: это позволило многомиллионно тиражировать песни Владимира Семеновича. Складывалась парадоксальная ситуация: вся молодежь с удовольствие слушала и переписывала его песни, а руководство делало вид, что такого поэта и певца не существует.

Получалось так, что совсем не хотел Владимир Высоцкий: он, против своей воли, становился каким-то символом протеста, и даже родной отец стал называть его – антисоветчиком, - что абсолютно неверно. Почему неверно? Потому, что с идеями, выраженными в его песнях, были согласны миллионы советских людей.

Я вспоминаю картину середины 80- х годов (Высоцкого уже нет в живых): из каждого балкона, из каждого открытого окна звучал знаменитый, хрипловатый баритон. И это в провинции, до которой, все, что происходит в столице доходит позднее.

Сейчас-то понятно: ничего антисоветского в его песнях нет, и не было. А что же было? А разве в песнях не было неприятия той советской системы, не было протеста? Было, - и неприятие и протест, но это было на пользу системе и все это понимали. Высоцкого слушали даже члены ЦК КПСС. В чем же дело? Никто, ничего не хотел менять… Все это впоследствии назвали – «глухие годы застоя».

Да и в песенных текстах не было прямого призыва – разрушить. Был сарказм, юмор, был призыв к высокому уровню духовности, была нелецеприятная оценка ситуации в стране, но назвать поэта «враждебным элементом» или, по той терминологии – диссидентом (инакомыслящим) - было нельзя. Это было невозможно.

Кроме того, Высоцкий, как истинный поэт, был далек от политики. К участникам, разных - мелких тогда - правозащитных движений, появившихся в Москве и Ленинграде, относился с недоверием и их сторонился.

Он пытался достучаться до «кабинетов и прямо пишет об этом.

        Я суеверен был, искал приметы,
        Что, мол, пройдет, терпи, все ерунда.
        Я даже прорывался в кабинеты
        И зарекался: больше никогда!

Общего языка с «государственными» людьми найти не удалось. Но – и система не «задушила» поэта, как Иосифа Бродского. Оставляли лазейку в кино, в театре на Таганке у знаменитого режиссера Ю.П. Любимова, который очень понимал состояние Владимира Семеновича.

Конечно, Высоцкий – человек бунта, - уточню – внутреннего бунта личности против общепринятых правил и установок. Это бунт ему удается и успешно реализуется, но это происходит на фоне общей подчиненности порядку, который установлен. Именно в этом состоит его трагедия и разлад с самим собой и действительностью.

И – наконец, судьба ему предоставила шанс достаточно свободно уезжать за границу, как тогда говорили – «за бугор». Он жениться на французской актрисе – Марине Влади. В 70-х годах посещает многие страны Европы, США, даже Мексику. Опять у него появляется выбор – изменить свою судьбу. Но, он ничего менять не хочет. Нет и речи – остаться за границей.

В Нью-Йорке встречается с Бродским, который профессионально точно определил особенности поэтического творчества Владимира Семеновича. Я приведу мнение Бродского, высказанное в одном из первых фильмов о Высоцком, который был снят в США в 1981 году, - через год после кончины поэта: «… Но, начав слушать Высоцкого более или менее внимательно, я понял, что мы имеем дело с поэтом. Более того, я должен сказать, что меня даже не устраивало, что сопровождается гитарой, поэтому, что сам по себе этот текст, это было совершенно замечательно. Я говорю, именно, о том, что он делал с языком, о его рифмах… Дело в том, что он пользовался совершенно феноменальными составными рифмами, а гитара помогала ему скрывать тот невероятный труд, который он затрачивал, именно на лингвистическую сторону своих песен. В принципе, они поражают людей не столько благодаря содержанию и музыки, а благодаря бессознательному усвоению этой языковой структуры. И в этом смысле потеря Высоцкого – потеря для русского языка совершенно невосполнимая». (выделено мною).

На моей страничке в «Одноклассниках» выложено фото Бродского с Владимиром Семеновичем, там приведено вышеуказанное мнение Нобелевского лауреата, а потом я излагаю свое мнение об устной речи Высоцкого: « Надо отметить, что даже простая речь Высоцкого, например – та, которой он предварял свои записи песен, что велись в студии полуподпольно – поражает необыкновенной образностью и точность определений. Несомненно, - Высоцкий являлся носителем чистейшего современного русского языка и совершенно великолепно мог пользоваться этим уникальным инструментом. В пользу этого говорит тот факт, что социальная тема, за которую его называли антисоветчиком, ушла или уходит в прошлое, а тексты остаются и не теряют своей свежести. Это признак большого таланта».

К этому сейчас могу добавить только тот неоспоримый факт, что многие строки его песен стали неотъемлемой частью русской речи и воспринимаются как афоризмы и это подтверждает правоту оценки Бродского.

Сейчас я сделаю небольшое отступление и напишу то, что проходило мимо внимания многих и многих людей, которые пытались понять трагедию жизни Высоцкого. К своему смущению, мне следует признать, и я это признаю, что, в свое время (70-е годы) - недооценил Владимира Семеновича, как поэта – автора стихов. Песни запоминались, именно, своей экспрессией, своей необычайной нервностью, а текст – для меня – оказывался на втором плане. То есть, я не понимал настоящего смысла стихов, которые он не читал на сцене, а – пел под гитару. А я привык воспринимать напечатанный текст, которого – увы – не было. При жизни Высоцкого не были изданы сборники его стихотворений.

Мне долго было непонятно стремление Высоцкого – напечатать свои стихи, книгу стихов. И я считал это какой-то блажью очень популярного артиста. Он был - на самом деле - очень популярен, как никто другой. Я даже считаю, что после него никто не достигал уровня его популярности. Только, уже по прошествии времени, в 90-е годы, когда стали выходить трехтомники или даже четырехтомники его стихотворений, собранные в тематические разделы, стало понятно его стремление и все встало на свои места.

Прав был Высоцкий, который очень хотел, чтобы его поклонники имели перед собой текст его песен, а слушали - в основном - с магнитофонных лент, качество записи которых оставляло желать лучшего.

На самом деле, сборник или сборники его стихов, собранные в темы, наиболее полно раскрывают талант поэта, его внутренний мир и его эволюцию.

В. Новиков – автор наиболее полной биографии Владимира Семеновича – пишет: «Чем больше перепад между реальной известностью и официальным непризнанием, тем страшнее давление внутри души. Это природа, физика и никакие разумные успокаивающие речи тут не помогут» (ЗЖЛ, Высоцкий. М. Молодая гвардия, 2008 г.)

С этим выводом я не могу согласиться. Все происходит как раз – наоборот. Официальное непризнание Высоцкого, как поэта и певца обеспечивало независимость его песенно -исполнительского творчества. А, - при наличии «магнитофонной революции», все потуги власти играли на пользу известности и славы Владимира Семеновича.

То есть, я хочу сказать, что общественное значение творчества Высоцкого, оказывалась важнее, чем его личные переживания и болезненные зависимости.

Может быть, большая заслуга Высоцкого состоит в том, что, не призывал к прямому бунту, неповиновению, - массы, воспитанные на песнях Владимира Семеновича, во время перестройки не перешла красную черту революции, погромов…

Вопрос о творчестве Высоцкого неизбежно выводит на личные проблемы самого поэта, у которого «две судьбы»: «нелегкая» и «кривая», имея ввиду: первая – официальное непризнание, что, по мнению автора биографии, мешало его творческому развитию и алкогольная зависимость смолоду, переросшая в наркотическую.

В Новиков считает, что Высоцкий сумел блокировать эти две главные неприятности в его жизни и совершил творческий подвиг. В принципе, я с этим согласен, - и смерть в 42 года вполне закономерна и ставит точку в его творчестве вполне справедливо.

Почему справедливо? Ведь Высоцкий достаточно молод и у него еще могло быть продолжение. Но на этот счет у меня имеется свое мнение. Такие люди, как Владимир Высоцкий, просто так, случайно - не появляются. Это люди Рока, которым, кем-то неведомым поставлена определенная задача. Эту задачу Владимир Семенович – выполнил.

Он, один из крупнейших творцов, которые подготовили общество к тому будущему, наступившему после их смерти.

В новых условиях, я уже Высоцкого не вижу. Не понимаю, не могу объяснить самому себе, какую бы позицию занял поэт во время горбачевской перестройки и после… Несомненно - одно: этот человек с трагической судьбой, неспокойной, неистовой натурой, редким темпераментом навсегда останется в русской культуре.

 Валерий Педин. 2019 год ( 25 июня - 28 октября).


Рецензии
Здравствуйте, Валерий! Замечательно Вы написали о Высоцком! Прочитала с большим интересом, написано настолько умно и талантливо, честно и справедливо и про то, что его "спас" магнитофон и про то, что он был по природе своей артист, но самое главное, что меня поразило, так это Ваше мнение, что такие люди просто так, случайно не появляются, думаю, что это так и есть. Спасибо Вам огромное! С признательностью!

Валентина Петрова Кирьянова   20.01.2025 18:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.