Вкус жизни

   Виктор взял веревку, соорудил из нее петлю и накинул на шею. Посидел, тупо глядя перед собой… После многодневного запоя голова была, словно чугунная тяжелая гиря. Чувство безысходности сжимало сердце. Молодой, сильный мужчина не знал, как дальше жить. Что делать? Как выбраться из этого омута?..

   А как иначе расслабляться

   Пить Виктор начал лет в пятнадцать. Сначала как все выпивал в дружеской компании: дни рождения, встречи, прощания… У нас ведь принято любое событие подкреплять алкоголем. В двадцать лет женился. Молодожены дома не сидели, сами принимали многочисленных гостей. Но все чаще после их ухода молодой муж продолжал расслабляться в одиночестве. Кайфа уже не было, появилась  привычка. И если даже физически не было сил пить, то, как говорил один его приятель, «надо было втащить в себя сто грамм, потом еще сто, а затем пойдет».

   Бутылка становилась неотъемлемой частью жизни. Теперь Виктор пил почти ежедневно, все дальше загоняя себя в угол. Оправданий можно было найти сотни: устал, хорошее (плохое) настроение, кого-то встретил… Однажды нашел пятнадцать рублей, купил растворитель для краски, разбавил водой и выпил. Вспоминает, как отмечал рождение сына. О, это был грандиознейший повод напиться! Жена просила: «Витя, закодируйся!» В ответ муж возмущался: «Как же я буду расслабляться, отмечать праздники с друзьями?! И вообще, я не алкоголик, чего это я буду кодироваться?!..»

   Куда пойти?

   На душе (не говоря уж о желудке) было муторно и тяжело. Виктор бесцельно шел по улице. Навстречу торопились прохожие. Каждый - со своими  проблемами, горестями и радостями. Но все - мимо, мимо, мимо… Мужчина проглотил горький комок, вспомнив ссору с женой. Лена в очередной раз просила, умоляла, требовала... Виктор сорвался, что-то кричал в ответ. А потом занес руку для удара... Опомнился, когда жена закричала.

 Хлопнув дверью, он выбежал на улицу. Хотелось хоть с кем-нибудь поговорить, выговориться. Можно было зайти к родителям, но с отцом отношения не заладились. Мать же до сих пор воспринимала тридцатилетнего сына как ребенка. Друзья сочли бы его состояние слабостью. Виктор понимал, что надо что-то делать. Может, послушать жену и закодироваться?..

   Переносить душевную муку больше не было сил, и он завернул в ближайший кабак. Заказав спиртное и салат, огляделся. Народу в зале было немного: в основном влюбленные парочки, за соседним столиком игриво стреляющие глазками две дамочки бальзаковского возраста. Этот взгляд он почувствовал спиной - из дальнего угла на него тоскливо смотрели одинокие глаза. Мужчинам не надо было даже знакомиться, они были настроены на одну волну. Это как на чужой планете вдруг встречаешь своего, землянина. Такого же, как ты сам.

   Виктор взял принесенную бутылку и направился к дальнему столику: «Можно?» - незнакомец отодвинул стул. Виктор молча разлил водку по бокалам, так же без слов выпили. Они продолжали опрокидывать в себя рюмки, пока горячительная жидкость не разлилась теплом по сосудам, размягчая камень в душе. Словно созревший нарыв наконец сорвал заскорузлую корку, и гной хлынул, освобождая душу. Виктор рассказывал о ссорах с женой, неладах на работе, непонимании родителей…

   На западе со своими проблемами принято идти к психоаналитикам. У нас, к сожалению, такой возможности пока нет. "Куда я мог пойти? - вспоминает Виктор – Только в кабак. Находил там таких же одиноких. Так бывало не однажды - ко мне подходили и сам подходил за кружкой пива и ста граммами водки. Это единственное место, где меня понимали..."

   Боже, дай Разум

   Как утверждают психологи, к алкогольной зависимости склонны гиперчувствительные, с неустойчивой психикой люди, реагирующие очень остро на любые жизненные проявления (это вовсе не означает, что каждый ранимый станет алкоголиком). Если бы они жили там, где алкоголь исключен… Хотя есть понятие «сухой алкоголизм», когда человек совершает не совсем понятные для окружающих поступки, впадая в крайности.
 
   Алкогольная трясина засасывала Виктора все глубже. Без градуса не решалась ни одна проблема. Да и сама-то жизнь уже была не в радость, и молодой мужчина неоднократно пытался свести с нею счеты. Но каждый раз судьба оставляла Виктору шанс. Спасением для него стала городская группа анонимных алкоголиков. В которую он обратился по совету психотерапевта после очередной попытки суицида.

   - Я очень благодарен программе. Сейчас почему депрессии нет? Потому что есть возможность придти на группу и рассказать обо всем, что волнует. Нужно, чтобы меня слушали, понимали, не осуждали. Проблемы мои никуда не ушли, но я уже не гашу их с помощью водки. Хотя не так все просто. Алкоголь очень действует на психику. Но понимаю, если сейчас сорвусь – будет два месяца кайфа, а потом - опять депрессняк. Пытаюсь решать накопившиеся за эти годы семейные проблемы. Хотя наворочено столько, что сложно сразу все раскрутить… Хочу участвовать в социальной жизни общества, чувствовать себя нужным. Но как трудно расслабиться и почувствовать вкус к жизни! А еще очень хочется помочь остальным, кто не может выбраться из алкогольного омута...

   Последний срок трезвости Виктора три месяца (пил более десяти лет).  К ним по-прежнему приходят друзья, в холодильнике на этот случай стоит бутылка спиртного. Но выставляется она редко - на алкоголь наложено негласное табу. В новогодние праздники на столе не было даже шампанского. Надо отметить, что анонимные алкоголики не выступают за запрещение алкоголя. Пускай, считают они, нормальные люди, не подверженные болезни, позволяют себе в разумных пределах.

   Медики делят алкоголизм на две составляющие: био- и психо-.  С первой работают наркологи и гастроэнтерологи, со второй – психиатры. Программа анонимных алкоголиков «12 шагов» рассматривает эту проблему шире, включая еще два аспекта: социальный  и духовный (обращение к Высшим силам). И только воздействуя на все четыре звена, можно добиться результатов, считают они.
   
   На стене комнаты северодвинской группы анонимных алкоголиков в рамочке текст молитвы: «Боже мой, дай мне Разум и Душевный покой принять то, что я не в силах изменить; Мужество - изменить то, что я могу; и Мудрость -  отличить одно от другого»…


Рецензии