Мой египетский сад. Цератония
В роли плодового дерева цератонию подданные фараона стали выращивать на землях, иссушенных и истощённых за великую засуху первого междуцарствия. В. Лоре и Ньюберри находили стручки цератоний в гробницах не старше XII-й династии, но о них есть надпись на сосудах династии I-й, а о древесине – в источниках династии VI-й. Кароб высок, с густой кроной перистых блестящих листьев, довольно крупных в сравнении с теми, что на акациях, а цветы его собраны в жёлто-красные серёжки с резким запахом.
Гроздья длинных, изогнутых, как козьи рожки, стручков в середине лета буреют, а внутри их образуется подобие тёмного мёда – это пульпа, в которой сидит обычно до 8 – 12 горошин. У любого из зёрен цератонии вес один – около 0,19 гр., или "карат" – старинная и всем известная метрическая единица в ювелирном деле. Ни о каких каратах до Римской империи древние и не думали: их манили плоды – верная замена ценному мёду или дорогим фруктам, которые требовали куда лучших условий для роста, чем кароб, мирившийся с пустырями, как и камнелюбивый гранат.
Тёмную патоку с пряной ноткой лили в пиво, но есть сомнения, что со стручками что-то стряпали – в научных кругах есть мнение, что древние сорта цератонии давали не в меру волокнистые рожки. А напитки-то в любом случае фильтровали от осадка, и пили через соломинку. Но если учёные всё же ошиблись, то при фараонах могли делать и такой же щербет, как у современных мусульман: то есть, смешать вязкую пульпу цератонии с лакрицей, изюмом, инжиром, финиками и орешками...
А вот коктейля на молоке с ней не выйдет – несочетаемость продуктов. На всём Востоке жмыхом от собранных и отпрессованных рожков откармливали скот, в первую очередь свиней и лошадей, а семена вымачивали в воде, извлекая камедь и танин, затем сушили и мололи их про запас. Так же сушили и стручки, не успевшие треснуть и истечь сладкой начинкой – в таком виде они по вкусу странным образом напоминает… какао-бобы. И в наше время, хотя его выращивание не поставлено на поток, именно кароб рекомендуют при непереносимости шоколада или диетах с низким содержанием жиров.
Рожки – не только "ириски на дереве", но и еда, богатая белками, крахмалом. Ими был жив отшельник Иоанн Креститель, вот только доблестные переводчики превратили как-то слово "рожок" в "саранчу". В огромное число древнеегипетских рецептов для изгнания паразитов, от болезней глаз и желудка и от кашля входят семена, мякоть стручка кароба или его сок, дикий сироп, дарованный природой. Но, правда, вначале слово "джарет" из египетских свитков трактовали как "колоцинт". В дальнейшем было признано, что оно похоже на коптское "чиэйре", означавшее рожок.
Да и принимать внутрь ядовитый дикий арбуз по поводу и без было бы опасно для жизни. К тому же, и с чего бы тогда ключом к слову "сладкое" в древних иероглифах служило изображение длинного витого стручка? Копты использовали в своей медицине настои семян кароба ("рожковую воду") но подробности этой терапии неизвестны из-за скудности источников. Хотя живший в Египте врач эпохи Ренессанса П. Альпини упоминает слабительный сироп из рожков. У Диоскорида свежим стручкам приписан слабительный, а сухим – закрепляющий эффект.
До сих пор ряд учёных оспаривает активное разведение цератоний египтянами до римской эпохи, но фактов "за" всё же больше. Как видно, правда может заключаться в том, что в римский период рожковые деревья просто особенно широко распространились из-за серьёзных климатических перемен. А в имении, например, архитектора и богатого плантатора Анни (Инени), жившего в начале XVIII-й династии, их росло не более 16-ти против леса в 170 финиковых пальм. Теофраст уверял, что рожковые деревья не растут в Египте, но он имел в виду, видимо, дикую природу, да и статьи импорта при древних династиях, например, при XX-й, отражали щедрый ввоз древесины кароба, что и означало редкость таких деревьев в долине Нила.
По Страбону, впрочем, их было много в Эфиопии. Из древесины цератонии египтяне делали, к примеру, сундуки, служившие в бедных домах даже вместо мебели и луки. Но на их картинах кароб неотличим от акации. В ярких орнаментах на коптских тканях между яблок и гранатов распознать характерный стручок кароба куда лучше. Клот-Бей в XIX-м веке находит кароб редким в Египте, но тут же перечисляет такое количество новых пород деревьев, что и без того понятно, из-за чего пришла в упадок культура цератонии. В Израиле и Сирии это дерево встречается ещё относительно часто, а вот в Египте лишь в приморье, особенно в районе Александрии.
Источники:
Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.
Энциклопедия растений с сайта lektrava.ru - великолепный сайт, один из немногих, где есть ссылки на самые серьёзные источники.
Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна.
Черезов Е.В. Техника сельского хозяйства в Древнем Египте, г. Черновцы 1969 г.
Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.
Рычагова Искра и Натапов Лев, «Скажи мне, ветка Палестины… (Библейские растения на земле Австралии)» Королевским Ботаническим садам Сиднея посвящается. Сидней 2010 г. @ Рычагова И., 2010
Бугаёв И.В. Б 90 Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – 688 с.
Кауфман Кэти. Кухня античных цивилизаций./Kaufman, Cathy K. Cooking in Ancient Civilizations. Greenwood Publishing Group, 2006. ISBN 0-313-33204-5. P. 182
Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)
Свидетельство о публикации №221040702037
А еще удивило название "рожки" в применении к плодам дерева. Вспоминается, как в детстве мы собирали большие темно-коричневые стручки с дерева, похожего на акацию, внутри стручков были плоские продолговатые семена и что-то типа меда, его вкус был сладкий. Много позже я узнала красивое название этого дерева - гледичия.
Почти сразу после основания на берегу Азовского моря нового города Ейска, его начали засаживать деревьями, поскольку своей растительности в этом степном краю было мало. Об этом заботился М.С. Воронцов, в то время Наместник Кавказа. И вот почему-то выбор пал именно на акации, гледичии, их сюда и завезли. Конечно, были и фруктовые деревья - груши, сливы, абрикосы и т.д.
И сегодня в старом городском парке Ейска, носящем имя знаменитого в прошлом борца Ивана Максимовича Поддубного, по-прежнему растут колючие гледичии, роняют по осени свои темно-коричневые плоды-стручки.
Татьяна Сахань 08.04.2021 22:51 Заявить о нарушении
Екатерина Боталова 09.04.2021 13:31 Заявить о нарушении
Татьяна Сахань 09.04.2021 19:54 Заявить о нарушении