Я в колхозы немало хаживал

"Я в колхозы немало хаживал" (В.Геккер, 1976г.)

С колхозами я познакомился в 14 лет в техникуме. Всех поступивших сходу отправили в колхоз. Меня с моим другом Вовой Рахманом поставили "під’орювать (подпахивать плугом) картоплю". Подозреваю, что меня – из-за свободого украинского, его – из-за атлетического сложения. Я был назначен "погоничем" (водителем волов), а он – "орачем" (пахарем).Первой моей задачей было получить на "волярні " (воловьи стойла) двух волов. Второй - запрячь их в ярмо. Третьей - пригнать на поле. С первыми двумя задачами я справился . С третьей возникли проблемы. По команде "цоб" проклятые твари поворачивались мордами друг к другу, а по команде "цобэ" – друг от друга. Так они и пытались двигаться, мешая один другому. Спасла случайная тётка:
--Чи ти здурів, хлопчик? Ти ж їх запріг навпаки!
   Отой білий – він лівий. а рябий – правий!
"Під’орювання" выглядело просто. Я должен был вести волов строго вдоль ряда кустиков. Вова, как Лев Толстой с известной иллюстрации, дожен был, нажимая на рычаги плуга, следить, чтобы лемех выворачивал наружу пласт земли с клубнями. Здесь требовалась изрядная сила. Установить контакт с волами удалось не сразу. Они не воспримали команд "цоб" и "цобэ" ("влево" и "вправо"), если они не сопровождались весьма специфической лексикой. Когда спустя 2 недели нашей квартирной хозяйке пришлось зачем-то разыскать меня, она явилась на нашу кухню с вопросом:
-- А де отой худенький чорненький, що матюкається уві сні? (во сне)

Я и паренёк из нашей группы, Толик Голоскуб, задержались на поле, укрывая бурты картошки ботвой. К нам на грузовике подъехал колхозный бригадир:
-- Хлопці, є півлітрова робота. Накидайте у кузов півтони картоплі.
Пока мы орудовали бармаками (вилы с закруглёнными в виде шариков концами), дядька спокойно курил. И, лишь когда кузов полнился доверху, произнёс долгожданное "Годі! " (хватит). Потом отвёз нас вместе с 3 тоннами картошки к себе во двор и велел разгрузить.
И тут Толик отличился:
-- Дядьку,- сказал он, - шоб півлітра були отакі, як ці півтони!
Дядька аж крякнул.
Эх, если бы на меня кто-нибудь в жизни посмотрел с таким уважением!

Перебранка квартирной хозяйки с мужем:
-- Ти ж у мене такий дурний, як оте радіо!
-- Я дурний? Я трирічну СовПартШколу закінчив!
Он же, мечтательно:
-- Піду комірником! Рублів сорок в місяць зароблю, рублів на триста вкраду...
(Пойду кладовщиком! Рублей 40 в месяц заработаю, рублей на 300 украду)
Объявление на столбе возле правления колхоза:
"Продається корова-первістка. Остання біла хата.
 Питати сусідку Мотрю, бо я вдома не сидю, скрізь лазю. Настя."
(Продаётся корова первородящая. Последняя белая хата. Настя)
 Спрашивать соседку Мотрю, ибо я дома не сижу, всюду лажу)

Мы с Вовой Рахманом чем-то провинились. В наказание нам велели вычистить пустой колхозный курятник - длинное здание возле пруда. Мы вошли в него, утопая в соломе и помёте. Поначалу показалось, что внутри идёт густой дождь. Потом мы поняли, что этот звук издают миллионы скачущих блох. Мы выскочили, усыпанные блохами и бросились в пруд прямо в одежде. И тут иудейский бог протянул нам длань. Длань указывала на пожарный щит и телегу с ручной пожарной помой. Всасывающий рукав мы опустили в пруд. Рахман стал за рычаги. Я ринулся внутрь с бранспойнтом. Солома, помёт и блохи потекли в пруд. Через час всё было кончено и мы полезли купаться в этот же пруд. Там нас и узрел голова колгоспу:
 -- Я вам, бісові діти, що звелів?
-- А мы уже всё сделали.
-- Брешете! Там роботи на тиждень. Проверил. Коротко бросил:
-- Гуляйте ще три дні.

Один из первых моих ТЭПовских колхозов. Всю нашу группу, человек 30-40 молодёжи, поселили, по советской колхозной традиции в клубе. Но старшего группы, человека уже солидного, лет 35, В.П. Колодяжного определили "до хати, до молодиці".
Через неделю молодиця явилась в клуб, пылая праведным возмущением:
-- Люди добрі, що ж це діється!
Сім днів прожив чоловік у хаті – тільки себе розтравила!

Самый знаменитый ТЭПовский колхоз – Бердянка-76. Колхозные хлопцы устроили драку с нашими. Голова колгоспу выявил местного зачинщика и поднёс к его носу пудовый кулак:
--Оце бачив? Ще раз – і спробуєш! Бо я тут тобі і прокурор і суддя і судовий виконувач.

У одной из наших девушек сломалась серёжка. Ей посоветовали обратиться к местному умельцу – сварщику. На вопрос, сможет ли он её починить, последовало гордое:
--Я усе варю! Клодь сюди!
Умелец опустил на лицо сварочный щиток и ткнул в серёжку электродом. Последовала короткая вспышка, поднятие щитка и возглас:
--О! А куди ж ота ***ня подівалась?


Рецензии