Судьба вечно живых Психеи и Эрота

Вместо предисловия к понятию "Соблазн" и его последствия в мифе "Судьба вечно живых Психеи и Эрота": -

1. То, что прельщает, влечёт к себе, искушение.

2. Греховное искушение; то, что вызывает греховные мысли, толкает к греху.



Миф-легенду о Психее и Эроте – греческого происхождения - донёс до нас латинец Апулей из Мадавры (2-ой век н.э.)

  Мифы не донесли до нас имена родителей Психеи, говоря лишь, что она дочь царя и царицы. Их дочь отличалась такой неземной красотой, что каждый восхищался ею. Молва о ней во все века до нашей эры и нашей эры жива и в нынешние дни, как символ красоты, коварства и любви со всеми присущими женщинам особенностями вложенными в имя её – Психея, что означает «душа, дыхание». Люди прошлых веков говорили о ней: - «Это не какая-нибудь обычная царевна, а новая Афродита», и многие начали воздавать ей божеские почести. Опустели храмы в Пафосе, в Книде и на Кифере, вместо Афродиты люди почитали Психею.
  Прознала про то богиня любви Афродита. Разгневанная немыслимой красотой простой смертной девушки, Афродита велела своему сыну Эроту (Амуру, Купидону) ранить сердце Психеи стрелой любви к самому отвратительному мужчине на свете.
  Между тем отец Психеи обратился к Дельфийскому оракулу за советом: как ему найти жениха для своей дочери. Ответ был ужасным. Оракул велел ему отвести дочь в свадебном наряде на высокую скалу, и там за ней придёт жених – это будет чудовищный чешуйчатый дракон. С тяжёлым сердцем отец отвёл дочь на вершину скалы и, оставив ей в приданное сундук с сокровищами Пандоры, удалился.
  Тут произошло чудо. Лёгкий ветерок Зефир подхватил Психею с приданным и осторожно перенёс в долину под скалой. Сделал он это по просьбе Эрота, который прилетел к скале, чтобы выполнить волю своей матери. Увидя Психею, Эрот с первого взгляда влюбился в неё. Он тотчас преподнёс ей свой первый дар – великолепный дворец с невидимыми слугами, которые стали выполнять все её желания, прежде чем она успевала их высказать.
  Утомлённая переживаниями удивительного дня, Психея прилегла на роскошную постель. И явился перед ней жених, но не отвратительный чешуйчатый дракон, а прекрасный и ласковый бог любви Эрот, взявший с неё обещание, что она никогда не будет пытаться увидеть его лицо. Психея, пленённая  радостями первой любви, охотно дала ему это обещание, хотя и не знала причины запрета. Она счастливо жила в великолепном дворце. Дни проходили в ожидании ночей, когда к ней являлся  её таинственный возлюбленный. Лишь одно омрачало её жизнь – воспоминание о родителях и сёстрах, которые, конечно же, страдали от неизвестности о её судьбе. Тогда Психея вымолила у своего возлюбленного разрешения повидаться с сёстрами. Эрот отговаривал её, предупреждая, что это связано с серьёзными последствиями, говоря: - «Если женщине захочется чего-нибудь, перед нею бессилен даже бог любви». Он велел Зефиру перенести сестёр в долину, а сам улетел раньше обычного.
  Встрече с Психеей  искренне обрадовались сёстры. Но, как только они увидели великолепие, посреди которого она жила, радость тут же перешла в ЗАВИСТЬ. Они стали выспрашивать её о супруге и захотели познакомиться с ним. Психея уклончиво сказала им, что её муж – симпатичный молодой человек, который редко бывает дома. Наскоро одарив сестёр золотом и драгоценными украшениями она выпроводила их, призвав Зефира, и тот вынес их на ближайшую дорогу к  дому.
  На пути домой сёстры признались друг другу в терзавшей их ЗАВИСТИ. Они решили никому не рассказывать о счастливой судьбе Психеи и стали обдумывать планы, как им завладеть её богатствами. Психея ничего этого не подозревала и, когда выяснилось, что она ждёт ребёнка, снова вымолила у Эрота разрешение повидать сестёр. Доставленные Зефиром сёстры лицемерно порадовались приятной новости и тут же заявили ей, что её муж и есть тот самый чешуйчатый дракон, о котором говорил оракул их отцу, что повергло Психею, как гром с ясного неба. Но она по чистоте своей души верила сёстрам. А обеспокоенные сёстры подучили её как это можно проверить: - «...когда супруг уснёт, осторожно посветить на него и убедиться в их правде. В доказательство своей любви и преданности они подсказали сестре и путь к спасению: вручили острый нож, чтобы убить чудовище и вернуться в отчий дом.
  Под влиянием сестёр и мучительной неуверенности Психея решила нарушить данное ею обещание мужу. Когда её возлюбленный ночью уснул, она, такая же любопытная как и все смертные женщины, приблизилась осторожно с блистающим в свете лампады ножом к постели. В тусклом свете лампады Психея увидела своего возлюбленного – это был прекрасный крылатый бог любви. На радостях она хотела тут же поцеловать его. Но когда она склонилась к нему, капля раскалённого масла из лампады упала Эроту на плечо. От боли он проснулся в испуге, увидел, что Психея нарушила обещание, и, не говоря ни слова, взлетел. Однако Психея не растерялась, схватила его за ноги, и через мгновение оба оказались высоко в небе.

  Полёт продолжался недолго, так как Психея вскоре обессилела, а Эрот не мог допустить, чтобы она разбилась. Он спустился с ней на землю и осыпав её упрёками в измене, покинул её. Она в отчаянии бросилась в реку, но из любви к Эроту река вынесла её на берег. Измученная тщательным стремлением к любимому и к смерти, Психея отправилась к сёстрам, ввергшим её в несчастье своими коварными советами.
  Придя к старшей сестре, Психея сказала ей, что сбежала от мужа, так как во время последнего визита сестёр он тайком наблюдал за ними, по уши влюбился в старшую сестру, а на Психею и глядеть не хочет. Сестра тут же понеслась к скале и, вне себя от нетерпения, бросилась вниз. Однако Зефир и не думал подхватывать её, так как никаких указаний насчёт неё не получал, и она разбилась о камни. Та же судьба постигла и вторую сестру.
  Между тем до Афродиты дошли слухи о приключениях её сына. Разгневавшись, она разослала своих слуг с приказом найти и привести его любовницу. Найти её не удалось, пока сама она не явилась к Афродите, отчаявшись найти своего мужа.

  В этой ситуации ещё раз подтвердилось, насколько близки любовь и ненависть: при виде женщины, превосходящей её красотой, богиня любви превратилась в богиню злобы. Узнав, что Психея ждёт от её сына и соответственно сама она станет бабушкой, Афродита впала в неслыханное буйство – неслыханное за всю тысячелетнюю историю мира греческих мифов. Она велела служанкам отхлестать Психею плетьми, а затем принялась за неё сама: растерзала на ней платье, рвала волосы, била по чём ни попадя, пока не выбилась из сил. Но и это было не всё. Она велела Психее отправиться в загробное царство и принести от Персефоны коробочку с волшебной мазью, дарующей красоту. Она была уверена, что это задание невыполнимо и приведёт невестку  к неминуемой смерти.
  Пройдя многие испытания, Психея добралась к Персефоне, получила от неё коробочку снадобья красоты и возвращалась к своей мучительнице-свекрови.  Следуя женской натуре, на обратном пути она открыла коробочку, чтобы позаимствовать немного снадобья божественной красоты.  Но в коробочке было не снадобье красоты, а «подземный стигийский сон», тотчас же охвативший Психею.
  Охваченная смертным сном, Психея долго лежала где-то на полпути из загробного царства, но не вечно, как надеялась свекровь-Афродита.
  Излечившись от своей раны, Эрот отправился на поиски своей возлюбленной и нашёл её. Увидев Психею, он снял с неё сон, вернул его в коробочку , лёгким уколом своей стрелы пробудил Психею и велел ей отнести коробочку к своей матери, остальное он, мол, берёт на себя.
  Эрот сдержал своё слово: он посетил самого Зевса и пообещал найти ему самую прекрасную возлюбленную на свете, если он позволит ему, Эроту, вступить в законный брак с Психеей. Зевс возвёл земную смертную Психею в ранг богини и торжественно нарёк её супругой Эрота.
  В конце концов примирилась с Психеей и Афродита, хотя вскоре после свадьбы она стала бабушкой девочки, получившей имя Гедона (Наслаждение).


Рецензии