Откуда берется несвобода?

       Со стародавних времен повелось думать, что свободным человеком может быть лишь тот, кто богат и занимает высокое положение в обществе. В Священном писании подобная мысль считается смехотворной, но в жизни людей, не отягченных какими-либо знаниями, предпочтение всегда отдавалось деньгам и престижу, а не благородству души.

       Отец знаменитого писателя Ф. М. Достоевского Михаил Андреевич (1789–1839) вел род свой от захудалых провинциальных попов. Дабы переиграть судьбу, он бросил духовную семинарию, перебрался в Москву и стал учиться на военного медика. Дослужившись до штаб-лекаря, подал в отставку и уже как гражданское лицо устроился в Мариинскую больницу в районе Марьиной Рощи. Михаил Андреевич был специалист по женским болезням и неплохо зарабатывал. В 1827 году он получил титул коллежского асессора, каковой позволял ему именоваться «ваше высокоблагородие» и давал право на потомственное дворянство. Через четыре года М.А. купил в Тульской губернии имение за 30 тысяч рублей. Оно включало в себя село Даровое и деревню Черемошня (в «Братьях Карамазовых» – Чермашня). Приобретено им было также 20 крепостных крестьян. В сорок с небольшим лет М.А. превратился в барина.

        В 1837 году Михаил Андреевич овдовел и нанял к себе в дом двух служанок – крестьянских девушек шестнадцати и четырнадцати лет, с которыми жил как с наложницами. Одна из них забеременела. Разгневанные крестьяне убили новоявленного помещика, воспользовавшись его страстной любовью к спиртному. В сильном подпитии он был задушен. Родственники М. А. Достоевского не дали хода судебному разбирательству, поскольку не без основания полагали, что история вышла некрасивая и постыдная.

       У Федора Михайловича к тому времени случился первый приступ эпилепсии, называемой в народе «падучей». Он перестал считать себя свободным человеком. Ф.М. был теперь обременен тяжелой семейной тайной до конца дней своих. Говорят, что сын за отца не отвечает. Но так ли это? Хотя бы мог не повторять ошибок батюшки, но повторял, что касается блуда. Жестоко укорял себя за это. Но самооправдания искал в «деспотическом царском режиме, калечившем души подданных». За «революционную работу» Ф.М. был приговорен через 10 лет в 1849 году к расстрелу, замененному каторгой.

       Мучившая его тема несвободы человека в мире коварных соблазнов и желаний проходит через творчество писателя. Развернута она с особой силой в последней книге «Братья Карамазовы». В ней рефреном проходит мысль о том, что если Бога нет, то всё позволено. Но задайтесь вопросом: что же позволено? И найдете в романе ответ: бесконечные страдания.

07.04.2021


Рецензии
Однако, страшна правда.Ответьте, что тогда есть литература Достоевского: Способ изжить, выжечь муки стыда?Разве это возможно? В его книгах есть нечто условное, театральное, ненастоящее, словно автор хочет открыть дверь в своё самое сокровенное и не может. Или он открывает?

Елена Заварихина   14.04.2021 13:17     Заявить о нарушении
Сложные вопросы Вы задаете... У каждого человека (даже на вид самого праведного) есть скелеты в шкафу. В христианстве по большому счету безгрешен только Иисус Христос. Согласен с Вами, что у Достоевского много ненастоящего, условного, ходульного. Но я говорю лишь о закатном романе "Братья Карамазовы". Я читал это произведение несколько раз и воспринимал его по-разному. И сейчас думаю, что все, что связано с мальчишками, Алешей, капитаном Снегиревым, написано и удачно, и оптимистично.

Михаил Кедровский   14.04.2021 14:52   Заявить о нарушении