Добромила Иванова. 7 Жемчужина

На следующий день Богослава и Светозара плели цветочные гирлянды.               
   Добромила же сидела рядом с подругами и, не говоря ни слова, наблюдала за ними.               
   Вскоре, однако, Богослава запела одну из песен маленькой принцессы:

 Прости, что не плету гирлянд из лилий,
 Из хризантем, акаций и из роз,
 Но я всегда участвую в тех лилах,
Которые мной сотканы из грез.

Тебе плету венки из моих песен,
А Радхе из стихов, что любишь Ты.
И где бы ни был Ты, с Тобой мир так чудесен,
Я знаю мой мир – Радхика и Ты .

   Девочки присоединились к пению.
   Пропев песню, прелестница обратилась к подругам:
    – Дорогие моему сердцу девочки, смотря на эти прелестные цветы, ко мне пришли такие мысли.
    Светозара улыбнулась и сказала:
   – Поделись ими с нами, пожалуйста.
   –  …Я не рву полевые цветы, – начала свой рассказ Добромила,  – ведь они для Кришны и эти цветы мне сорвать не поднимутся руки…. Когда мы срываем их с кустов,  зачем убиваем их? Однако, срывая эти цветы, убиваем ли мы их на самом деле? Срывая яблоко, мы не убиваем яблоню, поскольку душа находится в дереве, а яблоко всего лишь его плод. Но если считать каждый цветок на кусте индивидуальным существом, то он все равно обретет благо, ведь мы подносим эти цветы Кришне.
   Каждый раз, когда мы собираем цветы, мы делаем из них венки, гирлянды, а иногда даже просто ставим в вазы, и они, через несколько дней засыхают. Но даже если мы будем срывать эти цветы, они все равно погибнут. И все-таки мы должны стараться не наносить ущерб природе без необходимости.  – Девочка сделала паузу, сложила ладони и сказала:
   – О, дорогие лесные цветы, я хочу вам сказать, что вы очень красивы и хочу признаться вам в любви. Я склоняюсь перед вами, ибо вы весьма важный атрибут божественных игр Господа Кришны и Шримати Радхарани. Из вас, мои дорогие цветы, во Вриндаване делают гирлянды, серьги, короны и даже ложа. Шримати Радхарани украшает лес Вриндавана вами, приготовляя его к играм Господа Шри Кришны. Для этого ей надо очень, много цветов.
   Все надо делать осмысленно. Срывая цветы, мы можем сказать, что собираем их для Кришны, но тогда мы действительно должны подносить их к Нему. При этом надо стараться не обрывать цветы с куста, не выбрасывать зря ни одного цветка и совершать подношения надлежащим образом.
   О, возлюбленные, можно я попробую сплести гирлянду?
   Девочки сладко улыбнулись.
   – Попробуй. – В ответ сказала Светозара.
   Как только Добромила  взяла в руки один из лесных цветов, она с нежностью посмотрела не него, и, улыбнувшись, сказала:
   – О, Кришна, милый мой Кришна, я люблю Тебя вот этим желтым цветком.
   Затем девочка нанизала его на нить и когда она взяла еще один цветок, прошептала:
   – Кришна, я люблю Тебя, этим синим цветком.
   Так продолжалось до тех пор, пока Добромила не сделала гирлянду. Маленькая принцесса протянула ее Богославе, чтобы та положила туда, где лежали готовые гирлянды. Однако запах цветов гирлянды был столь сильный, что Богослава слегка опьянела и какое-то время вдыхала сладкий аромат цветов. По ее щекам потекли слезы.
   – Дорогая, – взволнованно обратилась к Богославе Добромила, – почему ты плачешь?
    – Со мной все хорошо, – уверила Добромилу Богослава, – просто смотря на тебя Добромила, я подумала о Шримати Радхарани. Ибо когда Она плетет гирлянду, вкладывает туда не только аромат Своих рук, которые подобны сладким лотосам, но Она вкладывает туда вкус и запах Своей любви к Кришне. На примере Радхики мы должны не просто вплетать в нить цветы, но нанизывать на нить свою любовь.
   Гирлянда должна быть насыщена ароматом нашей любви к Кришне.
   – Любовь – это такая привязанность, – это была Светозара, – при которой любящий человек посвящает все свои поступки счастью любимого. Любовь к Богу в высшей степени самодостаточна и независима. Она знает себя от себя и не требует поддержки или подпитки извне. Само старание понять ее свидетельствует об ее отсутствии в сердце. Такие напрасные условия никогда не заставят любовь к Богу войти в него! Пока любви к Богу нет в сердце, и она не наделяет полномочиями ум и чувства, любые попытки понять ее, бесполезны. Единственные взгляды, которые питают любовь к Богу это: «что порадует моего возлюбленного?» и «что огорчит моего возлюбленного?»
   – Добромила, любимая, а у тебя есть новые сказки или стихи? Если есть, прошу, прочти их нам. – Обратилась к маленькой принцессе Богослава.
   – Если ты просишь меня почитать что-нибудь из нового, то я расскажу вам, мои дорогие, сказку, которая называется: «Две лягушки».   
   В одном пруду жила одна лягушка. Встретилась ей как-то другая лягушка и говорит:
  – А знаешь ли ты что в этом огромном мире много других водоемов, намного больше и глубже, чем этот?
   Первая лягушка засмеялась:
   – Ква, ква.… Да где ты видела другие водоемы?
   – Пойдем со мной,  – предложила вторая лягушка, – и ты сама убедишься, что я говорю тебе правду.
   – Зачем? Мне и здесь хорошо и вольготно.
   – Тогда представь себе огромный водоем!
   – Представить?! Что ж, это можно.
   Первая лягушка натужилась и стала дуться, что было сил. Вскоре, она превратилась в большой кожаный шар, который лопнув, разлетелся клочьями по всему пруду.
   – М да, – сказала вторая лягушка, – вот что ждет тех, кто пытается определить размеры другого водоема, равно, как и окружающего нас мира, своим ограниченным умом.
   – О, милая Добромила, – это была Богослава, – по поводу этой весьма поучительной истории мне хотелось бы сказать о логике «колодезной лягушки». Вы знаете, в чем она заключается?
   – Да, мы знаем об этом. – Сказала Добромила. – Но хотим, чтобы ты, милая, напомнила нам, ее содержание!
   Богомила сладко улыбнулась и посмотрела на дорогих своему сердцу девочек:
   – Лягушка, – начала она, – чье жизненное пространство ограниченно стенами колодца, не способна представить себе размеры и глубину гигантского океана. Если такой лягушке сообщить о гигантских размерах океана, то сначала она не поверит о его существовании, а если все-таки удастся убедить в том, что океан существует, несчастное создание будет пытаться, стараясь представить себе его размеры, пока не лопнет, так и не узнав, каков же океан на самом деле.
   Лишенные знания о Боге, люди, иной раз, подвергают сомнению существование непостижимой энергии Господа, пытаясь измерить Его с помощью своих лягушечьих мозгов, но, в конце концов, умирают, как и эта лягушка, так и ничего не добившись.
   – Девочки, – обратилась к подругам Добромила, – давайте поиграем в игру, которая называется «я люблю Кришну!»
   – Да, мы хотим играть! – воскликнули в два голоса девочки, чьи лица засияли в улыбке.
   – Но мы не знаем, как в нее играть. – Тяжело вздохнула Богослава.
   – Играть в нее очень просто, – начала объяснять маленькая принцесса, – для начала необходимо сесть в круг и по очереди называть слово, характеризующее качество Господа Кришны. Тот игрок, который не может придумать прилагательное, начинающееся с его буквы, выбывает из игры. Когда игроки достигают конца алфавита, игра снова начинается с «А».
   Первой в игру вступила Светозара. Она улыбнулась и сказала:
   – Я люблю Кришну на А, потому что Он – Артистичный.
   – А я люблю Кришну на Б, – это была уже Богослава, – потому что Он – Богатый.
   Наступила очередь Добромилы, и та сказала:
   – Я же люблю Кришну на В, потому что Он  –  Всепривлекающий.
   Так девочки перечисляли качества Кришны по алфавиту. Кроме перечисленных качеств Господа были такие как; Гениальный, Добрый, Единственный, Жизнерадостный…. И так далее через весь алфавит. Эта игра так захватила девочек, что они забыли о времени. Так они провели два часа подряд.
   Когда девочки закончили играть, они поднялись с земли и пошли к хижине. В это мгновение из леса вышла молодая женщина. Это была Радосвета.  Она подошла к Добромиле и обняла ее.
   – Дорогая Радосвета, – обратилась к женщине маленькая принцесса,  – расскажите, пожалуйста, о том, как вы начали свой путь к целительской деятельности. И еще скажите, что такое смерть?
   Они подошли к хижине и вошли вовнутрь. Затем девочки и женщина сели в кружок на маленькие коврики и Радосвета стала говорить:
   – Прежде чем говорить о смерти, необходимо понять, что такое жизнь. Жизнь – это непрерывная последовательность препятствий, проверок и испытаний. Только мы пройдем через какую-нибудь проверку или встанем на ноги после очередного преодоленного препятствия, как уже следующая проверка, испытание или несчастье является пред нами…. Трудности могут побуждать нас двигаться по ступенькам развития более серьезно, а смерть – это возможность для души совершить последний и окончательный побег от иллюзии.
   Когда человек умирает, посмертная судьба души может быть разной. Некоторые живые существа могут проснуться и увидеть себя в своей изначальной природе, сияющими и молодыми, полностью готовыми служить Божественной Чете в самых сокровенных играх. Другие, покинув тело, обнаруживают, что обладают таким же обликом, как у Господа. А иные души отправляются в обители, соответствующие их способу поклонения или степени усердия в поклонении.
   Смерть уничтожает все ненастоящее, она показывает нам наших истинных друзей и обнаруживает наши истинные ценности или приоритеты. Смерть выводит на первый план мудрость и просвещает нас относительно наших страхов и слабостей. Но самое главное, смерть напоминает нам, что наши материальные тела и материальные вселенные не являются нашим домом. Когда смерть зовет нас, не надо пугаться и прятаться, а надо предстать перед ней и посмотреть, что она может предложить.
   Из своей комнаты вышел Богомил, он сел на некотором расстоянии от жены и девочек и сказал:
   –  Я услышал, о чем вы говорите, и с вашего позволения, хотел бы сказать какие мысли пришли ко мне по этому вопросу. – Он сделал паузу, затем начал говорить:  –  Едва появившись на свет, человек сразу начинает умирать. Каждое мгновение смерть отнимает у нас часть жизни, однако собственно смертью называют ее последний удар. Эта смерть и есть Кришна. В течение жизни все существа претерпевают шесть основных изменений. Они рождаются, растут, какое-то время остаются неизменными, производят потомство, затем стареют и наконец, умирают. Из этих шести изменений первое, появление на свет из чрева матери, олицетворяет Кришну. Рождение – это начало всей последующей деятельности.
   Таким образом, смерть – это не абсолютный закон в этом мире. Абсолютная Истина и высший закон – это Бог. Смерть же существует только для материального тела, тогда как для души смерти и рождения не существует. Человек как душа, отождествляющая себя с физическим телом, ощущает и его смерть. Он переживает ее непосредственно и так близко, что ему кажется, что он, личность в этом теле, тоже умирает и разрушается. Умирать противоестественно, и поэтому в душе возникает серьезный протест и отчаяние, человек не соглашается со своим полным исчезновением и умирает с мыслями о жизни. Желание продолжать жить приносит глубокие страдания во время смерти, но это справедливо только для тех, кто отождествляет свою вечную душу с материальным, временным телом. Люди, достигшие духовного совершенства, освобождаются от страданий, которые приносят рождение, старость, болезни и смерть. Даже простая уверенность в том, что душа существует, освобождает любого человека от многих страхов.
   Человек, развивший в своем сердце любовь к Богу, при помощи бескорыстного преданного служения может достичь Бога со своей последней ступеньки, которая называется смерть. Но великие ученые, которые не развили свои отношения с Богом и не обрели любовь к Нему, в конце жизни могут увидеть только смерть. Смерть – это последняя ступенька к совершенству или последний экзамен, который проходит на пороге вечности, откуда для преданного, обладающего любовью к Богу, всего лишь один шаг до Верховной Божественной Личности.
  Мы живем в мире рождения и смерти, меда не будет! Не ждите этого. Будет другое: будет развитие сознания, будет возвышение и духовное могущество, будут великие дела, и это не будет даваться легко. Тут надо выбирать: гнить в материальном мире или встретить достойно трудности на пути самоосознания.
   – Четырнадцать лет назад, когда я глубоко и осмысленно начала заниматься целительной деятельностью, – это была уже Радосвета, – волей судьбы я много общалась с людьми преклонного и старческого возраста. Общаясь с ними, я видела смерть очень близко. Глядя на этих людей, больше думала о Боге, осознавая цикл повторяющихся рождений и смертей, через которые живые существа проходят в материальном мире воочию. Мне всех их было жалко, от чувства сострадания сама чувствовала себя больной. Я понимала, что уходят они неизвестно, куда, у многих жизнь была прожита в основном зря. Простые неверующие в Бога люди уходили в жутком страхе и мучениях, перед смертью видели много страшного и даже жуткого. Многие умирали очень долго, приходя в сознание, немногие даже успевали рассказать, что уже успели увидеть. Подробности даже страшно описать. Я говорила им: «Зовите Кришну!» Одна бабушка умирала с Кришной, – она, умирая, открыла глаза, я ей успела сказать: «Харе Кришна». Они умирали, а я им всем в ухо говорила махамантру, призывала Кришну. В моем присутствии за два-три дня до смерти люди повторяли все, о чем я их просила. В душе у меня появилась радость и счастье, а лица умерших людей были удовлетворенными и даже спокойными.
   Сейчас, вспоминая свой прежний опыт, когда я смотрела на людские страдания, подумала о том, какое счастье выпало мне. Ведь пока я сидела около них, осознала, для чего надо повторять махамантру. Святое Имя нужно повторять, повторять….
   Когда по просьбе родственников я оставалась сидеть у гроба, с мертвецом один на один, то читала джапу-медитацию. Родственники умерших называли меня святой и просили приходить к ним и посидеть с ними уже после похорон. Они говорили мне, что чувствуют защиту рядом со мной, им так спокойнее. Этим людям я ненавязчиво говорила о философии сознания Кришны, о Святом Имени…. Они благодарили меня. Теперь я занимаюсь духовно-целительской практикой Живой. Те люди, которых я знала в прежние времена, до сих пор обращаются ко мне за помощью. И я, как и прежде помогаю им!
   – Дорогая Радосвета, скажите, кто такая Богиня Жива?
  – Бог является единым и многопроявленным. Вселенная – это и есть единый и многопроявленный Верховный Господь. Этот огромный организм обладает Духом Жизни, вселенской силой Творения. Исток этой энергии, Изначальный Свет, Свет Верховной Божественной Личности. Изначальный Свет вечно льется на все сущее в виде Живы. Жива — это проявление духа Всевышнего Господа, Его наивысшая жизнетворящая суть. Она проявляется как основа жизни, питания, наполнения и гармонизации. Жива — это жизнь во всех ее формах и проявлениях. Жива, представлена в двух ипостасях: как Сила Света или Энергии и как Богиня – одна  из вышних проявлений Кришны – Шримати Радхарани. Богиня Жива, выступает духовной силой, которая направляет людей к развитию и гармоничной, праведной духовной жизни, дает исцеление, здоровье и счастье.
   – А как вы чувствуете Богиню Живу? - Это была Добромила.
   – Когда я провожу Живу, то чувствую, что сама становлюсь Живой, она через меня проявляется. Эти ощущения зависят от того, сколько и как человек будет практиковать Живу. Обычно на первой ступени посвященный чувствует ее просто как поток энергии. Это ощущение приходит сразу во время посвящения, когда через энергетические центры на ладонях и ступнях начинает лучиться животворная энергия. Более эффективно Жива, действует, если ощущать ее как Богиню, наделенную личностью, к которой мы обратились. Призвали и с которой взаимодействуем, которую благодарим. Человек может соединяться с любым проявлением Божества.
   – Что дает человеку посвящение в духовное целительство Живой?
   – Во время Посвящения духовный проводник определенным образом настраивает энергетические тела, энергетические центры человека, и его взаимодействие с Живой становится более мощным и качественным. Когда мы проходим настройку, Живы, изменяются негативные записи в нашем поле. Сами по себе отпадают те сущности, которые питаются низкой энергетикой, поскольку вибрации человека становятся на порядок выше. Жива, намного сильнее начинает проявляться. У практикующих Живу очень сильно перестраивается тело. Человек ощущает, что ему нужно меньше есть, качество пищи улучшается. Меняется мышление. И все это происходит довольно быстро – за две-три недели. Посвященный, практикуя Живу, постепенно исцеляется от болезней, и Жива уже нужна ему только для духовного развития и исцеления других людей. Он овладевает способностью направлять эту творческую силу миротворения через тот или иной мысленный образ. Так происходит осознанное миротворение. Так с помощью Живы человек творит чудеса: исцеляет болезни, материализует желаемое, гармонизирует свой внутренний и внешний мир, налаживает взаимодействие с Природой. У многих возникает способность ясновидения и яснознания — возможность получения нужной информации в нужное время прямо из пространства. На глазах улучшается качество жизни – люди, практикующие Живу, становятся здоровее, спокойнее, увереннее, богаче. Уменьшаются трудности, проблемы начинают решаться сами собой, человек ощущает больше радости и счастья, находит свое предназначение. Ведь в духовном мире есть все необходимые знания и умения, Посвящение делает их открытыми и доступными для применения. Проводящий Живу человек помогает Богу творить мир. Путь Живы – это путь творца, путь животворения.
   – Может ли по каким-то причинам прекратиться способность активного взаимодействия с Живой?
   – У посвященного в Живу эта способность не исчезает на протяжении всей жизни. Даже если он не будет практиковать много лет. Но когда возникнет потребность, человек может сразу сам активизировать Живу, призвав ее, и проводить через себя так же, как и после Посвящения.
  –  Каковы особенности целительских практик Живой?
  – Во-первых, это доступность, простота этих практик. Обучиться проводить и передавать Живу очень легко. Достаточно всего несколько часов обучения. Это могут освоить даже дети. Во-вторых, чем больше ты будешь практиковать, тем здоровее, гармоничнее и доброжелательнее станешь. Работа с Живой не отнимает силы, как это происходит, когда целитель использует свой личный канал. Кроме того, канал Живы, защищает проводника от внедрения чужеродных разрушительных мыслей. Живу можно использовать всегда и везде для своего блага и блага других людей. Главное, к каждому сеансу подходить осознанно, спокойно. Есть и такая важная особенность: целительский канал Живы, используется только для добра. Сколько бы мы ни пользовались Живой, ее меньше не станет. Однако нужно не забывать о законе взаимообмена. В ответ на полученную от Вселенной силу жизни — Живу, мы должны посылать Вселенной, Богам и людям, которые помогают нашему развитию, свою любовь, благодарность, уважение.
   Всегда надо помнить, что Жива — это свет, а человек, получивший посвящение в целительство Живой, становится проводником Света. Чем больше он практикует Живу и занимается самосовершенствованием, тем более ярким проводником и источником Света он становится. Чем больше людей Света будет в нашем мире, тем гармоничней будет жизнь на Бхурлоке. Вот этому, дорогая Добромила, я и буду тебя учить!
   Добромила поблагодарила Радосвету за ответы на вопросы, затем посмотрела на Богомила и сказала:
   – Дорогой Богомил, около трех дней назад я попросила вас о том, чтобы вы поведали мне о вечной природе души. Сегодня если позволите, я хотела бы продолжить разговор на эту тему. Скажите, пожалуйста, почему следует исполнять свой долг, несмотря на трудности?
   Мудрец кивнул головой и, улыбнувшись, ответил:
   – О, Добромила, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето.  Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, поэтому нужно научиться терпеливо, переносить их, оставаясь невозмутимым.
   –  Очень часто из уст людей я слышу слова: «Жизнь дана человеку один раз». Однако жизнь не кончается с этим телом. Когда приходит свой срок мы просто меняем одно тело на другое – это лишь вопрос времени. В связи с этим я хотела бы услышать от вас: «Каковы качества и природа души?»
   Богомил молчал какое-то мгновение, затем начал говорить:
   – Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает.
   Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остается неизменной.
   Смена тел позволяет живому существу испытывать разнообразные радости и страдания, пожиная плоды своих прошлых поступков.
   Того, кто постиг природу индивидуальной души, Сверхдуши, а также материального и духовного миров, называют самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел.
    То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.
   Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, – оно пронизано сознанием. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания. Я тебе говорил уже, что по величине душа равна одной десятитысячной кончика волоса.
   Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души. Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому, как действие лекарства распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, –  оно проявляется как сознание. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа.
   Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. Так  душа  полностью проявляет свою духовную природу.
   Таким образом, ощутить присутствие бесконечно малой души может каждый здравомыслящий человек.
   Крошечная душа может распространять свое влияние на все тело живого существа. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается.
   Крошечные частицы духовного целого можно сравнить с корпускулами солнечного света. Солнечный свет состоит из бесконечного количества сверкающих частиц. И точно так же отделенные частицы Верховного Господа – это  крошечные искорки Его сияния, представляющего собой высшую энергию Господа.
   Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
   По своим качествам бесконечно малая отделенная частица Высшего Духа неотлична от Всевышнего. Она не подвержена тем изменениям, через которые проходит материальное тело. Тело проходит через шесть видов изменений: оно появляется на свет из чрева матери, некоторое время существует, растет, производит себе подобных, постепенно увядает и, наконец, уходит в небытие. Однако душа не подвержена изменениям. Душу называют нерожденной, но, поскольку она находится в материальном теле, кажется, будто она рождается вместе с телом. На самом деле душа, находящаяся в теле, не рождается и не умирает. Все рожденное обречено на смерть. Но поскольку душа не рождается, для нее нет прошлого, настоящего и будущего. Она вечная, всегда существующая и изначальная. Иными словами, невозможно установить время ее появления на свет. Мы пытаемся определить, когда душа появилась на свет, только потому, что распространяем на нее телесные представления. В отличие от тела, душа никогда не стареет. Вот почему так называемые старики иногда ощущают себя детьми или юношами. Изменения, происходящие с телом, не затрагивают душу. Душа никогда не увядает, как это происходит с деревом или любым другим материальным предметом. Она также не производит на свет побочные продукты. Порождения нашего тела, наши дети, являются самостоятельными индивидуальными душами, и мы считаем их своими детьми только потому, что они связаны с нашим телом. Тело развивается благодаря присутствию души, но сама душа никого не производит на свет и не претерпевает никаких изменений. Таким образом, душа не подвержена шести видам изменений, через которые проходит тело.
   Душа исполнена знания, иначе говоря, она всегда обладает сознанием. Сознание – неотъемлемое  свойство души. Даже если нам не удастся обнаружить душу там, где она находится, – в сердце, мы все равно можем установить ее присутствие по наличию сознания. Иногда мы не видим солнца, потому, что небо затянуто облаками или по какой-то другой причине. Однако разлитый повсюду солнечный свет свидетельствует о том, что сейчас день. Когда ранним утром небо светлеет, мы тотчас понимаем, что солнце восходит. Аналогичным образом, сознание, которое присутствует в каждом теле – и  в теле человека, и в теле животного, – указывает на то, что в нем находится душа. Однако сознание индивидуальной души отлично от сознания Всевышнего, ибо Его сознание всеобъемлюще. Господь знает все, что происходило в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем. Индивидуальной душе присуща забывчивость. Когда душа забывает о своей истинной природе, она может получить знание, внимая наставлениям Господа Шри Кришны. Но Самого Шри Кришну никак нельзя сравнить с забывчивой душой
   Сверхдуша и индивидуальная душа сидят на одном дереве тела, в сердце живого существа, но только тот, кто избавился от всех материальных желаний и скорби, может по милости Всевышнего постичь величие души.
   Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.
   Переход крошечной индивидуальной души в новое тело становится возможным по милости Сверхдуши. Сверхдуша исполняет желания индивидуальной души, подобно тому, как один друг исполняет желания другого.
   Душу и Сверхдушу можно сравнить с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них – индивидуальная  душа поедает плоды этого дерева, а другая – Кришна наблюдает за действиями своего друга. Хотя эти две птицы в качественном отношении подобны друг другу, одна из них полностью поглощена вкушением плодов материального древа, а другая просто наблюдает за ее действиями. Кришна – это  птица – свидетель, а человек – птица, которая поедает плоды материального древа. Хотя они друзья, одна из них всегда остается господином, а другая – слугой. Когда бесконечно малая душа забывает об этих отношениях, она вынуждена постоянно менять свое положение, перелетая с одного дерева на другое, то есть, переселяясь из тела в тело. Пока живое существо сидит на дереве материального тела, она вовлечена в тяжелую борьбу за существование, но, как только она согласится признать вторую птицу своим Духовным Учителем, птица-слуга тотчас избавится от скорби и страданий.
   Хотя обе птицы сидят на ветвях одного и того же дерева, одна из них пребывает в постоянной тоске и тревоге, ибо пытается насладиться его плодами. Но если по той или иной причине страждущая душа обратит взор на своего друга, Верховного Господа, и осознает Его величие, она тут, же освободится от всех тревог и беспокойств.
   Душу нельзя расчленить никаким оружием, сжечь огнем, намочить водой или иссушить ветром.
   Меч, ливень, смерч  не может уничтожить вечную душу. Поскольку крошечные души вечно сохраняют свою индивидуальность, они склонны попадать под влияние иллюзорной энергии, лишаясь, таким образом, возможности общаться с Верховным Господом. Так искры пламени, которые качественно неотличны от огня, гаснут, вылетая из костра.
   Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства.
   Все перечисленные характеристики индивидуальной души служат неоспоримым доказательством того, что она всегда остается бесконечно малой частицей духовного целого и никогда не меняет своего положения. Очистившись от материальной скверны и обретя освобождение, индивидуальная душа может предпочесть остаться духовной искрой в сиянии Верховного Господа, однако разумные души поднимаются на духовные планеты, где вступают в общение с Личностью Бога.
   Живые существа, вне всякого сомнения, находятся в каждом уголке творения Бога: они живут на суше, в воде, воздухе, под землей и даже в огне.
   Душа невидима, непостижима и неизменна.
   Как я уже говорил, размеры души настолько малы, что ее невозможно увидеть. Что же касается самого факта существования души, то его нельзя установить экспериментально, и единственным доказательством ее существования являются ведические писания. Мы должны принять их слова на веру, ибо другого источника знания о существовании души у нас нет, хотя мы и можем ощутить ее присутствие. На свете есть очень, много истин, которые нам приходится принимать на веру, просто доверяя авторитету того, кто их утверждает. Так, никто из нас не станет отрицать факт существования своего отца. Мы не сомневаемся в том, кто наш отец, хотя единственным доказательством этого являются слова нашей матери. И точно так же единственным источником знания о душе являются Веды. Душа обладает сознанием, и она – самосознание. В отличие от тела, душа не претерпевает никаких изменений. Будучи вечно неизменной, душа всегда остается бесконечно малой по сравнению с беспредельной Высшей Душой. Высшая Душа беспредельна, а индивидуальная душа бесконечно мала. Поэтому крошечная индивидуальная душа, никогда не сравняется с бесконечной Высшей Душой. Эту мысль в различных вариантах я неоднократно повторяю только для того, чтобы подтвердить неизменность понятия о душе. Всякую мысль необходимо несколько раз повторить, чтобы как следует усвоить ее и избежать ошибок.
   Тот, кто родился, непременно умрет, а после смерти снова появится на свет. Это неизбежно.
   Деятельность живого существа определяет условия, в которых оно окажется в следующей жизни. Завершив очередной этап деятельности, оно встречает смерть, чтобы затем родиться вновь и начать новый этап своей деятельности. Так живое существо вращается в круговороте рождения и смерти и не может из него вырваться.
  – Дает ли знание того, что смерть неминуема, право на жестокость?
   – Нет. – Богомил покачал головой. – Сам факт существования круговорота рождения и смерти не является оправданием войн и бессмысленного убийства людей и животных. Но вместе с тем насилие и войны неизбежны в человеческом обществе, так как без них невозможно поддерживать законность и порядок….
   


Рецензии