Добромила Иванова. 19 Жемчужина

Утром, когда Добромила пришла к Шавереным, в комнате Богомила раздавались голоса, один из которых принадлежал Мирославу Свирину. Светозара и Богослава играли в куклы. Вскоре, Радосвета пригласила всех к завтраку. Позавтракав Добромила, сказала следующие слова, не к кому конкретно ни обращаясь:
   – Мы достаточно много знаем о Харе Кришна махамантре. Знаем о том, как она переводится: «О, Всепривлекающий и Всерадующий Господь. О, энергия Господа». Повторение святого имени позволяет пробудить любовь к Кришне и вкусить нектар трансцендентного блаженства. В конце концов, тот, кто произносит святое имя Кришны, вступает в общение с Ним и начинает служить Ему, погружаясь в великий океан любви. Но, тем не менее, мне хотелось бы услышать о ней что-нибудь еще. Возможно то, что я еще не знаю или о чем догадываюсь. Свои догадки или мысли по этому вопросу я хочу просто-напросто развеять и укрепить, чтобы у меня не было больше вопросов или сомнений по этому поводу.
  Мирослав, Богомил и Радосвета обменялись взглядами. Потом единодушно решили, что на поставленный вопрос будет отвечать Богомил, как старший из всех. Мужчина молчал какое-то время, затем начал говорить:
  – Перед тем, как начать говорить, человек должен спросить себя – помнит ли он, что являет-ся душой, а не телом? Тот, кто сознал себя вечной душой, слугой Кришны, не говорит от лож-ного эго, из его уст исходит чистый духовный звук, или слова, очищающие все окружающее и дарующие благо каждому.
   Если на протяжении всей своей жизни человек внимательно повторяет святые имена Господа, они запечатлеваются в подсознании ума и в момент смерти святое имя Бога, словно луче-зарное солнце, озарит его сознание.
  Обычно в смертный час человек испытывает одиночество и скорбь. Функции ума и органов чувств нарушаются. Период отделения души от тела болезнен для обычного человека. Однако он не является таковым для преданного Господа. Смерть безболезненна, но страх смерти, присутствующий в уме, причиняет страдания и ментальную боль. Харе Кришна махамантра является единственным спасительным средством, помогающим человеку умиротворенно и безбоязненно миновать период мрака и неизвестности в момент смерти. Она становится факелом, освещающим путь при переходе на другой берег океана жизни.
  Трансцендентная вибрация, возникающая в результате повторения Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, – это возвышенный метод возрождения нашего трансцендентного сознания. Как живые духовные души, мы все – изначально  сознающие Кришну существа, но сейчас наше сознание осквернено материальной атмосферой, поскольку с незапамятных времен мы соприкасаемся с материей. Материальная атмосфера, в которой мы сейчас живем, называется майей, то есть иллюзией.
  – Что же это за иллюзия?
  – Она заключается в том, что все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее суровых законов. Когда слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, говорят, что он находится в иллюзии. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на деле все больше и больше запутывается в ее сетях. Поэтому, несмотря на то, что мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь покорить ее, мы попадаем во все большую зависимость от нее.  Эта иллюзорная борьба с материальной природой сразу же прекратится, как только мы возродим в себе вечное сознание Кришны.
   Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе – трансцендентный  метод возрождения этого изначального, чистого сознания. Произнося этот трансцендентный звук, мы можем очистить свое сердце от любых страхов. В основе всех этих страхов лежит ложное сознание: «Я – господин всего, что вижу».
   Сознание Кришны не является чем-то, искусственно навязанным уму. Это сознание – изначальная, естественная энергия живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание возрождается.  Этот простейший метод медитации рекомендован для нынешнего века. Можно убедиться на практике, что повторение этой маха-мантры, то есть Великой Песни Освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный экстаз, приходящий непосредственно из духовной сферы. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы заняты удовлетворением чувств, как будто находимся на более низкой, животной стадии. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных наслаждений, чтобы вырваться из материальных оков, занимается эмпирическим философствованием. Достаточно разумный человек превосходит уровень эмпирического философствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин - внутри и вовне всего сущего. И когда он действительно достигает уровня духовного понимания, поднявшись над сферами чувств, ума и интеллекта, то находится на трансцендентном уровне. Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, поэтому эта звуковая вибрация выходит за рамки всех низших уровней сознания: чувственного, умственного и интеллектуального. Поэтому для повторения маха-мантры не нужно понимать, что она означает, а также прибегать к помощи эмпирического философствования или прилагать какие-либо интеллектуальные усилия. Это приходит само собой, непосредственно с духовного уровня, поэтому каждый может принять участие в пении и повторении мантры, и для этого не требуется обладать никакими особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой ступени человек, обладая духовным знанием, не должен совершать оскорблений.
   На начальных стадиях человек может не ощущать всех проявлений трансцендентного экстаза, которых насчитывается восемь: 1) потеря дара речи; 2) испарина; 3) волосы на теле встают дыбом; 4) дрожание голоса; 5) озноб; 6) побледнение кожи; 7) плач в экстазе; 8) транс. Однако нет сомнения, что, если человек повторяет мантру в течение некоторого времени, он сразу же поднимается на духовный уровень, и первый признак этого – желание  танцевать во время пения мантры. Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальной жизни, потребуется чуть больше времени, чтобы достичь этой нормы, но даже такой погрязший в материальном человек очень быстро поднимается на духовный уровень. Когда мантру поет с любовью чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, чтобы достичь немедленного эффекта, мы должны слушать пение и повторение мантры из уст чистого преданного Господа. Насколько это, возможно, необходимо избегать слушать, как поют и повторяют мантру непреданные. Молоко, которого коснулись губы змеи, становится ядовитым.
   Слово Хара – это  форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Рама – формы  обращения к Самому Господу. И Кришна и Рама, оба имени означают «высшее наслаждение», а Хара – это  высшая энергия наслаждения Господа, в звательном падеже принимающая форму Харе. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Его.
   Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энер-гий Господа. И мы, живые существа, тоже энергия, пограничная энергия Господа. О живых существах говорится, что они выше материальной энергии. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестественная ситуация, но когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией, Харой, она утверждается в своем нормальном счастливом состоянии.
   Эти три слова: Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена махамантры. Пение и повторение мантры – это  духовный призыв к Господу и Его энергии защитить обусловленную душу. Оно подобно непритворному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному обрести милость Господа-Отца, и Господь являет Себя преданному, искренне повторяющему эту мантру. – Богомил сделал паузу, затем молитвенно сложил ладони, сказал:
    – Да славится всепобеждающее пение святого имени Господа Кришны, которое способно очистить зеркало сердца и потушить пылающий пожар материального существования! Пение святого имени подобно прибывающей луне, которая побуждает распуститься белую лилию удачи для всех живых существ. В нем жизнь всего знания. Повторение святого имени Кришны углубляет океан духовного блаженства. Оно несет живительную прохладу всем и позволяет вкусить нектар бессмертия на каждом шагу.
    Поблагодарив Богомила за сказанные слова, Добромила задала следующий вопрос:
   –  Как обрести мир?
   – Каждое живое существо ищет мира, покоя. В этом суть его борьбы за существование. Будь то обитатели вод или высокоразвитые люди, муравей или Брахма —первое сотворенное существо в этой вселенной, – все хотят обрести умиротворение. Это главное, к чему стремятся живые существа. По-настоящему умиротворен только тот, кто пребывает в полном сознании Кришны, ибо у такого человека нет эгоистических желаний. Это особое качество, присущее человеку, находящемуся в сознании Кришны. Такого человека называют акама. Акама означает, что у него нет желаний, ему не о чем просить. Он самодостаточен и полностью умиротворен. Что же это за человек? Это преданный, утвердившийся в сознании Кришны. Все остальные люди делятся на три категории. К первой категории относятся те, кто ищет материальных радостей, материального счастья. Эти люди хотят только есть, пить, веселиться и наслаждаться. Разные тела предоставляют различные возможности для наслаждения. Люди ищут чувственных удовольствий на этой планете, на других планетах — везде, где только можно. Главное для таких людей — удовлетворять свои чувства. К следующей категории относятся люди, которые устали от погони за чув-ственными  наслаждениями или разочаровались в них и теперь хотят выпутаться из сетей материи. Некоторые из таких людей в поисках знания размышляют над тем, что представляет собой Абсолютная Истина. Одним словом, некоторые люди стремятся к чувственным удовольствиям, а некоторые — к освобождению, или спасению. У тех, кто ищет спасения, тоже есть желание: они хотят выпутаться из сетей материи. Кроме них, есть еще йоги, или те, кто стремится к мистическому совершенству. Существует восемь видов мистического совершенства, к которым, в частности, относится способность становиться меньше наименьшего или тяжелее самого тяжелого, а также способность немедленно получать все, что ни пожелаешь. Таким образом, и у обыкновенных людей – тех, кто ищет чувственных удовольствий, – и у тех, кто хочет обрести спасение или мистическое совершенство, есть то или иное желание. А как же обстоит дело с преданными? У преданных нет эгоистических желаний. Единственное, чего хотят преданные, — это служить Кришне, поэтому они просто ждут указаний Кришны и находят удовлетворение в том, чтобы выполнять их. Если Кришна велит преданным отправиться в ад, они готовы отправиться в ад. А если Кришна говорит: «Идите ко Мне», они пойдут к Нему. У них нет никаких эгоистических желаний. Таково истинное совершенство. Есть замечательный стих, в котором преданный молит Господа: «Я хочу полностью сосредоточить свое сознание на Тебе, дорогой Господь, я хочу обрести сознание Кришны и освободиться от всех желаний, порождаемых умом». Поскольку мы находимся в плену материи, у нас много эгоистических желаний. Некоторые люди ищут чувственных удовольствий; те, кто поднялся в своем развитии чуть повыше, пытаются обрести удовлетворение на уровне ума; еще выше стоят те, кто стремится совершать в этом мире разные чудеса и демонстрировать таким обра-зом свое мистическое могущество. Все эти люди, несмотря на различие в их положении, являются пленниками материи. Но тот, кто пребывает в сознании Кришны, обращается к Господу со словами: «О, Господь, когда же я начну служить Тебе, полностью погрузившись в мысли о Тебе?» «Мысли о Тебе» – это не какие-то абстрактные, надуманные идеи, а совершенно определенный, реалистичный настрой: «Я непременно обрету покой». Действуя с таким настроем, мы избавимся от всех надуманных идей, типа: «Я хочу этого», «Я хочу того». Мы витаем на уровне ума. Мы доверили уму руководить нами, и теперь он гонит нас: «Иди туда, иди сюда». Необходимо прекратить эту бессмысленную деятельность и решить для себя: «Кришна, я просто стану Твоим вечным слугой. И я буду безмерно рад от того, что нашел своего господина». Тому, кто не обладает сознанием Кришны, не за кем идти. Такие люди руководствуются лишь собственными соображениями, тогда как человек, пребывающий в сознании Кришны, действует под началом верховного повелителя и потому ничего не боится. Например, пока ребенок находится под защитой родителей, ему нечего бояться, но, когда он начинает действовать независимо от них, у него возникает много трудностей. Это грубый пример, но он помогает нам понять, что, если человек полностью избавится от всех надуманных идей и, погрузившись в сознание Кришны, день и ночь будет заниматься преданным служением, он немедленно обретет покой. Вот что такое истинное умиротворение. По-настоящему умиротворенны те, кто пребывает в сознании Кришны, ибо они свободны от эгоистических желаний. Люди, которые ищут чувственных удовольствий, стремятся к спасению или пытаются с помощью йоги приобрести мистические способности, постоянно охвачены беспокойством. А пока человек охвачен беспокойством, можно не сомневаться, что он все еще находится во власти материальной природы. Освобождение мы обретаем лишь тогда, когда избавляемся от беспокойств. Все наши тревоги и страхи возникают от того, что мы не знаем, кто всем управляет, не знаем Кришну, Верховного Господа. Мы придерживаемся каких-то других представлений и из-за этого постоянно охвачены беспокойством. Есть немало примеров, показывающих, что преданному не страшны никакие трудности. Так уж устроен этот мир: перед человеком, который начинает служить Господу, сразу возникает множество препятствий. Однако эти препятствия не могут остановить его, они не помешают ему продвигаться по духовному пути. Каждый из нас должен гореть желанием обрести сознание Кришны, иначе мы так и останемся в царстве майи, иллюзии. Как только майя увидит: «Ага, эта душа пытается выйти из-под моей власти», она непременно постарается нам помешать. Тому же, кто развил в себе сознание Кришны и полностью вручил себя Верховному Господу, майя уже не страшна. Обрести сознание Кришны — значит обрести подлинное умиротворение. Все люди стремятся к миру. Прежде всего, мы должны признать, что все принадле-жит Богу. Мы всего лишь гости, которые пришли сюда лет на пятьдесят или сто. Каждый из нас приходит и уходит, но, пока человек живет здесь, он думает: «Это моя страна. Это моя семья. Это мое тело. Это мое имущество». А потом, когда Всевышний приказывает нам расстаться с нашим домом, имуществом, с телом, семьей,  мы теряем все это и, подчинившись высшей воле, отправляемся жить в ином теле, в иных условиях. Мы находимся во власти материальной природы, и она дает нам различные тела: «Теперь, получите это тело». Так мы получаем тело кошки, собаки или человека. И мы отождествляем себя с этим телом, хотя на самом деле даже оно нам не принадлежит.
  – Разве могут существа, пребывающие в таком невежестве, быть умиротворенными? – Это была Добромила.
  – Умиротворение обретает лишь тот, кто понял, что все принадлежит Богу. Наши друзья, родители, их родители — все они пришли сюда лишь на время. Только тогда, когда люди осознают это, наступит мир. Мы ищем друга, который помог бы нам обрести покой, умиротворение. Этот друг – Кришна, Бог. Просто подружитесь с Ним, и тогда все станут вашими друзьями. Бог пребывает в сердце каждого, и, если вы подружитесь с Богом, Он будет изнутри подсказывать всем живым существам, относиться к вам дружелюбно. Просто постарайтесь установить дружеские отношения с Богом, и тогда все станут вашими друзьями. Если все люди осознают эту замечательную истину, если они поймут, что Бог – друг каждого и что все принадлежит Ему, они обретут умиротворение. Поняв это, вы станете умиротворенным. Именно так можно обрести покой. Если вы посягаете на то, что принадлежит Богу, если вы говорите, что это ваша собственность, вам непременно придется иметь дело с материальной природой. Она объяснит вам, что это не ваша собственность: вы просто пользуетесь тем, что предоставил вам Бог. Единственное, что от вас требуется, – это подняться на уровень совершенного сознания Кришны. Если вы не подчиняетесь этому закону, не желаете следовать этому принципу, если вы хотите наслаждаться больше, чем вам положено, тогда и страдать вам придется больше. Уйти от этого никому не удастся. Умиротворение обретает тот, кто развил в себе сознание Кришны, ибо у такого человека нет эгоистических желаний. Для человека, сознающего Кришну, не существует ничего, кроме Кришны. Только те, кто обладает сознанием Кришны, по-настоящему умиротворенны и ничего не боятся. Такие души живут не в раю, не в аду, не где-то еще: они – с Кришной, и потому для них везде – Вайкунтха, «место, где нет страха». Господь Кришна в образе Параматмы, Сверх-души, присутствует повсюду. Он есть даже в сердце свиньи. Свинья питается ис-пражнениями, однако это вовсе не означает, что Верховный Господь, находясь в ее сердце, тоже подвергается такому наказанию. Господь и Его преданные всегда трансцендентны к гуннам материальной природы. Людей, которые всецело пребывают в сознании Кришны, можно встретить очень редко, и они отличаются необыкновенной умиротворенностью. Среди многих миллионов людей едва ли найдется один человек, который на самом деле сознавал бы Кришну. Очень редко кому удается достичь этого уровня – обрести сознание Кришны.
   Из миллионов людей лишь считанные единицы проявляют интерес к сознанию Кришны. Не пренебрегайте этими знаниями, ибо возможность приобрести их очень
редка. Если вы разовьете в себе сознание Кришны, ваша жизнь увенчается успехом. Вы осуществите предназначение человеческой жизни. Семя сознания Кришны – это огромная ценность, которая редко кому достается. Существует 8 400 000 видов материальных тел и что бесчисленные души, странствуя по вселенной, переселяются из одного тела в другое. Из великого множества таких существ, быть может, кому-то одному выпадет настоящая, духовная удача. Иногда преданные Господа ходят по домам, как нищие, которые просят милостыню. Нищенствующий преданный не станет ничего просить, но, если человек даст ему что-нибудь, пусть даже всего одну лепешку, взамен он обретет духовное богатство. Человек, который предложит чистому преданному, пришедшему в его дом, одну лепешку, обретает духовное богатство. Тот, кто уже духовно богат, старается принимать преданных как можно лучше. Согласно. Даже если к вам домой пришел враг, вы должны оказать ему такой прием, чтобы он забыл, что является вашим врагом. А уж когда к вам приходит чистый преданный, который всем пожертвовал ради служения Господу, вы тем более должны оказать ему достойный прием. Именно так следует поступать семейным людям. В полдень семейный человек должен выходить на улицу и всех, кто голоден, приглашать к себе на обед. И только если никто не откликнется на его зов, глава семьи имеет право приняться за еду. Существует много подобных правил и предписаний, и все они призваны сделать человека праведным. Это не какие-то суеверия или излишние требования: в человеке необходимо воспитывать праведность. И поскольку мы – неотъемлемые частицы Бога, нам дается возможность получить такое воспитание. Получив его, мы рано или поздно сможем обрести сознание Кришны. Если в процессе этого воспитания человеку доведется встретить святого учителя, чистого преданного Господа, то благодаря общению с таким учителем он очистится. Если в прошлом человеку выпала удача совершить поступки, несущие духовное благо, то позже такой человек будет стремиться к общению с чистым преданным. Душа получает семя сознания Кришны по милости духовного учителя и по милости Кришны. Когда духовный учитель и Господь Кришна хотят, чтобы человек развил в себе сознание Кришны, это семя дает хорошие всходы. Так благодаря своим духов-ным заслугам человек обретает удачу и пробуждается к духовной жизни, а затем он встречает истинного духовного учителя и по его милости получает семя сознания Кришны. Это происходит потому, что такой человек внутренне уже стремится к духовному знанию и ищет общения с возвышенным преданным. Таков, в общих чертах, путь духовного развития. Кришна внутри вас, и, если Он видит, что вы очень искренни, что вы ищете Его, Он посылает к вам истинного духовного учителя. По милости Кришны и духовного учителя душа получает семя сознания Кришны. Это семя у вас уже есть. Предположим, у вас есть семечко, из которого может вырасти замечательный куст роз. Что вы будете делать с этим семечком? Если у вас есть семя какого-нибудь хорошего растения, вы должны его посеять. Но куда его посеять? Познакомившись однажды с сознанием Кришны, вы должны просто посеять это семя в своем сердце. Не в обычную землю, а в землю своего сердца. После того как вы посеяли это семя, вам нужно его поливать: повторять и слушать святые имена. Просто поливайте этой водой семя сознания Кришны, которое вы посеяли в своем сердце, и оно непременно прорастет. Получив посвящение, не останавливайтесь на достигнутом, не думайте, что теперь в повторении и слушании нет необхо-димости. Обязательно продолжайте это делать. Если не поливать растение, оно засохнет и не станет приносить плодов. Подобно этому, даже если вы достигли высот в сознании Кришны, ни в котором случае не прекращайте слушать и повторять трансцендентные звуки. Майя необычайно сильна, ее могущество огромно, поэтому, как только она увидит, что вы стали пренебрегать духовной жизнью, она тут же иссушит вас. Сознание Кришны растет в вас лишь потому, что вы поливаете это растение. Как же оно растет? Любое известное вам растение ограничено каким-то пределом: сколько бы оно ни росло, есть предел, дальше которого оно расти, уже не может. Но сознание Кришны в своем развитии выходит за пределы материальной вселенной, ибо тот, кто им обладает, не довольствуется благами, которые можно обрести на планетах этой вселенной. Высочайшая планета духовного мира – Кришналока. Она подобна цветку лотоса, на котором стоит Кришна. Когда росток сознания Кришны достигает Кришналоки и находит лотосные стопы Кришны, он больше никуда не стремится. Подобно какому-нибудь побегу, который растет, растет, растет, и потом, наконец, прикрепившись к чему-нибудь, начинает пышно цвести, растение преданности расцветает лишь тогда, когда оказывается у лотосных стоп Кришны. Как только растению сознания Кришны удается обвить лотосные стопы Кришны, оно решает там остаться: «Все, теперь мое путешествие завершилось. Здесь я хочу расцвести». «Цвести» – значит наслаждаться общением с Кришной. Только общаясь с Ним, преданные обретают полное удовлетворение. За растением преданности нужно непрерывно ухаживать, и, если человек, уже утвердившийся на пути сознания Кришны, успешно продолжает идти вперед, он сможет вкусить плод этого растения уже в нынешней жизни. Продолжая повторять и слушать святые имена Господа, вы будете расти, и расти и, достигнув лотосных стоп Кришны, обретете возможность наслаждаться общением с Ним.
  – Скажите, пожалуйста, что такое карма? – обратилась Добромила к Радосвете.
  – Карма не так проста. Законы кармы утверждают, что в каждой жизни есть заранее оговоренная  последовательность вещей, которым нужно научиться, и болезнь или состояние здоровья могут быть способом прохождения этого обучения. Чтобы исцелить ошибки, нужно их понять и исправить или изменить отношение к жизни. Возможно, для их разрешения нужно просто полностью пережить определенные эмоции. Если этого не случилось в этой жизни, в которой произошла ситуация, это может произойти в следующей.
  Карма создается эмоциональными привязанностями, которые переносятся из одной жизни в следующую. Именно эта сила заставляет людей снова и снова возвращаться на Бхурлоку, чтобы прояснить эти ситуации и эмоции. Путь к Просветлению исцеляет всю карму и освобождает людей от цикла перерож-дений, но карма может быть только при воплощении в теле. Карма означает действие — все, что мы говорим, делаем или о чем думаем. Вообще традиция йоги определяет понятие «карма» тремя разными способами. Первое – действия, которые мы совершаем в настоящий момент, второе – влияние, которое наши прошлые деяния оказывают на наш характер и жизненный опыт, третье – то, что можно назвать судьбой. Когда мы говорим о каких-либо событиях жизни «это карма», мы, скорее всего, используем второе значение слова, имеющее отношение к тому факту, что мы в данный момент пожинаем результаты чего-то сделанного в прошлом. Мистическая йогическая концепция кармы – признание того, что мысли и действия трансформируют мир, он создается вновь и вновь нашими поступками и мыслями. Это первый принцип кармы: действия имеют последствия. Закон кармы, как его описывает традиция йоги, – это прежде всего закон причины и след¬ствия. Это то, что заставляет нас меняться, расти и развиваться. Это сила, стоящая за всеми изменениями. Многие думают о карме как о наших собственных действиях и их последствиях. Тем не менее, мы не живем в вакууме. Согласно традиции йоги, на нас влияет не только наш собствен-ный выбор, но и коллективная карма нашего времени и места, точно так же как и силы, действующие на планетарном и даже космическом уровне. Мы можем смотреть на Вселенную как на гобелен кармы, сотканный из действий, намерений и их след¬ствий. Наш личный жизненный опыт неразрывно переплетен с целым. Второй принцип кармы: наши прошлые мысли и дей¬ствия помогли создать нашу жизнь в настоящем, наши нынешние мысли и действия имеют огромное влияние на наше будущее. Существует пословица: «Если вы хотите узнать, что сделали в прошлом, посмотрите на вашу жизнь. Если вы хотите узнать, каким человеком вы станете в будущем, посмотрите на то, о чем вы думаете и что делаете сейчас». Вот где карма становится интересной и, может быть, таинственной. Наше индивидуальное сознание движется через множество жизненных циклов. Наши прошлые мысли и действия оставляют отпечаток в нашем подсознании. Эти впечатления, известные как самскары, хранятся в нашей памяти. Они – следы, которые проявляются в виде ментальных привычек и тенденций. Взятые вместе, эти ментальные привычки и тенденции определяют наш характер и создают фильтры, через которые мы смотрим на мир. Наша прошлая карма выражена в этих собранных самскарах, которые еще называются причинами, кармическими шаблонами. Самскары отражают нашу прошлую карму, и они же помогают определить то, как мы будем действовать в будущем. Изменяя свои привычки, можно создать новые самскары и, таким образом, новые кармические послед-ствия. Но верно и обратное – изменение способа мышления, самскар, влияет на наши поступки. Как говорит пословица: «Сей мысли – пожинай привычки, сей привычки – пожинай характер, сей характер – пожинай судьбу».
  Если коротко: хранящиеся в уме впечатления – подсознательная память прошлых мыслей и действий. Они являются корнями, причинами нашего будущего опыта. Поэтому, если мы хотим изменить жизнь, будет правильно, прежде всего, рассмотреть наши привычные способы мышления.
  Согласно традиции йоги, наши самскары из прошлых жизней определяют то окружение, в котором мы родились, – родителей, темперамент и прочее. Безусловно, основа данной идеи – концепция перевоплощения. Но даже если вы не верите в прошлые или будущие жизни, принять базовые постулаты кармы полезно: это поможет вам понять свою жизнь. Йога учит, что ваши прошлые действия и мысли создали определенный шаблон, из которого можно выйти, вырасти здесь и сейчас. Если вы хотите понять, как все это работает на практическом уровне, запишите на листе бумаги три ваших ярких способности или успешных сферы деятельности. Традиция йоги определяет это как хорошую карму. Существуют три основные проблемы в жизни – эмоциональные или ментальные блоки, области, где жизнь сложна например, ваше здоровье, семью или другие источники страдания и дискомфорта другими словами, вашу негативную карму. Подумайте над тем, как переплетение позитивных и негативных аспектов вашей жизни привело к вашему личностному росту и трансформации. Как помогли вам вырасти борьба и раны? Как успешные сферы жизни помогли испытать успех и удачу? То есть, как ваша позитивная и негативная кармы сплетены вместе, помогая вам стать тем, кем вы являетесь в настоящий момент?
  В то же время изменение кармы включает и изменение повседневной жизни. Часто, чтобы изменить наши привычки, которые удерживают старые кармы, нужно принимать маленькие, работающие в совокупности решения. Ваши действия имеют решающее значение. В конце концов, вы – результат собственных поступков. Действия важны не только для ваших личных отношений и персонального духовного опыта, но и для великого кармического сплетения – жизни на планете в целом. По мере того как вы будете применять кармические уроки в вашем собственном путешествии и трансформации, вы сможете изменить сознание людей вокруг вас – вашей семьи, социального окружения и даже всего мира.
  Несмотря на то, что теория кармы предполагает, что ваше настоящее находится под влиянием мыслей и действий прошлого, ваше будущее имеет отношение ко всему, что вы делаете сейчас. Нет более великой силы на земле, чем правильное действие в настоящий момент. Это третий и самый важный принцип кармы: вы всегда имеете выбор поступать или думать определенным образом. Даже если сейчас не все получается так, как бы вам хотелось, закон кармы говорит, что позитивное усилие, которое вы делаете, обязательно принесет плоды.  Это работает и на материальном, и на духовном уровне. Не важно, желаете ли вы просто изменить привычку или хотите пробудить ваше истинное Я. Если вы будете продолжать прикладывать усилия, вы достигнете цели. Ваши прошлые действия могут создать для вас некоторые препятствия, но настоящие действия помогут преодолеть их. Итак, согласно учению кармы, каждый момент — это результат вашего прошлого и зерно будущего.
   – Когда со мной случается что-то плохое, означает ли это, что я сделал что-то, чем заслужила это?
–  К сожалению, некоторые люди очень упрощают понимание того, как карма работает. Я не могу точно сказать, сколько раз слышала, как кто-то говорил другу, переживающему череду трудных обстоятельств в работе или личной жизни: «Ты, должно быть, сделал что-то, чем навлек это на себя». Конечно, если вы если постоянно едите вредную пищу, то, скорее всего, наберете вес. Однако во многих ситуациях действие кармы не так просто и понятно. Не существует легких, однозначных ответов на вопрос, почему случаются плохие вещи. Иногда мы пойманы в коллективную карму времени и места. Например, если вы живете в воюющей стране, эти условия очевидно будут влиять на вашу жизнь. Если вам повезло родиться в процветающей стране, вы будете иметь возможности, недоступные в других частях мира. Некоторые вещи происходят с нами случайно или являются результатом стечения обстоятельств, включающих других людей, политические и экономические ситуации, окружающие факторы и так далее. Любое тонкое понимание причины различных бед должно включать множество факторов — погоду, ошибки других людей, генетику и зачастую банальное невезение. То есть наше внутреннее отношение влияет на наш внутренний опыт. С йогической точки зрения большинство из нас несет воспоминания о ранах и несправедливостях прошлого. Также мы храним самскары собственных ран или боли, причиненной другим. Они могут сделать нас более предрасположенными к тому, чтобы в данный момент стать жертвой или палачом. Однако чем активнее мы выносим свои страхи и скрытые шаблоны в сознательную область психики через практику йоги и другие инструменты личностного роста, тем больше шансов изменить свое отношение к проблеме. А это первый шаг к изменению поведения, которое постепенно окажет эффект на обстоятельства нашей жизни. Ложное облегчение часто приносит мысль о том, что трудные обстоятельства – результат прошлых действий. На самом деле одна из йогических точек зрения считает: когда у вас случается несчастье или вы переживаете потерю, смотрите на это как на очищение от негативных прошлых карм.
  – Что такое кармические отношения? Как я узнаю, что нахожусь в них? – Это была Добромила.
  –  В каком-то смысле все, кого мы встречаем в жизни, — люди, с которыми у нас есть общая карма. Но по-настоящему кармические отношения — те, в которых у вас есть сильное, почти фатальное ощущение связи с другим человеком. Ты можешь чувствовать, что хорошо знаете другого человека, даже если только встретились. Ты знаешь, что находитесь в кармических отношениях, когда тебя необъяснимо влечет к кому-то, когда человек имеет сильное влияние на твою жизнь или когда ты пытаешься выйти из отношений, но не можешь.  Если дело касается отношений, неожиданное и быстрое влечение может быть сигналом, что в игру вступили кармические отношения. Чаще всего чувство влюбленности — крюк, который тянет тебя туда, где будет действовать карма. Через несколько лет, когда чувство влюбленности пропадет, ты можешь удивляться, как попала в эту ситуацию со своим партнером. Ответ заключается в том, что вам вместе нужно что-то проработать. С йогической точки зрения карма — магнит, который сводит людей вместе, и клей, который их держит.  Другой признак кармических отношений — естественное чувство долга. Иногда вы чувствуете, что должны другому человеку. В другой раз ты ощущаешь, что человек обязан тебе. Выплата кармических долгов зиждется именно на этом равновесии. Если ты ощущаешь отношения как кармические — не важно, с партнером, ребенком, родителем, — попытайся понять внутреннюю динамику игры. Если ты понимаешь, что внутренняя динамика в определенных отношениях имеет негативные аспекты, ты можешь сделать выбор, который разорвет этот цикл. Начните формировать сильное намерение сделать поворот в своем сознании или поведении и потом выясните, какие шаги ты можешь сделать, чтобы начать привносить эти из-менения в жизнь.
  – Может ли йога помочь изменить мои кармические установки?
  – Ваши самскары определяют, как вы взаимодействуете с другими и как реагируете на происходящее в жизни. Чем больше вы можете очистить и изменить ваши самскары, тем легче изменить поведение. Практики йоги и медитации могут служить мощным инструментом преобразования этих внутренних тенденций. В йоге принцип активного изменения кармы называется «тапас». Тапас подобен внутреннему огню, который растворяет внутренние кармические шаблоны и лежащие под ними самскары, запертые в теле и уме. Асаны могут очистить наши блоки в теле, а практика мантр по¬может убрать ментальные шаблоны, такие как разрушительные внутренние диалоги и глубоко укорененные представления о себе. Эти шаблоны часто выражаются в виде повторяющихся мыслей например, «Я не могу ни в чем преуспеть», «Я один в этом мире» , «Жизнь несправедлива». Мантра заменит эти мысли и создаст новые ментальные шаблоны. Медитация может открыть вам доступ к чистому восприятию, суть которого — свобода и радость. Как утверждают многие практикующие медитацию, это может привести к глубоким и спонтанным измене-ниям в вашем образе мышления, отношениях и даже направлении вашей жизни. Практики, которые смогут посеять зерна позитивных изменений в вашей жизни:
1. Начинайте день с позитивной установки. Например, «Я наполняю счастьем жизнь окружающих», или «Я нахожусь здесь и сейчас, когда общаюсь с людьми», или «Я эффективно выполняю свою работу, поэто¬му могу провести свободное время на природе». Обратите внимание на то, как намерение определяет весь ваш день.
2. Четко определитесь с мотивацией. Один из ключей к созданию позитивной кармы – действовать с позитивной мотивацией. Например, когда вы собираетесь сделать критическое замечание по поводу кого-то, проверьте, почему делаете это. Если вы заметите скрытое чув¬ство зависти или собственного превосходства, лучше запереть рот на замок или, наоборот, сказать комплимент.
3. Действуйте на благо других. Некоторые действия и мысли создают позитивные самскары, которые неминуемо приводят к позитивному жизненному опыту. Примите решение делать что-то доброе каждый день в течение недели.
4. Избавьтесь от плохой привычки. Иногда банальный отказ от маленькой при-вычки может изменить кармический шаблон и привести к тонким, но глубоким изменениям в жизни. На одну неделю решите, что не будете потворствовать одной из ваших плохих, непродуктивных привычек. Начните с чего-то простого – например, в момент, когда вы решаете поспать «еще пять минуточек», вместо того чтобы встать и заниматься, поступите по-другому – просто расстелите коврик для йоги и начните практику. Будьте терпеливы к себе, когда работаете с собственными привычками. Если вы оступитесь, простите себя и в следующий раз попробуйте заново!
5. Позаботьтесь об окружающих. Корень большинства негативных кармических привычек – эгоизм. Одно из противоядий в данном случае – забота об остальных и добрые дела. Один из самых мощных существующих способов создавать позитивные самскары – делать что-то не только для себя, но и во имя блага мира вокруг вас.
Нам всем хорошо знакома идея о том, что любое действие или движение порождает ответную реакцию. Будь это резкий ответ другому человеку, падение в пруд камня или извержение вулкана, – у любого действия всегда имеется вполне определенная реакция или противоположный эффект.
  Действия не только имеют внешнюю реакцию, но также, что исполнитель действия должен претерпевать реакцию. Всякое проявление любви, печали, счастья, зависти, боли или других человеческих чувств, рассматривается либо как источник подобного переживания в будущем, либо как результат предыдущего переживания.
Однако действие считается не просто внешним проявлением, как в западной трак-товке, но, прежде всего, является ментальным феноменом. В независимости от того, проявилось действие на физическом уровне или нет, - если присутствует мысль о действии, присутствует и Карма, можно считать, что действие было совершено. Карма – это движение разума, которое не обязательно должно выражаться внешне.      Источник этой Кармы или действия, психический «исполнитель», который также испытывает результаты действий, называется эго.
  Когда мы говорим, что на каждое действие существует равное ему противодействие, это вовсе не означает того, что мы снова и снова будем оказываться в одинаковых ситуациях, и выполнять те же самые действия. Скорее, коль скоро мы говорим о действии человека как о чисто психическом феномене, реакцию на действие следует рассматривать под тем же углом. Человек должен будет испытать ментальное страдание или удовольствие с той же силой, с какой они присутствовали в исходном действии. Но внешние условия, в которых происходит переживание действия и реакции, совсем не обязательно должны быть похожими.
   После выполнения действия в разуме остается отпечаток, который «вызревает» в желание или ментальную тенденцию, и это называется самскарой. Мы часто слышим, как некоторые люди вольно толкуют понятие кармы как последствия совершенного действия или действий, которые они претерпели или должны будут претерпеть в будущем; но если быть точнее, говоря о карме, они имеют ввиду не само исходное действие, но его отпечаток в разуме – самскару, ожидающую подходящих обстоятельств для того чтобы выразиться или осуществиться.
Почти все, что мы называем мечтами или желаниями, а также основными чертами характера, нашими интересами и наклонностями, нашими антипатиями и привязанностями, есть проявления самскар. То есть, это отпечатки, оставленные в разуме предыдущим опытом или действиями.
   Самскары классифицируются по трем основным типам. Приобретенные: это реакции на эгоистические действия, например, реакции на злость. Навязанные: наша культура, образование и окружение определенным образом формирует всех нас. Наши самскары создаются нашими собственными поступками и мыслями, но то, как мы делаем и думаем, подоплека наших идей и действий очень сильно зависит от общества, в котором мы живем, и каждый из нас несет на себе самскары, навязанные нам обществом. Например, наша половая тождественность – мужчина или женщина, предпочтения в пище, моральные установки и общепринятые отношения подпадают под эту категорию. Расизм, дискриминация по половому признаку и т.п. также являются в большинстве своем навязанными самскарами, и Тантра делает сильный акцент на очищение общества для предотвращения, насколько возможно, проникновения в характер людей подобных негативных и деструктивных особенностей. Врожденные: это индивидуальные особенности, ментальные склонности и неисполненные мечты, имеющиеся у нас с самого рождения и формирующие индивидуальность человеческого характера с младенчества. Эти врожденные самскары перешли из предыдущих жизней.
   Причиной того, почему удовольствие так быстротечно и непостоянно, является то, что оно зависит от существования в разуме подходящей самскары; когда самскара реализуется, чувство удовольствия, являющееся следствием любой ситуации или опыта, также заканчивается. Например, нам хочется мороженого, и, съедая его, мы испытываем счастье. Однако, съев одно мороженое и будучи этим удовлетворенным, маловероятно, чтобы вы испытали точно такое же удовольствие, съев второе и третье. А от следующего мороженого уже может стать неприятно. Наше желание или самскара была реализована после первого мороженого, а последующее употребление сладостей уже не гармонирует с нашими желаниями.
  Преходящим является не только удовольствие, но также и покой, который мы испытываем после него. Как только выразилась одна самскара, разум тут же занимает другая – и не все самскары приятные, многие из них болезненные. Наш разум никогда не пребывает в покое – нами постоянно движут мечты и желания и удовольствие и боль реакции на хорошие и плохие действия являются двумя сменяющими друг друга крайностями в человеческой жизни. В обычных обстоятельствах постоянный покой – поистине редкое достижение. Все самскары подобны оковам, из какого бы материала они ни были выкованы – из свинца (боль) или из золота (наслаждение); это все равно оковы, являющиеся временными барьерами перед вечным покоем и Блаженством. Блаженство – это нечто абсолютно отличное от удовольствия. Его источник находится над разумом и совершенно не зависит от чувств, действий и самскар. Каждый человек испытывает удовольствие или боль в соответствии со своими сам-скарами, но Блаженство одинаково для всех. Оно представляет собой заполнение разума духовными вибрациями, которое мы можем переживать бесконечно и никогда от него не устанем, как, например, от нашего мороженного. Блаженство – это не вид удовольствия, это высший и бесконечный результат достижения разумом покоя, благодаря перенаправлению разума к своему источнику, а не в мир чувств. В большинстве случаев самскары способны вызревать только в случае, когда разум полностью отстранен от своих чувственных и интеллектуальных функций, и для многих людей это случается только в момент смерти, хотя это в некоторой степени происходит также во время сна. Таким образом, в момент смерти множество накопленных и потенциальных реакций начинают выражаться как самскары, что в дальнейшем определяет тело, которое человек займет в следующем воплощении. В действительности, только самскары являются причиной перерождения. Если они отсутствуют, разум сливается со своим источником, и говорят, что человек достигает освобождения. Другое «естественное» условие, когда самскары созревают возникает при состояниях длительной потери сознания, коме или хронических заболеваниях.
   Практикующие медитацию постоянно испытывают усиление темпа и напряженности жизни, потому что у них созревает большое количество самскар, и реакции переживаются в ускоренном ритме.
   Человек склонен следовать приятным самскарам и избегать болезненных, и мы обычно можем описать такие негативные самскары по тому, что нам не нравится, или по тому, чего мы избегаем. Следование приятным самскарам находится в гармонии с природой человека, тогда как следование болезненным самскарам противоречит человеческой природе, это человеку не нравится.
  Аскеза не заставляет человека делать неприятные вещи или идти против своей природы ради какой-то мазохистской цели, скорее наоборот, это страдание ради служения другим. Посредством медитации развивается огромное желание выражать свою любовь или помогать людям. Аскеза – это сознательная практика проявления духовности. Очень просто быть добрым живущим с тобой, но это не Аскеза. Аскеза это быть таким же добрым и предлагать практическую помощь, даже если это связано с трудностями и проблемами. Аскеза  является истинным выражением развитой духовной щедрости и, в то же время, действенным средством ментального очищения.
   Чтобы жить и действовать в обществе, не накапливая самскар, требуется, чтобы человек: оставил всякое желание результатов своих действий, то есть, действуя, не связывал себя с полученным успехом или поражением. Чувствовал «исполнителя» действия; источником и исполнителем действия является не чье-либо эго, а само Высшее Сознание. При выполнении действий полностью отделял себя от процессов, происходящих в теле, и всех чувств. Чувствовал, что от Космического Сознания исходит не только желание действия, но и каждое тело, совершающее действие, тоже есть Космическое Сознание. Два последних пункта совместно часто называются «действием без совершения действий» или «бездействием». Некоторые могут интерпретировать эту доктрину как одобрение пассивности и лености, что на самом деле далеко от истины. Для достижения Космического Сознания требуется сосредоточенное долговременное усилие (медитация и служение), но это усилие должно быть таким, в котором отсутствует свое ограниченное эго и чувство «я», индивидуальное сознание находится под контролем. Чувствовал, что каждое переживание, объект чувств или разум являются проявлением Высшего Сознания, Космической Сущности. Самскары могут быть навязаны просто в результате ассоциации, и если некто рассматривает взаимодействие с объектами или вещами с чисто материальной точки зрения, в его разуме остается материалистическое представление или самскара. Вечное Блаженство может быть достигнуто только тогда, когда и субъективные, и объективные представления в разуме рассматриваются как проявление Высшего, и человек чувствует абсолютное и непреложное единство своего собственного существования и окружающего мира.
  – Что значит быть человеком?
  – Быть человеком означает думать и действовать, жизнь без действия является статичной и нездоровой. Но, все же, совершая действия, мы запутываемся в длинной веренице будущих действий и реакций согласно вселенским законам, работающим в сфере нашего разума. Завершение человеческой эволюции должно быть сознательно контролируемым процессом: нам необходимо реализовать себя, преодолев невежество животности и осуществив сознательный контроль над собой, действительно характеризующий человека. Освобождение от самскар и ментальных искажений, достижение Блаженства и покоя никогда не будет достигнуто на обычно-пассивном пути. Каждому необходимо сознательно постичь способы контроля и развития своего собственного разума. Без духовного руководства и духовного усилия у человека нет надежды.
   Так прошел день, последние вопросы, которые задала Добромила, Радосвета решила адресовать  не только маленькой принцессе, но и всем присутствующим. Над словами молодой женщины и Богомила стоило поразмыслить. Поэтому Добромила по пути домой, и дома все обдумает и завтра утром задаст еще много вопросом, которые родятся в ее светлом и чистом сердце.


Рецензии