История катастроф. Реконструкция. Эпизод 5

ИСТОРИЯ КАТАСТРОФ

ЧАСТЬ 2: К вопросу об исторической реконструкции

ЭПИЗОД 5: катастрофы Тельца

5.1. Непопадание

Автор вынужден признать, что библейский Всемирный потоп не вписывается в его методику привязки важнейших изменений в судьбах цивилизации к началу очередной космической эры на фоне заметной катастрофы - вернее, примерно к пятистам годам после начала эры. Этот потоп пришёлся на середину эры Тельца, зато катастрофа была небывалой на памяти человечества. Вразумительным объяснением автора может быть лишь то, что данная катастрофа носила не природный, а рукотворный характер – она следствие военных действий. Главную же циклическую тему для эры Тельца в рамках цивилизации нужно искать где-то близко к 4000 году до н.э. или примерно за 1000 лет до потопа (эра Тельца: 04468 до н.э. -  02308 до н.э.).   

Посмотрим на ситуацию тех времен несколько шире исторических социальных процессов. Есть, оказывается, такая наука клиодинамика, которая  связана с изысканием в истории общих закономерностей. Она позволяет найти некие приводные ремни истории, движение которых и определяет её ход. Речь идет о самых важных таких ремнях.

Так вот, уже более двадцати лет на вооружении и исторической науки стоят циклы Джерарда Бонда. Самое интересное, что и они отчасти связаны с теорией Л. Гумилёва. Он первым определил цикл этногенеза примерно в полторы тысячи лет. И он правильно определил, что для нахождения цикличности в истории нужны междисциплинарные исследования. В чём заключалась суть открытия Бонда?

Анализ результатов многолетних исследований ледниковых кернов Гренландии и айсбергового льда показал наличие колебаний климата в Северной Атлантике, происходящих с периодичностью примерно в 1500 лет с начала текущей геологической эпохи. Всего было выявлено восемь таких колебаний, получивших название событий Бонда. Каждому из событий был присвоен номер, возрастающий по мере увеличения их возраста. Вот перечень этих событий:

- Бонд-8. Примерно 11100 лет назад - совпадает с началом нынешней геологической эпохи.
- Бонд-7. Примерно 10300 лет назад - коррелирует с началом неолитической революции на Ближнем Востоке.
- Бонд-6. Примерно 9400 лет назад - всплеск ледниковой активности в Норвегии - последний привет уходящей эпохи оледенения.
- Бонд-5. Примерно 8200 лет назад - совпадает с известным до того потеплением 6200-го года до н.э., уничтожившим ранние неолитические культуры Европы и, предположительно, подтолкнувшим древнейшее население Месопотамии к изобретению ирригационных каналов.
- Бонд-4. Примерно 5900 лет назад - совпадает с засухой 3900-го года до н.э., в результате которой Сахара стала пустыней, что вызвало миграции тамошнего населения к берегам Нила и привело к возникновению древнеегипетской цивилизации.
- Бонд-3. Примерно 4200 лет назад -  засуха 2200-го года до н.э., что привело к гибели Древнего царства в Египте, Аккадской империи и Хараппской цивилизации.
- Бонд-2. Примерно 2800 лет назад - засуха начала 1-го тысячелетия до н.э., что стало финалом катастрофы Бронзового века, приведшей к упадку практически всех доминировавших тогда цивилизаций.
- Бонд-1. Примерно 1400 лет назад - рубеж VI-го и VII-го веков, что коррелируется с Юстиниановой чумой, сопровождавшейся засухой, голодом, похолоданием и тектоническими аномалиями.

Само наличие бондовских циклов, кроме исследований ледников, подтверждается также и моделями опустынивания на Ближнем Востоке, и изменениями в растительности Северной Америки, и муссонной активностью в Азии. Также, следует заметить, что события Бонда нельзя назвать этакими единообразными статичными моментами придания живительного ускорения вращающемуся колесу истории.

Во-первых, потому, что периоды разных циклов отнюдь не были идентичными. Многие из них принадлежали к разным периодам текущей геологической эры (некоторые из них захватили цивилизованные времена). Для каждого из них характерен свой климат.

Во-вторых, заметные для истории резкие изменения климата, в том числе и с сопутствующей тектонической активностью, имели место и вне событий Бонда. Например, знаменитый взрыв вулкана Санторин, фактически смывший в море минойскую цивилизацию, или начало Малого ледникового периода в 1600-м году, явившееся одним из факторов начала Смуты в нашей российской истории.

Важно понимать, что речь не идёт о какой-либо предопределённости - имеются только климатические события, последствия коих цивилизации, которым выпало существовать в это время, преодолевают, как могут. Тем не менее, рассмотрение циклов Бонда ценно тем, что обращает внимание искателя закономерностей в истории на климат – это уже воля Небес.

И это, пожалуй, настолько просто, что далеко не во всякую голову придёт - ведь такая сложная вещь, как история, непременно должна управляться крайне мудрёными законами. Хотя - всё на поверхности. Аграрная цивилизация, а большую часть истории человечества существовали только такие, ни на что так не отзывается, как на климат. Мы и сейчас, пожалуй, от него зависимы.

А вот теперь посмотрим, что происходило в этом смысле в начале эры Тельца в рамках цивилизации, близко к 4000 году до н.э. или примерно за 1000 лет до уже отмеченного потопа. Мы видим в рамках рассматриваемой циклической методики два цикла стабильности на фоне большого цикла развития – малый (4228-3748 года до н.э.), средний (3748-2308 года до н.э.) и большой (6628-2308 годы до н.э.). Казалось бы, ничто не предвещало беду. Но уже с 3748 года до н.э. начинаются полвека потрясений. Что же произошло в положенные по нашей методике сроки из отмеченного в циклах Бонда?

Прежде всего, пришла засуха 3900-го года до н.э., в результате которой Сахара стала пустыней, что вызвало миграции тамошнего (и не только) населения к берегам Нила и, по сути, привело к возникновению древнеегипетской цивилизации. Без привязки к старославянскому летоисчислению здесь не обойтись. Это проходило спустя примерно 1500 лет от Сотворения Мира в «Звездном Храме» и 7500 лет от Великой Стужи. Иными словами, к этому времени уже завершилась миграция ариев в благодатном Ближневосточном и Средиземноморском направлении при их уходе от стужи оледенения предыдущей большой катастрофы. Одним словом, арии пришли в Средиземноморье с Севера.

5.2. Логичная реконструкция в Тельце – по методике

За этим идём в начало эры Тельца. Так вот, на рубеже четвертого тысячелетия до нашей эры регион Восточного Средиземноморья находился в переходном периоде к бронзовым векам: главная культура тех мест – Шумеры.

В этот период в Египте зародилась культура Эль-Омари -  начало додинастических времён. В Месопотамии начался период уруков. В Европе, на севере развивается Кукутень-трипольская культура. В степи понтийской -  Днепровско-Донецкая и среднестоговская (курганная) культуры, связанные с индоевропейцами.

В Сузах, в Месопотамии, образовался центр гончарного производства c гончарным кругом. Это примерное время строительства мегалитических памятников в Бретани (Карнак), Португалии (Лиссабон), центральной и южной Франции, Корсике. Именно тогда, как считается, были приручены лошади, и появился плуг в эксплуатации. Глиняные горшки и чаны тех лет были обнаруженные на юге Армении недалеко от границы с Ираном, что свидетельствует об организованных усилиях по прессованию и дистилляции винограда.

В Восточной Азии развивалась культура Лянчжу в Древнем Китае, а на островах Японии начинается ранний период Дзёмон. При этом Северная и Южная Америки находились в Архаичной стадии.

Как узнать, был ли цивилизационный подъём в начале эры Тельца, кто были, скажем, те же шумеры, откуда они появились, почему обладали уже готовыми знаниями и технологиями? Да и не только шумеры, по всей Земле, как отмечено, находят отголоски древних культур, которые появились «сразу и внезапно» уже с готовыми средствами к существованию, правилами жизни в обществе. Наука не может ответить на этот вопрос – ей нужно множество «неопровержимых» фактов, возможно, это правильно, иначе, что это за наука, которая будет предположения возводить в ранг аксиомы.

Шумер

Ну вот, и первый вопрос: если шумеры, предположим, не являлись потомками арийцев или их учениками, то откуда они взялись? И почему они были такими развитыми по сравнению с окружающими полудикими племенами? На подобные вопросы учёные отвечают весьма невнятно.

Создается впечатление, что шумеры внезапно появились и внезапно исчезли. Вместе с тем, если заниматься не конкретно Шумером, включая как данные археологии южной Месопотамии, так и лингвистику, а заняться реконструкцией событий того времени и места в целом, то мы можем привлечь в помощь генетику и геологию. А также можно поискать информацию о том, что происходило в то же время в других местах, и на сравнении сделать выводы. Нужно собрать всё, что имеем вместе, и уже затем пытаться делать реконструкцию. Следует сказать, что мы сейчас обладаем куда более обширной информацией, чем это было ещё недавно.

Так вот, те, кого мы сейчас называем шумерами, появились на юге Ирака-Кувейта неизвестно откуда примерно 7500 лет назад. Они загадочно исчезли через 3000 лет - или около того. В эти же временные рамки попадает другой впечатляющий народ - трипольцы. Триполье и Кукутень - это места где впервые была обнаружена культура расписной керамики.

Трипольцы также неизвестно откуда появились на территории современных Украины, Молдавии и Румынии примерно тогда же - 7500 лет назад. Причем, появились они как умелое и хорошо организованное сообщество, которое строило двухэтажные дома и создавало поселения до 20 тысяч человек, то есть, города. Исчезли трипольцы тоже примерно 4500 лет назад. 

Несмотря на значительное расстояние между этими двумя территориями, в них есть нечто общее. И это общее связано с ландшафтом их обитания. А именно - наличие водоема и узкого пролива, который в древности мог быть закрыт. Так, по данным геологии, Ормузский пролив сформировался относительно недавно, порядка 10 тысяч лет назад, и его береговая линия установилась 2,5-3 тысячи лет спустя – время датировки раскопанного поселка Убейда. А что было до того? Как мы сейчас знаем, в максимуме оледенения последнего ледникового периода примерно 20 тысяч лет назад, уровень Мирового океана был на 120-135 метров ниже его современного уровня. На севере современной России были ледники высотой 2-3 километра, которые защищали южные территории от холодных северных ветров.

Из этого можно сделать вывод, что вся чаша от Каспия вплоть до современного Персидского залива представляла собой живописную долину, по которой текла полноводная река и, скорее, не одна, а дальше эта вода уходила водопадом в Оманскую затоку. Добавьте к этому, что на планете было не так жарко как сейчас, и мы получим картину воистину райского места на Земле - огромная плодородная равнина, реки, озера. Возможно, там были и «райские кущи».

Но, примерно 15000 лет назад началось постепенное затопление чаши Персидского залива талыми водами – не путать с библейским потопом. Мы вполне можем себе представить, куда мигрировали жившие на той благодатной территории люди. Вариантов не так много – на юго-запад в сторону Сирии за реку Ефрат и далее в Египет, отчасти, на Восток в сторону нынешних Китая и Индии.

Аналогичная картина прослеживается и с акваторией Черного моря, которого еще каких-то 7600 лет назад не существовало. На его месте было большое пресноводное озеро, по берегам которого, без сомнения, были раскиданы поселения людей - лучшего места не придумать. И жили они там долго - тысячи или даже десятки тысяч лет.

А потом и туда пришли талые воды с Севера и стали изгонять людей с обжитых мест. За несколько тысяч лет этот процесс задвинул поселения вглубь европейского материка. Если посмотреть на схему расположения трипольских поселений, то бросается в глаза, что они не подходят к современной береговой линии моря примерно на 100 километров, а  строили когда-то свои поселения трипольцы, разумеется, рядом с береговой линией – вода пришла, а потом ушла.

Сейчас река Маныч - это всего лишь маловодный левый приток Дона. А в те далекие времена вся обширная Кумо-Маныченская впадина была широким проливом, соединяющим Черное море с Каспийским морем в единую водную систему. Поэтому ариям с юга Урала путь в Европу был надежно перекрыт. Но примерно 5-6 тысяч лет назад Маныч обмелел, и путь в Европу освободился для миграции ариев к своим древним родным местам.

В те интересные времена, когда менялся не только климат, но и география, природа сгоняла людей с обжитых мест и они встречались с обитателями тех краев, которые намеривались заселить. Так, трипольскую культуру, очевидно, ассимилировали более продвинутые арии.

Шумеры: самый загадочный народ в истории

Вот в этом переселенческом котле на юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, в отмеченные сроки и поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда они пришли и на каком языке говорили.

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на северо-восток пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей - в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи.
Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Учёные полагают, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а, значит, смысл сказанного часто зависел от интонации. После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Эта неизвестная нам, по-видимому, азиатская страна должна была располагаться, скорее всего, на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли доплыть до этих мест, подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы удобно расселиться.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо и колесницы, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.

По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии. Попробуем на этом примере разобраться в качестве предположения заодно и с путями цивилизационных миграций в те далёкие времена.

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, здесь в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, эти потопы нельзя было предсказать, они не были регулярными. Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Потому в легендах шумеров есть предание о собственном Ноевом ковчеге. Скорее всего, библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас шумерские поэмы о потопе появились за тысячи лет до нашей эры.

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела, это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правил главный царь-жрец (им могла быть и женщина). Главной его задачей было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений отдельный жрец-строитель. Кроме того, он следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя. Самым известным их военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений мира – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были Солнце (Уту) и Луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой. Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение даже пива. Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись. Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Шумеры записывали на пластинках и художественные тексты, появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Первое предположение, которое можно сделать это то, что в основе устройства их общества был ведизм, сейчас сказали бы – язычество. Это видно через отсутствие централизованного государства, через определенную кастовость социального устройства общества (жрецы, воины, торговцы-ремесленники и труженики), через наличие письменности и грамотности населения, через природный и космический характер устройства их верований и духовной жизни. С этим багажом они откуда-то пришли – попробуем разобраться с этим, но опять в качестве предположения.

Уникальная цивилизация в Индии без государства и насилия

Можно вернуться на 9-10 тысяч лет назад и посмотреть на синюю реку, текущую среди молчаливых гор, на зеленые долины, где всегда тепло, на тучные стада животных и мясистых птиц, на место, где нет людей. Таким увидели индийский рай наши предки арии во времена своего первого похода в Индостан, уходя от ледника. Первое, во что они тогда уткнулись, были гигантские горы Гималаи на востоке Пакистана - и они там остались, как выяснилось, навсегда. Они принесли туда остатки своих ведических знаний и изрядных технологий, отчасти утраченных в годы лишений и трудного пути.

С приходом ариев в Индию там наступила Эра ведической культуры. Современные археологи внесли свой вклад в понимание того, чья же культура (и, следовательно, цивилизация) была обнаружена на территории Индостана. При раскопках Мохенджо-Даро и Хараппы были найдены фрагменты многочисленных каменных печатей с изображениями свастики, человека в позе йоги, священных животных, загадочной («космической») письменности и пр. Там же были найдены терракотовые фигурки колесниц и бородатых жрецов той эпохи. Кроме того, было обнаружено большое число бань (или купален) в их домах, что прямо указывало на Культ здоровья и чистоты тела.
Важнейшим (и совершенно неопровержимым) аргументом, указывающим на арийские истоки Хараппской цивилизации, является то, что антропологический анализ черепов, найденных при раскопках Мохенджо-Даро и Хараппы, показал, что население этих городов было европеоидное (т. е. арийское). Кроме того, ученые подтвердили, что и первые жители Шумера также принадлежали к европеоидной расе. 

Там, практически в полной изоляции, отделенные горными хребтами от других людей, наши предки построили свой новый мир. В нём нечего было делить - еды, земли и воды там всем хватало в достатке. Так, примерно 9 000 лет назад зародилась ещё одна цивилизация человечества. Тот самый рай, что нам, живущим ныне, уже никогда не увидеть. Эту цивилизацию по месту первой находки назвали Хараппа, цивилизацией долины Инд. Как на самом деле те люди себя называли, никто не знает - их письменность сохранилась, но она не расшифрована.

Как в Шумере река Ефрат, так и в Пакистане река Инд стала началом их новой жизни. На ее водах цивилизация Хараппы выращивала пшеницу и ячмень, бобы и кунжут. Люди приручили быков, а крупный рогатый скот стал ядром их выживания.

В одинаковое время с Шумером, новая цивилизация пользовалась колесом, телегой, запряженной волами, колесницами, плотами и лодками с парусами для прибрежных путешествий. Хараппа получала излишки еды, и 7000 лет назад индская цивилизация стала создавать сети обмена с другими людьми. Следы их торговли находят по всей Южной Азии. Нашли их в далеком Шумере, Омане, Кувейте и в более далёком Древнем Египте. От Афганистана до Индии от этой цивилизации вспыхивают очаги новой нации, пытающейся говорить на одном языке и разделять одни ценности.

Через 2000 лет юная цивилизация реки Инд созрела до единой империи, начинается строительство городов по единым стандартам. Крупнейшими раскопанными городами стали Харрап и Мохенджо-Даро, которые достигали численности в 40 тысяч человек. Это было 5-6 тысяч лет назад - просто потрясающе.

За последующие 3 тысячи лет индская цивилизация достигла невообразимых высот. Появились другие города Ганеривала, Лотал и Дхолавира. Также были построены тысячи поселений, которые связывались рекой Инд и дорогами. Население в период расцвета цивилизации достигало 5 миллионов человек – было создано потрясающее искусство, создана культура, которой не было равных.

В отличие от Шумера и других аграрных цивилизаций, что возникли из деревень, города долины Инда созданы с нуля. Они продуманы, место выбрано и целенаправленно построено до полного заселения. Все города Хараппской цивилизации построены по одинаковому плану с одинаковыми стандартными строительными материалами, улицами и площадями.

В её городах находят отдельную канализацию и отдельное водоснабжение во избежание эпидемий. А через 5000 лет юный Париж будет утопать в нечистотах, и считать себя великим городом. Поселения индской цивилизации связывали дороги, каналы ирригации, орошаемые поля и развитый флот.

Это был высочайший уровень технологий в мире, созданном в полной изоляции, но по единому плану развития. Однако в поселениях Хараппы не найдено дворцов или упоминаний о царях, не обнаружено захоронений знати или признаков деления на классы. Правда, найдены охотничьи копья, ножи и луки, но не нашлось доспехов, мечей и прочего вооружения - нет изображений войн и насилия на барельефах.

Это была та самая греческая утопия идеального общества, позднее подхваченная Томасом Мором и социалистами утопистами. Индская цивилизация не знала войн и не имела царей. Единое правительство управляло равноправным народом, и пока не расшифрована письменность Хараппы, мы не узнаем, как могла тысячелетиями существовать эта сказочная утопия - единственный пример в мировой истории.

И эта цивилизация Инда загадочно погибла. Но в начале 4-го тысячелетия до н.э., в первой трети эры Тельца, Хараппа была ещё в самом расцвете. Можно предположить, что примерно за 1500 лет до этого интересного для нас времени именно оттуда в несколько заходов приплыли на Юг Месопотамии люди, позднее создавшие знаменитый Шумер – больше, вроде, неоткуда появиться «черноголовым». Далее шумеры сами способствовали созданию в данном регионе новых цивилизаций.

Вот что пишет об этом доктор исторических наук В. И. Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории» (изд-во «Алетейа», Москва, 2005 год): «Изучение скелетов позволяет заключить, что шумеры IV-III тыс. до н. э. принадлежали к антропологическому типу, который всегда господствовал в Месопотамии, то есть к средиземноморской малой группе европеоидной белой расы».

Все эти находки и исследования археологов неоспоримо свидетельствуют в пользу арийских истоков и Хараппской, и Шумерской Культур. И эти выводы находят подтверждение в исследованиях целого ряда историков-профессионалов, можно сделать вывод о том, что на Земле, по сути, не было иных цивилизаций, кроме арийских, если верить заявлениям некоторых исследователей.

***

Так что же принесло в известную тогда Ойкумену небывалую засуху, если верить вполне научным событиям Бонда, которая, возможно, стала началом упадка цивилизаций и Шумера, и Хараппы? У них вокруг было столько воды! Вдруг не могли перестать таять северные ледники в Европе или снега и льды Гималаев. В те далекие времена не могла быстро высохнуть и обширная Кумо-Маныченская впадина, которая была широким проливом, соединяющим Черное и Каспийское моря – а она высохла. 

Значит, была какая-то природная катастрофа в начале эры Тельца, связанная с резким потеплением климата на Земле, которая ударила по всему живому на нашей планете. Это вполне мог быть циклический возврат «потухшей» нейтронной звезды класса георотатор Тифон - Медуза Горгона (Урусвати – по «Махабхарате»), о которой мы уже писали. Эта нейтронная звезда вторгается в Солнечную систему с периодом примерно 3500 лет, учиняя ужасные катаклизмы на её планетах, включая Землю. Последующий раз эта «звезда» сближалась с Землей примерно в 1500 году до н.э. во время «казней египетских». Значит, до этого она появилась здесь на рубеже 4-го тысячелетия до н.э. – практически точно по графику засухи событий Бонда-4. Нет смысла повторно описывать пережитые очевидцами этого явления ужасы, связанные с иссушением Земли в это время.

Что удивительно, произошло это по меркам истории точно через 500 лет после начала эры Тельца по циклам прецессии оси Земли. Мистика какая-то! За этим последовало примерно 500 красных лет периода потрясений, что вполне соответствует рассматриваемой методике. Согласно нашим предположениям, подтверждённым исторической практикой, в качестве одного из социальных последствий помимо испытаний этот период должен породить новую религию в рамках цивилизации. Попробуем её определить.

Так говорил Заратустра

В каком-то смысле можно считать, что с этой засухи (событие Бонд-4) и с последующим концом оледенения старый мир начал меняться на мир новый. Завершился этот процесс, как мы уже отмечали, на фоне Всемирного потопа и параллельной с ним битвы «богов» на поле Курукшетре, отражённой в «Махабхарате». Мы и сейчас живем в сформировавшемся тогда мире. И раздел этих миров произошел по рассматриваемой нами циклической методике примерно шесть тысяч лет назад – в начале эры Тельца.

К этому времени можно условно отнести появление древнеиранского пророка Заратустры. «Условно» потому, что время его жизни по разным источникам определяют в очень широком диапазоне - от 6 тысяч лет от наших дней до 600-1000 лет до рождества Христова. По словам Е.П. Блаватской, пророк с именем Заратустра был не один. По её версии это было что-то типа должностного звания проповедника, а не имя собственное – с этим можно согласиться. Так или иначе, именно пророк Заратустра основал религию зороастризма в рассматриваемые нами сроки, ввел понятие единого бога Ахуро-Мазды, ввел разделение Добра и Зла и еще множество других абстрактных понятий, которыми до сих пор пользуются мировые религии и наука философия.

«Зороастризм - религия ариев»: так утверждает Вячеслав Манягин в своей книге «История русского народа от Потопа до Рюрика». Потому, дорогой читатель, уделим больше внимания мировоззрению наших  далёких предков, даже имея в виду, что это были взгляды иранской ветви арийского этноса.

Итак, по Манягину, зороастризм сформировался в Центральной Азии, на территории Восточной Арианы (юго-восточнее Каспийского моря), среди восточно-арийских племен, ставших основой этногенеза как для индо-арийцев, так и для предков славяно-русов: массагетов и саков (скифов).

Заратустра стал проповедовать учение, возвещенное ему, по его словам, Ахура-Маздой — Мудрым Владыкой, Творцом Вселенной. Господь Заратустры — единый Бог, имеющий шесть сущностей, в которых Он проявляется. Они называются Амеша Спента — «Бессмертные Святые»: Ваху Манах — «Благая Мысль» (персонифицированный затем в Митру), Арта Вахишта — «Лучшая Правда», Спента-Амарти — «Святое Благочестие», Хшатра Варья — «Избранная Власть» (в будущем — Индра у индо-арийцев), Харватат — «Целостность», Амеретат — «Бессмертие».

У Ахура-Мазды есть Спанта-Манья — «Святой Дух», которому противостоит его дух-близнец со знаком минус, Ахра-Манья (Ахриман, Ариман) — «Злой дух».

Хотя и считается, что в зороастризме добро и зло равносильно, но мы видим, что Творец вселенной Ахура-Мазда стоит выше духов-близнецов, Спанта-Манья и Ахра-Манья. Эти духи еще до творения мира сделали свой выбор между добром и злом. Вслед за духами такой же выбор предоставлено сделать и каждому человеку на Земле.

Именно осознанный выбор между добром и злом возвышал роль человека в решении судеб мира и отличал религию арийцев от религиозных верований окружавших их языческих народов.

Заратустра учил, что человек, вставший на сторону сил добра, способствует победе доброго начала, что является целью мирового процесса и что после дня Страшного суда и испытания огнем, те, кто избрал добро, окажутся в царстве справедливости, в созданном Ахура-Маздой в новом мире, возникновение которого ознаменует триумф сил добра над злом.

У человека для борьбы со злом есть три орудия: добрая мысль (манах), доброе слово (вачах) и доброе деяние (шьяотна). Особое значение придавалось умножению материального добра, созданного добрыми силами для человека — разведению скота, возделыванию полей и любой другой деятельности, ведущей к изобилию. Это вело к увеличению рода, а многочисленное потомство умножало численность воинства добра.

Особенностью зороастризма было отрицание аскетизма, так как «ни один из тех, кто не ест, не способен ни к усердному занятию земледелием, ни к усердному занятию произведением сыновей».

Праведный образ жизни признавался главным долгом человека перед силами добра, и был основным условием достижения личного спасения в будущей загробной жизни. Жертвоприношениям и молитвам первоначально в зороастризме отводилась незначительная роль. Заратустра отверг и массовые жертвоприношения скота: «Я милости хочу, а не жертвы».  «Авеста» учит, что возделывающий хлеб наносит ущерб злому началу и способствует победе добра в такой же мере, как и произносящий 10 000 молитв.

В целом не сложно заметить глубокое сходство между зороастризмом и христианством, может быть, за исключением разногласий по вопросу об аскезе (посте). Война между добром и злом, которая началась еще до сотворения мира (Спанта-Манья и Ахра-Манья в зороастризме, Архангел Михаил и Денница в христианстве), Страшный суд, обновление мироздания, Царство Божие — все это есть и в том, и в другом религиозном учении. Совпадает и то, что Вселенная обновится огнем, и тот, кто в нем не сгорит, получит награду в будущем мире: «… каждого дело обнаружится; ибо день Страшного суда покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду».

Не исключено также, что три «волхва», «царя» или «мага», пришедшие с Востока и принесшие дары новорожденному Христу, были зороастрийским священнослужителями.

Сын Божий, помогающий Отцу-Творцу спасти мир, был еще в религиозном учении хеттов в IV-III тыс. до н.э. У ариев обновлению мира огнем и воскрешению праведников в Царстве Божием предшествует появление трех пророков-Спасителей, «сыновей Заратустры». Как мы знаем, у христиан вторым лицом Святой Троицы является Бог-Сын. И это при том, что в ветхозаветном иудаизме такая фигура, как Сын Божий отсутствует.

С точки зрения исторической науки в этих параллелях прослеживается зороастрийское влияние на христианство, которое шло как через иудаизм (в результате вавилонского пленения евреев, после которого им и явился Ветхий Завет), так и непосредственно через ранних христиан. Однако с религиозной точки зрения такие «совпадения» можно считать результатом сохранившихся с древних времен у хеттов и арийцев сведений.

Одновременно можно вспомнить, что у хеттов священный огонь, доставляемый в роге двуглавым орлом-фениксом с неба, также служил символом божественного обновления Вселенной и человека. Видимо, не случайно у зороастрийцев основным в ритуале остался культ огня, как символ мировой справедливости («Правды» - Арты), ассоциировавшейся с судом Ахура-Мазды в конце существования этого мира.

Выходит, что Заратустра не сам всё придумал, а проповедовал тысячелетиями устоявшееся учение. В тяжёлые времена, когда выжить становится всё труднее, и создаются сложные науки, а также прорывные религии - религии, призывающие следовать добру. Устоявшиеся верования существуют в более спокойные времена. Поэтому Заратустра, с большой вероятностью, был жрецом уже устоявшейся древней религии, но которую он, возможно, взорвал на фоне очевидных трудностей того времени.

Если продолжить разговор о мировоззрении зороастризма, то любому автор порекомендовал бы познакомиться с книгой П. Глобы «Живой огонь», в которой также изложены основы этого учения современным и живым языком. Это и есть основы ведизма под именем зороастризм.

В этой книге утверждается, что в древние времена арии принесли на Землю учение о едином космическом Законе, которое легло в основу и зороастризма. Что же дошло до нас из того огромного наследства, которое оставила после себя древнеарийская цивилизация, можем ли мы восстановить древнейшую традицию или хотя бы составить о ней более или менее подробное представление.

В полном объеме учение древних ариев, видимо, не сохранилось до наших дней – мы на это уже не раз указывали. Огромную роль здесь, конечно, сыграли многочисленные войны, в ходе которых уничтожались как письменные источники, так и люди, являвшиеся хранителями древних традиций. Другой причиной была религиозная нетерпимость завоевателей, а также многих правителей, вынуждавшая последователей учения древних ариев скрываться и препятствовавшая распространению их знаний. Сказываются также более поздние наслоения, искажающие древние тексты, которые часто мешают современным исследователям воспринимать изначальное, чистое учение.

Тем не менее, древнеарийское учение оказало огромное влияние практически на все дошедшие до нас религии, системы духовных знаний, эзотерические науки, другие области жизни, что позволяет составить о нем достаточно полное впечатление. От этого учения как от огня подпитывались в свое время христианство, буддизм, иудаизм, ислам. Индийские Веды, изменив многое в  учении, тем не менее, следуют его букве. Однако наиболее полно духовные традиции ариев сохранились в зороастризме. Именно пророк Заратустра восстановил учение древних ариев максимально в первоначальном виде.

Священной книгой зороастризма является «Авеста» (дословный перевод — «первая весть» — от русских слов «весть», «совесть»), признаваемая сейчас древнейшей книгой человечества. Тексты «Авесты», сохранившие древнеарийское учение, были известны с незапамятных времен и долго передавались исключительно из уст в уста хранителями священных знаний. В соответствии с современными представлениями, впервые эти тексты были записаны в Персии, где зороастризм был в то время государственной религией, на древнеперсидском языке в VII-VI веках до нашей эры золотыми чернилами на воловьих шкурах. Согласно легенде, двенадцать тысяч воловьих шкур с подлинником «Авесты» были сожжены Александром Македонским после завоевания им Персии в IV веке до нашей эры. Так или иначе, но сейчас известно, что первый список «Авесты» был практически полностью утрачен.

Почти через тысячу лет после этого учение «Авесты» было записано опять же в Персии на пехлевийском языке в поздние времена царской династии Сассанидов. Однако после завоевания Персии в VII веке нашей эры арабами-мусульманами зороастрийцы, не принявшие религии завоевателей, подвергались многолетним жестоким гонениям, были вынуждены уйти в подполье или покинуть страну. При этом, естественно, уничтожались их священные тексты. В результате только несколько немногочисленных зороастрийских общин сохранилось до наших дней в Индии (так называемые парсы — полумиллионная колония в окрестностях Бомбея), Иране, Ираке, Азербайджане и ряде других стран.

Все эти события привели к тому, что в настоящее время известно, что доступно мало подлинных авестийских текстов. Сейчас в «Авесту» входит двадцать одна книга, и только пять из них имеются в письменном виде, остальные передаются изустно. Поэтому зороастризм имеет два направления: экзотерическое (внешнее) и эзотерическое (внутреннее). Экзотерическое включает в себя свод бытовых правил, мирские обряды, морально-этические принципы, систему мифов, то есть то, что должны знать все последователи религии. Чрезвычайно развитое эзотерическое направление, называемое зерванизмом, до последнего времени было известно только немногочисленным посвященным. Поэтому некоторые исследователи, знакомые только с экзотерическим направлением, даже называют зерванизм зороастрийской ересью.

Между тем учение о Зерване, непознаваемом Абсолюте Абсолютов, восходит к проповеди пророка Заратустры его ученикам, а корни этого учения уходят в далекие времена к предкам ариев. Повторим, что Заратустра не был основателем религии, как утверждают некоторые современные последователи зороастризма. Он вернул учение к изначальным истокам, добавив в огромный свод «Авесты» несколько ключевых книг. Сам Заратустра воспринимал себя именно как восстановителя и очистителя Закона, данного в глубочайшей древности. Рассмотрим несколько примеров влияния авестийского учения и зороастризма как его непосредственного преемника на более поздние религии и системы знаний.

Возьмем, например, буддизм. Согласно древним источникам, основатель этой одной из трех современных мировых религий Гаутама Будда (623—544 г.г. до н.э.) учился у персидских магов-зерванитов. Его учение о Нирване и восьмеричном пути прекращения страданий — по сути, видоизмененное авестийское учение о Зерване (сходное звучание слов «Зерван» и «Нирвана»). В последнее время стали широко известны необычайные способности последователей тибетского ламаизма (одной из ветвей буддизма) - ясновидение, телепатия, развитая медицина с ее замечательной пульсовой диагностикой.

Развитием этих способностей издавна занимается община «красных шапок», основанная около VI века нашей эры. Анализ древней легенды об основателе общины, пришедшем с запада и ушедшем впоследствии на запад, который имел красную шапку, красное одеяние и закрученные вверх усы, позволяет сделать вывод о том, что он был зерванитским жрецом, потому что это описание точно соответствует облику зерванитов. Об этом же говорит и большая близость этих учений.

Обратимся к христианству - другой мировой религии. Надо сказать, что рождение Иисуса Христа было предсказано Заратустрой (одним из них) еще за две тысячи лет до нашей эры. Согласно этим предсказаниям, новый Спаситель должен был прийти на рубеже эпох Овна и Рыб на территории, находящейся под влиянием созвездия Рыб (Палестина). Известно, что после рождения Иисуса ему пришли поклониться волхвы. В те времена слова «волхвы» непременно означали «персидские (зороастрийские) жрецы». Зороастрийцы знали предсказание Заратустры, что позволило им, пользуясь астрологическими методами, точно вычислить, где и когда родится Спаситель. Таким образом, зороастрийцы первыми приветствовали Спасителя как Первосвященника и Царя и принесли ему свои дары: золото, ладан и смирну.

В соответствии с имеющимися древними источниками, в дальнейшем Иисус обучался в Персии и Индии, и только потом, когда ему было уже тридцать лет, он начал свою проповедь на родине. Об этом же, кстати, свидетельствуют содержание проповедей и темы притч Иисуса Христа, многие из которых очень близки к тому, что говорил Заратустра, и о чем говорится в авестийских текстах. Интересно, что использование красного вина и хлеба в христианском обряде причастия буквально повторяет древний зороастрийский обряд. Конечно, проповеди Иисуса Христа отличаются от авестийского учения, хотя они гораздо ближе именно к нему, а не к Ветхому Завету. Эти отличия объясняются особенностями страны, где проповедовалось учение, а также, в еще большей степени, особенностями того временного периода. Тем не менее, в своей основе изначальное христианство ни в чем не противоречит ведическому зороастризму.

Известное древнее духовное учение Китая, даосизм, сформировалось в те времена, когда Китай был одной из независимых провинций Древнего Ирана (около VI века до н.э.). Изначальный даосизм возник именно как результат распространения в тот период влияния зерванитских жрецов. Один из древнейших даосских текстов «Дао дэ цзин», излагающий учение о Дао, написан основоположником учения Лао-Цзы. Он создал его, согласно древним источникам, побывав на западе, в Персии. Небольшой по объему текст «Дао дэ цзин» исполнен глубокого смысла.

В последние годы большую популярность в Европе приобрели всевозможные учения Индии. О способности индийских йогов по управлению своим телом и сознанием знают сегодня практически все. Это учение принесено в Индию ведическими ариями, пришедшими с севера. Авестийская традиция также включает в себя учение о чакрах, энергетических центрах организма человека, о внутренних энергетических каналах, и систему развития тела, включающую методы контроля дыхания, а также разнообразные статические позы (асаны). Это тоже часть наследства древних ариев, как, кстати, и духовные учения индийских Вед, являющихся одной из древнейших книг человечества. В то же время надо отметить, что Веды не сохранили многих ключевых моментов учения. К тому же многочисленные более поздние наслоения сильно исказили древние знания.

Знакомство с сохранившимися до наших дней трудами ученых и философов Древней Греции, наиболее изученной страны древнего мира, поражает современных исследователей глубиной познания природы. Часто в этих трудах обнаруживают данные, которые получены в наше время с помощью последних научных методов и новейшей аппаратуры. Достаточно вспомнить учение об атомах Демокрита. Причем самые глубокие и верные с точки зрения сегодняшней науки знания и теории принадлежат обычно, как ни странно, самым древним из известных нам мыслителей Древней Греции. Знакомство с их биографиями показывает, что свои учения Пифагор, Гераклит, Демокрит, Фалес Милетский изложили как раз после того, как прошли обучение у персидских жрецов, получив там посвящение. Поэтому греков можно смело назвать популяризаторами древних знаний, но они практически никогда не указывали источника этих знаний и к тому же часто искажали их. В той же Персии тогда была четкая всеобъемлющая система знаний, основанная на «Авесте».

Крупицы наследия ариев можно встретить и там, где совершенно не ожидаешь. Например, именно от них мы унаследовали деление круга на 360 градусов, а каждого градуса на 60 минут и далее на 60 секунд. Деление года на 12 месяцев, семидневную неделю и семь основных цветов, выделяемых в солнечном спектре, а также выделение четырех основных сторон света (север, запад, юг, восток) и четырех вспомогательных направлений – все это наследие ариев и  зороастризма.

Как уже отмечалось, арии принесли на Землю еще и медицинские знания. Поэтому практически вся мировая медицина, особенно использующая древние методы, также очень многим обязана ариям. Как теперь уже признано, древняя медицина совсем не была примитивной. Из древних преданий следует, что раньше жрецы умели составлять из трав и минералов лекарства, содержавшие 108 компонентов и рассчитанные на данного конкретного человека, которые излечивали любую болезнь за три дня. Древние врачи знали о существовании невидимых глазу организмов, вызывающих болезнь. Они совершенно не нуждались в разрезании трупов для изучения внутреннего строения человека и использовании рентгеновских, ультразвуковых и других методов «просвечивания» человека, так как владели умением видеть сквозь ткани человеческого тела. Современные ученые поражаются мастерству древних индийских хирургов, проводивших сложнейшие операции даже на черепе. Интересно, что одежда современных врачей: белый халат, белая шапочка, белая марлевая повязка на рот и нос — практически точно повторяет облачение зороастрийских жрецов.

Зороастризм нельзя назвать только религией в общепринятом сейчас понимании этого слова. Прежде всего, это образ жизни и строй мышления. Знакомство с зороастризмом показывает, что именно к нему это определение применимо без всякой натяжки. Зороастризм охватывает все стороны жизни человека. Он рассматривается в нем как микрокосмос, часть единого Космоса, Вселенной, а его развитие — как составная часть обще космического процесса.

Следы учения древних ариев встречаются повсюду. А что же в России, территория которой в древности стала для ариев родиной? Неужели славянские народы ничего не сберегли из духовного наследия своих предков? Знакомясь с дохристианскими верованиями Древней Руси, нетрудно заметить, что в них сохранились многие знания и традиции зороастризма. Но насильственное введение на Руси христианства в X веке нашей эры, сопровождавшееся уничтожением «языческой» религии, а также жестокими преследованиями волхвов — жрецов древнерусских верований, привело к тому, что в нашей стране сохранилось очень немногое из обширного наследства древних ариев.

Конечно, само христианство как учение здесь ни при чем. Виноваты методы его насильственного внедрения и люди, их применявшие. И все же кое-что из древнего наследия сохранилось, например, языческие праздники, имеющие, несомненно, зороастрийское происхождение. Самый известный из них — Масленица (блин – символ поклонения Солнцу), праздник встречи весны, отмечавшийся ранее 20-21 марта. Это древний праздник зороастрийского Нового года (день весеннего равноденствия по Солнцу). Из истории известно, что в Древней Руси Новый год отмечался в марте вплоть до XIV века, когда его отменил московский князь Симеон Гордый. Кстати, этот же праздник, отмечаемый в мусульманских странах, Навруз, иногда неправильно называют мусульманским Новым годом. Другой праздник — день Ивана Купалы, отмечаемый в ночь около дня летнего солнцестояния, также, несомненно, имеет зороастрийское происхождение и связан с защитой от сил зла. Наконец, еще один праздник, Святки, со своими знаменитыми святочными гаданиями. Он соответствует зороастрийскому празднику Зервана, отмечаемому в начале января, в период, когда Земля находится в точке афелия (наибольшее удаление земной орбиты от Солнца), что наблюдается 4-5 января.

После введения христианства церковь сначала долго боролась с этими праздниками, запрещала их, но потом смирилась с ними, привязав их к христианскому календарю. Точно так же в течение нескольких веков боролись мусульманские священники с древним Новым годом, Наврузом, пока не признали его. Согласитесь, что день весеннего равноденствия — самый разумный выбор даты Нового года из всех известных человечеству: он привязан к объективным космическим ритмам, а не к придуманным людьми и часто неточным календарям, и к тому же он празднуется в начале пробуждения природы после зимы. Таким образом, говоря о введении христианства на Руси, надо всегда помнить о сопровождавшем его уничтожении духовных корней Древней Руси, резко усилившем уязвимость нашего народа к вторжению сил зла, к влиянию черных, разрушительных учений.

Иран — среднеперсидская форма слова «Ариана», то есть «страна ариев». Но иранцы — это лишь ветвь могучего арийского древа, корнями своими растущего из русской земли. Подавляющее большинство современных этнологов сходится во мнении относительно «северного» происхождения индоевропейских народов. Древнейшая цивилизация ариев, что существовала некогда на территории материка Арктида, находящегося ныне под толщей вод Северного Ледовитого океана, хранила бесценные знания о природе Земли и космоса. В результате разрушительного катаклизма Арктида ушла под воду. Жители этой прекрасной страны, воспетой в индийской «Махабхарате» под именем Арьяварты, в иранской «Авесте» под именем Арьяна Ваэджа, в греческой поэзии они – Гипербореи, вынуждены были покинуть свою блаженную обитель около 20 тысяч лет назад, уходя от стужи ледника.

Свое длительное путешествие к новой родине, растянувшееся на несколько тысячелетий, как мы уже отмечали, арии начали с предгорий северного Урала. В своем неутомимом поиске лучших земель их племена постепенно заняли территорию всей европейской части материка Евразия. И повсюду, куда бы ни приходили, они несли с собой крупицу древнейшего знания — почитание божественного Огня. Потому представители других религий часто называют зороастрийцев «огнепоклонниками». Это связано с тем, что практически во всех обрядах зороастризма используется огонь. Именно огонь — это одно из земных проявлений Божественного Духа, посредством которого Бог-Творец дает жизнь всему во Вселенной – так считают зороастрийцы.

Огонь вырвал человека из мрака животного существования. Огонь обогрел, накормил и защитил от нападения хищников. Огонь — самый высший и самый дорогой дар богов беспомощному человечеству. Вся история эволюции и прогресса нашей цивилизации — это история приручения человеком огня.

Все арийские народы сохранили в своих религиозных обрядах обычаи поклонения Огню Небесному и Солнцу как источнику жизни и всякого земного огня. Арии (гипербореи), населявшие некогда Арктиду, в этой северной стране в незапамятные времена ввели естественный культ Солнца, распространившийся впоследствии по всей Европе, Средней Азии и Индии, где почитали Солнце под именами Аполлона Гиперборейского, Даждьбога, Митры, Хваршата и Индры.

Годичное движение Солнца, определявшее смену времен года, а стало быть и жизнь всей окружающей человека природы, не могло не вызвать попыток пытливого человеческого ума постичь суть циклических изменений, происходящих с устойчивым постоянством. Календарь возник как необходимое средство ориентации во времени, без него немыслимо было бы существование человеческого общества, поскольку наша жизнедеятельность неотделима от объективных факторов течения природных процессов, независящих от воли человека. Одним словом, календарь помог человеку выжить, стал нужен ему, как огонь, освещающий путь во тьме — от осязаемого настоящего к неопределенному будущему.

Зороастризм сохранил в своей структуре неразрывную связь между течением времени и различными проявлениями божественного Огня. Именно он содержит в себе семя древнейшего знания, бережно хранимого в течение тысячелетий потомками древних ариев. Так уж случилось, что именно иранской ветви арийского древа выпала великая честь слышать проповедь пророка Заратустры, пришедшего на Землю задолго до Христа, реформировавшего древнюю религию ариев и возвестившего людям о едином Творце неба и земли.

Сокровенной частью учения пророка Заратустры было учение о Зерване — вечном, бесконечном начале, чьей эманацией в физическом мире является все, включая и время. Поэтому календарь как система летоисчисления был для верующих зороастрийцев той нитью, ведущей к Зервану, которая позволяла им не сбиться с истинного пути в понимании первоначального замысла Великого Творца.

В соответствии с зороастрийским учением, как говорил Заратустра, мир представляет собой единое целое. Отсюда следует, что выделяемые людьми различные «царства природы» - космос, земля, океан, растения, животные, человек и т.д. - все это лишь разные проявления нашего целостного мира. Поэтому изучить какую-то одну грань мира невозможно без знания основополагающих принципов мира в целом.

К осознанию целостности мира, всеобщей взаимосвязи всех его частей сейчас подходит и современная наука. Еще до недавнего времени ученым казалось, что, изучая все более мелкие составные части материи: молекулы, атомы, элементарные частицы, — можно лучше понять мир в целом. Соответственно развивалось множество наук, каждая из которых изучала свой кусочек мира и с течением времени дробилась на несколько новых наук, исследовавших еще более мелкие части. Но на определенном этапе развития науки выяснилось, что такое представление верно далеко не всегда.

Многие ведущие физики сейчас склоняются к тому, что каждую элементарную частицу можно рассматривать как состоящую из всех остальных элементарных частиц Вселенной. То есть свойства любой частицы определяются свойствами всех остальных частиц. Следовательно, если мы вдруг удалим из мира одну частицу, то это приведет к изменению свойств оставшихся частиц. Таким образом, целое оказывается реальнее части. Изучая целое, можно понять и части.

Это же положение, кстати, относится и к живой природе: целый организм — это совсем не сумма составляющих его клеток, его свойства как целого совершенно не объясняются свойствами отдельных клеток. Не случайно в последнее время заговорили о необходимости синтеза наук, о том, что наиболее крупные открытия делаются на стыке наук, о стремлении создать единую теорию мира.

Заратустра утверждал, что в едином целостном мире должны действовать и единые универсальные законы, работающие как для всей Вселенной, так и для каждой отдельной ее части, в том числе действующие и в жизни человека. Когда знаешь законы мира, легче понять, казалось бы, никак не связанные между собой процессы и события, проследить их глубинную взаимосвязь, понять их причину и предугадать их развитие, осознать свою главную цель и пути ее достижения. Именно такое понимание мира, а не случайный набор огромного количества разрозненных знаний можно назвать мудростью.

Зороастрийское учение как раз и призвано объяснить этот единый мир, универсальные принципы его эволюции, помочь человечеству в целом и каждому отдельному человеку построить свою жизнь по изначальным законам устройства Вселенной.

Заратустра впервые поднял в духовной практике вопрос о добре и зле, важнейший вопрос в мире, сейчас многими людьми считается чем-то устаревшим, излишне высокопарным, неуместно банальным, скучным и даже неприличным. Одни считают, что понятия добра и зла самоочевидны. Другие полагают, что они чрезмерно абстрактны, и их невозможно определить конкретными терминами. С точки зрения третьих, такие понятия вообще не существуют объективно. От подробного анализа соотношения добра и зла в мире часто уклоняются даже религиозные проповедники, не говоря уже о других учителях человечества, создателях собственных систем миропонимания. Тем не менее, мы остановимся на этом интереснейшем вопросе.

Учение о добре и зле, как изначальной целостности мира, с одной стороны, и ее последующем нарушении, с другой стороны, является основой зороастризма и той характерной чертой, которая отличает его от множества других религий. Нигде, ни в одном другом учении проблема соотношения добра и зла не проработана так глубоко, досконально и последовательно, как в зороастризме. Если пользоваться терминологией многих современных философов, вопрос о соотношении добра и зла — это основной вопрос философии для зороастрийцев.

Согласно зороастрийской космогонии, в идеальный мир, созданный Хормаздом (Ахура-Маздой), вторгся злой дух Ахриман, который разрушил изначальную целостность сотворенной Вселенной и привел все мироздание в состояние хаоса. В противовес благим созданиям Хормазды — Солнцу, Луне и двенадцати зодиакальным созвездиям — злокозненный Ахриман породил семь планет, которые своим путанным петлеобразным движением призваны вносить беспорядок в течение космической и земной жизни. Это касается всякого счастья (Хварны), которое эти созвездия даруют людям. Эти семь планет отбирают его у двенадцати созвездий, Солнца и Луны и отдают его демонам и злодеям, чем увеличивают их могущество.

Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу жизни, почитались самыми святыми созданиями Господа Хормазда. Солнце ( источник жизни) и Луна (ночной светоч) наряду с двенадцатью созвездиями были названы в откровении вождями, и от них зависело распределение Хварны, счастья, благополучия и здоровья между смертными. Лишь наличие Хварны, говорил  Заратустра, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из-под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет.

Пророк Заратустра утверждал, а его последователи были абсолютно убеждены в том, что Хварну дарует Солнце — она изображалась как сияющий нимб над головой осененного Божественной благодатью человека. Впоследствии этот образ проник в буддийскую и христианскую иконографию, став непременным атрибутом пророков и святых. По мнению зороастрийцев, Хварну, а вместе с ней и сверхспособности может получить и простой человек, но вот удержать ее в состоянии только истинный праведник.

Но само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным. Ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние. Кстати, к материальным ценностям зороастрийцы, в отличие от христиан, относились вполне почтительно, и бедность для них ассоциировалась с нежеланием и неумением работать. Подобное отношение к земным благам было и у наших предков, достаточно лишь вдуматься в смысл таких слов как «благосостояние», «богатство», «богатырь», чтобы убедиться в этом.

Зороастрийцы разделяли Хварну на три вида, которые соотносились с древней кастовостью ариев и с тремя основными понятиями их религиозного календаря.

Высшая, Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям как дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны.

Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков.

Но есть и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это Хварна Воина, или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Она дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.

Каждый год 32-летнего календаря, каждый месяц года и каждый день месяца были посвящены тому или иному изеду — созданному Хормаздом благому духу, которому соответствовало то или иное растение, тотемическое животное, металл, минерал и т.д. Согласно дуалистической концепции зороастризма, в противоположность Хормазду злой дух Ахриман породил их антиподы. Вся эта система противостояний отражена в удивительно стройной системе зороастрийского календаря, где каждый год, месяц или день представляет собой мистерию борьбы света и тьмы.

Каждый человек является невольным участником вселенской битвы добра и зла, и в каждом из нас, в зависимости от того, какую сторону мы выберем, проявляются черты либо тотема, соответствующего календарному дню, месяцу или году рождения, либо антитотема. Качества этих благих или же дурных животных проявляются в человеке не только на психологическом уровне, но даже и на физическом, отражаясь во внешности, делая человека похожим на то или иное животное.

Можно долго рассуждать о зороастризме, если интересно, это может делать каждый – материалов много. Для нас важно, что его появление на Земле в положенные сроки подтверждает рассматриваемую нами циклическую методику в исторических процессах на нашей планете.


Рецензии