Рогатка

                Рогатка.

                Кто из нас, пацанов, особенно деревенских, не имел рогатки. Ведь это было первым оружием в наших руках. Каждый мастерил себе рогатку сам и гордился ею. Из чего только ни делали их, но обычно, всё-таки это была деревянная рогулька с примотанной к ней резинкой, часто даже без кожанки, которая должна была удерживать снаряд. Снарядом являлся любой твёрдый предмет, от гальки и щебня до кусочка свинца или гайки.
          Свою рогатку я делал долго и основательно. Из куска толстой проволоки в слесарных тисках, при помощи молотка и плоскогубцев загнул до нужной формы. На концах сделал ушки для крепления резинки. Резину вырезал из лицевой части противогаза, кожанку – из старых хромовых сапог, выброшенных отцом за ненадобностью. Все эти отдельные части скрепил тонкой медной проволокой. Рукоятку обмотал матерчатой изолентой. Такой ни у кого из моих друзей-приятелей не было. Да и дальность стрельбы была приличной. Точного расстояния сейчас не помню, но от одного телеграфного столба я попадал в другой.
          Охотились мы на воробьёв, потому что считали их вредителями или просто соревновались в стрельбе по пустым жестяным консервным банкам и другим мишеням.
На моём счету было уже несколько загубленных воробьёв, когда однажды, подкравшись к стайке птиц, прыгающих в невысокой траве, я выстрелил и случайно подбил белую трясогузгу. У нас эту птицу ещё называют ледоломкой. Прилетает она почти сразу за скворцами, бегает по весеннему ноздреватому льду и трясёт длинным хвостом. Говорят, что таким образом она разбивает лёд и начинается ледоход на реках и речках. Я держал в руках растрёпанный трупик птицы, и мне до слёз было её жалко. Попытался сломать рогатку, но силёнок не хватило, ни разогнуть проволоку, ни порвать резинку. Тогда, чтобы она никому не досталась, принёс её домой и спрятал в сарае за поленницей дров. Больше я рогатку в руки не брал, несмотря на насмешки сверстников.
          В самом начале своей охотничьей карьеры я увлёкся охотой на белок. Для молодого охотника это была вполне доступная и интересная охота. Иногда и добычливая. Конечно, если знаешь биологию этого зверька и её повадки. Иначе увидеть белку можешь лишь случайно, а добыть – если уж только повезёт. В те времена охота на белку была престижной и окупаемой. Беличий мех ценился и принимался во всех заготконторах. Стоимость шкурки была равнозначна кроличьей. Многие опытные охотники занимались белкованием профессионально, имея для этого хорошую собаку-лайку и комбинированное оружие «Белку». Один ствол (верхний) был гладкоствольный тридцать второго или двадцать восьмого калибра, а второй (нижний) – нарезной, под патрон калибра 5,6 миллиметра.
          У меня лайки не было, и я охотился в узёрку и на подслух. Об этих способах добычи белки я уже писал, поэтому останавливаться на них не буду. Главным в подобных способах было первым увидеть или услышать зверька. Бывало, что замеченная белка успевала скрыться в густой кроне сосны или ёлки. Тогда надо было набраться терпения, спрятаться и ждать. Любопытный непоседливый зверёк очень редко сохранял неподвижность более двадцати минут и проявлял себя. Если же этого не происходило, можно было поскрести палкой по стволу дерева. Причём скрести обязательно необходимо снизу вверх. Белка решала, что преследователь влезает на дерево и пыталась скрыться на других деревьях, выдавая этим своё местоположение. И уж последним способом, если белка продолжала затаиваться, был выстрел в крону, по предполагаемому месту. Жалко, конечно, было тратить патрон, но ничего не поделаешь…
          Вот тут-то я неожиданно для себя вспомнил про рогатку. А ведь точно! Камешек или любой другой снаряд из неё, свободно долетит до макушки, самого высокого нашего дерева. И, практически, никаких затрат. Но тут же подумал: «а где же я зимой камешки найду?» Однако, проблема…
          Рогатку я нашёл в том же месте, куда когда-то и спрятал. Вот только резинка оказалась непригодной. Она затвердела и растрескалась. Резинку заменил, сделав её из разрезанного повдоль медицинского жгута, кожанку и рамку оставил прежними. А вот со снарядами возникла проблема: где же зимой наберёшь ровных камешков? Но и эту проблему решил, купив в охотничьем магазине самую крупную картечь.
           Уже в первый выход на белкование удалось испытать новое оружие. Зверёк заметил меня раньше, чем я его, бросил недоочищенную шишку, и застрекотав, скрылся в густой кроне высокой ёлки. Там и затаился. Прошло минут двадцать, но белка, видимо была опытной и ничем себя не выдавала. Тогда я достал рогатку. Первая картечина ушла в крону, сбив снег с нескольких веток. Бесполезно. Вторая ударила по стволу в непосредственной близости от зверька. Испуганная белка выскочила из переплетения еловых лап, перебежала по длинной ветке, с её конца перепрыгнула на сосну, с сосны на берёзу, и там спряталась за стволом. Это ты зря - подумал я – на берёзе от меня не спрячешься. И начал смещаться вокруг дерева. Белка тоже пыталась крутиться, но в какой-то момент выставила голову. Этого было достаточно, она нарвалась на выстрел. Больше я с рогаткой не расставался и добыл с её помощью немало белок и даже двух куниц.
          С рогаткой связано ещё несколько интересных случаев. Однажды выслеживая белку, уже готов был выстрелить из неё по еловой кроне, как вдруг услышал призывный свист рябчика. И это в конце ноября! Манок висел у меня на шее, и не выпуская из руки рогатку, я ответил. Тут же услышал  шум взлёта и увидел летящего ко мне рябчика. Птица села на осину метрах в пяти от меня и совершенно открыто. Снимать с плеча ружьё было бесполезно. Но ведь в руке заряженная рогатка! Я не раздумывая выстрелил. Тяжелая свинцовая картечина буквально смела петушка с сучка. Так я нашёл ещё одно применение этому древнему оружию. За всю мою охотничью жизнь, шесть рябчиков оказались его жертвой.
          Со временем беличий мех вышел из моды, да и я переехал на другое место жительства, где белки было мало, и охота на неё стала бесперспективной.  Я перестал брать рогатку в лес, а потом и вовсе затерял её.


Рецензии
Добрый день, Вадим! Спасибо за интересный рассказ! Я в детстве тоже стреляла из рогатки, но не умеючи: не могла попасть в цель. Удивлялась как это пацаны из них умеют стрелять и попадать.
С уважением,

Людмила Каштанова   27.10.2022 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Люда!

Вадим Светашов   27.10.2022 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.