Часть. 6. Где скрывается тайна Плащаницы

Согласно Евангелию, Иисус Христос дал своим ученикам молитву в ответ на их просьбу научить молитве. Текст молитвы Господней приводится в Евангелиях от Матфея и от Луки. «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да приидет Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь»   Мф. 6: 9 - 13

Широко известно,  что в начале  ХХ  века  интерес  к  Туринской  плащанице  вызвала  первая  в  истории - фотография  христианской  Святыни.   28  мая  1898  года,  на  одной  из  выставок,  итальянскому адвокату  и  фотографу-любителю Секондо  Палетто (Секондо  Пиа,  в  английской  транскрипции),  была  предоставлена  возможность  сфотографировать  «Туринскую  плащаницу.  В  своих воспоминаниях  Секондо  Пиа рассказывает о волнении, которое он испытал, когда проявил пластинку с фотографией  изображения Туринской плащаницы.  Во – первых он увидел отчётливое, позитивное  изображение тела и  рельефный  портрет! Дело ещё и в том, что полученный результат проявления фотографической пластинки свидетельствовал о негативном изображении на самой ткани Плащаницы! То есть,  изображение на ткани Туринской плащаницы, является аналогом фотографического негатива! Фотограф неоднократно перепроверил это обстоятельство и, убедившись в этом феномене, не смог заснуть до утра.  Для  всех  кто  знаком  с  фотографией -  очевидно, что  превращение  негативного  изображения  в  позитивное (как  и  наоборот) является «зеркальной» заменой  правого  на  левое, а  так же  преобразованием  светлого  на  тёмное, и  обращением  верха  и  низа.  Вообще – подобные преобразования претерпевает свет, проходя через вы-пуклую линзу. Это свойство изображения на ткани Туринской  плащаницы не  преминули  использовать  в  аргументации  своих  взглядов  апологеты  «фотографической  гипотезы», предположившие  очевидные  с  их  точки  зрения  варианты  его  рукотворного  создания.   «Сенсация  фотографического  негатива  на  ткани  плащаницы  вызвала  к  жизни  не  только новый  период  в  изучении  Туринской  плащаницы,  новую  апологетику, но  и  её  активную  критику». [Священник  Вячеслав  Синельников. Туринская  плащаница  на  заре  новой  эры. По  благословению  Святейшего  Патриарха Московского  и  всея  Руси Алексия. М., Издательство  «Сретенского  монастыря», 2007, стр. 114-115].  Существует ещё одно загадочное обстоятельство. Если  на  обычных  фотографиях  всегда  можно  обнаружить  направление  светового  потока, падающего  на  отображаемый  объект, то  на  фотографиях  изображения  на  полотне  Туринской  плащаницы, как  это  утверждают  специалисты, этого  эффекта  обнаружить  невозможно.  «Фотографии, послужившие  основанием  для  ряда  открытий  о  Туринской  плащанице  были  настолько  ошеломляющи, - подчёркивают С. Арутюнов  и Н. Жуковская, что  профессор  сравнительной  анатомии  Сорбонны  Ив Деляж,  который  был  неверующим,  а  наоборот,  был  известен  как  атеист  и  вольнодумец,  и  его  коллега  биолог  Поль Виньон  пришли  к  выводу,  что  перед  ними  отпечаток  тела распятого Иисуса Христа.  Нечего  говорить,  что  их  заявление  произвело  неизгладимое  впечатление  во  всём  мире.  Не  многие  тогда  ещё  понимали,  что  это  было  только  начало  долгих  исследований  плащаницы, которое  затянется  на  многие  и  многие   десятилетия  и  породит  множество  противоречий». [Арутюнов С., Жуковская Н. «Туринская  плащаница: отпечаток  тела  или  творение  художника?» // Наука  и  жизнь, № 12, 1984, стр. 102 -111].   Новые, более совершенные  фотографии  Туринской  плащаницы,  в  различных  ракурсах,  и  были  сделаны  Джузеппе Энрие  во  время её  выставки  23  мая  1931 года.  Вероятно,  все  фотографии  стали  собственностью  владельца  плащаницы, или заказчика - Туринского  архиепископа.  Однако  некоторая  часть  из  них, в этом  году,  всё же  была  опубликована.  Изображение  получилось  достаточно  резким  и  отобразившим  множество  деталей. Можно предположить, что исследованная мною фотография на предмет выявления «жезлов», относится к одной из этих фотографий. «Ожидаемое, вероятно,  подтверждение  разоблачения  обмана (в  части  негативного  отображения  на  ткани  Плащаницы), однако, не  состоялось», как утверждает  Дж. Иоанноне, «а полученные  фотографии  в  точности, только  с  лучшим  разрешением  и  качеством, повторили  феномен, обнаруженный  С. Пиа».  Все - эти фотографии были чёрно - белого формата, хотя сегодня нет достоверного  подтверждения этого утверждения. «Известно, что с Туринской плащаницы неоднократно снимались копии различными художниками, поэтому во многих храмах имеются похожие на туринскую – изображения на плащаницах. На  многих, если  не  на  большинстве  копий  были  обнаружены  даты  копирования  и  подписи  художников, как  это  и  было  принято  в  искусстве  живописи  со  времён  Средневековья. В  своей  книге  Джузеппе Энрие  приводится  веский  аргумент  в пользу  оригинальности  Туринской  плащаницы, - отмечает  Дж. Иоанноне. – «Дело  в  том,  что  все  фотографии, именно,  Туринской  плащаницы  при  печати получались  в  негативе,  а  фотографии  – копий  Туринской  плащаницы, которые  он  почти  все  сфотографировал – в  позитиве, как  это  и  должно  быть, с  точки  зрения  теории  фотографии».  [Дж. Иоанноне. Тайна  Туринской  Плащаницы. Новые  научные  данные. СПб., 2005, стр. 34 -40]. 23 ноября 1973 года Туринская плащаница впервые в цветном изображении показана по телевидению. Показу предшествовала вступительная речь папы Павла VI.   24 ноября 1973 года с разрешения экс - короля Италии Умберто II и папы Павла VI, Туринский кардинал Пеллегрино собрал несколько специалистов,  приемлемых для католической церкви и пользующихся славой исследователей и разрешил им провести вещественное исследование Плащаницы. Можно полагать, что уже в 70-х годах прошлого века фотографии «Туринской плащаницы» перестали быть редкостью, а с распространением Интернет, обладателем изображений  «Туринского сокровища» мог стать каждый желающий.  Теперь даже специалистам трудно  отделить  изображения первого поколения и их последующие копии. Я уже не говорю о старателях – типа  меня самого.  Именно – эта причина основной повод для скептицизма разного рода любительских исследований  Туринской плащаницы по фотографиям.  Но есть и более веская. Чем более современная фото -  аппаратура использовалась для фотографирования ткани, тем меньшее подтверждение  получали разного рода детали, различимые на ранних фотографиях «Туринской плащаницы».  Подобные утверждения обычному читателю трудно проверить. Конечно, не исключена и дезинформация по различным причинам и мотивам, со стороны владельцев  плащаницы и других заинтересованных, либо  просто хулиганствующих лиц.   Описание  официальных  исследований  Туринской  плащаницы, как  и  фактов  её  фотографирования, необходимо, прежде  всего, для  того, чтобы  попытаться  определить  этапы  её  фотосъёмки (вероятное  качество  снимков)  и  лиц, причастных  к  этому, следо-вательно, определить  и  фотографии, которые  заслуживают  доверия  с  точки  зрения, хотя бы, так  называемой, «теории  монеты».  Насколько достоверно отображение на плащанице и ещё фотографиях – мелких предметов? Не вдаваясь в подробности,  можно выделить два наиболее известных этапа исследований. 1) Этап 1969 – 1973 годов,  когда ответственное  за  хранение  плащаницы  духовенство  создало  для  разработки  мер  по  дальнейшему  хранению  и  изучению  реликвии  комиссию  из  11  членов,  пятеро  из  которых  были  учёные  различных  специальностей.  Предполагается, что  в  1969  году  Туринскую  плащаницу  фотографировал  Джованни Батиста Джудика Кордиглия, судьба  фотографий  которого  не  опубликована.  Затем в декабре 1973 года профессор Джильберт Раэс по уголкам и краям отрезал четыре лоскутика  ткани  размерами 4,0 х 1,3 см., 4,0 x 1,0см. Присутствующий швейцарский адвокат Макс Фрей, который имел недобрую славу аван-тюрного криминалиста, позже сообщал, что он в это время при помощи губки набрал себе из 12 различных мест плащаницы «поверхностной пыли» для исследования.  К  концу  дня  Плащаницу  возвратили  на  её  место – в  контейнер. Выводы  комиссии (1973  года) были  опубликованы  лишь  в  1976  году  в приложении  в  журналу  Туринской  епархии  и  в  ряде  появившихся  вслед  за  этим  специальных  статей. Комиссия  провела  ряд  анализов:  на  состав  волокон  плащаницы,  на  наличие  в  ней  пыльцы  различных  растений,  следов  реальной  крови  в  кровяных  пятнах  и  так  далее.  Но  выводы  этой  комиссии  не  могли  удовлетворить  научную  общественность.  Хотелось  бы  заметить, что  уже  к  этому  времени, по  оценкам  специалистов, в мире  насчитывалось  более  ста  фотографий  Туринской  плащаницы, собственность  которых, как  и  их  сохранность,  неизвестна (сведения  не  опубликованы).  Например, доктор  Петрус  Соонс  рассказывая  о  сотрудничестве в  изучении  Туринской  плащаницы  с  профессором  Аланом Уэнгером (2005) и отмечает, что  профессор  был  обладателем  около  35  высококачественных  фотографий  Плащаницы, в  том  числе, сделанных  Джузеппе  Енрие, которые  ему  были  переданы  Френсисом  Филасом.  При  этом, доктор  Соонс  полагает, что  это  были  фотографии  «второго  поколения», то  есть  копии  оригиналов.  Кроме  этого, как  пишет  доктор  Соонс, Алан Уэнгер  имел  ещё  три фотографии с оригинальных негативов Джузеппе Энрие, полученных им из Турина от отца Петра Ринальди, а  «Гильдия Плащаницы»  предоставила ему разрешение на использование этих фотографий. Подробную информацию можно при желании найти на зарубежных сайтах о Туринской плащанице.  Лучше, если знать один из иностранных языков, предпочтительнее английский, или итальянский.  «Машинный» перевод потребует вашей интерпретации, разумеется, актуальных знаний об исследованиях плащаницы.  Как говорят в народе: «Лиха беда начала!»,  а  Владимир Вы-соцкий заметил, что «…петли дверные, кому - то скрипят, а кому-то по-ют…».  Думаю, многое зависит от человека, его предрасположенности и притязаний.  Не стану перечислять от чего ещё… Может быть, именно – вам и не надо?  Вы должны решить этот вопрос  для себя самостоятельно. 2) Второй этап следует отнести к времени, когда в феврале 1976 года в США была создана организация «Проект исследования Туринской Плащаницы», сокращённо: STURP (Shroud of Turin Research Project), которая возложила на себя полномочия по публикации результатов изучения Туринской плащаницы. А  уже   в октябре 1978 года плащаницу исследуют 36 американских, итальянских и швейцарских учёных.   Избранные представители науки пять дней и ночей  проводили  согласованные заранее исследования. Возглавлял проект доктор Джон Джексон. Специальными  фотографами: Вернером  Миллером  и  Барри  Шворц  были  сделаны тысячи фотографий при дневном свете, искусственном освещении, в инфракрасных и рентгеновских лучах; специальной губкой и кусочками липкой ленты  был собран накопившейся на Плащанице лаг («многовековой мусор») и т.д. Спектроскопическими  и  физическими  анализами  было  установлено, что  изображение  на  ткани  Туринской  плащаницы  образовалось  без  участия  красителей,  лишь  по  причине  дегидратации  целлюлозы  ткани.  Причём  наиболее  контрастные  участки  изображения  на  ткани  отобразились  в  тех  местах, где  полотно  непосредственно  прилегало к  выступающим  частям  тела  покойного: это лоб, кончики  ушей, нос, подбородок, скрещённые  руки, несколько  выгнутое  и  приподнятое  колено  правой  ноги.  Там  же, где  полотно  прилегало  к  телу  не  плотно, изображение  светлее, а то  и  вовсе  отсутствует.  При  этом  у  изображения  нет  чётких  границ, они  как  бы  размываются  и  растворяются.  Это  весьма  плавный  переход  от изображения  до  его  полного  исчезновения. Подавляющее  число  патологоанатомов     пришло  тогда  к  заключению,  что  изображение на  плащанице  с  его  безупречным  анатомическим  натурализмом  может  быть  только  отпечатком  реального  трупа,  а  не  рисунком и  не  отпечатком со  статуи,  как  полагали  сторонники  этих  точек  зрения, а так же представители теории искусной  подделки.   С  того времени такого  мнения  держится  большинство  патологоанатомов  и  до  сего дня. Интенсивность цвета изображения  на Плащанице находится в прямой функциональной зависимости от расстояния между ней и поверхностью тела  в  момент  процесса  отображения  тела  на  ткани.  Таким образом, утверждение, что на Плащанице мы имеем негатив, есть лишь первое приближение к истине. Говоря точнее, на Плащанице языком интенсивности цвета передано  и  расстояние  между  телом  и  тканью  Пла-щаницы.  К  сожалению, лишь спустя  многие годы (около полувека) мы  можем  увидеть  на иллюстрациях некоторые  подробности  того, что  в  восьмидесятых годах прошлого века  было  доступно  лишь  ограниченному  кругу  лиц.  Тем  не  менее, необходимы  некоторые  предварительные  знания  для  того, чтобы  критично  воспринимать некоторые фотографии, особенно в  тех  случаях, когда публикующие  их авторы скупятся  на объективные  и подробные комментарии. Хорошо известно, что форма плащаницы представляет  правильный  прямоугольник.  по высоте  одной стороны 473,7 см., а второй 434 см. Ширина лицевой стороны у ног 112,5 см,, со спины – у ног 113 см.  После реставрационных работ в 2002 году, после того, как была удалена ткань подложки с обратной стороны плащаницы, ткань несколько увеличилась в своих размерах, за счёт выравнивания деформаций, образованных в результате стягивания материалом подложки.  Нити ткани имеют толщины в среднем от 0,34 до 0,25 миллиметров, то есть ; миллиметра.  Наблюдается скручивание волокон ткани по часовой  стрелке.  Прядение   нитей ткани  плащаницы «ёлочкой» 3 : 1, в виде буквы «z»  Толщина  «окраски» (дегидратации ) очень тонкая, около 200 нм.  – одна миллиардная часть метра, или пятая часть тысячной доли миллиметра.  Это соответствует толщине клеточной стенки из одного волокна льняной нити.  В  одной нити ткани содержится около 200 волокон!  То есть:  дегидратация (потемнение  различной  интенсивности) целлюлозы, образуя  изображение  в  наружной  поверхности  волокон  льняной ткани равняется толщине клетки волокна,  сопоставимой по толщине с размерами  молекул, бактерий, или вирусов.  Изображение затрагивает в среднем  глубину одного – трёх волокон, входящих в состав нитей ткани!  Причём не имеется никакого различия в изменении интенсивности цвета в тех волокнах которые находятся о областях с более чётко видимым изображением и тех волокнах, которые находятся в областях с менее чётко видимым изображением. Во множестве  на  ткани  наблюдаются  отслоение  отдельных  волокон, которые  вполне  могут  образовать  тени  при  фотографировании  ткани  Плащаницы  с  близкого  расстояния, например, в  виде  букв «С»  или  «S», и  других  конфигураций.  Учёные  предположили, что  только  определённая  форма  электромагнитной  энергии (например, коротких  вспышек  света  определённой  длины  волны), падающей  на  полотно, могла  оказать  то  влияние, которым  обладают  особенности  образа  на  ткани  Плащаницы: поверхностное  окрашивание (дегидратация  целлюлозы) волокон  ткани, степень  цветового  потемнения  волокон  ткани  и  отсутствие  на  ткани  пигментов. У льна  поглощение  энергии  возрастает  с  уменьшением  длины  волны  излучения, следовательно, чем  меньше  длина  волны  излучения, тем  тоньше  является  глубина  материала, которая  поглощает  это  излучение, при  минимально  коротком  времени  воздействия. Учёные  использовали  ультрафиолетовое  излучение  и  получили экспериментально  две  основные  характеристики  изображения  Плащаницы: тон-кую  толщину  окраски и  процесс  формирования  изображения  при  низкой  температуре, без  нагрева  материала. Ультрафиолетовый свет невидим, поскольку  это  электромагнитное излучение с длиной волны меньшей, чем видимый свет, но большей, чем  у  рентгеновских  лучей. Однако, рентгеновское  излучение  отчасти участвовало  в  процессе  образования  изображения  на  ткани  Плащаницы, в  области  кистей  рук – видны кости  человека  отобразившегося  на  христианской  реликвии.  Из  этого  следует, что  некоторые  характеристики  отображения  тела  на  ткани  Плащаницы  зависят  и  от  диапазона  электромагнитного  излучения, которое  проявило  на  ткани  соответствующее  этому  диапазону  изображение. Из  экспериментов  итальянских  учёных  следует, что  элементарные  волокна  льна (главная составляющая природных целлюлозных тканей), имеют цилиндрическую структуру со  средней  длиной  30 мм  и  средним  диаметром  около  20 мкм (микрометр является одной тысячной миллиметра) в  основном  отобразили  внешние  объекты  посредством  ультрафиолетового  облучения.  А  гипотетический, возникший  коронный  разряд, представляющий собой явление, в котором электрический ток, протекающий между проводником с высоким элек-трическим потенциалом и окружающим воздухом, не вызывает дуги, поэтому не вызывает и разрушения волокон ткани.  Ионизированный же  при  этом  воздух  излучает, как  видимое, ультрафиолетовое, так  и  другие  виды  излучений.  Вы уже поняли, что учёные приблизились к описанию «явлений Божиих», которые приводятся в Библии! Напрашивается и другая, интересная  гипотеза, поскольку изображение Плащаницы запечатлено на верхней части цилиндрической  поверхности  волокон  и  под  различными  углами, особенность  макрофотосъёмки  ткани может  отражать  ракурс, отличающийся от иного угла фотографирования. Отражение  изображения, вероятно, в  некоторой  степени  зависит  и  от  длины  волны  источника  освещения.  В  результате  этих, вероятных  эффектов  на  «одной»  и  той же  поверхности, могут  быть  запечатлены  различные  изображения, «непроявляемые»  при  иных  характеристиках  освещения, фокусе  экспозиции и  выдержке при их  фотографировании. В  основе  этого  эффекта  лежит  способность  цилиндрической  структуры  волокон  отражать  запечатлённое  на  волокне  изображение  под  разными  углами  и  различной  частотной  характеристике  освещения  в  момент  фотографирования. Кроме  того, волокна  ткани  с некоторой  регулярностью  чередуются, ориентируясь  перпендикулярно  друг  другу, что  так же  оказывает  влияние (наряду  с  другими  дефектами  ткани)  на  картину, отобразившуюся  на  фотографиях  Плащаницы.  Более  крупная  структура ткани  Туринской  плащаницы, а  именно, расположение  нитей  в  виде  «решётки», фрагменты  которой  расположены  зигзагообразно, так  же  может  оказывать  влияние  на  преобразование  изображения  посредством  выделения  по  оттенкам  света  третьей  координаты. Вероятно,  неровная  поверхность  ткани  в  целом,  искажения  за  счёт  неоднородности  и  разнонаправленности  волокон  ткани, неоднородные  показатели  преломления самого изображения на волокнах  ткани  и  создают  лишь  относительную  картину  объёма (стереоэффекта), что  мы  и  наблюдаем  в  результатах американских и итальянских учёных  на представленных  ими  фотографиях.  Кроме того, на плащанице на просвет отчётливо наблюдаются продольные, по большей длине ткани - полосы утолщения ткани, шириной  3 – 5 см.  Очевидно, они так же оказывают влияние на изображение. Какое? Хороший вопрос. Думаю, учёные, как – нибудь сподобятся и мы  с вами  узнаем ответ на это незнание. Рекурсивные фильтры при съёмке позволяют получить более, или менее ровное и отчётливое изображение. [Даниэле Мурра,  Иосиф Навесы и Паоло Ди Лазарро НИИ  центр ВДНХ – Фраскати, Италия Научный подход к формированию изображения на Плащанице (2011). В  подобных  представлениях знаний о Туринской плащанице и изображении на ткани, разумеется, с учётом доступного сегодня объёма объективных материалов о Святыне, вполне допустимо  предположить, что Туринская плащаница и есть погребальный саван, в который было положено мёртвое тело Иисуса Христа, Воскресшего на третий день!

«Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Лк. 11: 2 – 4.

Продолжение следует: В.А. Белов, 7 апреля 2021 года




   


Рецензии