Сознание как механизм самоорганизации сложных сист

Сознание лишь относительно недавно стало предметом научного изучения. До этого оно было лишь ИНСТРУМЕНТОМ познания, при этом многие даже не отдавали себе отчет в том, что они им пользуются, как не замечают воздух, которым дышат.

Так что же такое сознание?

Долгое время считалось, что сознание – это свойство, присущее только человеку, уникальный дар, отличающий нас от животных, ставящий нас выше природы. Отсюда разделение на материальный и духовный мир, которые якобы существуют параллельно и не пересекаются. При этом материальный мир был сферой изучения науки, а духовный – областью религиозного, «метафизического» мировоззрения.

Одним из первых мыслителей, поставивших под сомнение исключительность человека, был английский натуралист Чарльз Дарвин, опубликовавший в 1859 году свой труд «О происхождении видов…». Тем самым он положил начало развитию эволюционной биологии и вообще эволюционному подходу в науке, согласно которому любое существо рассматривается не само по себе, а, прежде всего, как представитель вида и часть экосистемы.

Если раньше вопрос «Кто есть человек?» понимался как «В чем ОТЛИЧИЕ человека от других существ? Кем НЕ является человек?», то с точки зрения эволюционного подхода мы стали понимать этот вопрос рекурсивно. Мы говорим: «Человек – это примат, человек – это млекопитающее, человек – это хордовое, человек – это эукариот…» И эти утверждения не противоречат друг другу, а лишь расширяют понимание роли и места человека в едином эволюционном процессе. Они не унижают человека, «опуская» его до животного или одноклеточного, а наоборот – расширяют определение человека, который в этом смысле «был всегда», а не появился после обезьян. И в этом смысле эволюционная теория ничуть не противоречит идее креационизма.

Вообще, в сравнении человека с животными нет ничего оскорбительного. Исследование поведения социальных животных показывает, что им тоже свойственны взаимопомощь, альтруизм, представление о справедливости, стремление к улучшению морального климата во всем сообществе. В своей книге «Истоки морали» Франс де Вааль приводит массу доказательств того, что истоки нравственности заложены в самой природе социального поведения, а не спущены «сверху». Сама необходимость взаимодействия и совместного проживания способствует формированию нравственности и развитию сознания.

Мораль, сознание – это не заслуга и не изобретение человека, а скорее неизбежное следствие механизма самоорганизации любых сложных систем.

Вообще, человеку свойственно заблуждаться. Особенно в том, что касается своего личного влияния на природные процессы. Нам кажется, что это мы управляем своей жизнью, принимаем решения и определяем, что и как нам делать. Исследования в области нейрофизиологии показывают, что это не так. Наше тело (т.е. природа) само формирует наши чувства, желания и направляет действия. И только после того, как решение принято на физиологическом уровне, мы осознаем его и находим какое-то логическое обоснование, зачастую очень нелепое.

В этом собственно и разница между сознанием и мышлением. Сознание – это, что непосредственно, объективно происходит с нами по законам природы, а мышление – это то, как мы это понимаем и объясняем (субъективно). Людям свойственно своё субъективное мышление принимать за «чистую монету», за непосредственное сознание, поэтому споры об истине никогда не утихают.

Современный человек постоянно о чем-то думает, что-то планирует, моделирует, пытается предугадать, и ему кажется, что если он перестанет это делать, то жизнь вырвется из-под контроля, сойдет с рельсов, его затопчут и съедят, и вообще мир рухнет. Я думаю, что это особенно характерно для человека индустриальной эпохи: это стремление вперед, в «светлое будущее», к экономическому росту, догнать и перегнать, прийти первым… И это то, что делает поведение человека противоестественным, я бы даже сказала неадекватным, опасным для природы, и, в том числе, для него самого.

Именно поэтому в разгар промышленной революции и возникла необходимость «защищать природу от человека» - создавать заповедники, заказники, ограничивать вмешательство человека в естественные природные процессы. Деятельность человека, направляемая субъективным, антропоцентристским мышлением, была противоестественной и опасной.

Но сегодня мы постепенно, медленно, но верно приходим к необходимости возвращения к естественному образу жизни – в соответствии с природным принципом самоорганизации. И это, прежде всего, означает правильное понимание того, что такое сознание. Это доверие к собственной природе, к внутреннему чувству – заложенному в нас стремлению к гармонии. Важно научиться прислушиваться к себе, ощущать энергию, которая в нас протекает, понимать истинные мотивы и потребности, которые не могут не совпадать с потребностями любого живого существа, с эволюционным трендом всей экосистемы.

Неверное понимание идеи саморазвития и совершенствования приводит к тому, что люди пытаются «исправить» природу, сделать её «лучше» – по своему субъективному мнению. И это «недостижимое совершенство» маячит где-то там впереди, в будущем. В то время как суть самосовершенствования заключается в том, чтобы учиться как можно лучше чувствовать и понимать природу здесь и сейчас, в настоящем, осознавать свою непосредственную взаимосвязь с ней.

Те чувства, желания и мысли, которые у нас возникают непроизвольно, естественным образом, когда мы никуда не стремимся и не спешим, – это то, что природа пытается донести до нас и реализовать через нас. И если мы не присваиваем их себе, не искажаем своими субъективными трактовками, а реализовываем и осознаем, то в этом и заключается наш скромный вклад в эволюцию и саморазвитие (это, кстати, один из принципов яма в йоге – Ишвара Пранидхана – «посвящение заслуг Всевышнему»). Поэтому осознанность избавляет человека от субъективизма: всё, что он делает, согласуется с волей Творца, и он просто её исполнитель, как и любой осознанный человек.

Самое удивительное для меня – это то, что закон самоорганизации сложных систем не разделяет природу на живую и неживую. Он вообще никак не ограничивает сознание ни в пространстве, ни во времени! Не в этом ли объяснение всех квантовых "парадоксов"? И если сознание – инструмент, то мы, владея им с рождения, совершенно еще не знаем, какие великие возможности он в себе таит.

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...»


На фото: Астраханский заповедник (Федор Лашков, источник:


Рецензии