Был ли Лжедмитрий лже?

1. "Убиенный много и восставый"

Метафизик, эзотерик, поэт-ясновидец(по крайней мере он сам верил в то, что обладает таким даром) Максимилиан Волошин в стихотворении "Дметриус - император" вывел некий универсум прихода на Руси самозванцев. Строка "Убиенный много и восставый" о сыне Ивана IV царевиче Димитрии в самом деле воспроизводит один из удивительнейших феноменов русской истории.Несколько Лжедмитриев, сонмище Лже-Петров III, парочка дочерей "дщери Петровой", лже-Анастасии и воскресший цесаревич Алексей - тут и впрямь призадумаешься о мистическом воскрешении, перенесении душ убиенных монарших особ.
  Но есть и другой аспект этого феномена. Пропагандистский. Как вера в пришествие Мессии, воскрешение "доброго царя" , не лишённые мистицизма суеверия  фольклорного сознания, скорее оправдывающего чудо, чем соглашающегося с доводами логики использовались силами, воспринимавшими мир куда более рационально? Как трактовки событий, их пристрастные интерпретации могли влиять и на современников и на то, что происходило позднее?

 Речь о пропаганде и информационных войнах. О противоборстве идей в жанре "нонфикшн".
Сопоставляя источники идеологически, религиозно, ментально противоборствущих сторон, можно наглядно увидеть, насколько они взаимоотрицают друг друга.

2.Освободитель, сожжённый в "аду".
 
Как бы то ни было, но войско чудесно воскресшего из мёртвых, во младенчестве погибшего Дмитрия Ивановича встречали торжественно. Он вступил в Москву этаким освободителем от "неправильного царя" Бориса Годунова. Навоевались. Наголодались.

"Москве лета 7113 июля в 18 день(1 июля 1605г.), -сообщает  "Пискаревский летописец" , - в четверг, а с ним многия бояре и дворяне, и дети боярские, и литва, и немцы, и казаки. И пришел в город-Китай и ссел с лошади у Лобного места, по царьскому обычью. И встретили его митропалиты, архиепискупы и епискупы, и архимариты, и игумены, и весь причет церьковный со кресты и с образы, по царьскому же чину, и благословляли его."

Но "мессии" из вступившего на престол "пришельца" не вышло.Для поляков, литовцев, шведов он был вполне себе ничего кондиционным миссионером-тевтоном или рыцарем ливонского ордена.Но не для московитов, которые не согласны были смириться с ролью новообращаемых "неправильных христиан". Посулы и обещания -не выполнялись.Нововведения во внешности и манере поведения Дмитрия Ивановича и Марины Мнишек , которые  во время коронации устроили нечто вроде перформанса в духе "Пусси  Роуз" вызвали вначале глухой ропот, а затем негодование.

И не смотря на то, что «царица-мать» Мария Фёдоровна Нагая(седьмая жена Ивана Грозного) прилюдно признала Димитрия вместе с его бородавками, пошла молва недобрая:а Дмитрий ли это Иванович? А не подсунули ли вместо убиенного угличского младенца кого иного?
 
"А молвил было про него тайно князь велики Василей,- сообщает Пискарёвский летописец", - что он вор, рострига, и он было его велел казнити и к плахе приводили, и от плахи пожаловал, и положил на Шуйских опалу, велел розослать их по городом в заточенье; и немного побыли в опале, опять их пожаловал, взял на Москву."

Казалось бы -вполне либеральный царь. По крайней мере в сакральной фразе "казнить нельзя помиловать" может переместить запятую, чтобы из "казнить" получилось "помиловать". Но от "молвил тайно" довольно быстро перешли к делу...

"А на государстве был год не полон: к Москве пришол Петров день, а свадьба была на другое лето канун Николина дни вешнево, а убили ево перед троицыным днем. А убил ево бог неведимою  силою: всею землею на нево востали. И у бояр дума на нево, да немногая, тако не от тово ему сталося. Да с ним же убили Петра Басманова и выволок  их из города обеих нагих, и лежали у Фроловсково мосту 3 дни. И Розстригу велели похоронить на Кулишках, и в серца ему велели вбить кол. И оттоль выняли его, и отвезли на Котел, и сожгли в аду, которой ад он зделал себе на потеху. А которых жаловал боярством и окольничеством, и вотчинами и поместьи, и те и после ево были в боярех и в окольничих, и вотчины и поместья кому даны, за ними."


3.Когда "Попрася правда отъиде истина"

"Пискарёвский летописец" не жалеет чернил, чтобы еще и ещё выстреливать пеплом самозванца в ту сторону, откуда он явился- на Запад.

"О царьстве еретика дьякона розстриги Гришки Отрепьева. Попрася правда, отъиде истинна, разлился беззаконие и душа многих християн изменися: слово их, аки роса утренняя, глаголы их, аки ветр! И дивится убо о сем вся вселенная, и паче ужасаются сущия християня! Кто не ужасается, кто не дивится, кто не возплачется слыша убо о сем? Ни книги царьственныя глаголют, ни отческие свидетельствуют такова чюдеси за наши грехи."

В этих анафематствованиях самозванец предстаёт ни много ни мало персонажем Последних Времён, наказанием , нисполсланным за грехи.

"Никому же есть мошно по пряму изчести и писанию предати! И приидем убо сказанию, мало нечто о сем подробну скажем. В лета 7111 попущением божиим и наветом вражиим за грехи наша восташа некий юноша именем Гришка, роду детей боярских Отрепьевых, от града Галича и прииде в Костромской уезд, во обитель живоначальные Троицы на Железной Борок, ко Иякову святому. И в том манастыре постризается, и пребыша ту три лета. И оттоле иде к Москве в Чюдов манастырь. И ту пребываша и безмолвоваше года два, и дьяконского чину сподобляетца. И после того почал бражничать и многия грехи творить. И злего безчиния из манастыря выбили вон. И он опять прииде на свое обещание к Троице на Железной Борок и, побыв мало, прииде опять на Москву и нача бити челом патриарху Иеву, чтобы его пожаловал, велел ему быти  у собя, книги писати."

 Датированное 19 декабря 1917 года стихотворение Максимилиана Волошина одновременно как бы возвращает нас к преданьям старины и проецирует эти предания на день для Максимилиана Волошина текущий сегодняшний. Автор запретного в советские времена цикла "Демоны глухонемые" вполне осознанно экстраполирует эпху самозванца на времена последующие и, конечно же, на пришедших к власти большевиков, столь наторевших "книги писати", хоть находясь далеко за границами, хоть в шалаше в Финляндии, в Разливе, по-отшельнически , на пеньке.



Дметриус-император

(1591—1613)

Ю. Л. Оболенской

Убиенный много и восставый,
Двадцать лет со славой правил я
Отчею Московскою державой,
И годины более кровавой
Не видала русская земля.

В Угличе, сжимая горсть орешков
Детской окровавленной рукой,
Я лежал, а мать, в сенях замешкав,
Голосила, плача надо мной.
С перерезанным наотмашь горлом
Я лежал в могиле десять лет;
И рука Господняя простёрла
Над Москвой полетье лютых бед.
Голод был, какого не видали.
Хлеб пекли из кала и мезги.
Землю ели. Бабы продавали
С человечьим мясом пироги.
Проклиная царство Годунова,
В городах без хлеба и без крова
Мёрзли у набитых закромов.
И разъялась земная утроба,
И на зов стенящих голосов
Вышел я — замученный — из гроба.

По Руси что ветер засвистал,
Освещал свой путь двойной луною,
Пасолнцы на небе засвечал.
Шестернёю в полночь над Москвою
Мчал, бичом по маковкам хлестал.
Вихрь-витной, гулял я в ратном поле,
На московском венчанный престоле
Древним Мономаховым венцом,
С белой панной — с лебедью — с Мариной
Я — живой и мёртвый, но единый —
Обручался заклятым кольцом.

Но Москва дыхнула дыхом злобным —
Мёртвый я лежал на месте Лобном
В чёрной маске, с дудкою в руке,
А вокруг — вблизи и вдалеке —
Огоньки болотные горели,
Бубны били, плакали сопели,
Песни пели бесы на реке…
Не видала Русь такого сраму!
А когда свезли меня на яму
И свалили в смрадную дыру —
Из могилы тело выходило
И лежало цело на юру.
И река от трупа отливала,
И земля меня не принимала.
На куски разрезали, сожгли,
Пепл собрали, пушку зарядили,
С четырёх застав Москвы палили
На четыре стороны земли.

Тут тогда меня уж стало много:
Я пошёл из Польши, из Литвы,
Из Путивля, Астрахани, Пскова,
Из Оскола, Ливен, из Москвы…
Понапрасну в обличенье вора
Царь Василий, не стыдясь позора,
Детский труп из Углича опять
Вёз в Москву — народу показать,
Чтобы я на Царском на призоре
Почивал в Архангельском соборе,
Да сидела у могилы мать.

А Марина в Тушино бежала
И меня живого обнимала,
И, собрав неслыханную рать,
Подступал я вновь к Москве со славой…
А потом лежал в снегу — безглавый —
В городе Калуге над Окой,
Умерщвлён татарами и жмудью…
А Марина с обнажённой грудью,
Факелы подняв над головой,
Рыскала над мёрзлою рекой
И, кружась по-над Москвою, в гневе
Воскрешала новых мертвецов,
А меня живым несла во чреве…

И пошли на нас со всех концов,
И неслись мы парой сизых чаек
Вдоль по Волге, Каспию — на Яик, —
Тут и взяли царские стрелки
Лебедёнка с Лебедью в силки.

Вся Москва собралась, что к обедне,
Как младенца — шёл мне третий год —
Да казнили казнию последней
Около Серпуховских ворот.

Так, смущая Русь судьбою дивной,
Четверть века — мёртвый, неизбывный
Правил я лихой годиной бед.
И опять приду — чрез триста лет.


19 декабря 1917
Коктебель



4. Чудов "университет" и плоды просвещения
 
Иван Грозный был книжником, незаурядным автором, сочинявшим не только указы и "любовные" письма английской королеве Елизавете I, но и внёсшим вклад в сокровищницу древнерусской литературы своей перепиской с Андреем Курбским.Находившийся на территории Кремля Чудов монастырь, по учёности вряд ли уступал Краковскому университету, иначе бы на самозванца не сделали бы ставки ни сандомировский Воевода Ежи Мнишек, ни воспылавшая стать царицей Московии его красавица дочь Марина.
 
Как раз пребывание "Дмитрия Ивановича" в Чудовом монастыре ложится в канву версии о том, что всего год продержавшийся на троне царь, был сконструирован, сочинён, выдуман. И в немалой мере им самим. Его приобщение к книжной культуре, "слову божию", церковным и мирским книгам, а вместе с тем и к балаганным развлечениям(средневековый КВН), свидетельство тому - построенный им в Китайгороде "ад" , в котором его позже и сожгли,-всё это могло способствовать рождению в его воображении сценария масштабной мистификации. 


"И патриарх Иев пожаловал, велел ему жити у собя, и в книгохранительницу ходити , и книги чести, и святых отец жития составляти..."  Вот "раб божий Григорий" и "составил" собственное житие. Этот "проект" он и предоставил своим польским покровителям.
 

Популярность книжника оказалась вполне на уровне нынешних персонаже ПИП(персонифицированных издательских проектов),производящих бестселлерочки, всё чаще антироссийской направленности. "И познаша его многие от вельмож: бояре и дворяне, и стольники, и чашники за ево книжное сказательство."

Но , как повествует , вполне вероятно небеспристрастный и для контраста вводя антитезис "Пискаревский летописец",тут же нашлись и оппоненты.

"И сказаше про него патриарх Иев всем властей: митропалитом и архиепискупом, и епискупом. И рече ему Варлам, митропалит ростовский: “Что, господине патриарх Иев, такова вора похваляешь: второй будет Арей еретик”."

5. Еретик на троне?

Так в чём же состояла ересь? В том, что "Дмитрий Иванович" не носил бороды(как бы предвосхищая Пётра I)? В том , что наводнил двор инстранцами? Целовал иконы "взасос"? А его жена пользовалась вилкой и ела телятину? И в этом тоже. Но более всего в том, что уличён был во лжи и подлоге.

"Перевод с польсково письма с утверженнаго Ростриги, что дал на себя запись своею рукою воеводе сердомирскому Юрью Мнишку. А сердомирской дал против на себя запись своею рукою, а сказали паны Бучинские, что письмо - рука сердомирсково, и сам он сказал |л. 632 об.| передо всеми бояры, что письмо - ево, воеводина, рука; и та запись у Разстриги утерелася. Ростригина запись: “Мы, Дмитрей Иванович, божиею милостию царевич у) всеа Русии, углецкий и дмитровский, и иных князь от колена предков своих, и всех государств московских государь и отчинник. Помнячи себе перваго жития не тем обычаем, как иные манархи и предки наши, но как иные люди християнские за презрение господа бога всемогущаго, от которого живет начало и конец, живот и смерть бывает от него же, усмотрели есмя и улюбили себе, будучи в королевстве"

  Апаче того, уличён был Григорий Отрепьев в тайных связях и с Польшей и с Ватиканом. Хотя связи эти скорее даже демонстративно офишировались.И во время вступления в Москву и в момент венчания на царствие самозванную чету окружали инстранцы. И хотя Марина была не первой иноземной царицей: бабка Ивана Грозного Софья Палеолог была византийской принцессой, московиты подозревали в её мыслях и вероизъявлениях "двойные стандарты".

"Да к вору же к Гришке к Ростриге кардинал, начальной утвердитель римские веры, Мартин Миликрида писал от папы,- сообщает Пискаревский летописец.- в грамоте пишет: “Как весть к папе приидет, что он, вор еретик  Гришка Растрига, их латынскую веру принял, и им то всем будет во удивление и в радость, все оне о том станут веселитися и радоватися, и всегда ему, Ростриге, папа о том своим письмом напоминает, что он, вор, многое християнство широкое и многие государьства своим злохитроством в веру в латынскую своею рукою привел и укрепил он, Рострига, наперед тово во своей грамоте к прежнему папе Климонту из Самбора писал. А оне о том радуются всеми сердцами и душами своими, что он, вор Рострига, хочет во всем в Московском государьстве латынскую веру укрепити. И как сядет на Московском государьстве, ему было, вору, вкоре во всем  государьстве латынскую веру укрепити и самому быть крепко в той же латынской вере”.
Да к вору же еретику Гришке Отрепьеву писал папин легат, которой живет у польского короля в Кракове, Клавдиус  Гаранус для утвержения латынские веры, а в грамоте пишет: “Надобно ему, Ростриге, сверх всего  исполнити, что он папе и им всем обещался, что в Московском государьстве греческая вера с латынскою верою соединить, и оне тому его слову верят, и он бы, вор Рострига, по тому своему слову вскоре то чинил, и своему имени от папы и от них всех честь приял”."

Иными словами, "Дмитрий Иванович"( он же Гришка Отрепьев) обвинялся в грехе униатства. И этот грех , конечно, был , пожалуй, даже более тяжким нежели грех ПОДМЕНЫ. То есть грех самозванства. Не царских кровей, не рюрикович, брет бороду, целует иконы , вожделея, телятину ест, да еще и перелицованный  католицизм нам тащит!
 Кто знает, может быть, это и есть основная причина того,что в 1605 году, за 300 лет до первой русской революции на троне не утвердился царь "прозападной ориентации" и не пошла от него династия Отрепьевых-Мнишеков?

В публицистическом ли запале или в искреннем желании предупредить беду обличает "Пискаревский летописец"  "проект" окатоличевания (досрочного вступления на "западный путь", в ущерб суверенитету) Московской Руси? - можно судить  даже по сегодняшним поползновениям Запада пропихивающего нам свои "ценности".Но в том что желание это настойчиво и неизменно сомневаться не приходится. А сформулировано было 400 лет тому назад.

"Да папа же писал  кардиналу  краковскому, а в грамоте пишет, что он, папа, его, кардинала, укрепляет и благословляет на свадьбу к любительным детем своим, Ростригу Гришку с воеводинскою сердомирскою на обручение благословил, а он, папа, своим сердечным хотением также благословляет, и что он, кардинал, любительную ево дочь, воеводинскую сердомирскую , укреплял и делал ей, чтоб накрепко латынскую веру удерьжала и всем прямым срдцем промышляла с мужем своимвместе, чтоб Московское государьство, а людей своих подданных к латынской вере привести; и подлинно он, папа, начается, что оне по ся места тем делом промышляют. А буде кардинал ево в том не станет слушати, и он его проклинает. А он, папа, начается, что московские люди в латынской вере будут, только их станет приводить, а не все любовию  и волею, надобе и неволею и жесточью. А хто станет крепко приводить, а не все любовью, а хто станет за веру их, и тово б убивати не ужасался."

6.Дмитрий Иванович или Григорий Отрепьев?

Фигура Самозванца , скорее всего, так и останется в нашем восприятии чем то амбивалентным, двойственным,болезненно раздвоенным. Что уже само по себе не совпадает с харизмой самодержца, а тем более Помазанника Божия. Как говорится "Ни богу свечка, ни чёрту кочерга". А если взглянуть на проблему этой необыкновенно яркой и во многом пророческой судьбы с точки зрения метаистории и метафизики, то мы увидим символы поистине космических масштабов. Не даром астрологи, юродивые и прорицатели того времени обращали внимание на знамения в виде прихода комет и затмений солнца. Это и в самом деле было подобно пришествию огненного болида.Удар бурно капитализировавшегося, уже завоёвывающего обе Америки Запада по "инкам" и "ацтекам" беспредельных русских равнин. Но если парусные скорлупки Кортеса, Писарро, Америго Веспуччи ветром и океаническими течениями доносило до сказочно богатых золотом стран без каких либо препятствий. То на пути конквистадоров в глубь Московской Руси вставали не только болота и леса, но и закалённые в боях с нашествием Золотой Орды русичи-московиты.
  Параллели между Кортесом и "Дмитрием Ивановичем" напрашиваются сами собой, если почитать "бестселлер" своего времени капитана-наёмника Жака Маржерета, где он подробно описывает слепящие глаза жемчуга и драгоценные камни на одеждах бояр  и покрывалах царской опочивальни. Прожжённый авантюрист, успевший повоевать и за гугенотов во Франции , и за Бориса Годунова в Московии, позже служивший в личной охране "Дмитрия Ивановича", составляет подробную опись того- что и где можно взять. Составленная им тщательная опись царских сокровищ и природных богатств Московии прямо-таки призывает мародёров всех мастей двигаться на завоевание благодатных земель, откуда он вернулся не с пустыми руками.


Он же создаёт и альтернативную "Пискарёвскому летописцу" версию подлинности "Дмитрия Ивановича".

Что до "пиар технологий" создания харизм-симулякров, то они до боли узнаваемы и по истечении столетий не меняются. У одного из современников самозванца так описывается его ОЗАРЕНИЕ : «Разболелся лестию якобы и до смерти уже пришед, повелевает же призвати священника греческия веры и исповедует ему лестию свои согрешения. И на конец исповедания рече ему слово едино под клятвою: яко несмъ, рече, инок, им же мя образом видиши, но сын есмъ царя и великого князя Иоанна Васильевича Московского».Вот так. Приболел- и возомнил себя царём.Болезнь как элемент обретения политической и даже богоизбранной харизмы здесь ключевой элемент.

"Наконец и императрицу, жену сказанного покойного Ивана Васильевича,-излагает свою версию истинности-Ложности самозванца Жак Маржерет, - с сыном Дмитрием выслал в Углич — город, удаленный на 180 верст от Москвы. Как считают, мать и некоторые другие вельможи, ясно предвидя цель, к которой стремился сказанный Борис, и зная об опасности, которой младенец мог подвергнуться, потому что уже стало известно, что многие из вельмож, отправленных им в ссылку, были отравлены в дороге, изыскали средство подменить его и поставить другого на его место. После он предал смерти еще многих невиновных вельмож. И так как он не сомневался более ни в ком, кроме как в сказанном принце, то, чтобы окончательно избавиться, он послал в Углич погубить сказанного принца, который был подменен. Что и было исполнено сыном одного , посланного их в качестве секретаря для матери. Принцу было семь или восемь лет от роду; тот, кто нанес удар, был убит на. месте, а подложный принц был похоронен весьма скромно."
  "Изыскали средство подменить", "подложный принц" - вот фразеология, в которой как бы зеркально отображается психология столь набивших оскомину пропагандистских
штампов.

Сегодня "изыскиваются средства" подменить , переставить акценты целых исторических периодов. Был ли самозванец истинным или "лже" -можно спорить до бесконечности. Разве что когда-нибудь, кто - нибудь отыщет под брусчаткой Красной Площади частицы пепла Григория Отрепьева или фрагменты косточек повешенного на Серпуховских воротах сына  самозванца и Марины Мнишек и , подвергнув их генетической экспертизе - установит какого он всё же был рода -племени -и принадлежит ли он вообще к роду Homo sapiens или может быть он пришелец из созвездия Центавра? А почему бы не предположить, что его вообще послали в давно минувшие 1600-е годы из замаскированной под лабораторию с установленной в ней Машиной Времени клиники "Charite"?



Сегодня "изыскиваются средства" подменить , переставить акценты целых исторических периодов. Был ли самозванец истинным или "лже" -можно спорить до бесконечности. Разве что когда-нибудь, кто нибудь отыщет под брусчаткой Красной Площади частицы пепла Григория Отрепьева и , подвергнув их генетической экспертизе - установит какого он рода -племени -и принадлежит ли он вообще к роду Homo sapiens, или может быть он пришелец из созвездия Центавра? А почему бы не предположить, что его вообще послали в давно минувшие 1600-е годы из замаскированной под лабораторию с установленной в ней Машиной Времени клиники "Charite"?


Рецензии
Кто владел архивами тот и мог переписать всё, что было его душ угодно. Архивы ведь тоже порой сжигают, подделывают, утаивают. Некоторым архивам к уже положенному времени в 30 лет сохранения от глаз людских, накидывают еще 30 лет. А идея с инопланетным исследователем, бедолагой ученым, которого сожгли за науку... бедняга.
С интересом
Искандар

Заметки Географа   13.06.2021 12:29     Заявить о нарушении
Архивы всяк читает в меру своей испорченности -это точно...

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.06.2021 12:34   Заявить о нарушении
У нас пока архивы КГБ рассекретили только на год 1917... хотя там у них архивы должны открывать через 75 лет как засекретили...

Заметки Географа   13.06.2021 12:37   Заявить о нарушении
Искандар...И это верно. От греха подальше. Это ж ящик Пандоры...Тут за 16 век материалы читаешь-ость на загривке дыбом-всё рядом. Никакая не древность. Современно. Вот ВШП-это же буквально вчера всё было. Обжигает...Хотя это уже наверное приметы возраста. Но осторожно надо ворошить всё это,зная ради чего, чтобы не навредить ни себе не другим..Англичане вон лезли в гробницы фараонов с таким энтузиазмом, а потом мёрли...Пусть пока лежит всё это за семью печатями. Особенно то, что касается Востока, Кавказа, национальных, религиозных отношений...Сам понимаешь, чревато ведь...

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.06.2021 12:55   Заявить о нарушении
Ну у нас стучали свои на своих... поэтому видимо, не скоро всё это будет открыто

Заметки Географа   13.06.2021 12:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.