Чашечка из Пятигорска

Светлой памяти моего дедушки - Баранова Василия Ивановича.

Семейные реликвии… Говоря о них, мы вовсе не обязательно имеем в виду статуэтки Фаберже или картины кисти Великих художников. Иногда реликвией может оказаться любая дорогая сердцу безделушка, история появления которой связана с чем-то очень добрым и хорошим. Не зря говорят, что у каждой вещи есть своя энергетика.
 
У меня таких безделушек-реликвий много, но сегодня хочется рассказать об одной – маленькой детской чашечке из Пятигорска, датированной 1938-м годом. «Галине от папы» - гласит красивая серебристая надпись сбоку. Как вы уже догадались, чашечка не моя. Её получила мама, будучи совсем ещё ребёнком. Дедушка в то лето ездил на лечение в один из санаториев Пятигорска и, конечно же, не забыл о своих дочурках, привезя каждой из них в подарок именную чашку. Казалось бы, ничего особенного… Обычная чашка, коих в доме было множество. Но ведь именная! «Галине от папы». Как, наверное, красиво и гордо звучало имя Галина для маленькой Галочки, озорной девчушки, купающейся вместе со своими сестрёнками в лучах родительской любви. Важно ведь не просто подарить подарок, а обыграть его, принести ребёнку радость! И дедушке это всегда удавалось. Чашечка пережила войну, повзрослела вместе с хозяйкой в трудные послевоенные годы, и, даже когда в начале 60-х Галочка вышла замуж и переехала в другую квартиру, чашка переехала с ней, как талисман. Почему так? В жизни моей мамы было много подарков от родителей, гораздо более значимых, чем маленькая детская чашка… Вероятно, это и есть та светлая и добрая энергетика вещи, которая ассоциируется с прекрасными моментами счастья, случившимися в нашей жизни.

Давно уже нет дедушки, а теперь уже нет и мамы, но, глядя на маленькую чашечку из Пятигорска, я ощущаю где-то там, на уровне подсознания, великую энергию любви, помогающую жить и творить.
Дедушка остался в моей памяти не просто добрым, а совершенно удивительным человеком. Он очень любил детей, внуков, но особенно – бабушку. Я ещё в детстве начала замечать, как трепетно и бережно они относятся друг к другу. И уже повзрослев, поняла, что это не просто любовь, а нечто большее. Это то истинное, искреннее, НАСТОЯЩЕЕ, к чему мы порой стремимся всю жизнь, но далеко не каждому удаётся его обрести.
Именно такими были мои бабушка и дедушка. НАСТОЯЩИМИ. И в таком же духе воспитывали своих дочерей. Глядя на маму и её сестёр (моих тётушек) я удивлялась, как же много в них этого НАСТОЯЩЕГО: ум, талант, доброта, но самое главное – общечеловеческие ценности. А недавно вдруг поймала себя на мысли, что для своего круга общения всегда искала именно таких людей, как они, или, хотя бы, похожих на них. Много шишек набила я в этом поиске, пока, наконец, не достигла истины…

 Нас, внуков, дедушка, конечно же, очень баловал, как, вероятно, большинство дедушек и бабушек в мире. Но, как я уже заметила выше, важно уметь сотворить для ребёнка радость, а не просто отделаться дежурным подарком. Не буду рассказывать много, ибо маленький рассказ просто-напросто не сможет вместить всех воспоминаний, остановлюсь лишь на нескольких эпизодах из детства.
Будучи ещё совсем маленькими, мы с младшей двоюродной сестрёнкой Леночкой очень любили, когда дедушка возвращался с рыбалки. Да-да, он был заядлым рыболовом и частенько ходил на рыбалку. А возвращаясь домой, непременно покупал для нас в магазине что-нибудь вкусненькое, заворачивал в бумагу или пакетик и говорил, что это «от зайца». Как сейчас помню его слова: «Встретил на рыбалке зайца, он прислал гостинцы для моих красивых внучек». Слово «гостинец», редко употреблявшееся в обиходе, таило в себе какое-то особое очарование, и простые пряники, которые в обычное время могли неделю лежать в буфете, мгновенно уплетались с таким аппетитом, словно это изысканный королевский десерт. Радости не было предела! И всё потому, что это «гостинец от зайца». Через дедушку мы посылали «доброму зайцу» благодарности и даже рисунки. Счастливое было время. А иногда дедушка сажал нас в коляску и вёз на прогулку в ближайший парк или на небольшой стадион недалеко от дома. Ходить мы уже умели, но свой транспорт значительно приятнее)) Почти что карета для двух маленьких принцесс! Коляски конца 60-х были не такими совершенными, как сейчас, зато гораздо более просторными, и поместиться в них, сидя лицом друг к другу, не составляло особого труда. «Куда поедем?” – спрашивал дедушка, когда пассажиры «экипажа» были уже готовы. «На стадивон,» - радостно отвечала сестрёнка Леночка. И мы ехали на «стадивон». До сих пор от этой маленькой буковки «в», невольно вписанной Леночкой в самую середину стадиона, веет особым теплом… теплом детства.
    
Наступила школьная пора. Мы уже давно не верили в зайца и не ездили в коляске на стадион. Появились другие увлечения. Одно время я очень любила слушать пластинки на новенькой радиоле «Кантата» и особенно – их заводить. Для семилетней девочки эта процедура казалась очень значимой, и часто я устраивала «концерт по заявкам». Дедушка же, во время таких «концертов», неизменно заказывал одну и ту же песню – «Идут белые снеги» в исполнении Гелены Великановой. Песня была выучена мною наизусть очень быстро. И, хотя весь её глубокий смысл я поняла гораздо позже, но именно тогда, в семилетнем возрасте, в моём маленьком детском сердечке родилась безграничная любовь к России, которая и останется навсегда.

«Если будет Россия, значит, буду и я…» - эти строки Евгения Евтушенко много лет ассоциировались у меня именно с дедушкой… и с бабушкой, поскольку их невозможно представить друг без друга… Быть может, любовь к России, передавшаяся мне через них и через эту песню, исходила из глубины веков, от самых корней наших далёких предков. Наверное, это и есть та «сила рода», о которой сейчас так много пишут. Но я бы назвала её не просто силой, а энергией! Энергией любви и добра, содержащейся в песнях, стихах, воспоминаниях и даже в старенькой детской чашечке из Пятигорска, невольно ставшей семейной реликвией… 


Коллаж автора.    


Рецензии
Наташа, какие добрые, душевные воспоминания о дорогих сердцу людях! Спасибо! Всколыхнуло и напомнило своё... А такая вот чистая и светлая энергия добра и любви просто необходима нам всем. Особенно в наше непростое время.

С теплом и добрыми пожеланиями,

Татьяна Бабина Берестова   02.11.2022 21:44     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Татьяна! Этот рассказ очень дорог для меня. Какой-то особый душевный порыв был, словно я ощутила рядом всю эту энергию любви и добра своих близких. А сама чашечка - стоит на почётном месте))
С искренним теплом и самыми добрыми пожеланиями,

Наталья Смирнова 5   04.11.2022 02:20   Заявить о нарушении