От Февраля до Октября

Брусиловский прорыв на Юго – Западном фронте, участником которого довелось быть и Давиду Васильевичу Вярьвильскому в качестве командира роты, не был поддержан Верховным командованием, и потому окончание войны снова скрылось за дальним горизонтом.

В результате боёв с германскими войсками на Румынском этапе, часть армии вынуждена была к концу 1916 года отступить на свою территорию. Последние месяцы службы Давид Васильевич пребывал в приграничном с Румынией городке Рени на берегу Дуная.
Здесь шла работа по снабжению питанием и предоставлению временного отдыха воинским эшелонам, следуемым из России на пополнение армии, ещё действующей в Румынии.

Уездный городок Рени был с маленькими домами, плохим городским благоустройством, но весь в окружении садов, виноградников и огородов. Население городка было довольно разношёрстным. Тут были и украинцы, и молдаване, и евреи, и румыны. Много румынов, вернее,  браиловских румынок прибыло сюда с русскими воинскими частями. Первое время они жили в Рени в одном из особняков коммуной, вместе с военными.
 
Когда после пензенских выборов Давид вернулся в Рени, чтобы приступить снова к воинским обязанностям, было похоже на то, что он здесь отсутствовал несколько лет. Прежней дисциплины в армии уже не было, авторитетом офицеры не пользовались, перед боями устраивались митинги.
 
Но революционно настроенный Давид Вярьвильский быстро перестроил свои отношения с солдатами и те, в первые же выборы избрали его членом Солдатского Комитета.
С Лизой, как и раньше, установилась оживленная переписка. Жена подробно писала о  пензенских тревожных событиях и о своих переживаниях.

Почти сразу после того, как А.А. Евреинов распрощался с Давидом Вярьвильским, губернатор получил телеграмму с известием о перевороте и смене власти. Александр Александрович собрал экстренное совещание, на котором окружной прокурор назвал это событие несерьёзной провокацией Госдумы и призывал не паниковать. Редактор же либеральной газеты «Чернозём» Борис Малкин тут же поспешил эту новость опубликовать в печати.

Весть об отречении Николая Второго всколыхнула Пензу по-настоящему 4-го марта. На улицы города с плакатами и транспарантами хлынула толпа разъярённого народа. Словно лопнувший нарыв из накопившегося за военные годы гнева  вырвался наружу манифестациями и погромами магазинов. Беспорядки среди революционно настроенных тыловых солдат попытался остановить начальник Пензенского гарнизона генерал Бем. Но на Соборной площади генерала стащили с лошади, сорвали погоны и папаху и забили ногами до смерти.

Вся семья Ивана Егоровича Мартышкина в это время жила в Петрограде, - так стали называть Санкт-Петербу;рг  с начала Первой мировой войны.
Поэтому Елизавете Ивановне приходилось в одиночестве справляться с детьми и с большим хозяйством в такой непростой обстановке.

Но вот, выплеснув накопившиеся эмоции, жители Пензы снова вернулись к прежней тыловой жизни с её заботами о посеве, о работе и ремесле, о семейных хлопотах до самого октября.
 
В Пензе стало спокойнее, чем в Петрограде, поэтому семья Мартышкиных, а за нею и семьи Петровых, Чубовых и Лобановых снова потянулись летом в дом на Дворянской и к сельской жизни в имениях.
Теперь Лиза со спокойным сердцем могла оставить своих девочек на попечение бабушки и тётушек и поехать в Рени к мужу, по которому так болело сердце.

Осенью 1917 года Давид снова, будучи на чужбине, почувствовал тепло родного дома. Они с Лизой поселились в одном из Ренинских домиков во дворе домовладельца еврея. Домик весь был заплетен виноградом.
 
Осень была сухая и тёплая, с продуктами проблем не было, их офицерам выдавали с военной базы. Не было и недостатка в общении. В нечастые часы отдыха заботливая хозяюшка накрывала чайный стол для сослуживцев мужа и хороших знакомых из местных жителей. В такие часы шли жаркие политические дебаты. А разговоров на другие темы в этом историческом для России году быть и не могло.


ПРИМЕЧАНИЯ:

*Генерал А.А. Брусилов – Верховный главнокомандующий Русской армии (1917), во время Февральской революции  поддержал смещение Николая II и приход к власти Временного правительства. С 1920 года в Красной армии. А. А. Брусилов – инициатор создания ударных батальонов (нового типа) и революционных частей русской армии. В 1923–1924 годах – главный инспектор кавалерии Рабоче-крестьянской красной армии (РККА), с 1924 года состоял при Реввоенсовете для особо важных поручений.


ПРИЛОЖЕНИЕ


- Давид и Елизавета Вярьвильские в ренинском домике, заплетённым виноградом, на дворе домовладельца еврея.
Осень 1917г. Фото из семейного альбома Н. Г. Крамаренко и Повагиных

- Верховный главнокомандующий Русской армии 1917г. - генерал А.А. Брусилов

- Николай Второй и генерал А.А. Брусилов.

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/04/08/1048

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=5#5


Рецензии