Движитель

Чет как-то много стало меня. Прошлые записи, сегодняшние, журналы, эстафеты, страницы, сообщества. Вроде,  везде по чуть-чуть, а вместе получается много. Свободное время, будь оно неладно, и минимум натурального общения. Тырнет, тырнет, тырнет. Телевизор не смотрю - вот и долблю по клавишам. Поток.
Немного отвлекает тренировка, иногда работа, уборка или прогулка, а потом снова падаю в сеть. Слава богу, перестал кипеть страстями по новостям. Читаю, ближе к выходным слушаю джаз, блюз-рок или фьюжн, но в основном записываю. Дурная привычка, графомания.

Остро не хватает деяний, вовлеченности в поступок - начала, работы, ошибок, объяснений, поправок, заседаний, риска, ожидания и переживания результата, полного и плотного живого общения, когда мысль движется в такт дыханию - дружеского, педагогического, профессионального или творческого. Лекций, семинаров, судебных заседаний и совещаний. Не хватает ручного труда, интеллектуальных усилий и творческих мук. Успеха, признания и  наград - всегда чего-то не хватает, атмосферы или вдохновения, горящих глаз, откровений и внезапных порывов "прощай, молодость". Мудрости, в конце концов.

Сколько мусора внутри - расскажи не поверят, обломков, обрывков и недосказанности с недовыговоренностью, которые сплелись, сцепились, въелись или вклинились в обще-личное целое и теперь практически неотторжимы. Недоделанное, недопонятое, воспринятое с чужих слов, навязанное. Сколько таких кирпичиков, и если смотреть на любой из них по отдельности, выкинул бы без сожаления - но увы, отдельность невозможна, срослись. Только оценка.

Эстетика модерна, познавательные алгоритмы, вкусовые пристрастия, атеизм и наукообразие, формализм и сословные предрассудки. Век не перелопатить, так зачем огород городить - копаться, копошиться, тащить на свет божий. Капитальный ремонт, начальная гуманитарная подготовка - первый раз в первый класс.
И не то чтобы много воды утекло, это как раз поправимо - почва ушла из-под ног. Куда-то пропал человек, думающий, что он целиком из модерна, у которого разум и воля работают вместе, сообща, гармонично и непротиворечиво. По отдельности сколько угодно, а вместе не катит - то психология выскочит, то этика с эстетикой восстанут, архаика укусит или внезапно затопит ностальгией.

Не могу принять на уровне "противно" современно-прогрессивный дискурс, весь этот расово-гендерный шабаш, культуру жертвы, культуру отмены. Не лезет сколько не пытался, уж и так и сяк, научным словом, заменяя гадости на термины поприличней, рыская во глубине понятий. Не могу поверить в то, что это всерьез и надолго, хотя глаза, уши и нос твердят обратное.

Смириться, приспособиться, объяснить себе и другим, что да, так эволюционирует позитивный процесс и не надо усугублять негативные стороны большого дела. Что достижений - нужных, полезных, увеличивающих продолжительность жизни и вообще, большинство человеческих возможностей, стоят того, а если не примешь, пойдешь супротив, останешься ни с чем. Раздавленным и униженным - без материального довольствия и психологического достатка, приличного статуса и соответствующего круга знакомств.

Ковидо-истерию, поглощение цифровой средой, экологические тренды, климатическую панику, а упоминание глобального в любом контексте вызывает гримасу отторжения. Лицемерное заискивание перед детьми, инако-сексуалами, активистами всех мастей, капризное нытье и манипулятивные технологии, охватившие практически все коммуникативные сферы, и победное шествие лицемерия, как высшей, но предпоследней стадии человеческой добродетели. Последней станет принципиальное отсутствие различения.

Отрицание штука опасная - бойкая на язык, саркастическая, заводная, но к сожалению, не продуктивная. Двести томов испиши, ничего не поменяется за пределом строки, и отрицая что-то всерьез желательно иметь альтернативу - ну, хорошо, все не так, а как сделать, чтобы так. Цвело и пахло, гармония и любовь, достоинство и культура. Чтобы хватало места, еды, жилья и питья, и люди не страдали от голода, холода и неизлечимых болезней, нищеты, унижения или злобных предрассудков.
Ладно, высоковато планку задрал, всемирно - лучше сдам на полшага. Что мешает непосредственно тебе-мне, не дает жить, чувствовать, испытывать, развиваться, работать. Спокойно спать, в конце концов.

Общий порядок оставляет желать, но ведь и раньше так было - неужели войны, революции или эпидемии слаще только потому, что там есть место подвигу, востребовано геройство и чувство локтя. Неужели, чтобы быть человеком в человеке необходимо постоянно ощущать дыхание смерти, быть готовым к потерям и невзгодам. Не плевому дискомфортику типа сквозняка или пересола, а самым настоящим потерям -близких и друзей, родных и любимых. Неужели, подлинная жизнь, это движение по проволоке над непролазной бездной, когда по лицу хлещет ветер и снег, а тело травит холод и голод.

Хорошо, пусть так, но что в конце - какова награда и стоит ли игра свеч. Не проще ли спуститься, обустроить маленький кусочек планеты под себя, да так, чтобы не поубивать, не покалечить других. И разделив вполне понятные, проверенные ценности, вести спокойную, праведную и добродетельную жизнь. Честно и законопослушно трудиться, блюсти семью, растить детей.
Работа и отдых, достаток и уверенность, спорт и путешествия - чем плохо, зачем жертвовать малым не имея гарантий большого. Ставить себя, а заодно и других на непонятную карту, ступать за черту, зависать над пропастью, бросаться врукопашную.
Чем это лучше, чем мириться с обыденностью, принимать повседневную рутину как данность, боле того, вполне переносимое бремя усилий и ответственности, получать законный результат и заслуженное удовольствие - твори на своей делянке, но не претендуй на переустройство целого. Всеобщность, эпохальность, тотальность или глобальность. Вроде, возразить нечего - настолько все очевидно.

Нет, други, не очевидно, более того, очевидно другое - сладкозвучный голос сирены. Хотите, мифологической, хотите, санитарной. Нет никакой гарантированной обыденности - это наглая иллюзия, галлюцинация, липовая шелуха, а если человека не травит наружа, если кажется наоборот, вот повезло так повезло, ибо  матерински заботливая и по-отечески ласковая среда платит высокие пособия и зарплаты, предлагает большие скидки и льготы, улучшает медстраховку и регулярно пополняет банковский счет, колбасит изнутри - да так, что никакие витамины не помогают.

Откуда столько миллиардов психологов, психотерапевтов и аналитиков, медиумов, предсказателей, заговорщиков и заклинателей, которые за небольшое вознаграждение берутся исправить закачавшееся, окоченевшее нутро, разбудить чувственно-эмоциональную сферу, избавить от депрессий и ежедневного стресса, помочь наладить отношения с мужем, детьми и родителями, сбросить вес, возраст и многие печали. Бог с ними, коучерами, откуда столько причин для их массового появления - оснований возникновения, ведь жизнь хороша и прекрасна, откуда столько бед и отчаянья, безнадеги и тоски.

Ответ прост как танковый движитель - из страха, скуки и неуверенности. Разумеется, прогрессивный дискурс уверяет другое - из травм, говорит, из тысячелетнего патриархального угнетения, где все было пропитано бело-мужним доминированием, даже музыка - слушаешь и постепенно травмируешься.
Страх, и прежде всего перед страданием, неуверенность - суть безответственность, а скука, извиняюсь, самая настоящая смерть бытия. Помилуйте, люди - страдание, неотъемлемая часть живого состояния. Мыслить - значит страдать. Обязательно, всенепременно. И верить - тоже страдать, и любить. Творить добро, блюсти честь, сохранять достоинство, быть выше гнусных обстоятельств. Иметь детей, терять родителей.

Страдания, страдания, страдания - яркая, чуть ли не главная сторона бытия, живое состояние, источник жизни. Никуда не денешься, в противном случае, отрицается человеческая природа как таковая. Отмени страдания, отменишь человека, но можно и по-другому, не хочешь страданий - никого не люби и ничего не имей.
Жизнь вне страдания - сказка для совсем маленьких, а для тех, кто постарше лживая иллюзия, ибо напрочь исключает любовь и ответственность, эволюцию, в том числе, нравственную, дыхание вечности и собственную конечность.
Галлюцинация, морок, обман, средство для продления инфантилизма - мол можно жить внутри такой системы, где риски распределены и нивелированы, угрозы снижены до минимума, а гарантии и всякая безопасность зашкаливают.

Только забыли добавить, что вместе с рисками и угрозами, заменив его миленькими симулякрами, выплеснули наружу самого младенца - достали, оставив в машинно-цифровой подручности материальную оболочку, которая пуще прежнего дышит воздух, орет и просит кушать, и обнулили, тем самым превратив человека в плохо-говорящего, мало-соображающего, но очень симпатичного котика, который в обмен на заботу призван развлекать роботов и тешить мировую едино-утробу.

Не подумайте чего, не призываю к боли, неоправданным рискам или показушному экстриму - боже упаси, и говоря слово "страдание", имею ввиду не столько негативно-болезненные симптомы, сколько полноту, включающую бремя человеческой жизни в принципе. Да, чувственно, эмоционально-психологически страдание ощущается как невыносимо-негативное состояние - это даже не отсутствие желания жить, порой доходит до откровенного нежелания, но такова природа, онтология человека - конечного телом, но бессмертного душой. Бремя вечно-конечного человека


Рецензии