Пастушка среди мостов
Пастушка Эйфелева башня,
О, послушай!
Стада мостов мычат послушно...
Ну кто ж не знает "небесную пастушку"?
Символ Парижа, радующий глаза парижан и гостей столицы более 130 лет.
15 мая 2019 года торжественно отмечали 130 - летие Башни.
С момента её появления в 7 квартале на Марсовом поле в 1889 году с её изысканной османовской архитектурой отношение к ней было полярное . Некоторые полюбили её сразу и называли романтично "небесной пастушкой". Другие же всем сердцем возненавидели и считали "бельмом в глазу" Парижа, элементом диссонанса среди красивого квартала и презрительно называли "железным монстром ".
Комитет Трехста под началом Чарльза Гарнье (парижская Опера), куда входили писатели, архитекторы, вообще м люди искусства добивались сноса Эйфелевой башни*. Ходили слухи, что чуть не дошло до народного плебисцита.
Гигантский конструктор Лего. 5-метровые балки из листового железа, (не сталь), которые на месте, уже на верхотуре сотни рабочих склепывали.
Мэрия Парижа заключила договор на строительство этого объекта с Гюставом Эйфелем и К°, они же были спонсорами проекта и внесли 6,5 миллионов франков из необходимых для строительства 8 миллионов и именно поэтому получили право на коммерческую эксплуатацию Башни на 20 лет (в первоначальном варианте), потом Эйфель продлил аренду на 70 лет. Проект вышел успешным и окупился на билетах за 2 года. Возможно даже раньше, если учитывать, что Гюстав Эйфель использовал для строительства свои заводы в пригороде Левалуа-Перре.
Окончательно отдали Башню на баланс государства в 1958 годы после 70 лет эксплуатации.
При "рождении" Эйфелева Башня была почти "гранатового" цвета и каждые 7 лет её надо было перекрашивать, дабы предотвратить появление ржавчины. Сейчас башня "забронзовела " в прямом и переносном смысле, цвет официально запатентован, как естественный оттенок бронзы, или "коричневый эйфелевый".
Возможно потому, что я увидела Башню в ноябре, да и время подходило к очередной покраске, мне она бронзовой не увиделась. Хотя, как у истинной парижанки есть определенный шарм даже в ее покраске: наверху светлее, внизу - темнее, чтобы гармонично смотрелась на фоне парижского неба.
В настоящее время с марта у Башни юбилейная 20-дцатая перекраска, она в "лесах". Для этого действия уходит 60 тонн краски и 4 миллиона евро.
И ещё, нельзя не вспомнить, что в августе 1944 года, когда союзники приближались к Парижу, Гитлер отдал приказ уничтожить Эйфелеву Башню и судьба её висела на волоске, но военный комендант Парижа генерал Дитрих фон Хольтиц приказ фюрера выполнять отказался. И некогда эпатажная "железная леди", "небесная пастушка" продолжает манить к себе людей со всего мира!
* Фрагмент письма опубликованного в газете «Ле Тан» 14 февраля 1889 года и адресованного господину Альфану, генеральному директору работ по организации Всемирной выставки 1889 года:
«Мы, — писатели, художники, скульпторы, архитекторы, поклонники до сей поры нетронутой красоты Парижа, — мы собрались, чтобы всеми силами, со всем негодованием души, во имя непризнанного французского вкуса, во имя французского искусства и подвергающейся угрозе истории Франции, выразить наш протест против неприличного возвышения в самом сердце Парижа бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни, которую остроумная общественность, часто обладающая трезвым рассудком и здравым смыслом справедливости уже окрестила Вавилонской башней».
Далее (в письме) о великом культурном наследии готической архитектуры: соборов Нотр-Дам де Пари, Сент-Шапель, башни Сен-Жак, Лувра, собора Инвалидов, Триумфальной арки, над которыми отныне будет возвышаться «гигантская черная труба завода», символ «промышленного вандализма».
Письмо подписали Шарль Гуно, Шарль Гарнье, Эмиль Золя, Леконт де Лиль, Александр Дюма-сын, Сюлли Прюдом, Ги де Мопассан и др.
Свидетельство о публикации №221040801382