О лжеправославии писателя И. Шмелева

  Небольшое дополнение к статье «Писатель Иван Шмелев и нацисты» http://proza.ru/2021/04/06/1696 (опубликовано также на РНЛ)

  В статье я разбирал прогитлеровские высказывания писателя в его письмах к Ольге Бредиус- Суботиной. Например, его восторги по поводу нападения Германии на СССР:
«30.VI.41. ...Я так озарен событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола...».  И прочия безумныя глаголы.


Понятное дело, что не всем читателям моя статья понравилась. Ведь многие считают Шмелева православным писателем и мыслителем. Так вот, насчет его православия позволю себе усомниться. И дело не только в его гитлерофилии.

Но сначала я позволю себе привести одно из его стихотворений (да-да, наш православный прозаик еще и поэзией баловался):

Весталочке

Красавица моя, роскошка,
Какие плечи, бедра, ножка...
Пересказать тебя нет слов,
Ты вся из любострастных снов.
Ты манишь негой и очами,
Движений бойкостью, плечами,
Извивом розового рта...
Ты – Ольга, – и всегда не та.
Изменчива, как свет и тени.
Какие дивные колени!
За тонкой тканью вижу их,
Все выраженья ног твоих.
Они скромны – и так заманны,
Так раздражающе туманны,
В уют свой негою манят,
Тянуться к тайному велят.
Они и бойки, и покорны,
Тихи и огненно-задорны,
Но если... только... захотят... –
Раскроют рот – и поглотят.
                Тонька, 8.VIII.46, Париж


Стихотворение сие явно с ярко выраженной чувственностью. Это несколько странно для 73-х летнего православного писателя и мыслителя, учитывая то, что это не просто лирическое стихотворение, оно обращено к конкретному человеку - упоминавшейся в моей статье Ольге Бредиус-Субботиной, замужней женщине, между прочим.  Очень странно для православного писателя, что он свою возлюбленную назвал весталочкой. Весталка - девственная жрица Весты — богини домашнего очага у древних римлян. Я понимаю, что это просто образ, что Шмелев вовсе не был язычником, но зачем ПРАВОСЛАВНОМУ писателю (и мыслителю) прибегать к таким языческим образам?

Есть еще у него стихотворение:
 
Для тебя, моя Богиня,
Я хотел бы стать Зевесом...
Если б ты была пичужкой, –
Был бы я зеленым лесом.
Станет Олечка голубкой, –
Буду сизым голубочком...
Но сегодня ты – Святая,
Буду светлым Ангелочком.
Всем с тобою стану, Оля...
Все по силам, я – художник,
Нет предела, весь я воля,
Я – что травка-подорожник.
Подорожник... – он художник:
Все следочки слышит, знает,
Все пылинки собирает.
Только – горе-подорожник!
По дорогам много пыли...
Подорожник – что острожник:
Сколько пыли... – горькой были!..
               

                Оле – в День ангела. 24.VII.1946,
                Июль 1941-Июль 1946

Тут его возлюбленная уже из весталки дорастает до Богини, и сам он хотел бы стать Зевесом. Я понимаю, поэты - они такие, любят яркие образы. Но ведь Шмелев позиционировал себя именно как  ПРАВОСЛАВНЫй писатель. 


Но кто такая эта самая Ольга Бредиус- Субботина, почему именно к ней обращены сии любовные стихи? О. Бредиус- Субботина была горячей поклонницей творчества писателя. Между ними завязалась переписка, и  писатель воспылал к ней любовию, и не только платонической. Да так, что стал требовать от нее, чтобы она ушла от мужа. Это при том, что Шмелеву было уже под 70, а мужу его возлюбленной — лет на 30 меньше. О. Бредиус-Субботина, хотя и сама полюбила писателя, уходить от мужа не желала и всячески уклонялась от предложения старого Ромео. В письме И. С. Шмелеву 2 окт. 41 г. 4 ч. вечера она написала, в числе прочего:
«Положимся на Бога. Он поможет и все устроит, если это все... от Бога! Я верю в это... Нам нужны силы, покой душевный. Успокойся и положись на Волю Божью. Иначе — грех!»

Надо сказать, вполне мудрый посыл с ее стороны. Что же отвечает ей наш замечательный православный писатель и мыслитель? А отвечает он ей следующее:  «У меня все - свое, как и понятие "греха", и - православия, о чем хотел в "Путях" поведать, - не скажу теперь, Вы это заглушили болью, ударом в сердце» ( И. С. Шмелев - О. А. Бредиус-Субботиной 10.Х.41  11 ч. ночи - 12 ч. - 1 час ночи на 11.Х  )


Вот так, женщина, глубоко религиозная, понимающая, что уход от законного супруга (как я понял, ничем не дающего для этого повода) есть грех, указывает на это писателю, а он ей заявляет, что у него СВОЕ ПОНИМАНИЕ «ГРЕХА» И «ПРАВОСЛАВИЯ». Еще и в кавычки берет.  Посему меня нисколько не удивляет, что этот  «православный  мыслитель» с его весьма оригинальным представлением о морали в посланиях  к своей возлюбленной  выдавал настоящие пенегирики нацистам, да еще и приправляя их псевдорелигиозной фразеологией.


Рецензии