Марковальдо - 3 Голубь - Осень

Итало Кальвино
(перевод с итальянского)

Маршруты миграции птиц - на юг ли, на север, осенью ли, весной - редко проходят над городами. Стаи идут высоко над хребтами, полями, лесами, следуют по изогнутым линиям рек, ложбинам долин, за невидимым ветром. Но почти всегда держатся подальше от города, широкой дугой огибая его, едва вереницы крыш покажутся впереди.

Но однажды осенью полет вальдшнепов случился над одной из городских улиц. Заметил это, как обычно, один Марковальдо, который всегда прогуливался, держа нос по ветру. Был он на трёхколёсном велосипеде с багажником и жал на педали, чтобы не отставать от птиц. Он чувствовал себя настоящим охотником, хоть никогда не держал в руках другого ружья, кроме армейского.

Разогнавшись и смотря вверх на летящих птиц, он вылетел под красный свет на перекрёсток между стоящими машинами и едва не попал под автомобиль. Пока полицейский с лиловым лицом записывал его имя и адрес в блокнот, Марковальдо искал взглядом крылья в небе, но они, увы, исчезли.

На работе штраф вызвал бурю эмоций.

– Ты что, светофоров не видишь? – кричал завотделом синьор Вилиджельмо. – Куда ты смотрел, пустая твоя башка?

– На… стаю вальдшнепов. Смотрел... – ответил он.
– Что??? – у синьора Вилиджельмо, бывшего заядлым охотником, заблестели глаза.

Марковальдо рассказал, как всё было.

– В субботу же беру собаку и ружьё! – сказал завотделом, войдя в азарт и позабыв о недавней вспышке гнева. – Началась охота за ними на холме. Это наверняка та стая, что спугнули охотники наверху, вот она и спустилась в город...

Весь остаток дня мозг Марковальдо крутился и работал, как мельница. «Если в субботу, а это вполне возможно, на холме будет полно охотников, то кто знает, сколько вальдшнепов может оказаться в городе? И если я хоть что-то понимаю в этом деле, в воскресенье буду есть жареного вальдшнепа!».

В многоквартирном доме, где жил Марковальдо, на крыше имелась терраса с натянутыми рядами проволоки для сушки белья. Марковальдо поднялся туда с тремя своими сыновьями, ведром птичьего клея, сваренного из омелы, кистью и мешком кукурузы.

Пока дети разбрасывали повсюду кукурузные зёрна, он обмазал омелой перила, проволоку, и края дымоходов. Намазал так много, что Филиппетто, играя, приклеился и его с трудом оторвали.
 
Ночью Марковальдо снилась крыша, усыпанная попавшимися на приманку вальдшнепами. Его жене Домитилле, прожорливой и ленивой, снились жареные утки, разложенные на трубах дымоходов. Романтичной дочери Изолине, снились колибри, украшающие её шляпку, а Микелино приснился принёсший его аист.

На следующий день дети каждый час по очереди ходили с проверкой на крышу: едва высовывая голову из слухового окошка, они осторожно выглядывали, дабы не спугнуть возможную добычу и затем спускались вниз для отчёта. Новости были неутешительными вплоть до полудня, когда Пьетруччо вернулся, возбуждённо крича:
– Прилетели!!! Идёмте скорей!

Марковальдо взял мешок и пошёл наверх. Добычей стал несчастный голубь, один из тех сизых городских голубей, привыкших к толпам людей и суете площадей. Кружа рядом, другие голуби с тревогой наблюдали, как несчастный пытался высвободить крылья из вязкого плена.

…Семья Марковальдо обгладывала косточки зажаренного голубя, тощего, волокнистого и жёсткого, когда в дверь постучали.

Это была горничная хозяйки.

– Синьора Вас требует к себе! Срочно!

Новость встревожила -  они не платили за квартиру уже шесть с лишним месяцев и боялись выселения. Марковальдо поплёлся в апартаменты хозяйки, располагавшиеся на первом этаже. Едва ступив в гостиную, он увидел, что там уже был посетитель - тот самый полицейский с лиловым лицом.

– Входите же, Марковальдо, – сказала хозяйка. Мне донесли, что на нашей террасе кто-то охотится на муниципальных голубей. Вы случайно не знаете кто?
Марковальдо похолодел.

С лестницы раздался взволнованный женский голос:
– Синьора! Синьора!
– Что там ещё, Гвендалина?

Вошла прачка.
 
– Я пошла развешивать бельё на террасу, и всё белье прилипло. Я дёргала, но оно только рвётся! Все вещи испорчены! Что же это такое?

Марковальдо схватился за живот – у него случилось несварение желудка.


Рецензии