Бетонные деньги

Понимание простых истин из разряда «я так не хочу» приходит очень быстро, как только попадаешь в условия, где нужно делать что-то непривычное или напрягаться сверх меры.
В данном случае это было второе.
Ситуация в стране была сложная и экономически и политически. Я почти год сидел без работы и проел почти все запасы. Разумеется, сидел дома я не по своей прихоти. За это время на популярном сайте по поиску работы я откликнулся более чем на триста вакансий. Просмотрели мое резюме хорошо, если процентов пять из тех работодателей, на собеседование к которым я пробовал попасть. Если просмотров было мало, то приглашений еще меньше, а на собеседования удалось попасть раза два-три. Я имел многолетний стаж в торговле и пробовал себя в этом направлении, но в ответ была лишь тишина. Ни приглашений на собеседования, ни положительного результата по итогам тех собеседований, которые посетил. Все это подкашивало уверенность в себе, а самооценка стремительно неслась вниз.
В мотивационных книгах пишут разные ребята «я терпел неудачи раз за разом, и это делало меня сильнее». С высоты прожитых лет, когда, как тебе кажется, что ты справился с неудачами, так можно сказать. Но в то время, когда ты терпишь неудачу за неудачей, получаешь отказ за отказом, или еще хуже – на тебя вообще не реагируют и не просматривают твое резюме, вряд ли ты скажешь «круто, это делает меня сильнее». Херня. Это не так работает. В какой-то момент ты задумываешься «хм, ведь я все делал, как говорят бизнес тренеры. Был верен своему делу. А успех, который должен был стать результатом преданности делу, почему-то не пришел».
Короче, когда ты ищешь и не находишь, стучишь в двери и тебе не открывают, что-то не получается у тебя из раза в раз – это не делает тебя сильнее ни разу. И в первую очередь ты задумываешься не о том, что может работодатель уже просто кого-то нашел, не о том, что это может быть несуществующая вакансия лишь для сбора данных людей. Первое, о чем ты думаешь – «я не такой». Второе – «мне 37, работодатель считает меня старым». У тебя не получается и ты начинаешь искать изъяны в себе. И чем дальше, тем сильнее ты их ищешь.
Популярный в моей стране сайт поиска работы оказался полным говном, местом, которое собирает несуществующие вакансии и пытается содрать с работодателя деньги за объявления, а с соискателя за поднятие своей анкеты. Вакансии продолжают висеть из месяца в месяц, а твой отклик на них даже никто не просматривают. То есть работник, как бы надо и как бы нет. Это, думаю, все, что нужно знать о поиске работы через интернет. Хотя история с программистами и дальнобойщиками, которые требуются тысячами, наверняка, может отличаться от моих скромных запросов. Да и резюме у меня не идеальное, да и кто я такой вообще. Ну, вот примерно так начинаешь думать, общаясь с пустотой в виде непонятных работодателей. А все вокруг такие крутые, у всех все получается и они лицемерно не по-настоящему улыбаются из всех соцсетей, желая получить одобрение так же, как ты желаешь найти работу.
Проведя анализ всех своих рабочих мест и того, как я их находил, я пришел к выводу, что более 90% из них были найдены не через ресурсы по поиску работы, а через знакомых, друзей, друзей знакомых.
Такие спасительные соломинки одна за другой стали периодически поступать от знакомых и в этот раз.
Одна из таких историй заставила вспомнить молодость. Когда-то, то еще в студенчестве, я позировал художникам. В моем университете была художественная кафедра. Для обучения студентов, кафедра постоянно набирала людей, которые будут позировать. Желающих почему-то всегда было мало. При том, что обнажаться надо было максимум до трусов, а за это еще и давали деньги, отсутствие позирующих натур было мне не понятно. Сидишь, беседуешь со сверстниками (в большинстве красивыми девушками) и получаешь за это деньги. Весь четвертый и пятый курс университета я позировал по несколько дней в неделю. По утрам я сидел за деньги, а во вторую смену шел на учебу.
Прошло почти двадцать лет с тех пор и вдруг я узнаю, что времена шли, а дефицит натурщиков оставался. Есть хоть что-то вечное в этом мире – востребованность натуры. Моя хорошая знакомая со студенческих времен Маша Редько, подсказала, что ее товарищу требуется натурщик.
Так я познакомился с Вадимом, у которого к этому моменту провел в студии больше сотни часов. Я многое узнал про свет и тень, о том, как строить фигуры, про цвет и колорит, про то почему Репин, Архипов и Веласкес великие мастера. Но ничуть не приблизился к пониманию живописи и тому, почему Вадим любит резать и жечь свои картины, за каждую из которых платит часами своей жизни.
В общем, приходилось перебиваться непостоянными подработками, «халтурами». Одной из таковых стал бетон. Не скажу, что это также приятно и прекрасно, как сидеть в тепле и общаться на философские темы, пока тебя увековечивают на холсте. Но ни те, ни другие деньги ничем особым не пахли. Хотя нет. В одном случае они приятно пахнут масляными красками, а в другом сырой холодной землей. Все деньги чем-то по итогу пахнут. Или пахнет процесс их добывания.
Так вот про бетон. Некоторое время я подрабатывал в бригаде человека, занимающегося стяжками полов. Он делает ровный бетонный пол, а ему помогает один или несколько работников, таких как я. Песчано-цементную смесь в ведрах нужно поднимать на этаж, где производятся работы.
Если есть лифт – это гораздо веселее. Но чаще всего приходится поднимать несколько сотен ведер песчано-цементной смеси на пятый этаж без лифта. Тогда два-три человека становятся на разных этажах, и каждый носит только на свои этажи, передавая следующему. Кто-то ходит, например, с первого на третий, а кто-то только с третьего на пятый этаж.
Когда с деньгами совсем туго, такие варианты хороши тем, что расчет с тобой производится сразу. Три часа мучений и ты становишься богаче рублей на 30 – 40 (11 – 15 долларов). Да, небольшие деньги всегда зарабатываются наиболее сложным трудом. Уже через час такой работы ты проклинаешь себя от усталости и от того, что согласился. Когда половина груза уже перенесена, начинает греть мысль о том, что скоро ты отдохнешь и получишь вознаграждение в виде нескольких бумажек с нарисованными на них цифрами.
Пока ходишь с этажа на этаж с парой ведер килограммов по 20 каждое, почти нет никаких мыслей. Самая что ни есть медитация. Только ты и ведро, очень прочищает мозг, отбрасывает все вымышленные проблемы. Лишь в коротких и небольших перерывах успеваешь что-то подумать или переброситься несколькими фразами с новыми знакомыми, делающими с тобой одно дело.
Именно в такой перерыв вспоминаешь шутку про «расскажи шахтерам, как ты устал, работая в офисе». В такой перерыв я успеваю вспомнить свои прошлые работы и сравнить их с подзабытым физическим трудом. Тут-то понимаешь, а ведь я когда-то пописывал статейки для интернета и мне что-то не нравилось. Каким же идиотом я был тогда, готов признаться ты себе сейчас, но забыть об этом, как только закончишь работать. Но статейки писать, конечно, не цемент носить. И ты снова обещаешь себе, что сделаешь все для того, чтобы не работать тяжелым физическим трудом.
Вроде занимаешься спортом, думаешь «я еще в ого-го какой форме», а пройдешь несколько десятков этажей с грузом и от твоей «формы» не остается ничего кроме мокрой майки и трусов, потеешь весь, даже глаза.
На физической работе нет места депрессиям, духовным поискам и прочему. Есть ты, есть ведро цемента, есть пятый этаж, на который должно быть поднято несколько тонн этого цемента. Да, истинная медитация.
Тебя и других желающих быстрых, но не легких денег приглашает человек, который занимается бетонными стяжками давно и много. На короткое время вы становитесь командой, молча передавая друг другу груженые ведра. Потом в этих же коротких перерывах можете что-то спросить или узнать один у одного. «А ты где работаешь?» «А часто носишь?» Тут можно узнать много интересных историй. В один из таких случаев я познакомился с Сашей.
С работой в это время у многих была напряженка, кто чем мог, тем и зарабатывал. Одна из подработок Саши – закапывание могил. Еще минуту назад ты думаешь о том, как же тяжело носить груз с этажа на этаж. А сейчас твой коллега по работе говорит «я за январь 50 человек закопал». Звучит так, как будто перед тобой гангстер. Но когда информацию перевариваешь в голове, то даже ведра с песчано-цементной смесью уже не кажутся такой тяжелой работой. «Да ну нахрен, такую работу», - говоришь ты уже с любовью поглядывая на цемент в ведрах.
Да, все познается в сравнении. Не стоит торопиться с выводами о том, какая у тебя тяжелая работа или жизнь. Всегда есть кто-то, кто работает тяжелее, всегда есть кто-то, кто живет легче и лучше. Нужно стремиться к улучшению и помнить о том, что все очень по-разному у всех. Как-то неудобно спрашивать, но Саша проговаривается сам – закапывание одного человека приносит ему сумму эквивалентную примерно пяти долларам. Совсем не гангстерские заработки. Но и эти деньги важны и нужны. И эти деньги тоже чем-то пахнут.
Наша жизнь стоит очень мало, а смерть еще меньше. И пока один человека работает на такой страшно тяжелой и страшной психологически работе, другой может иногда сидеть позировать и получать деньги просто за то, что он сидит в тепле, в удобном кресле. В этот миг он даже не осознает своего счастья. И это всего лишь самый малый, самый базовый уровень.
Всегда есть что-то больше. Есть те, кто платит за то, чтобы другие сидели и позировали. Есть те, кто покупает картины за миллионы, есть те, кто строит ракеты, кто придумывает новые невообразимые вещи. И больше и больше и легче и легче. Странно, но чаще мы выбираем меньше и тяжелее.
Как писал кто-то из мудрых «есть те, кто сколачивает кресты за деньги, а есть те, кто идет на крест за идею».
Бетонные деньги были хороши для меня лишь самим фактом того, что они деньги, необходимые в затянувшийся темный период моей личной истории. Работать так тяжело долгое время, разумеется, я не хотел. И только такие работы своей медитативностью и тем, что размышления заменяются физическим трудом, помогают по их окончанию понять «хочу иначе», «хочу легко», «хочу красиво», «хочу творить».
И вот ты уже встаешь на путь созидания чего-то не существовавшего ранее, например, описываешь всю эту чушь в этот рассказ. Ты становишься трансформатором, преобразующим энергию одного типа в энергию другого типа. Силой мысли ты производишь слова на бумагу, а до этого силой мышц перемещал груз с этажа на этаж. В любом случае, получается, ты был и есть Творцом. Просто в разных историях и делах ты творец разного уровня, а твое творение маленькое или большое, тяжелое или легкое, весит много или мало, меняет тебя или меняет весь мир.


8.04.2021
20:53


Рецензии