1935 май умер вождь Польши Юзеф Пилсудский
Чэнь Бо-Да «Чан Кай-Ши - враг китайского народа», М., ИИЛ, 1950:
«17 мая (1935) китайский и японский посланники были одновременно возведены в ранг «послов». Японские агрессоры удостоили чанкайшистское правительство «чести», поставив его на одну доску с марионеточным правительством Манчжоу-Го.»
В это время гоминдановский Китай возглавлял волновой герой генерал Чан Кайши (см. 19 октября 1887 г.с.с.), а Манхжоу-Го – волновой герой император Пу И (см. 17 октября 1967 г.). Учитывая близость их волн – 19 и 17 октября – они действительно были на «одной доске» - Чэнь Бо-Да прав!
17 мая 1935 г. музыка: умер Поль Дюка – французский композитор
БСЭ:
ДЮКА (Dukas) Поль (1.10.1865, Париж,- 17.5.1935, там же), французский композитор и муз. критик, чл. Ин-та Франции (1934). В 1882-1888 учился в Парижской консерватории (класс композиции Э. Гиро). Проф. Парижской консерватории (в 1910-12- оркестровый класс, с 1913 - композиция), одновременно (с 1926) руководил классом композиции Нормальной муз. школы. Один из ярких представителей импрессионизма в музыке. С наибольшей полнотой его творч. индивидуальность раскрылась в области симф. Музык и. Популярно симф. скерцо Д. "Ученик чародея" (1897). Среди соч. Д. - опера "Ариана и Синяя борода" (1907, Париж), поэма-балет "Пери" (1912), симф., фп. произв. и др. Ему принадлежат редакции произв. Л. Бетховена, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти и др.».
18 мая 1935 г. природа: потерпел катастрофу самолет «Максим Горький»
В небе над Москвой потерпел катастрофу самолет «Максим Горький» - в него врезался сопровождающий истребитель. Самолет упал около Ходынского поля на поселок Сокол. Это произошло в день Ходынской трагедии, но по новому стилю.
И.Муромов «100 великих авиакатастроф», М., Вече, 2003:
«18 мая 1935 года в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом своего времени - АНТ-20 - «Максим Горький». Погибли 47 человек, среди которых шестеро детей в возрасте от 8 до 15 лет.»
18 мая 1935 г. Польша: похороны Пилсудского в Кракове, министр авиации Германии Геринг ведет тайные переговоры с французским премьером Лавалем
Геннадий Матвеев «Пилсудский»:
Утром 18 мая (1935) траурный поезд прибыл в Краков. Здесь его встречали первые лица государства, приехавшие из Варшавы ночью, дипломатический корпус, городские руководители, представители духовенства. После краткой молитвы, прочитанной краковским митрополитом Адамом Сапегой, гроб установили на артиллерийский лафет, и траурная процессия двинулась на Вавель. Впереди гроба шло краковское католическое духовенство, иерархи других конфессий, представители всех полков польской армии со своими знаменами. Вслед за ними – семья, делегация Виленщины с капсулой с землей с могилы матери Пилсудского, президент, правительство и в алфавитном порядке члены дипломатических миссий в парадных мундирах или вечерних костюмах. Когда процессия в десять часов утра вступила на Рынок, с колокольни Мариацкой церкви раздался знаменитый краковский хейнал, а при подходе к Вавелю зазвонил «Сигизмунд», самый большой колокол кафедрального собора. При входе в собор с прощальным словом, проект которого подготовил Казимеж Свитальский, выступил президент Мосьцицкий. После того как гроб был внесен внутрь собора и установлен на катафалке, состоялась траурная служба с участием митрополита Сапеги и униатского епископа Иосафата Коциловского. По ее окончании генералы на плечах понесли гроб в подземелье собора. В этот момент зазвонил «Сигизмунд», загремел салют из 101 залпа, оркестр заиграл государственный гимн, а затем «Первую бригаду». Гроб с телом Пилсудского (умер Юзеф Пилсудский 12 мая 1935 г. в Варшаве от рака печени) был поставлен в склепе святого Леонарда, где покоится прах Яна III Собеского, польского короля, прославившегося своей победой над турками под Веной в 1683 году. В этот момент вся страна на три минуты погрузилась в молчание. Так закончился земной путь человека, оказавшего огромное влияние на судьбу Польши в XX столетии и не забытого ею и сейчас.
«История дипломатии» под ред. Потемкина, М., ОГИЗ, (1941-1945):
Тяготение самого Лаваля к Германии становилось всё более и более очевидным. 18 мая 1935 г. он присутствовал в качестве представителя французского правительства на похоронах маршала Пилсудского в Кракове. Здесь произошла его встреча с. командующим германским воздушным флотом Герингом. В течение двух часов в строгом уединении между ними шла доверительная беседа. После неё Лаваль прибыл в Париж ещё более самодовольным и самоуверенным, чем когда бы то ни было. Ему казалось, что его дипломатия увенчалась полным успехом.
19 мая 1935 г. Чехословакия: партия судетских немцев выиграла выборы в парламент Чехословацкой Республики
19 мая 1935 г. прошли выборы в парламент Чехословацкой Республики. Результаты выборов были ужасными для чешского правительства: 1-е место и большинство голосов получила партия судетских немцев (15,2%), 2-е место (14,3%) получила Республиканская сельскохозяйственная партия, только по системе выборов она заняла большинство мест в парламенте. Уступили двум лидерам чехословацкие социал-демократы (12,6%), коммунисты (10,3%), другие партии получили менее 10% голосов. Такой расклад сил в парламенте привел в 1938 г. к кризису и разделу Чехословакии.
19 мая 1935 г. разведка: умер от ранения Томас Лоуренс – разведчик-легенда
БСЭ:
«ЛОУРЕНС, Лоренс (Lawrence) Томас Эдуард (15.8.1888. Тремадок, Карнарвоншир,- 19.5.1935, близ Клаудс-Хилл, Дорсетшир), английский разведчик. По образованию археолог. В 1914-19 и 1922-35 на службе в брит. армии. В 1916-19 сотрудник англ. т. н. Бюро по араб. делам в Каире. Вёл разведыват. работу в Сирии, Палестине, Аравии и Египте. В 1921-22 советник по арабским делам в Мин-ве колоний. В 1925-29 находился в Карачи, Пешаваре, на афг. границе, где занимался подрывной деятельностью против Афганистана и СССР. Разрабатывал идею захвата Бл. Востока и создания на араб. терр. "первого цветного доминиона" в составе Брит. империи. В последние годы жизни был близок к англ. фашистам. Умер в результате ранения при автомобильной катастрофе.»
«Мировые сенсации ХХ века»:
Лоуренс считался в Аравии одним из величайших героев первой мировой войны. Этот удивительный человек стал легендой еще при жизни, а толки о его странной смерти не прекращаются и теперь. Мощный мотоцикл мчался на полной скорости по извилистому переулку деревушки Дорсет. Ездок был в восторге от скорости, от почти чувственного возбуждения. Меньше чем за минуту машина промчала седока от его домика до армейского лагеря. Часовые у ворот прекрасно знали мотоциклиста в лицо. Он поприветствовал их, слез со своей машины и отправился на почту, чтобы послать в Лондон своим друзьям телеграмму с приглашением навестить его. Потом вернулся к мотоциклу и отправился в обратный путь. Когда до дома было рукой подать, седок свернул в сторону, уступая дорогу двум мальчишкам на велосипеде, вылетел из седла и ударился головой о край обочины (это было 12 мая 1935 г.). Потеряв в полете незастегнутый шлем, мотоциклист упал на дорогу, размозжив себе голову. Через семь дней, не приходя в сознание, он умер в местном госпитале.
«Англия. Автобиография» ред. Джон Льюис-Стемпел, М., Эксмо, 2008, Полковник
Лоуренс взрывает поезд в Хиджазе, Аравийский полуостров, Томас Э. Лоуренс:
«Долина представляла собою дикое зрелище. Полуголые арабы метались вокруг поезда в бешеном иступлении, визжали, стреляли в воздух, дрались друг с другом, вскрывая сундуки и склоняясь к огромным тюкам.» «Победа всегда расстраивала ряды арабов. Мы сейчас являлись не отрядом, способным на быстрый набег, а медленно бредущим караваном, перегруженным до отказа различным домашним скарбом, достаточным, чтобы обогатить любое арабское племя на многие годы.»
Трудно утверждать поминутно, но последний смертельный приступ у Юзефа Пилсудского и трагическая авария у Лоуренса произошли почти одновременно – 12 мая 1935 г. Юзеф Пилсудский умер сразу, а Лоуренс Аравийский не приходя в сознание через 7 дней - 19 мая 1935. Так синхронно завершили свой жизненный путь два удивительных человека.
Свидетельство о публикации №221040800271