93. Вразумляющий и возвращающий суд к правде
В иудаизме считается, что этот псалом сложил Моисей, которого называли «Моше Рабейну», то есть «наш учитель». Он в своём служении Богу проник в высшие духовные сферы, и считалось, что он мог говорить с Всевышним, когда того требовали обстоятельства, а не когда это требовалось Богу.
"Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым."
В прямом переводе древнееврейского текста: «воздай по заслугам высокомерным!».
Давший закон имеет абсолютное право выносить приговор каждому в соответствии с правилами этого закона. Он – Судия земли, всей земли, и никто не может избежать Его правосудия. Это также подразумевается в имени, которое даётся Ему в этих стихах и выразительно повторяется: «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений», который не допустит, чтобы сильный преобладал над правым. И в этом имени – закон: мы не должны мстить за себя сами, так как Бог сказал: «Мне отмщение, Я воздам».
Псалмопевец от лица Божьего народа взывает и просит, чтобы Бог «явил Себя» – вышел из скрытия. «Скрытие» звучит так, как будто Творец «прячется» от людей. На самом деле всё наоборот. Для того, чтобы «раскрыть» Господа, нужно достичь подобия с Ним, которое заключено в свойстве отдачи. В той мере, в какой достигается подобие, Бог и раскрывается.
Для не достигших такого духовного уровня Творец действует в скрытии. Для таковых
раскрывается не Его свет, а тьма. Скрытие Творца порождает тьму, раскрытие порождает свет, при этом тьма должна постоянно раскрываться, чтобы могли её ощутить как тьму, и пожелать устремиться к свету.
Если взять народ, который был избран Богом, но возжелал идолов, то для него состояние скрытия Творца проявляется как тьма и зло. И это является самым большим наказанием для Израиля.
Высокомерные думают, что Бог удалился и оставил этот народ.
"Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев»."
«Разглагольствуют, говорят заносчиво, хвастаются все творящие беззаконие; народ Твой, Господи, притесняют и наследие Твоё мучат» – так свидетельствует еврейский текст.
Здесь звучит та же тема: скрытие Творца и увещевание к Нему раскрыться, явить свои свойства «Бога отмщений».
Нечестивые отвергают Божье управление как Израилем, так и этим миром в целом, смеются над заветом, заключенным Богом с Его народом.
Имя «Бог Иаковлев» указывает на следующий духовный смысл. Иаков есть «интегральный» праотец, ведь он опирается на Авраама и Исаака, и именно он является душой Израиля. В малом состоянии он называется «Иаков», а когда становится «большим» и приобретает духовные силы, то называется Израиль.
"Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению?
Господь знает мысли человеческие, что они суетны."
Может ли Творец всего, что есть, не знать, что происходит? Господь знает всё, и видит в нечестивых их пустоту и тщетность. Духовное видение обличает людей. Но нет смысла реагировать на то, что пусто и тщетно. Даже человеку нет смысла, тем более – Богу.
Вся тирада псалмопевца имеет целью образумить бессмысленных – обратить их к разуму, коли не имеют веры. Ведь кто они есть, бессмысленные? Если бы они понимали, то уверовали бы. Нет такого человека, который бы с помощью Божиих вразумлений не стал бы разумным.
Здесь звучит прямое указание на дела провидения, обеспечивающие исполнение великого замысла Творца. И вместе с этим указывается на то, что «программное обеспечение» Творца использует для исправления человеков «инструменты» благодати: свет разума, свет откровения, открывающие истинную мудрость и разумение.
"Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!"
Прилагающий усилия не потерять веру в Творца, – то есть во всём, что бы ни было, в любых состояниях постоянно направляющий себя на то, что всё происходящее с ним, в нём, во всём мире является управлением Творца, несмотря на то, что ощущает неприятные состояния, будет вознаграждён: ему Творец раскрывается. Тогда приходит наполнение духовными смыслами, жизнь приобретает смысл.
Вера позволяет рассматривать свои проблемы как Божье воспитание – и блажен тот, кого Он наставляет законом Своим. Блажен, кто смотрит дальше средств, причиняющих страдание, и видит руку Бога, который даёт скорби другое имя и окрашивает в другой цвет.
Враги не устают попирать народ Божий, стремясь уничтожить его – но читаем в Писании, что через них Бог наказывает Свой народ, а преследователи являются тем жезлом, который Он использует. Но верен Господь в большом: страдания народа всегда содействуют его благу.
И страдания святых являются отцовским вразумлением, предназначенным для их наставления, изменения и духовного возвышения.
Когда вразумления слова и духа сопровождаются порицаниями провидения, они провозглашают человека блаженным и помогают ему стать таким. В данном случае они являются средствами исправления и освящения.
Когда Бог наказывает, мы должны молиться, чтобы Он научил нас, и слушать Его слово, как наилучший толкователь провидения. Не само по себе наказание приносит благо, а учение, сопровождающее и толкующее его.
Таким образом, Бог через скорби наставляет Свой народ, желая подготовить его для избавления и спасения. После реформации дети Божии получают помощь, и страдание, совершив свою задачу, проявляется благом.
"Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем."
«Все правые сердцем» – «все прямодушные» в еврейском тексте.
Когда вразумления слова и духа сопровождаются судом, они возвращают человека к правде, помогают ему стать правым сердцем. И это явный признак усыновления и способные это увидеть (правые сердцем) за ним последуют. «Вслед Господа пойдут они» (Ос. 11:10), и с должными чувствами примут его действия.
Так «правые сердцем» приходят к истинной праведности.
"Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
Когда я говорил: «колеблется нога моя», – милость Твоя, Господи, поддерживала меня."
Праведники обретают сочувствие и помощь в Боге, и лишь в Нём. Друзья подводят, и только в Боге можно обрести верного друга, которому могут довериться все страдающие от беззаконий.
Божья защита и Его милость – эффективная поддержка для колеблющегося духа, она не даёт упасть. Мы особенно готовы принять Его милостивую помощь, когда сознаём свою собственную слабость и невозможность устоять благодаря лишь своей силе, а приходим к Богу, чтобы признать это и рассказать Ему, как колеблются наши ноги. Неважно, что Он Сам это видит и знает, а важно то, что с Ним устанавливается канал общения, по которому Он поддерживает и исправляет «слабых ногами».
"При умножении скорбей моих в сердце моём утешения Твои услаждают душу мою."
Еврейский текст говорит «ободряют душу мою». Да, душа любит услаждение, предполагаемое синодальным текстом, но оно редко содействует вразумлению и исправлению. Ободрение в таком деле будет более ей полезно.
"Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?"
Прямой перевод оригинального текста более замысловат: «Станет ли другом Тебе сидящий на престоле нечестивости, делающий беззаконие законом себе?».
Возле Бога может стоять лишь престол справедливости, отвечающий цели, для которой он предназначен; и когда они царствуют для Него, то и их суды принадлежат Ему, а Бог их считает Своими служителями.
А делающий беззаконие законом тем самым возводит на себя проклятие беззакония.
"Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
Но Господь – защита моя, и Бог мой – твердыня убежища моего,
и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш."
Каким наглым и злобным становится беззаконие, когда за его спиной стоит закон! С праведными благодетелями человечества под видом закона и справедливости часто обращались как с наихудшими преступниками.
Слова об осуждении губителями неповинной крови напрямую нам указывают на Христа как на агнца Божия.
«Но был Господь оплотом мне, и Бог мой – скалой защиты моей. И Он воздал им за беззаконие их и за злодейство их истребил их, истребил их Господь Бог наш». Перевод еврейского теста более «духовно значителен». «Оплот» белее «защиты», а «скала защиты» выше и неприступнее «твердыни убежища», в её расселинах – прибежище, а на вершине становишься выше любой опасности.
Но самое главное – синодальный перевод отсылает пророческие чаяния в будущее, что в духовном смысле «некорректно», ибо для Творца нет времени, нет прошлого или будущего. В духовном мире иные «измерения».
Он воздал притеснителям по заслугам, и если говорить об обращении на них беззаконие их, то по духовному закону сие происходит одномоментно и неотвратимо.
Злодейством своим они сами уже истребили себя, ибо зло уничтожает того, кто к нему прибегает.
Свидетельство о публикации №221040800319