Города Сибири и Урала

Я не собираюсь рассказывать о всех городах Урала и Сибири, которые можно увидеть на карте, а лишь немного о тех, где я лично побывал за свою не такую уж короткую жизнь. Да и это будет не описание городов, а так, путевые заметки. Сам я уроженец Дальнего Востока, поэтому, естественно, бывал и там, не во всех, конечно, но все же повидал все крупные города, начиная с Хабаровска и Владивостока.  Только упомяну о них. Хабаровский край: город Юности, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, первый российский город на Дальнем Востоке.  Приморский край: Уссурийск, Находка, Артем, Арсеньев.  Все эти города имеют свою историю, и о некоторых я уже поведал своим читателям.  Амурская область: Благовещенск, когда-то первая столица Дальневосточной губернии, Свободный. Сахалинская область: Южно-Сахалинск,  Невельск, Холмск.  Камчатский край: Петропавловск-Камчатский, Елизово.  В Магаданскую область и Чукотский автономный округ судьба меня не забрасывала. Относящиеся к Дальневосточном федеральному округу Забайкальский край и Якутию я тоже не посещал, разве что через Читу проезжал на поезде несколько раз.

А теперь вернемся к нашим баранам, то бишь к городам в Сибири.  Начну с восточных, как солнце их посещает.  В Иркутске я был в 1990 году.  Он тогда еще был советским городом, поэтому в нем были очень много улиц Советских, с первой до 12-13.  Меня возили на экскурсию на Байкал, вот мимо этих Советских улиц и проезжали.  Не обратить внимание на название этих улиц периферийной части города, застроенной домами деревянной постройки, было невозможно. Интересно, как их переименовали в России? В Демократические, наверное.  На Байкал нас везли по правому берегу реки Ангары, единственной, которая вытекает из этого чистейшего пресноводного озера.

Вообще Иркутск старый город, в котором в центре сочетаются дома постройки  18-19 веков и современные строения.  Но такая застройка характерна для большинства сибирских городов.  Я ездил в Иркутск на выставку японского оборудования для лесной промышленности, в которой медицинского оборудование выставила фирма «Искра Индастри ЛТД»,  первая, которая стала поставлять в еще Советский Союз гибкие эндоскопы «Олимпус»  и ультразвуковые аппараты «Алока». В это время я был заместителем заведующего отделом здравоохранения Хабаровского крайисполкома и в наш адрес пришло приглашение от иркутский коллег.  Приехав в незнакомый регион и не познакомиться с ведущими медицинскими учреждениями было неправильно, поэтому иркутяне организовали мне посещение своей областной больницы и пары других лечебно-профилактических учреждений. Областная больница один в один была такой же, как краевая больница в Хабаровске, только что размещение отдельных корпусов отличалось, и был еще один корпус, которого не было в Хабаровске – областной родильный дом.  Руководство области  передало областной больнице леспромхоз, который продавал лес в Японию, и там покупал медицинское оборудование за валюту. Ничего подобного я ни до, ни после не встречал, и по-хорошему позавидовал иркутским коллегам.

Следующей региональной столицей в Сибири является город Красноярск. Туда я тоже попал по приглашению, но уже не коллег-медиков, а фирмы, которая поставляла первые образцы программного оборудования для использования в медицинских учреждениях. Тогда еще не было централизованной закупки всевозможных компьютерных программ, и каждый регион варился в собственном соку. Узнать, как обстоят дела с этим делом в Красноярске и что-то полезное перенять, и была цель моей поездки.

Нужно сказать, что пригласившая нас компания широко размахнулась. В Красноярск приехали руководители здравоохранения с Камчатки, Сахалина, Приморья, Амурской и Иркутской областей.  Я был еще начинающий чиновник, поэтому познакомиться с коллегами из дальневосточных и сибирских регионов мне было полезно.  Хозяева организовали экскурсию по городу, а также посещение Красноярской ГЭС, куда мы ехали мимо города Дивногорска.  Величавые горы, через которые текла река Енисей, высочайшая плотина. Хозяева после осмотра сооружения организовали пикник с шашлыками.  Но если первая порция шашлыков была хорошо прожарена, но вот недожаренная вторая привела к осложнениям среди едоков. Хорошо, я не пробовал вторую порцию, а то так же, как большинство, мучился бы поносом.

В более западной столице региона Новосибирске я побывал дважды, если не считать насколько поездок на поезде через этот город. Первый раз это случилось в 1987 году, когда мы, делегация медицинских работников Хабаровского края, возвращались с республиканского совещания по внедрению бригадного подряда в медицине, которое состоялось в Барнауле.  Так что во время той поездки я побывал в двух столицах – Алтайского края городе Барнауле, и Новосибирской области – Новосибирске.

Сказать, что Барнаул меня чем-то поразил, я не могу. Обычный сибирский город.  Но вот комары в нем оказались очень крупные и кусучие. В один из вечеров, когда мы пошли прогуляться по городу, на нас напали эти комары, и мы сочли за благо ретироваться в гостиницу.  В Барнаул мы прилетели на самолете, но вот купить обратных билетов на самолет ни мы, ни хозяева, не смогли, поэтому нам пришлось возвращаться в Хабаровск на поезде. Причем в плацкартном вагоне, который один тепловоз дотащил до Новосибирска, в потом наш вагон прицепили к другому составу.  Нам пришлось провести полдня в Новосибирске, и мы не стали сидеть в вагоне, а совершили прогулку по городу.  В то время метро в Новосибирске только начинали строить, функционировал лишь один перегон до следующей станции, и мы не отказали себе в удовольствии прокатиться на метро.

А сам Новосибирск выгодно отличался от других сибирских городов тем, что там было совсем мало старой, деревянной застройки. Широкие улицы, красивые дома,  много зелени,  нам город понравился больше Барнаула. Нам – это главному врачу детской городской больницы Хабаровска Голикову, секретарю крайкома профсоюза медицинских работников Мясникову и мне, главному рентгенологу Хабаровского края.  Нам дальше вместе  пришлось мыкаться в плацкартном вагоне много дней. Это был период, когда поезда опаздывали не на час-два, а сразу на полсуток, а наш поезд пришел в Хабаровск с опозданием на сутки.

А второй раз я оказался в Новосибирске относительно недавно, в ноябре 2013 года. Меня направили в НИИ имени Мешалкина делать  сложную операцию на сердце после обширного инфаркта.  В городе меня встретил коллега моего младшего брата Виктора, как и он, работник управления на железной дороге. На машине он отвез меня в институт имени Мешалкина, где я пробыл почти месяц. Операция прошла успешно, но затем последовали осложнения, но не по вине оперирующего хирурга профессора Чернявского, всему виноват мой организм.  К поезду после выписки меня с сыном снова вез коллега моего брата, он немного поведал мне о своем городе. То первое впечатление двадцатилетней давности оказалось верным – Новосибирск красивый, современный город.

Следующий город к западу – город Тюмень.  О нем я уже писал, это самый быстро развивающийся город, в котором хорошо сочетается жилищное и дорожное строительство.  Поэтому в город стремятся приехать люди и из северных округов Тюменской области – Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-немецкого автономного округа. Они строят квартиры, поэтому микрорайоны появляются как грибы после дождя.  Судите сами, уважаемые читатели. В 1998 году численность населения Тюмени, которую тогда называли «Тюмень – столица деревень», впервые перевалила за 500 тысяч жителей, в 2012 году – за 600 тысяч, через 4 года  стала 720 тысяч, а еще через 4 года, в 2020 году – свыше 800 тысяч человек.

В большинстве сибирских городов одна из трудно решаемых проблем – обеспечение горячей водой и  отоплением, не хватает мощностей ТЭЦ.  Эта проблема отсутствует в Тюмени. Там в каждом новом доме строится своя котельная, работающая на газе. Обычно котельная размещается на чердаке, из холодной воды делает горячую, и эта же вода отапливает помещения.   Такая же система обогрева в большинстве домов в пригородах.  В поселке Молодежный, где я жил, мы платили за газ, холодную воду, электричество (по счетчикам) и  вывоз мусора (исходя из площади квартиры). И никаких тебе коммунальных платежей! Так что содержание квартиры обходилось недорого, примерно в 2 раза дешевле, чем в других регионах, и в 2,5 раза дешевле, чем в Хабаровске. Знаю это от своего брата, живущего на Дальнем Востоке.

А вот на севере в автономных округах, откуда выезжают вышедшие на пенсию нефтяники, коммунальные услуги есть, и они весьма дороги. Я 5 лет прожил в Нефтеюганске, не раз бывал в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске.  Города имеют свой колорит, особенно столица ХМАО-Югры Ханты-Мансийск.  Буквально на глазах из деревушки он превратился в современный, похожий на европейский,  город. Но жить в нем очень дорого, поэтому, видимо, так и живут в основном чиновники, получающие очень большие зарплаты.  В Сургуте и Нижневартовске нет таких вычурных строений, как в Ханты-Мансийске, да они и намного больше, чем столица округа – в Сургуте живет 380 тысяч человек, в Нижневартовске – чуть меньше 300 тысяч (272 тысячи), даже в Нефтеюганске больше, чем в Ханты-Мансийске (127 тысяч против 101 тысячи).

Город Нефтеюганск, в который мы приехали, в это время был неофициальной столицей НК «Юкос».  В стотысячный город он превратился из вахтового поселка, где стояли вагончики и складские помещения по окраинам города и «хрущевки» в центре.   Когда «Юганскнефтегаз» увеличил добычу нефти, стал расти и город, в основном за счет 9-этажных домов. И хотя в городе есть названия улиц, но адреса домов и квартир  привязаны не к ним, а к микрорайонам. Например, квартира, в которой мы прожили 5 лет, имела почтовый адрес:  Нефтеюганск, 14-15-16, что значило: 14 микрорайон, 15 дом, 16 квартира.  Хотя по городу ходит общественный транспорт, но работающие категории возят служебные автобусы, а по городу проще доехать на такси. Проезд в пределах город стоил 50 рублей, вызов такси – по телефону.

Нефтеюганск – северный город, расположен на 60 параллели, поэтому летом белые ночи, а вот зимой очень короткий световой день. Поэтому, чтобы город не выглядел мрачно,  он хорошо освещен. Помимо фонарей на столбах вдоль дорог и во дворах, горят лампочки по периметрам крыш домов, и панели «хрущевок» раскрашены в разные цвета.  Последние годы наряду с новыми жилыми домами построили современный спортивный комплекс «Олимп», реконструировали спортивный комплекс в бассейном «Сибиряк», построили современную библиотеку, одну из лучших в округе. Я не говорю уже о строительстве лечебных учреждений. Например, детская поликлиника одна из лучших в России, говорю как человек, которому есть с чем сравнивать.

В 2008 году наша семья переехала из Нефтеюганска в Тюмень, сразу же купили автомобиль RAV-4 японской сборки, и стали ездить в близлежащие города.  Близлежащие по сибирским меркам, так-то расстояние до них свыше 400 км.  Побывали в столице Уральского Федерального округа Екатеринбурге, посмотрели местные достопримечательности в городе и округе – Храм Спас на крови, Гатина яма, связанные с убийством императорской семьи Николая Второго.  В Екатеринбург мы ездили несколько раз, а вот в другой город-миллионник – Челябинск – один раз. Естественно, увидеть Челябинск нам не удалось. Бросилось в глаза обилие заводских труб, все же это город славится своими металлургами.  Так же один раз съездили в город Курган, в котором проживает 312 тысяч человек. Это была поездка в начале осени 2018 года. Бросилась убогость столицы Курганской области, облезлые дома, разбитые дороги даже в центре города, и всего один строительный кран. По сравнению с Тюменью, где этих кранов свыше сотни, выглядело удручающе.  В 2013 году мне довелось в Новосибирске в НИИ имени Мешалкиной поговорить с приехавшей на операцию женщиной из Кургана. На мой вопрос, что изменилось в городе за 5 прошедших лет, она с грустью сказала, что почти ничего.

А вот Екатеринбург мы немного посмотрели. Этот город не зря называют столицей Уральского Федерального округа. Современные дома превалируют в городе. Не знаю, изменилась ли так система адресов в настоящее время по сравнению с серединой 2000-х годов. Она была такая же, как в Нефтеюганске, привязана к микрорайонам. Не везде, правда, а в старых, застроенных «хрущевками» микрорайонах.  В городе очень плотное автомобильное движение, в этом отношении Тюмень смотрится лучше.

А вот в одном месте, куда мне хотелось бы съездить, побывать не удалось.   Меня подкосил обширный инфаркт, потребовалась сложная операция на сердце по удалению аневризмы  и аорто-коронарное шунтирование. А так я планировал побывать в деревне Щербаковка, расположенной примерно в середине пути между Екатеринбургом и Челябинском. Как гласит родословная, именно из этой деревни начали свой путь на восток мои далекие предки, которые со временем добрались до Забайкалья, а затем и до нижнего Амура, где родился мой отец, а потом и я.  Хотелось побывать в этом небольшом селе, может, там остались еще Щербаковы. Но не судьба.


Рецензии