Добромила Иванова. 26 Жемчужина

По просьбе Божены, Добромила со своей новой подругой пришли в дом Мирослава Свирина.
   – Живые существа, - это была Божена, - запутавшиеся в хитросплетениях рождения и смерти, могут немедленно освободиться, стоит им даже неосознанно произнести святое имя Кришны, которого боится сам страх. Поэтому дорогой Мирослав, вы позволите приходить мне вместе с Добромилой в ваш дом? Она много говорила мне о вас, и теперь я хочу, чтобы вы посвящали меня в духовные темы, наравне с Радосветой и Богомилом!
  – Тебе следует искать покровительства Верховного Господа, который так добр к Своим преданным. Все, кто стремится обрести освобождение и разорвать закол-дованный круг рождений и смертей, укрываются под сенью лотосных стоп Гос-пода, посвятив себя преданному служению Ему. Очистившись в процессе выпол-нения предписанных обязанностей, помести Верховного Господа в свое сердце и непрестанно служи Ему, не отвлекаясь ни на что другое. Поэтому приходи ко мне одна или с Добромилой в любое удобное для тебя время! Я всегда буду рад тебе, дорогая Божена. – Юноша сделал паузу, затем сказал:
   – А теперь мы пойдем к Шавереным, они должно быть уже нас ждут!
   Вскоре, когда Мирослав, Добромила и Божена вошли в дом Шавереных, вся их семья собралась в большой комнате и пела Харе Кришна махамантру. Гости при-соединились к ним. Мирослав сел около Богомила, а Добромила и Божена сели около сестер и Радосветы. Затем, когда махамантра была пропета, Божена обратилась к Радосвете:
   – Скажите, пожалуйста, какова природа сострадания?
   – Сострадание и милосердие - зеркало души человека. Сострадание – источник счастья в жизни. Это основополагающий фактор, способный гарантировать счастье и благополучие на индивидуальном и социальном уровнях. Без заботы, любви и сострадания невозможны счастье, мир и согласие в семье, в обществе, в стране и в мире в целом. Сострадание также является источником физического и душевного здоровья. Культивация сострадания – наиболее эффективный путь к самоисцелению и исцелению других живых существ.
Сострадание необходимо, поскольку оно является источником счастья, успеха, удовлетворения и радости в нашей жизни. Практика сострадания означает отказ от причинения вреда окружающим и постоянную заботу об их благе, а забота об окружающих – причина нашего собственного благополучия. Движимые любо-вью и состраданием, мы несем счастье другим живым существам, наполняя свои жизни смыслом. Видя, как мы радуем других, мы сами испытываем от этого радость. Если мы действительно хотим позаботиться о своем благе, имеет смысл сделать это с умом, а самый разумный способ заботы о себе – это забота об окружающих. При таком подходе, даже если мы и не ожидаем ничего для себя самих, хотим мы того или нет, наше благополучие явится естественным результатом альтруистической заботы о благе ближних.
  Сострадание делает всех вокруг нашими друзьями. Когда в сердце нашем живут любовь и сострадание, в каждом человеке мы видим друга, чувствуем близость и родство с каждым из них, даже если физически они находятся вдали от нас. Лишенные любви и сострадания, мы не чувствуем ни к кому близости, даже если эти люди находятся с нами в одной комнате. При недостатке сострадания нам трудно завести друзей, и, даже подружившись с кем-то, мы быстро ссоримся, и люди эти становятся нашими врагами. Даже родные и близкие, члены семьи, могут превратиться в наших врагов.
  Без сострадания жизнь убога. Люди, заботящиеся только о себе, лишённые любви и сострадания по отношению к ближним, не могут быть по-настоящему счастливы. Не важно, сколько у вас денег, знаний, власти или преданных друзей, если в вас нет сострадания, вам неведомы будут счастье и умиротворённость, и вы не сможете по-настоящему наслаждаться жизнью. Отсутствие заботы и со-страдания по отношению к ближним делает людей одинокими, подавленными и приносит массу других проблем. Эгоцентрическое мировоззрение наполняет людские умы тревогой и страхом.
Без сострадания никакие друзья и никакое богатство не в состоянии принести в нашу жизнь подлинный покой и удовлетворённость. Даже став самым богатым человеком на планете, мы не испытаем никакого удовлетворения от нашего огромного состояния, если в нас отсутствуют драгоценные человеческие качества любви, доброты и сострадания. Мы не способны будем получать удовольствие от жизни, и сердце наше будет подобно раскаленной, выжженной пустыне. Если в жизни мы эгоистичны и в нас отсутствуют эти благородные качества, наше богатство на деле принесёт нам лишь массу хлопот, страхов и горьких разочарований. Это становится особенно очевидно, если нам удается достичь в жизни того богатства и комфорта, о которых мы мечтали, поскольку такой вещи, как удовлетворённость достигнутым, для нас не существует. Мы начинаем переживать, что кто-то из наших конкурентов станет богаче нас, и тому подобное. Таким образом, наше богатство способно создавать проблемы в нашей жизни, наживая нам врагов и даже создавая угрозу нашей жизни.
  Корысть, отсутствие любви и сострадания делают жизнь состоятельного чело-века несчастной и не приносящей удовлетворения. Такие люди могут на деле оказаться несчастнее нищего, который каждый день вынужден просить милостыню, чтобы добыть себе средства на пропитание. Несмотря на обладание всеми материальными удобствами, которые только можно себе представить, люди эти по-прежнему не в состоянии испытать удовлетворённость. Это только усугубляет их внутренние проблемы, и они становятся жертвами депрессии и хронической неудовлетворенности жизнью.
  С другой стороны, многие добросердечные и сострадательные люди, живущие в относительно скромных условиях, счастливы и довольны жизнью.
  Если мы лишены любви и сострадания, в сердце нашем не будет покоя, какими бы образованными и эрудированными мы ни были. Движимые эгоизмом, мы можем потратить всю свою жизнь на учебу, и эта образованность только создаст нам новые проблемы. Вместо того, чтобы принести нам счастье и удовлетворение, она послужит причиной гордыни, гнева и прочих нездоровых эмоций. Мы перестанем испытывать удовольствие от жизни и видеть в ней какой-либо смысл. При отсутствии сострадания возникает опасность использования приобретённых знаний во вред живым существам и даже уничтожения самих себя и окружающего мира. Возьмите для примера атомную энергию, которая при отсутствии со-страдательной мотивации может быть с легкостью использована в деструктивном ключе. Если же нами движет сострадание, мы направим полученные знания на принесение пользы живым существам, а это, как мы знаем, является наиболее эффективным способом принести пользу самому себе.
  – Почему другие нуждаются в нашем сострадании?
  – Наше сострадание – источник мира и счастья как в нашей собственной жизни, так и в жизни всех других живых существ, начиная с тех людей и животных, которых мы видим вокруг нас.
   Понять истинность этого утверждения мы сможем, исследовав то, каким образом наше собственное счастье зависит от тех людей и даже животных, что окружают нас в повседневной жизни. Всем нам небезразлично, что думают о нас окружающие и как они ведут себя по отношению к нам. Все это может сделать нас счастливыми, но может и расстроить, ввергнув в депрессию. Мы радуемся, когда кто-то, пусть даже совершенно незнакомый человек, приветливо нам улыбнулся или хорошо с нами обошелся. И напротив, мы переживаем и огорчаемся, когда кто-то хмурится на нас или груб в общении с нами.
  Подобным же образом то, что происходит в нашем уме, и то, как мы себя ведём, оказывает влияние на людей вокруг нас и даже на животных. Живые существа чувствуют себя комфортно в нашем присутствии, если ощущают, что у нас нет намерения причинить им вред. Даже мышь способна распознать вашу доброту. Сначала она сомневается, можно ли вам доверять, но, когда поймёт, что вы не собираетесь причинить ей вреда, расслабляется и чувствует себя вполне ком-фортно в вашем присутствии. Вы даже можете заметить перемену в выражении у неё на мордочке – оно становится спокойным и расслабленным.
  Сострадательный человек не будет представлять опасность для живых существ, каким бы арсеналом вооружений он ни обладал. Человек, лишенный сострада-ния, опасен для окружающих и без всякого оружия – он всегда найдет способ причинить другим вред с помощью своего тела, речи или ума.
  Все мы в ответе за благополучие каждого живого существа, вне зависимости от того, доступны они в данный момент нашему восприятию или нет. От нас зависит счастье каждого человека, животного, каждого крохотного насекомого и неви-димого глазу духа. Каждое живое существо одинаково в своём стремлении обре-сти счастье и избежать страдания, и мы в ответе за счастье всех без исключения живущих: не только наших друзей и близких, но также всех незнакомцев и даже наших врагов.
  Практикуя сострадание, первое, что мы делаем, – это перестаём причинять вред живым существам, начиная с людей и животных, находящихся вокруг нас. Это означает, что мы несем окружающим мир и покой. Отсутствие вреда – есть мир, покой. Например, если вчера у вас сильно болела голова, а сегодня головная боль почти прошла, даже при условии, что полного выздоровления не наступило, мы говорим окружающим: «О, сегодня я чувствую себя гораздо лучше!» Мы счастливы, поскольку той невыносимой боли, что была вчера, уже нет, и благодаря ее отсутствию мы используем при описании своего самочувствия выражение «гораздо лучше».
  Когда в нас сильно сострадание, мы становимся щедрыми и, сопереживая окружающим, стремимся помогать им. Всем сердцем сочувствуя живому существу, будь то человек или животное, мы не только воздерживаемся от причинения ему вреда, но и стараемся сделать все возможное, чтобы позаботиться о нем. Именно такова наша естественная реакция по отношению к тяжелобольным или обездоленным людям даже при условии, что это незнакомцы, а также к раненым животным. Исходя из реальной оценки собственных возможностей и сложившейся ситуации, мы всегда стремимся помочь им.
  То, приносим мы окружающим вред или пользу, зависит от того, сострадательны мы или нет. Совершенно очевидно, что, если в нас сильно сострадание, мы будем помогать другим или, будучи не в состоянии этого сделать, по крайней мере, не станем причинять им вреда. Чем сильнее наше сострадание, тем полнее мы будем посвящать свою жизнь служению другим. Все живые существа станут прямо или косвенно получать от нас умиротворённость и счастье. Есть ли от нас польза живущим, зависит от того, есть ли в нас сострадание. Именно таким образом каждый из нас в ответе за счастье и спокойствие всех без исключения живых существ. Счастье всех живущих зависит от нашего ума, от того, культивируем ли мы в нем сострадание или нет.
  Если мы не развиваем в себе сострадание и предпочитаем жить с умом, полным эгоизма, гнев, привязанность, зависть и другие омрачения сознания не замедлят проявиться и набрать силу. Подобные негативные мысли будут постоянно подталкивать нас к причинению вреда окружающим прямо или опосредованно, из жизни в жизнь. Отсутствие сострадания создаст массу проблем и наполнит несчастьем нашу собственную жизнь и жизнь других существ.
 Все мы обладаем определённой долей сострадания. Вполне возможно, что мы не в состоянии сопереживать всем без исключения живым существам, но все мы испытываем сострадание, по крайней мере, по отношению к некоторым из них. Существуют люди, чьё сострадание превосходит наше многократно. Есть в этом мире и те, кто испытывает сострадание по отношению к огромному количеству живых существ. Стало быть, существуют и люди, чье сострадание совершенно, не знает границ и объемлет всех страждущих живых существ.
  Основополагающим фактором, делающим возможным порождение и развитие сострадания, является сущностная природа нашего ума. Как я уже объяснял ра-нее, природа нашего ума чиста: она не представляет из себя некую смесь или неделимое целое с изъянами нашего сознания. Поскольку различные тревожа-щие мысли и прочие изъяны сознания не являются присущими природе нашего ума, некоторые люди считают природу нашего ума полностью просветлённой.
  Чистая, подобная ясному свету, природа нашего ума делает всех нас обладате-лями неограниченного потенциала – способности развивать собственное созна-ние, как мы сами того пожелаем. Она делает нас способными к порождению со-страдания и его дальнейшей культивации. Тренируя свой ум, со временем мы сможем развить совершенное и всеобъемлющее сострадание по отношению ко всем без исключения живым существам.
  Сострадание не является независимым феноменом – оно не существует как са-модостаточная «вещь в себе», не существует в силу собственной природы. Наш ум обозначает как «сострадание» умиротворённую, благую мысль, желающую, чтобы другие живые существа избавились от страданий. Другими словами, со-страдание – это явление, которое мы сами создаём при помощи собственного ума. Сострадание – зависимое порождение: оно зависит от тех причин и условий, что привели к его появлению. Сама природа нашего ума делает нас способными испытывать и развивать сострадание. Ум наш также является зависимым порож-дением, существующим благодаря определённым причинам и условиям.
  Как мы знаем из собственного опыта, испытывая хоть малейшее сострадание к кому-либо, мы желаем, чтобы человек этот избавился от преследующих его про-блем, и готовы сделать все от нас зависящее, чтобы помочь ему в этом. По мере того как наше сострадание крепнет, мы с готовностью принимаем на себя ответ-ственность за освобождение от страданий всё большего и большего числа живых существ. Достигнув совершенства в практике культивации сострадания, мы по-свящаем всю свою жизнь благу живых существ. Отныне единственной целью нашего существования становится избавление всех живых существ от страданий и их причин и дарование им счастья. Каждым своим поступком денно и нощно мы создаем благую заслугу – причину счастья и благоденствия, необъятностью своей подобную безграничному простору небес.
   Теперь мы понимаем, почему порождение сострадания исключительно важно для нас самих и в особенности для других живых существ. Сострадание по отно-шению к окружающим потребуется нам для того, чтобы освободить всех без ис-ключения живых существ от всех видов страдания и их причин и привести их не только к временному, мирскому счастью, но и к абсолютному блаженству полно-го просветления. Однако сострадание не нисходит на нас чудесным образом, словно по мановению волшебной палочки, как не рождается оно и от простого повторения: «Хочу иметь сострадание, хочу иметь сострадание, хочу иметь со-страдание…» Подобно тому, как при получении образования в школе мы изуча-ем различные предметы и, прогрессируя, переходим из класса в класс, нам необ-ходимо постепенно, шаг за шагом развивать в себе сострадание, начав с подгото-вительных медитаций.  В противном случае сострадание наше не будет стабиль-ным – мы день-другой попереживаем за попавшего в беду друга или посочув-ствуем раненому животному, но потом сострадание наше исчезнет.
  Необходимо развить совершенное сострадание – сопереживание каждому жи-вому существу, подобное состраданию, которое испытывает мать, когда ее лю-бимое дитя в опасности. Если ребенок падает в огонь, единственная мысль в уме матери – вызволить его оттуда. Мысль эта рождается спонтанно, без усилия и переживается крайне интенсивно. Мать тотчас бросает все свои занятия и устремляется на помощь ребенку. Обретя совершенное сострадание, мы будем чувствовать то же самое по отношению к каждому страдающему существу, будь он нашим другом, врагом или просто незнакомцем.
  Обладая великим состраданием, мы не просто желаем, чтобы все живые суще-ства были свободны от всех видов страдания, но и решаем реализовать это благое устремление на практике своими собственными силами. «Великим» оно называ-ется потому, что мы принимаем на себя бремя ответственности за освобождение всех живущих. Являясь обладателями великого сострадания, мы дарим мир и счастье не только самим себе, но и всем живым существам. Оно наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Перед нами стоит задача развить в себе такое состра-дание по отношению ко всем живым существам, каждое из которых ищет счастье и бежит от страдания. Необходимо испытывать сострадание не только по отно-шению к больным и нищим, но и по отношению к здоровым и преуспевающим людям.
   Для порождения сострадания ко всем живущим от нас требуется ясное понима-ние всех разновидностей проблем, которые доводится испытывать живым суще-ствам. Любая проблема, возникающая на индивидуальном, национальном или глобальном уровне, – повод для порождения в уме сострадания. Всякое страда-ние представителя рода человеческого или животного, которое нам довелось наблюдать, даже увиденное по телевизору, – повод для сочувствия и сопережи-вания. Каждое страдающее живое существо молит нас о сострадании. Мы видим животных, находящихся в плену страха, ярости, вожделения или тупости, под-вергающихся невыносимым мучениям. Набрасываясь друг на друга, они не по-нимают, что, причиняя вред другому живому существу, они тем самым создают причины, для того, чтобы другие существа вредили им в будущем.
  Многие животные, в особенности птицы, не могут расслабиться ни на секунду, постоянно испытывая страх за свою жизнь. Найдя, чем поживиться, они не могут спокойно склевать то, что им перепало, потому что всегда должны оставаться начеку, прислушиваясь к каждому шороху и постоянно озираясь вокруг. Жизнь их полна опасностей и совершенно непредсказуема. Все они имеют врагов, гото-вых напасть и убить их. В воздухе или на земле, они вынуждены постоянно опа-саться за свою жизнь.
 – В чем заключается сила сострадания?
 – Сострадание также является источником исцеления. Если лечащие нас лекари добры и сострадательны, мы начинаем чувствовать себя лучше уже от одного их слова или прикосновения; мы радуемся, и боль наша ослабевает. Даже если про-писанное ими лекарство не самого лучшего качества, мы все равно получим от него пользу. Когда у лекаря нет любви и сострадания к пациенту, он начинает больше заботиться о собственной репутации и благополучии, нежели о страда-ниях больного.
  Всякий, кто так или иначе связан с целительством, должен усиленно медитиро-вать на просветление сознания. В повседневной жизни таким людям следует ре-гулярно выполнять медитацию на поэтапном пути к просветлению, с тем чтобы развить в себе совершенное сострадание. Все согласятся, что сострадание необ-ходимо, но мало кто знает, как надлежит его культивировать.
  Наилучшим целителем является человек, обладающий устремленностью к до-стижению просветления во благо всех живых существ. Чистый, альтруистический ум просветленных живых существ, лишенный и тени эгоцентрических мыслей, делает все их тело наполненным благословением. Ум их преображен, поскольку они полностью отбросили все мысли о собственном благе и заботятся только лишь о благе ближних. Всякое действие, совершаемое просветленным – ходьба, сидение, сон, употребление пищи и даже их дыхание, – делается ради блага дру-гих живых существ.
  Просветление сознания является столь чистой и ценной мотивацией потому, что существо, стремящееся к пробуждению, расстается не только с грубыми мысля-ми себялюбия, но и с самим желанием заботиться о собственном благе. Даже тот сосуд, в котором заключен возвышенный просветленный ум – тело живого суще-ства наполнено благословением. Все в живом существе обретает глубокий смысл. Это означает, что любое существо, даже животное, видящее, слышащее или прикасающееся к другому живому существу, получает от этого пользу. Сам вид просветленного существа исцеляет, успокаивая наш ум. Даже дыхание чело-века, обладающего великим состраданием, является лекарством, как является лекарством и их слюна, моча, фекалии, кровь и любая иная субстанция их орга-низма. Больной может исцелиться уже от того, что его коснулось дыхание про-светленного существа. Прикосновение просветленного или даже прикосновение его или ее одежд несет в себе огромное благословение. Употребление внутрь или нанесение на инфицированные места их мочи также способно благословить и принести исцеление.
  Если мы попросим просветленных о помощи, они не откажут нам, в силу своего милосердия. Однако со своей стороны мы должны обладать мудростью и верой, которые позволят нам обратиться к ним за помощью. Если в нас есть мудрость и вера, просветленные существа смогут позаботиться о нас.
  – Какова природа ума?
  – Поскольку исцеление, по сути, берет свое начало в нашем сознании, а не в фи-зическом теле, важно понимать, что собой представляет природа нашего ума. Внутренняя, сущностная природа нашего ума чиста. Под этим подразумевается то, что изъяны нашего ума – всевозможные тревожащие мысли и иные препят-ствующие факторы – не являются ее неотъемлемой частью. Все пороки ума, та-кие как эгоцентризм, неведение, гнев, привязанность, чувство вины и прочие тре-вожащие мысли, по определению – явления непостоянные, временные и прехо-дящие. Поскольку причина всех страданий – тревожащие мысли и иные изъяны – явления временные, временным будет и их результат – наши страдания.
  Также ум наш лишен истинного самобытия – пуст и не существует сам по себе. Это качество ума, дает нам возможность полностью освободиться от всех стра-даний, включая болезни, а также от причин этих страданий и обрести любое сча-стье, которого мы только пожелаем, включая непревзойдённое блаженство пол-ного просветления. Поскольку ум наш обладает подобным потенциалом, у нас нет причин падать духом и терять надежду. Никто из нас не обречён испытывать проблемы бесконечно. Всем нам дарована удивительная свобода развивать, трансформировать собственное сознание так, как нам заблагорассудится. Необ-ходимо лишь определить верный способ работы с потенциалом нашего ума.
  Наши тело и сознание – два отличных друг от друга феномена. Сознание описы-вается как «ясное и воспринимающее объекты». Подобно отражениям, возника-ющим в зеркале, объекты ясно отображаются в нашем сознании, которое способ-но их распознавать. Тело состоит из материи – сознание нематериально, лишено цвета и формы. Тогда как наше тело с наступлением смерти ожидает распад, по-ток сознания продолжает воплощаться, переходя из одной жизни в другую. Как на Востоке, так и на Западе довольно часто можно слышать о людях, помнящих свои прошлые рождения и способных предвидеть жизни грядущие, не только свои собственные, но и других людей. Одни обладают этим даром от рождения, другие развивают его посредством медитации. Некоторые люди способны вспомнить прошлые жизни, имевшие место сотни и даже тысячи лет тому назад.
  Большинство людей не верят в то, что прошлые и будущие жизни существуют, поскольку никому пока еще не удалось убедительно доказать обратное. В то же время многие люди уже осознали, что прошлые жизни действительно существу-ют, поскольку они совершенно ясно их помнят, подобно тому, как мы помним то, что делали накануне. Они постигли для себя истинность теории реинкарнации, так как их сознание обладает способностью воспринимать прошлые и грядущие рождения.
  Знание глубинной природы своего ума гораздо более важный и обширный во-прос, нежели знание природы внешних предметов и явлений. И до тех пор, пока мы не постигнем природу ума, у нас нет никаких шансов верно понять относи-тельную и абсолютную природу прочих феноменов. Даже в мирских терминах лишь через понимание ума мы способны в точности описать и постичь то, каким именно образом существуют внешние явления.
  В общем и целом, познание собственного ума – практический путь к решению наших проблем. Сначала нам необходимо определить, в чём именно кроется ко-рень наших проблем, поскольку только тогда у нас появится возможность изба-виться от них и быть уверенными, что в будущем нам не предстоит встретиться с ними вновь. Для нас также важно осознать весь спектр наших проблем, ведь, ес-ли мы способны увидеть и признать лишь его часть, наша идея освобождения будет изначально неполной и ограниченной.
 – А как исцелить свой ум?
 – Исцеление ума жизненно необходимо, поскольку в противном случае наши проблемы, не имеющие начала, не будут иметь и конца. Мы будем пытаться ис-пользовать лекарства с тем чтобы излечиться от одного конкретного недуга, но болезнь вернется, если мы не излечим свой ум. Если мы не предпринимаем ника-ких шагов по исцелению собственного ума, всегда будет присутствовать опас-ность того, что мы вновь создадим причину болезни – повторим те действия, ко-торые привели к утрате нами физического здоровья. Мы вновь столкнемся с тем же самым заболеванием в будущих жизнях или, быть может, в более поздний период жизни настоящей.
  Лечение болезни посредством внешних методов не является оптимальным ре-шением, поскольку подлинная причина болезни не лежит вовне, но находится внутри нас самих. Бактерии, вирусы, вредоносные духи и тому подобное дей-ствительно могут выступать в качестве внешних условий определённого заболе-вания, однако сама болезнь не имеет внешней причины. Причина болезни – явле-ние внутреннее, она – в уме, или, выражаясь иными словами, она – ум. Болезни проистекают из нашего себялюбия, неведения, гнева, привязанности и прочих омрачений сознания, а также из тех не благих поступков тела и речи, что мы со-вершали под воздействием этих негативных мыслей. Наши негативные мысли и поступки оставляют отпечатки на нашем сознании, которые впоследствии созре-вают, проявляясь в виде болезней и других проблем. Также эти отпечатки созда-ют предпосылки и делают возможным появление в будущем тревожащих мыслей и совершение не благих действий.
  Всякое внешнее, материальное проявление должно иметь материальную причи-ну, однако материальные причины возникают из причины внутренней – отпечат-ков, оставленных на нашем сознании негативными мыслями и поступками. Для того чтобы полностью разобраться с болезнью, необходимо понять ее внутрен-нюю причину – подлинную причину как самого заболевания, так и его матери-альных условий. До тех пор, пока мы игнорируем внутреннюю причину болезни, мы лишены и настоящего, действенного средства избавления от неё. Мы должны изучить то, как болезнь развивается, и увидеть, что её причина сокрыта в уме. Поняв это, мы одновременно поймём и то, что исцеление также должно происте-кать из нашего ума.
Отдельно взятая жизненная проблема – специфическое порождение нашего ума. Если мы не очистим свой ум от сокрытой в нем причины проблемы – она немину-емо проявится в действительности. До тех пор, пока существует внутренняя при-чина проблемы, внешние условия для нее также будут существовать: внутренняя причина попросту создаст их. Иными словами, внешние препятствия порождают-ся препятствиями внутренними. Даже внешние условия наших проблем создают-ся нашим умом. Внешние факторы становятся условиями, ведущими к возникно-вению различных проблем в силу внутренней причины, существующей в нашем уме. Но когда внутренняя причина отсутствует как таковая, даже при наличии соответствующих внешних факторов они не смогут выступить в роли условий возникновения проблемы. Без внутреннего препятствия нет и препятствия внеш-него.
  Возьмите для примера рак кожи. Принято считать, что это заболевание вызвано длительным пребыванием на солнце. Однако, если солнечные лучи действитель-но являются основной причиной рака кожи, всякий, кто любит загорать, должен им заболеть. Тот факт, что не каждый человек, загорающий на солнце, заболевает раком кожи, свидетельствует о том, что солнечные лучи – не главная причина. Длительное пребывание на солнце – это внешнее, материальное условие заболе-вания раком кожи, но не его основная причина. Подлинная причина рака кожи – внутренняя, а не внешняя. Основная причина – наш ум. Для тех людей, в чьём уме присутствует причина для заболевания раком кожи, длительное пребывание на солнце действительно становится условием заболевания раком кожи. Для тех же, в чьих умах такая причина отсутствует, долгое пребывание на солнце не вы-зовет этого опасного онкологического заболевания.
  Корень всех наших проблем следует искать в нашем уме, он – в нашем невеже-ственном образе мышления. Необходимо усвоить, что является правильным об-разом мышления, несущим радость и счастье, а что —порочным, несущим стра-дания. С одним мы обречены испытывать в жизни проблемы, с другим – нет. Иными словами, счастье и страдание возникают из нашего ума. Наш ум – творец нашей жизни.
  Для исцеления от внутренней причины заболевания и обретения уверенности в том, что нам не предстоит столкнуться с болезнью вновь, необходимо применять «внутреннее» лекарство. Что такое это внутреннее лекарство? Это медитация. Медитация – это использование нашего собственного ума, нашего внутреннего позитивного настроя в целях самоисцеления. И не надо сужать понятие исцеле-ния до рамок излечения от одного отдельно взятого заболевания, включите в не-го избавление от всех проблем и причин, их породивших. Поскольку наши бо-лезни и прочие проблемы вызваны негативными отпечатками, оставленными в нашем сознании, избавление от наших невзгод также должно проистекать из нашего сознания. «Медитация» – это лишь термин, обозначение того, что мы проделываем с собственным сознанием; это терапия, которой нет равных, так как при ней отсутствует опасность возникновения побочных эффектов.
  Поскольку и счастье, и страдание возникают из нашего ума, медитация является основным инструментом в исцелении. Это единственный способ уничтожить причину страдания и создать причину счастья. Мы не сможем достичь этого ни-какими внешними средствами и методами. Добиваться этого необходимо путём трансформации нашего ума. С помощью одних лишь лекарств или несложных визуализаций можно избавиться от одного конкретного заболевания, но этого будет недостаточно для того, чтобы исцелить ум. Кроме медитации, не существу-ет никакого другого способа избавиться от самого заболевания и от его причины.
  В медитации наш собственный позитивный настрой становится внутренним ле-карством, исцеляющим ум и излечивающим нас от причины всех наших проблем. Для успешного исцеления нам необходимо будет культивировать положитель-ные качества ума. Вполне очевидно, что определённые способы мышления явля-ются умиротворяющими, благотворными и здоровыми, в то время как другие – тревожащими, нездоровыми и вредоносными. Болезни и все прочие проблемы в нашей жизни являются результатом таких нездоровых состояний сознания. Не-здоровое состояние сознания – это любая ментальная активность, тревожащая наш ум и делающая нас несчастными, а нездоровое тело – лишь закономерная производная нездорового ума.
Медитация не только излечивает нас от заболевания, но и привносит в наши умы всеобъемлющую умиротворённость. Такова природа позитивных мыслей – успо-каивать и снимать напряжение. Наилучшими позитивными мыслями для исцеле-ния являются мысли любви и сострадания. Любовь – это благая мысль, желаю-щая другим счастья и обладания причинами счастья. Великая любовь, это приня-тие на себя личной ответственности за то, чтобы другие были счастливы и обла-дали причинами счастья. Сострадание – это желание, чтобы другие были свобод-ны от страдания и причин страдания. Великое сострадание – это принятие на себя личной ответственности за освобождение других от страдания и его причин. По-рождение в уме этих благородных мыслей способно исцелять болезни.
   Сострадание – лучший целитель. Наиболее эффективное исцеление происходит от порождения сострадания по отношению ко всем живущим, независимо от их расы, национальности, вероисповедания или степени их родства с нами. Необхо-димо чувствовать сострадание по отношению ко всем живым существам, ведь каждое из них желает обрести счастье и избежать страдания. Нам необходимо развить не только сострадание – желание освободить всех живых существ от всех страданий, но также и великое сострадание, означающее принятие на себя персональной ответственности за осуществление этой благой миссии. Подобное преображение ума приносит глубокое и всеобъемлющее исцеление.
   Природа мыслей любви и сострадания умиротворённая и здоровая, что делает её весьма отличной от природы неведения, гнева, привязанности, гордыни или ревности. Хотя сострадательный человек искренне переживает за других и для него невыносим сам факт того, что кто-то испытывает страдания, сущностной характеристикой его ума по-прежнему остается умиротворенность.
  В то же самое время негативные мысли, такие как желание принести другим вред, не являются умиротворенными состояниями сознания. Они подобны остро-му шипу, вонзающемуся вам в сердце. Страстная привязанность также по-своему болезненна: наше сердце сжимается, она душит нас, причиняя острую боль вся-кий раз, когда мы вынуждены расставаться с желанным объектом. Вожделение также омрачает наш ум, возводя стену между нами и реальностью. Когда мы привязаны к определённому человеку или животному, мы не в состоянии вос-принимать реальность страдания этого существа и сопереживать ему всем серд-цем, потому что ум наш отравлен вожделением. Привязанность не оставляет в нашем сердце места для сострадания. Даже помогая таким существам, мы всегда делаем это в ожидании получить что-то взамен. Мы не протягиваем им руку по-мощи по той лишь причине, что они больны или им угрожает опасность, но забо-тимся о них в ожидании того, что в будущем они отблагодарят нас за это тем или иным способом.
  Когда наш ум находится во власти привязанности, нам нелегко испытывать со-страдание. Проверив, мы сами убедимся в том, что, когда наш ум переполняют мысли привязанности, мы заботимся лишь о том, чего мы сами хотим. Наша основная цель – наше собственное удовольствие. Даже если мы и помогаем дру-гим, то лишь с надеждой получить что-нибудь взамен. Ум наш возбужден и омрачен. Мы не в состоянии увидеть, что человек, по отношению к которому мы испытываем сильную привязанность, по меньшей мере столь же важен, сколь и мы сами; мы не в состоянии по-настоящему заботиться о таких людях, искренне и бескорыстно протягивая им руку помощи.
  Исцеляя собственный ум с помощью великого сострадания, мы обретем способность решить все свои проблемы, а также проблемы тех, кто нас окружает. Благая мысль сострадания не только поможет нам избавиться от болезни, но и принесёт нам успокоенность, счастье и удовлетворенность. Она сделает нас спо-обными наслаждаться жизнью, принесёт мир и счастье нашим родным, друзьям и всем, кто находится вокруг нас. Поскольку в нашем уме не будет более негативных мыслей по отношению к окружающим, люди и животные, с которыми мы входим в контакт, будут испытывать радость при встрече с нами. Если в нас живы любовь и сострадание, нашей первейшей заботой всегда будет не причинить вреда ближнему, а это само по себе является целительством. Сострадательный человек – самый сильный целитель не только в отношении собственных болезней и иных проблем, но и в отношении болезней и проблем других людей. Человек, чье сердце исполнено любви и сострадания, исцеляет окружающих самим фактом своего существования. Об этом я уже говорила.


Рецензии