Добромила Иванова. 29 Жемчужина

…- Дорогая Радосвета, слушая вас и вспоминая слова Богомила, у меня появился вопрос: «Как пробудить нашу дремлющую любовь к высшему объекту любви, Господу Кришне?»
  - Потребность любить заложена в каждом. Это основной закон жизни. Невозможно жить, никого не любя. Эта потребность присутствует в каждом живом существе. Потребность любить есть даже у тигра по крайней мере, в дремлющем состоянии, не говоря уже о людях. Единственное, чего нам недостает, — это знания о том, на кого направить свою любовь, чтобы все стали счастливы.
  Пытаясь найти совершенный объект любви, люди приходят к разочарованию. Мы можем любить брата и сестру, мать и отца, жену или мужа, друзей, общество, нацию или даже все человечество, но наша любовь все равно останется несовершенной. Причина заключается в том, что все эти виды любви не являются всеобъемлющими.
   Однако, развив в себе сознание Кришны, человек начинает испытывать любовь ко всем живым существам, поскольку все они связаны с Кришной.
   Настоящее равенство и братство настанут тогда, когда мы увидим равенство всех живых существ как детей Бога. Человека, обладающего таким видением, называют мудрецом.
   Преданный Кришны не хочет убивать даже муравья. У нас есть склонность любить, но мы не знаем, как сделать нашу любовь совершенной. Это совершенство достигается тогда, когда мы развиваем любовь к Кришне. Чистая любовь к Кришне вечно живет в сердцах всех живых существ; она не приходит извне. Когда в процессе слушания и повторения имен Кришны и повествований о Кришне сердце очищается, в нем естественным образом пробуждается эта чистая любовь.
   Золотой самородок является золотом, даже если он покрыт грязью. Его нужно просто очистить, и тогда он превратится в чистое золото. Точно так же каждое живое существо обладает сознанием Кришны, но из-за контакта с материей люди думают, будто они отделены от Кришны. Поскольку живое существо — частица Кришны, оно в ничтожной степени обладает Его качествами, подобно тому как золотая песчинка обладает теми же качествами, что и огромное месторождение золота, или подобно капле морской воды, в которой присутствуют те же химические вещества, что и в огромном океане. Разница между нами и Кришной в том, что Он — великое, безграничное духовное существо, а мы — бесконечно малые частицы духа.
  Без сознания Кришны все обречены на страдание. Таков закон природы. Итак, наша способность любить друг друга не будет реализована до конца, пока мы не узнаем, кто является высшим объектом любви. Высший объект любви — это Кришна, Верховная Личность. Он самый красивый, самый богатый, самый знаменитый, самый мудрый, самый могущественный и самый бесстрастный — Он превосходит всех остальных во всех отношениях. Если у человека есть хотя бы какие-то из этих шести достояний, он вызывает у нас симпатию. Например, если человек очень богат и щедр, его все любят. А теперь только представьте себе, насколько богат и щедр Кришна! Каждый день Он кормит миллионы живых существ. Мы гордимся, если нам удается накормить сто, двести, пятьсот или тысячу человек. Но в мире миллионы и миллиарды животных, и Кришна обеспечивает пищей их всех. На самом деле никакой проблемы нехватки продовольствия не существует. Иногда люди голодают, но причина заключается в неправильном использовании ими своего развитого сознания, из-за чего они и оказываются в трудной ситуации. Если они примут сознание Кришны, все проблемы исчезнут.
  Высшей обязанностью для всех людей является та деятельность, которая приводит их к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворять душу, это служение должно быть бескорыстным и непрерывным.
  Суть в том, что надо научиться любить Кришну. Человеческая форма жизни предназначена для того, чтобы развить любовь к Богу. Во всех остальных формах жизни мы любили что-то другое: когда мы были птицами, мы любили свои гнезда, когда были пчелами, любили свои ульи и так далее. Не нужно учить птицу или пчелу любить своих отпрысков — это естественно. Любовь к дому, стране, мужу, детям, жене и так далее — все эти виды любви в той или иной степени присутствуют и в животном царстве. Но такая любовь не принесет вам счастья, вы будете разочарованы. Поскольку тело временно, все такого рода любовные отношения тоже временны. Кроме того, они не безупречны, ибо представляют собой лишь искаженное отражение той чистой любви, что существует между вами и Кришной. Поэтому, если вы действительно хотите мира, если вы действительно хотите удовлетворения, если вы не хотите пребывать в замешательстве, попытайтесь полюбить Кришну. Тогда ваша жизнь увенчается успехом.
  Наша с вами миссия состоит в том, чтобы учить этой истине. Если люди поймут это, все их проблемы будут решены, и они обретут счастье.
  - Скажите, что означает слово «Целитель»? – Это была Божена.
  - Я уже говорила об этом. Однако могу еще раз повториться. Задача целителя дать человеку Целостное восприятие мира, сделать его цельным, дать ему цель. Целитель – это тот, кто восстанавливает цельность всего человека. То есть, он восстанавливает изначальную цельность обращающегося к нему за помощью человека, устраняя как причины заболевания, так и его последствия на всех энергетических уровнях. Такие люди часто рождаются с даром лечения, который они развивали под руководством мудрых наставников и передавали дальше свои знания из поколения в поколение.
  - Что такое медитация, как вы ее понимаете?
  - Медитация – это чистое осознание без каких-либо мыслей, идей, желаний, воспоминаний, стремлений и целей.
  Обычное состояние сознания человека можно сравнить с зеркалом, покрытом пылью – это пыль мышления. Это похоже, как по чистому небу (сознание) плывут облака (мысли), это постоянное движение, которое не прекращается даже ночью, когда мы видим сны. Ум работает днем, ум работает и ночью, пережевывает события прошедшего дня и готовится к следующему. Такое состояние сознания является полной противоположностью медитации.
  Когда прекращается мышление, не возникают желания и воспоминания, прекращается возня ума, возникает тишина – эта тишина и есть медитация. Истину можно познать только в этой тишине, никак иначе.
  С помощью ума нельзя достичь состояния медитации, потому что любое движение ума, любая мысль – это как раз препятствие медитации, а не помощь в ее достижении. Медитация возникает, когда ум отодвинут в сторону, когда прекращены усилия, в том числе и усилия по достижению медитативного состояния. Нужно спокойствие, нужно разотождествление с умом, перестаньте отождествлять себя с думающей машиной. Вы не мысли, вы чистое пространство неба, по которому плывут облака мыслей, и когда приходит это осознание, начинается медитация.
   По мере углубления в медитацию, по мере увеличения сознательности, вы начинаете видеть промежутки между мыслями – это тишина. Это чистое пространство, в эти моменты все замирает, прекращается любое движение ума, остается Бытие. В такие моменты вы можете узнать, кто вы есть на самом деле и познать тайну существования.
  Наступит день, когда медитация станет вашим обычным состоянием, естественным состоянием, и это день величайшего блаженства.
  Ум, или состояние ума, не является естественным состоянием человека, это не истинная природа человека. Человек должен обрести истинное состояние – состояние не-ума, медитативное состояние. Это состояние знакомо каждому человеку, поэтому, когда оно случается, возникает чувство, что вы знали его раньше. Человек забыл это состояние, хотя оно никуда и не исчезло – подобно тому, как никуда не девается пространство неба, которое временно скрыто тучами.
Все мы приходим в этот мир в медитативном состоянии не-ума, затем рождаемся и учимся думать, что влечет за собой забывание изначального состояния. Ум уводит вас от самого себя, день за днем, все дальше и дальше.
Наша истинная природа находится внутри, под покровом мыслей, желаний, целей, и ее можно найти, что, безусловно, является высшей радостью жизни, ибо это освобождение от иллюзий.
  Медитация подразумевает осознание того, что источник жизни находится внутри. Это признание того факта, что есть внутренний мир, который можно найти, и который нужно найти.
  В источнике существования скрывается огромная сила, которая в чистом виде ощущается как стремление достичь чего-то, что постоянно удаляется при попытках к нему приблизиться. Это как линия горизонта – сколько бы вы к ней ни шли, она не приблизится. Это стремление ведет человека ко все новым и новым объектам познания, но в самом чистом виде это стремление познать саму жизнь. Это стремление в чистом виде есть Бог, а медитация – это пребывание в состоянии такого стремления, без всякого содержания, без любых примесей.
Ум всегда ищет объекты – объекты стремления или объекты познания, и это может быть бесконечно долгим процессом. Но что касается медитации – то это способ познать стремление само по себе, а не объект стремления. Познание этого стремления и есть медитация; и это также, познание Бога. Чистое стремление без цели подобно чистому огню, без дыма, и такое стремление есть сам Бог.
  Медитацией можно назвать ум, обращенный внутрь – туда, откуда он возник, к своему собственному источнику. Медитативное состояние – это путь внутрь, и когда вы двигаетесь туда, вы приходите к Богу.
   - В чем заключается причина страданий и в наших болезнях?
   - Причина страдания состоит в том, что тело временно, и, следовательно, оно подвержено рождению, затем старению, болезням и смерти.
   Чтобы достойно встретить смерть, недостаточно просто психологически подготовиться к ней и расстаться с жизнью без сожаления и страха. Суть в том, что в момент смерти душа покидает старое тело и рождается вновь. И только душа, обладающая сознанием Кришны, оставив мир рождения и смерти, обретает вечную, исполненную блаженства жизнь в духовном мире. Таким образом, прожитая нами жизнь проверяется смертью.
 Смерть наступает тогда, когда душа не может больше остваться в теле. Какова бы ни была материальная причина смерти, положение души становится невыносимым. Однако расставание с телом тоже причиняет ей жестокие страдания. Жалкая смерть и последующее рождение в низших формах жизни — самое страшное, что может случиться с живым существом. Предчувствие смерти вселяет в человека такой ужас, что иногда люди пытаются совсем забыть о ней. Смерть мучитель на, потому что в момент смерти вечная душа оказывается в самом противоестественном для нее положении: несмотря на то что она бессмертна и не должна умирать, ей приходится делать это, поскольку она связана с материальным телом. В момент смерти вечная душа вынуждена покинуть тело и отправиться неведомо куда. Это причиняет ей невыносимые страдания и является причиной испытываемого ею страха. Боль и страх, которые живое существо испытывает в момент смерти, так сильны, что оно, как правило, может думать только о своих материальных привязанностях или физической боли. Таким образом причина всех наших болезней – материальное тело. Иногда, особенно в старости, мы вынуждены страдать от неудобств, связанных с телом, но, если у нас развито сознание Кришны, мы не будем чувствовать боли или страданий. Поэтому лучший выход – постоянно повторять святые имена Господа!
   - Расскажите, пожалуйста, о благотворном воздействии святого имени Господа.
   - Существует семь духовных благословений, которые дарует воспевание Святого Имени Господа: Очищение сердца. Материальный ум подобен зеркалу, покрытому пылью многочисленных материальных впечатлений, которые накапливались в течение долгого времени. Подобные «накопления» препятствуют верному восприятию вечной природы души. «Пылинки», покрывающие зеркало ума, имеют весьма тонкую природу. Они состоят, главным образом, из желаний наслаждаться отдельно от Кришны, а также из дурных привычек. Воспевание Святого Имени очищает ум от этой скверны, позволяя возродиться изначальной духовной природе ума. Освобожденный ум способен познать истинную сущность души. Воспевание Святого Имени гасит пожар материального существования, избавляя живое существо от страданий. Воспевание Святого Имени подобно прохладному лунному свету, в сиянии которого распускается белый лотос удачи. Белые лотосы распускаются только тогда, когда их лепестков коснется лунный свет. Подобно этому, лунный свет святого Имени открывает перед человеком возможность избавиться от последствий греховных деяний, совершенных ранее.
Воспевание Святого Имени – суть всех духовных познаний. В сердце преданного, воспевающего Святое Имя, является Бхакти-деви, невеста Господа, вместе с двумя своими сыновьями: знанием и отречением. Святое Имя пробуждает в сердце духовное начало и избавляет живое существо от материальных привязанностей. Воспевание Святого Имени является основой плодотворной духовной жизни. Иными словами, духовная жизнь рождается из воспевания Святого Имени, подобно тому, как огромное дерево вырастает из маленького семечка. Воспевание святого Имени дарит нам вкус божественного нектара. Святое Имя – бутон цветка божественной любви, обитель удивительных духовных вкусов. По мере того, как Святое Имя распускается, подобно прекрасному цветку, оно являет моему взору свою божественную форму и качества, которые похищают мое сердце и навеки приковывают его к Кришне. Святое Имя Господа дарует мне вечное духовное тело и безжалостно рушит материалистический образ мыслей. Имя Кришны – божественный философский камень, сокровищница духовной реальности. Оно является олицетворением чистой расы. Когда все препятствия, стоящие на пути к чистому воспеванию Святого Имени, будут преодолены, мне откроется истинное счастье. Воспевание Святого Имени охлаждает горячие головы живых существ, влачащих жалкое существование в материальном мире. Желание наслаждаться материальной жизнью подобно огню, побуждающему обусловленную душу жить греховной жизнью, порой даже против собственной воли. Воспевание Святого Имени гасит огонь вожделения и кладет конец материальной жизни. Тот, кто искренне воспевает и слушает Святое Имя, сможет помнить о Господе в час смерти и, благодаря этому, будет вознесен в духовное царство.
  - Как вечное живое существо, изначально обладающее чистым духовным сознанием, становится покрытым материей? – Обратилась Добромила к Богомилу.
  - Все мы знаем, что изначально живое существо обладает чистым духовным сознанием, но, неправильно распорядившись своей свободой выбора, оно попадает в материальный мир. До тех пор, пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не может жить в условиях материального мира. Поэтому Брахма ещё на заре творения создал различные формы невежества, которые покрывают сознание таких эгоистически настроенных живых существ, чтобы лишить их памяти о своей духовной природе.
  Корнем любого страдания является невежество, причина которого — отсутствие желания служить Кришне и, соответственно, в жажде материальных наслаждений. Чтобы живое существо могло отождествить себя с материей, Кришна наделил его ложным эго, поскольку дух не может наслаждаться материей. Ложное эго – это мировоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое». Отождествляя себя с ложным эго, душа проецирует свое сознание на материю. После получения материального тела, у нее сразу же развивается привязанность к нему, и желания, которые она может реализовать. Живое существо получает возможность наслаждаться и ненавидеть в результате чего рождается страх лишиться всего этого, страх смерти. Все это — укоренившиеся в сознании человека, возможно в одной из прошлых жизней. Они сконцентрировались и заставляют сознание целиком предаваться материальным наслаждениям. Все наши комплексы, результат «невинного» желания наслаждаться отдельно от Кришны.
  Пока живое существо помнит о своей истинной природе, оно не сможет жить в условиях материального мира. Таким образом, основой существования в материальном мире является забвение собственной сущности. А забвение своей сущности влечет за собой страх смерти, хотя на самом деле чистая душа не рождается и не умирает. Это ложное отождествление себя с материальной природой приводит к тому, что у живого существа развивается ложное чувство собственности, которое заставляет его считать своим то, что выделено ему в пользование высшей властью. Материальные ресурсы даются живым существам для того, чтобы они жили, не ведая забот, и выполняли свой долг, стремясь достичь самоосознания в материальном мире. Однако ложное самоотождествления внушает обусловленной душе ложное чувство собственности и заставляет ее считать своим то, что на самом деле принадлежит Верховному Господу.
  - Какова природа иллюзии материального мира? И каковы механизмы работы Ложного Эго?
   - В своем естественном состоянии, которое также называют сознанием Кришны, душа живого существа ощущает себя частицей Всевышнего. Она испытывает блаженство и счастье от общения с Богом. Однако сейчас мы находимся в обусловленном состоянии и не можем вспомнить свою истинную природу. В этой небольшой статье мы постарались проанализировать механизмы развертывания Ложного Эго для реализации «невозможных» для духовного царства желаний души в царстве материи.
   В чистом сознании проявляется наше истинное Эго. У нас нет желания владеть энергиями Кришны для своих собственных целей. Мы испытываем радость и блаженство. В этом состоянии оболочек ложного Эго не существует, и мы осознаем свою истинную духовную природу.
  Когда у живого существа энергия желания приостанавливается, оно попадает в область между духовным и материальным миром — Брахмаджйоти, или Сияние Брахмана. В этой области живое существо испытывает блаженство от слияния с единым Абсолютом. Однако оно не может продолжаться вечно, поскольку природа желать все равно берет верх. В зависимости от того, какие желания испытывает душа, она отправляется либо в духовный, либо в материальный мир.
   В своем чистом состоянии живое существо не может насладиться материей. Это невозможно, поскольку чистое сознание души никак не взаимодействует с грубой материальной энергией. Именно по этой причине Кришна должен создать иллюзию в нашем сознании, через которую мы будем действовать в призрачном мире. Это происходит в тот момент, когда у нас рождается желание стать обладателем энергий, которые нам не принадлежат.
   Поскольку в своем изначальном состоянии мы не можем стать «пурушей», обладателем энергии, Кришна создает для нас оболочку Ложного Эго, которая перемещает наше представление о себе не на себя, а на объект с противоположной, материальной природой. Происходит типичная «подмена понятий» — являясь субстанцией духа, мы забываем об этом и считаем себя субстанцией материальной.
  Душа не может действовать в материальном мире, поэтому Ложное Эго меняет ее представление о себе так, что она считает себя его частью, что дает ей возможность управлять различными материальными элементами.
  Материальное, ложное Эго — полностью сосредоточено на самом себе, поэтому в нем отсутствует знание о Боге. В таком эгоцентризме Ложного Эго кроется причина его обусловленности другими атрибутами материи и его материального рабства.
   После рождения материального Эго, оно преобразуется в три начала, или три стихии — Благость, Страсть и Невежество. Эти три начала проявляются в трех движущих силах материального творения: разум, направляющий материальную деятельность; знание о материи; материальные элементы.
   Итак, душа в оболочке материального Эго создает три категории. Взаимодействуя друг с другом, эти три категории рождают всё разнообразие материального мира, в котором мы сейчас живем.
   В состоянии иллюзии, живое существо взаимодействует в условиях призрачных элементов, созданных Ложным Эго. Чем сильнее желание души наслаждаться отдельно от Всевышнего, тем грубее и плотнее становится его оболочка Ложного Эго. Однако всё, чем пытается насладиться это живое существо — всего лишь наваждение, порожденное всё тем же Ложным Эго. В действительности — это иллюзия, поскольку сама по себе душа не нуждается в такой деятельности.
  Когда ум вместе с чувствами человека в поисках наслаждений тянется к объектам чувств, его мгновенно связывают гуны материальной природы. Это происходит не потому, что Кришна такой злой и жестокий, а потому, что наши желания должны исполнится. Чтобы поплавать под водой, нужно одеть специальный костюм. Точно также, чтобы испытать то или иное материальное удовольствие, нужно изменить свое сознание. В условиях материального существования Серхдуша проводит эту работу безупречно. Так мы полностью меняем свое восприятие на соответствующее нашему желаемому в данный момент наслаждению или развитому вкусу.
  Это напоминает затягивание узла веревкой, где веревки — это гуны, а узел — наше с вами сознание. Чем сильнее и туже затянули нас гуны-веревки, тем труднее в дальнейшем распутать сам узел — сознание.
  Тот, кто постоянно размышляет об объектах чувственного наслаждения, впоследствии практически полностью утрачивает свое прежнее чистое сознание. Когда материальное оболочки души становится все грубее и грубее, такое сознание живого существа погружается в самые низшие уровни материального творения, проходя этапы от божественной, до человеческой, животной, растительной и минеральной форм жизни.
  Ложное Эго посредством внутренней трансформации создает вымышленный мир, в котором мы грезим и воплощаем непривычные для нас желания, однако за пределами Ложного Эго — это наваждение исчезает.
  Когда индивидуальная душа стремится к удовлетворению собственных чувств, у нее возникают всевозможные желания, в результате чего она начинает отождествлять себя с тем, чем на самом деле не является. Но у того, кто достиг трансцендентного положения, не остается никаких желаний, кроме желания исполнять волю Господа.
  Когда человек избавляется от всех материальных желаний, он выходит из-под влияния гун материальной природы, которые перестают влиять на его сознание. Человек, освободившийся от влияния материальных гун, перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств, и вся его деятельность становится абсолютной. В обусловленном состоянии человек занимается деятельностью двух видов. Он действует, чтобы удовлетворить потребности тела, и чтобы обрести освобождение. Но когда преданный избавляется от всех материальных желаний, то есть выходит из-под влияния материальных гун, грань между действиями, совершаемыми ради души, и действиями, совершаемыми ради тела, стирается. Таким образом он полностью освобождается от телесных представлений о жизни.
   В состоянии освобождения различие между действиями, связанными с удовлетворением чувств, и действиями, ведущими к освобождению, стирается. Тот, кто освободился от желаний, связанных с удовлетворением собственных чувств, избавляется от необходимости испытывать на себе такие последствия своих прошлых поступков, как скорбь и иллюзия. Это и есть состояние единения, или слияния с бытием Верховной Личности Бога. Человек, находящийся в этом состоянии, больше не имеет обособленных интересов, хотя и сохраняет свою индивидуальность. Он полностью поглощен служением Господу и не стремится к удовлетворению собственных чувств, поэтому он видит только Верховную Личность Бога и не обращает внимания на себя. У такого человека не осталось никаких личных интересов.
  Когда человек просыпается, сон исчезает. Во сне он мог видеть себя царем, восседающим на троне, свое войско и т.д., но, когда сон заканчивается, он не видит ничего, кроме самого себя. Подобно этому, тот, кто обрел освобождение, понимает, что он — неотъемлемая частица Верховного Господа, действующая в соответствии с Его волей. Таким образом живое существо становится единым с Верховным Господом, хотя оба они сохраняют свою индивидуальность.
  - Зачем Бог создал материальный мир? – Это была Божена.
  - Богу материальный мир не нужен, так как Он самодостаточен и ни в чем не нуждается. Но Бог создал его для определенной категории душ. В духовном мире все души, являясь неотъемлемыми частицами Бога и осознавая это, служат Целому. То есть, они живут для Бога, или служат Богу, который является Источником и первопричиной всего. Служа Богу, души испытывают всевозрастающее блаженство и полностью удовлетворены таким положением вещей. В духовном мире нет страданий, болезней, старости и смерти. Там все вечно, исполнено знания (мудрости) и блаженства.
  Однако иногда у души появляется желание пожить для себя, то есть, убрать Бога из центра своей жизни, и поставить в этот центр себя. А так как в духовном мире это невозможно так как естественной природой и деятельностью души является служение Целому, Бог, чтобы дать возможность душам попробовать осуществить их желание, создал материальный мир и лишил их памяти о Себе. Таким образом, придя в материальный мир, душа забыла, что есть Бог, которому нужно служить, и теперь может осуществить свое желание – служить себе, жить для себя.
  Что из этого вышло - можно видеть вокруг. Каждый живет для себя, со всеми вытекающими последствиями - радостями и страданиями материального существования, рождением, болезнями, старостью и смертью. И так снова и снова – под контролем закона кармы и реинкарнация.


Рецензии