Парменид, ты прав, но только половину

Апрельское солнце начало топить торосы*, превращая их в одно большое ледяное мокрое поле озера-моря. Местами уже стали образовываться на льду огромные лужи талой воды, так что лыжи двигались по самому мелководному в мире «морю». Петр мужик с окладистой бородой «по пояс», двигался не торопливо, осмотрительно обходя трещины, провалы льда. Ему нужно было за один световой день пересечь на лыжах Байкал и вернуться обратно. Это расстояние не просто удвоенная ширина Байкала (около 42 км.), это путь извилистой лыжни, которая на практике не может быть прямой математической линией. К этому добавить обходы всевозможных препятствий. Это путешествие Петр предпринимал каждый месяц как ритуал причащения к «Благодати». В одном из своих снов он увидел сновидение, в котором он соревновался в армреслинге. Его соперник рослый бородатый грек атлетического телосложения. Петр обратил внимание крупную татуировку на его обнаженном торсе «Парменид». Это было написано не по-русски, но каким-то образом Петр это смог прочитать. К Петру подошла красивая женщина, одетая в золотую тунику. Позже Петр узнал по картинам, что это была Афина. Женщина шепнула Петру: «Победишь Парменида - победишь мир!» Тогда Петр еще ничего не знал о греческой философии, и слыхать, не слыхивал о каком-то там Пармениде. После этого сновидения, Петр, имея восемь не законченных классов, начал по всюду доставать книги по философии, в особенности античной философии, чтобы выяснить для себя кто такой Парменид, что он из себя представлял? И наконец, что значит, победить Парменида?
Наконец, однажды ему попала затертая книжечка «Краткое изложение античной философии», где он нашел краткое изложение философии Парменида. Он выписал главные его тезисы в записную книжку и уже никогда не расставался с ними. Не было не одного дня, чтобы Петр их не перечитывал заново.
«Только сущее есть, не-сущего же нет, и оно немыслимо»
Сущее не может ни возникнуть, ни перестать существовать, ибо оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в несущее, оно никогда не было и никогда не будет, а есть нераздельно всецело в настоящем.
Оно неделимо, ибо оно всюду одинаково есть то, что оно есть, и нет ничего, чем оно могло бы быть разделено. Оно неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе, может быть уподоблено хорошо закругленному шару, и равномерно простирается от средоточия во все стороны.
Мышление также не отлично от бытия, ибо оно есть лишь мышление сущего. Поэтому лишь то познание владеет истиной, которое во всем показывает нам это единое неизменное бытие, т. е. истиной владеет лишь разум (логос); чувства же, которые предносят нам видения множественности вещей, возникновения, уничтожения и изменения, т. е. вообще представляют бытие не-сущего, – источник всех заблуждений.
Петр уже несколько раз в сновидениях встречался в разных видах поединков с греком. Иногда это была борьба, в другой раз ожесточенные кулачные бои, случались и состязания в беге. И всякий раз грек легко, досрочно побеждал Петра.
Петр осознал, что ему брошен вызов, который превосходит его интеллектуальные и духовные возможности. И чтобы победить грека, нужно превзойти самого себя.
Петр снова и снова вслух произносил свои вопросы: Как же так? Ведь есть креационисткая теория
происхождения жизни. Есть эволюционная теория** происхождения жизни. А что говорит этот грек, как его, хм… Парменид? «Мол, сущее не может ни возникнуть, не может перестать существовать, потому как оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в не-сущее...»
Тут лед под лыжами Петра, будто разверзся, он с головой погрузился в студеную байкальскую купель. Когда он вынырнул, он осознал, что оказался в широкой майне – продухе, которую для проделывают во льду байкальские нерпы. Петру удалось на локтях вытянуть тело на лед. Ноги к этому времени, уже начало сводить судорогой. Только через несколько минут, которые Петру показались вечностью, ему с большим трудом удалось вытащить ноги с лыжами из майны. Мелькнула мысль: «Вот и пришел конец моему бытию, моему существованию!» Но тут снова появился образ Парменида. В этот раз его торс обвивала туника, а голову украшал лавровый венок.
«Врешь меня не возьмешь!» - цокая зубами, прохрипел Петр. Он начал снимать с себя одежду, выжимать ее. А потом тронулся к далекому байкальскому берегу. Сколько он шел, можно только предположить косвенно.
Белый свет Петр увидел только в больнице, через неделю, после того, как его подобрали рыбаки.
Его спасла ярко желтый комбинезон, который ему еще по молодости подарили нефтяники с надписью: «Сургутнефтегаз», который и привлек к себе внимание людей.
Медсестры потом рассказывали Петру, что он в бреду все время с кем-то спорил, кому-то, что-то доказывал. Иногда даже махал кулаками, так что его руки приходилось привязывать к кровати.
Когда Петра перевели из реанимационного отделения в общую палату, ему передали его вещи, среди, которых была записная книжка и портрет Парменида.
Впервые, Петр, глядя на этот портрет сказал: «Пусть будет по-твоему, Сущее – всегда сущее. Путь нет ничего не-сущего. Пусть сущее всегда не изменено. Путь оно пребывает всегда в своей неизменной полноте. Но согласись со мной Парменид, что наше восприятие Сущего переменчиво как фазы луны. От полной ясной формы, оно притекает к полному или некоторому затмению, чтобы потом снова вернуться к полноте. И вот эти степени неполноты или «затмения» и есть Ничто, котором Сущее пребывает в скрытой, неявной форме. А поскольку для человека значимо его степень восприятия Сущего, то мой уважаемый Парменид, ты прав только на половину».

*торосы – нагромождения обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин, а также образующиеся «поля» торосов во время становления льда. Высота торосов обычно сравнительно не ве­лика— до 1 — 1,5 м. Но иногда они могут достигать 10 — 12 м
*Креациони;зм (от лат. creatio, род. п. creationis «творение») — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
** ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ — учение о развитии живой природы, разработанное главным образом Дарвином.


Рецензии