Мирный и Восток. Не просто точки на карте

 

В младших школьных классах мы не знали, что такое телевизор, но наша учительница советовала нам слушать радио. Сразу после Гимна звучали последние известия. Мне сперва казалось, что они последние,  за ними ничего не будет. Но это было только в тот момент, когда у нас в улице появилось проводное радиовещание, а в нашей избе повесили на стенку громкоговоритель. За последними известиями шла утренняя гимнастика целых 20 минут. За это время я успевал встать, умыться и приготовится к завтраку. А потом шла «Пионерская зорька», которую мы слушали всегда за утренним чаем. Старшие брат и сестра к этому времени уходили на работу, а мы с мамой слушали радио и обсуждали сказанное. Радио у нас никогда не отключалось. Ночью с часу до шести и днём с двух до шести оно не работало, а в остальное время последние известия и интересное для нас – погромче, остальное – потише.

Для меня самое интересное – это о путешествиях и путешественниках, о полярниках и мореходах. Если никого дома не было, я включал радио погромче, занимался своими делами и слушал. И что мне самому нравилось? У нас на школьных линейках объявляли часто  о событиях и достижениях в стране, а я всегда знал об этих событиях и  мог бы дополнить. Мне это ничего не стоило, никаких усилий я не прилагал. Но меня не спрашивали. Линейки проводили или директор, или завуч, или мальчишки из старших классов.

Меня тогда завораживали фразы «Год активного Солнца», который почему-то растягивался на три или четыре года (нам объясняли, но я не помню) и «Международный геофизический год» (МГГ), он  проходил в течение 18 месяцев, с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года. Это я подглядел в интернете. Позднее, в перестроечные годы, когда в Челябинск приезжал академик Андрей Дмитриевич Сахаров, а на здании на площади Революции открыли мемориальные доски в честь Александра Леонидовича Чижевского и Николая Владимировича Тимофеева-Ресовского, я в подробностях узнал, что в  этот период наблюдался максимум 11-летнего цикла солнечной активности, а в 1957 году – рекордно высокая солнечная активность. А с высот нынешнего возраста я чувствую, что самое интересное для меня в детские годы так или иначе отразилось  в чём-нибудь через десятилетия. И все эти годы я внимательно присматривался к голове планеты, на которую надета многокилометровая ледяная шапка Антарктиды.

А в ранние школьные годы, начиная  с 1956 года и освоения Антарктиды, мы зачитывались книгами о героях-зимовщиках. А ещё я вырезал заметки из «Комсомольской правды». Многие из нас  мечтали повторить подвиги полярников. У меня была мечта поступить в Нахимовское училище, но мечта оборвалась в 1958 году при заполнении анкеты для военкомата. Я узнал, что я незаконнорожденный. А «таких не берут в космонавты». Я стал сперва учителем русского языка, а потом журналистом.

Первое место журналистской работы – газета «За трудовую доблесть» Челябинского тракторного завода.

Однажды иду на завод, а у проходной новый  сатирический выпуск «Обкатки», несколько фанерных щитов с рисунками и стихами. Настоящая обкатка тогда была на 50 метров дальше от проходной, у входа в тракторный корпус. На неё ставили заведённый трактор, и он вращал движущуюся непрерывную металлическую ленту до тех пор, пока не остановится. И вот такой же образ был для сатирического выпуска «Обкатки». Из него я узнал, что ЧТЗ выпускает трактора для тропических стран, без кабины, зато с навесом для защиты от солнца. На рисунке житель тропического острова достаёт из бардачка пару валенок… В тот день я узнал, что ЧТЗ выпускал трактора не только для Африки, Индии, Австралии, но и для Антарктиды.

Трактор с индексом  С-100А (антарктический) заинтересовал меня больше других, по подшивкам газет «За трудовую доблесть»,  «Правда» и «Известия» я начал изучение антарктических следов челябинского трактора.  Очень сожалею, что не сохранил записи тех лет. Меня поразили некоторые биографии, некоторые судьбы. И я попытался отыскать их в глобальной сети, когда стал жить в Германии и у меня  оказалось много времени для серьёзных находок и исследований.

Одно из таких имён – Иван Хмара,  советский полярник, танкист, тракторист, погиб во время первой советской антарктической экспедиции.

Что мы знаём о нём? Иван Фёдорович Хмара родился 7 июня 1936 года в селе Вишняки Хорольского района Полтавской области  в  семье  колхозников  Фёдора Константиновича и Марии Емельяновны.

Детство и юношество провёл в своём родном селе. Учился в Вишняковской семилетке в  1944—1952 годах. Учился хорошо,  увлёкся  географией, интересовался Антарктидой. После школы работал в колхозе, а потом  его направили учиться в Каховское профессионально-техническое училище, в это время строили Каховскую гидроэлектростанцию. Все ремесленники помогали её строить, а после   училища ехали в родные села. Иван устроился работать на Вишняковский спиртовой завод. Директор завода заметил тягу у Ивана к технике и отправил его на курсы механиков, подальше от опасной особенно для молодого человека продукции.
После курсов Иван Хмара уехал на лесоразработки в Архангельск, сдал экзамены на тракториста 3-го класса и начал работать трактористом в Низовском механизированном лесопункте Ровдинского района Архангельской области на своём первом тракторе  «КТ-12». В Архангельске он женился. 

В 1954 году Хмара призван в Советскую армию, естественно, служил  танкистом на севере, за полярным кругом — в арктическом Диксоне. Вступил в комсомол.

В 1955 году советские учёные начали готовиться к Международному  геофизическому  году, формировали отряд первой советской антарктической экспедиции. Конкурс был немалым - шесть человек на место. Иван его прошел и отправил в родные Вишняки короткое письмо: «Записался добровольцем в антарктическую экспедицию. Другой возможности может не быть».

30 ноября 1955 года флагманский корабль дизель-электроход «Обь» под командованием капитана И. А. Мана с большими почестями отбыл из Калининграда, экспедиция началась. 

16 декабря корабль пересёк экватор, а 5 января 1956 года подошёл к берегу Антарктиды и зашёл в бухту Фарр.

14 января, по итогам нескольких разведывательных полётов и выбора места для строительства будущей станции под названием «Мирный», «Обь» врезалась в лёд в 100 метрах от берега моря Дейвиса у острова Хасуэлла.

20 января туда подошло второе судно — близнец «Оби» — дизель-электроход «Лена» под командованием капитана А. И. Ветрова, который вышел из Калининграда ещё 14 декабря.  Оба были загружены тракторами, множеством саней, а также самолётами.

Все  советские военные получили  гражданскую форму одежды. В русских, в советских  же во все времена на якобы цивилизованном Западе видят только милитаристов и поджигателей, хотя ни СССР, ни Россия войн не начинали, но русским приходилось тушить конфликты, заканчивать войны, начатые другими, и восстанавливать справедливость на Земле.

Вот и  сейчас опять, похоже, такой момент назрел. Обложили нашу страну военными базами, биолабораторимями и говорят, что Россия – агрессор. В какой столице будет русскими поставлена точка? В Киеве? В Варшаве? В Лондоне? В Вашингтоне? Или во всех сразу?

 Много раз за свою жизнь я видел Антарктиду во сне, пересекал циркумполярное течение от мыса Доброй Надежды. Однажды мне приснилось, что я поднимаюсь по ступеням на гору южнее Кейптауна. Ступени выложены из небрежно  вырубленного из деревьев бруса и закреплены  длинными «гвоздями», как рельсы к шпалам крепятся костылями на железной дороге. А потом был в кино и в киножурнале увидел эту дорогу вверх, я загадал, что вот сейчас на повороте будет бревно без «гвоздя». И увидел его. И чуть не закричал от удивления. Не мог я видеть его раньше… В общем, мистика или мираж. К реальности это не имеет никакого отношения. Хотя, кто его знает?

А вот что было реально. Но без меня. Тракторы из Челябинска «С-80», с судна  «Обь» краном перенесли на лёд, потом стали разгружать другие упаковки, тюки, контейнеры, ящики, выгружали  сперва на лёд, потом на сани и перевозили  до станции, где уже шли монтажные работы. Потом рядом начали разгружать электроход «Лена». Трактор был занят тем, что оттаскивал грузы от края льдины.  Другой трактор принимал их и оттаскивал ещё дальше от края, в безопасное место. Короткое «плечо» перевозок посчитали самым рациональным: меньше нагрузка на лёд.  Для многих такая работа была впервые. О коварстве летнего льда в Антарктиде слышали многие, остерегались.

Иван Хмара входил в состав монтажно-строительного отряда, который был приписан к экспедиции для строительства жилых и служебных помещений и для монтажа радио- и электростанций. Товарищи его считали надёжным и энергичным, такой не подведёт, всегда подаст руку помощи.

21 января 1956 года был обычный трудовой день, за эти дни на льдине многие втянусь в особый ритм, узнали друг друга. Продолжалась разгрузка «Оби» и «Лены». Иван  Хмара вместе с другими трактористами перетаскивал грузы. А потом случилось непредвиденное.

Один из тракторов, подав прицепленные сани к борту корабля, случайно заехал в ограждённую зону и проломил одной гусеницей лёд, трактор накренился кормовой частью вперёд, забуксовал и застрял…  Мотор  заглох.  Тракторист Кудряшов выпрыгнул из кабины, подошёл к саням и остановился обдумать создавшееся положение. Хмара соскочил со своего трактора и направился к застрявшему, чтобы  помочь товарищу спасти ценное оборудование. Он надеялся быстрым рывком вытолкнуть трактор из ледовой ловушки, он вскочил в кабину, тотчас схватился за рычаги, завёл мотор и включил гусеницы, намереваясь отъехать обратно к кораблю. Дверца трактора захлопнулась и отрезала трактористу выход. Гусеница провернулась, прорезала тонкий лёд,  и пролом во льду только расширился. Трактор провалился в образовавшуюся прорубь и в мгновенье исчез подо льдом и водой, утащив за собой на дно вставшие на дыбы деревянные сани.

Иван Хмара погиб, утонув вместе с трактором. Было это в 22 часа 40 минут. Шёл шестой день работы.

От трактора осталась зияющая полынья, в которой плавали льдины… Несколько человек стояли беспомощно. Чем они могли помочь, если глубина около 72 метров?    Все попытки зацепить и вытащить трактор были  безуспешными. Изучив эту историю по газетам, я понял тогда, в Челябинске, почему для Антарктиды выпускали трактора без кабин, как для тропиков. Чтобы тракторист вновь не попал в ловушку…

Тело Хмары так и не нашли. Он стал первым советским полярником, погибшим во время первой советской антарктической экспедиции на первой советской полярной станции в Антарктиде. Ивану Фёдоровичу Хмаре было только 19 лет. В тот день он получил телеграмму: жена Мария сообщила о рождении сына,  которого она назвала Владимиром.

Кадры гибели Ивана Хмары были сняты кинооператором А. С. Кочетковым, у него  не дрогнула рука, кадры трагедии были показаны в киножурналах по всей стране.  Рассказу о подвиге Хмары посвящён эпизод документального фильма «Огни Мирного» (1957 год).

В первые дни апреля 2021 года на фоне пандемии и снегопадов с ветром в Дюссельдорфе я просматривал на Ютубе фильмы про Арктику и Антарктику. Встретился эпизод, когда группа людей с механическими пилами, топорами и лопатами вырубают куски снега и углубляются в том месте, где утонул трактор вместе с трактористом. Я думал, это кино снимают в павильоне, а это реальность в Антарктиде. А потом снег под ногами у людей обвалился в глубокую расселину, и все повисли в воздухе на страховочных ремнях. Тут я заметил, что не только все люди привязаны, но и все их инструменты. Не будь этого, большая группа спасателей была бы обречена на верную гибель.

Уже в новом веке, в 2008 году, механик-полярник  Дмитрий Ломакин провалился в трещину вместе с трактором. Коллеги не смогли достать тело, однако жена и мать его обратились с просьбой к президенту Владимиру Путину, они настояли, чтобы тело  доставили на родину. По указу президента отряд Центроспаса из 12 человек в январе 2020 года раскопал трещину, в итоге мужчину похоронили дома, в Краснодарском крае.

А в Антарктиде в год 200-летия её открытия русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым было создано мемориальное кладбище.

На необитаемом острове Буромского рядом с материковой Антарктидой захоронили останки 70 полярников, погибших в экспедициях. Автор и руководитель проекта по реставрации кладбища полярников Ольга Стефанова сообщила многим изданиям, что  с 1956 года в Антарктиде погибли 77 человек, но только семерых из них отправили на родину и похоронили. Когда происходят трагические случаи, тела полярников стараются отправить к семьям. Однако не всегда есть навигация, поэтому о создании кладбища задумывались еще в 1950-х годах.

Раньше для захоронений делали деревянный гроб, который устанавливали на скалах, накрывая металлическим саркофагом. Все это закреплялось камнями от ветра, полярники делали временную табличку, а  при наступлении навигации привозили мемориальную плиту из бронзы или мрамора. Правда, были случаи, когда полярники проваливались в трещины и тонули, а  их тела не могли достать. Иван Хмара из их числа.

В Антарктиде есть ещё очень знаменательная точка. Подробные сообщения о её функционировании, о температуре воздуха, о ветрах, об условиях жизни полярников и другое доказывает одно: американцы на Луне никогда не были.

Я имею в виду Советско-российскую  антарктическую  научную станция «Восток». Я посмотрел немало документальных фильмов. Очень суровые условия, ведь она находится на самой макушке нашей планеты, на высоте 3488 м над уровнем моря. Несколько фактов с использованием сведений из Википедии.

Станция основана 16 декабря 1957 года во время 2-й Советской Антарктической экспедиции. К этому моменту Советский Союз вырвался вперёд в освоении космического пространства, 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года в космос полетит первый человек – Юрий Алексеевич Гагарин, его космический корабль  «Восток», как и у первой внутриконтинентальной антарктической станции, которая названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей 1-й русской антарктической кругосветной экспедиции 1819—1821 годов. под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду (в составе экспедиции также был шлюп «Мирный» во главе с М.П. Лазаревым). Видите, какая связь времён и имён?

Толщина ледяного покрова под станцией «Восток» составляет 3700 м. По климатическим условиям это тяжелейшее место на Земле.

Морозы здесь сильнейшие в течение всего года. Именно здесь зарегистрирована самая низкая температура на планете из всех метеорологических станций в XX веке: ;89,2 °C (21 июля 1983 года). Самым тёплым летним днём на станции за всё время её существования остаётся 16 декабря 1957 года, тогда термометр зафиксировал минус 13,6 °C.

Зимой здесь наблюдается почти нулевая абсолютная влажность воздуха, а  среднегодовая относительная влажность воздуха — 71 процент.
 
Среднегодовая скорость ветра 5,4 м/сек, его направление — запад-юго-запад, максимальная скорость ветра 27 м/с (почти 100 км/ч). Сравните с автомобилем, который преодолевает встречный поток воздуха, представьте, что этот автомобиль вращается против часовой стрелки, и вы сразу поймёте, где голова нашей планеты. А это значит, что глобус и карты, которыми мы пользуемся,  искажают наше представление о направлении движения планеты, и случилось это после развала великой славянской (русской) империи в начале 17 века по нынешнему летоисчислению.

Станция «Восток» расположена на  высоте, как уже отмечалось,  3488 м над уровнем моря, что вызывает острую нехватку кислорода. Из-за низкой температуры воздуха в районе станции его давление с высотой падает быстрее, чем в средних широтах, и подсчитано, что содержание кислорода в атмосфере в районе станции эквивалентно высоте пяти тысяч метров.

От этого, а ещё от сухости  повышенная ионизация воздуха.

Нехватка углекислого газа в воздухе, похоже, тоже приводит к сбоям в дыхании.

Полярная ночь  в Антарктиде длится с 23 апреля по 20 августа, 120 дней — почти треть года.

Всего два месяца в году среднемесячная температура воздуха превышает ;40 °C и четыре месяца — ;60 °C. С марта по октябрь стоят суровые морозы, и только в ноябре наступают относительно комфортные условия.

Акклиматизация к таким условиям продолжается от одной недели до одного-двух месяцев и сопровождается головокружением и мельканием в глазах, болью в ушах и носовыми кровотечениями, чувством удушья и резким повышением давления, потерей сна и понижением аппетита, тошнотой, рвотой, болью в суставах и мышцах, потерей веса от трёх до пяти (известны случаи до 12) килограммов.

Средняя температура самых тёплых месяцев, декабря и января, минус 35,1° и минус 35,5 °C соответственно, что эквивалентно холодной сибирской зиме. Средняя температура самого холодного месяца, августа, составляет минус 75,3 °C, иногда опускается ниже минус 88,3 °C. Для сравнения: январь 1892 года в Верхоянске (самый холодный за всю историю наблюдений в России) имел среднюю температуру минус 57,1 °C. Самый холодный суточный максимум температуры составляет минус 52 °C, в мае температура за всё время измерений не поднималась выше минус 41,6 °C.

Осадков практически не бывает. Среднегодовой уровень осадков — всего около 18 мм.

Станция «Восток» расположена в 1253 км от Южного полюса, в 1410 км от станции Мирный и в 1260 км от ближайшего побережья.

Добраться до станции зимой (с мая по сентябрь) практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Доставка грузов на станцию осуществляется самолётами и санно-гусеничным поездом в летний, относительно тёплый период, от станции Прогресс. Ранее санно-гусеничные поезда ходили от станции Мирный.

Станция расположена вблизи от Южного геомагнитного полюса Земли и является одним из наиболее подходящих мест для исследования изменений в магнитном поле Земли. Каждый год там зимуют 12—13 человек. В летний период (с декабря по март), когда одна вахта сменяет другую, количество полярников может доходить до 25.


Российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические,  геофизические и  гляциологические  наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др.

Здесь в середине 1990-х годов в результате бурения  ледниковых отложений (вначале термобуровыми снарядами, а затем электромеханическими снарядами на грузонесущем кабеле) совместными усилиями буровых групп Ленинградского горного института и ААНИИ было обнаружено реликтовое озеро Восток (крупнейшее подлёдное озеро Антарктиды). Озеро расположено под ледяным щитом толщиной около 4000 м и имеет размеры приблизительно 250;50 км. Предполагаемая площадь 15,5 тыс. км;. Глубина более 1200 м.

И ещё об уникальном случае на станции «Восток». В ночь на 12 апреля 1982 года по неустановленной причине возник пожар,  погиб один полярник, но сгорели все основные и резервные дизель-генераторы, станция была полностью обесточена. Представляете? А в тоннелях, прорытых в снегу, температура в любое время года –минус  55 градусов. Как выживать? 20 человек на протяжении 8 месяцев провели трудную зимовку, согреваясь самодельными буржуйками  на дизельном топливе, живя в полумгле, не пользуясь баней, не умываясь, покрываясь копотью, дожидаясь, пока из Мирного ни пришёл санно-гусеничный поезд с новой дизель-электрической установкой.

И ещё вопрос, который меня тревожит уже несколько десятков лет.

На что походит наша Земля? Глобус представлен в массовом сознании как абсолютно правильный шар, где длина экватора и длина двух меридианов должна быть одинаковой. Но…

Если учесть, что длина экватора 40 075 км, усреднённый радиус Земли 6 371 км.

А длина меридиана… В географии это половина линии сечения поверхности земного шара плоскостью, проведённой через какую-либо точку земной поверхности и ось вращения Земли, то в среднем каждый меридиан  на общеземном эллипсоиде равен 20 004 274 м. Тогда сумма двух меридианов – 40 008 км. Обкатывает космос нашу планету, приближает её к абсолютному  шару, но всё-таки у планеты нашей больше сходства с клизмой, с грушей резиновой с коротким наконечником.

Впрочем, на тех схемах, где планету показывают без воды, она похожа на гигантскую бесформенную массу, на обкусанное со всех сторон яблоко, на глыбу. Не потому ли условный макет Земли назван ГЛОБУСОМ, а слово ГЛОБАЛЬНЫЙ подаётся в словарях как заимствование из французского со значением «всеобщий»?

В общем, нужна правда о нашей планете, о  её устройстве. А ещё пора узнать всю правду о предназначении Человека и о том, каким он должен быть. У меня есть смутное предчувствие, что уже нынешней весной мы получим такой объём важнейшей информации, что увидим наш мир абсолютно другим, добрым и человечным. Я уже встречался с потоками такой информации. Они не материальны. Они не признают ни золота, ни булата, ни доллара, ни фунта стерлинга, ни евро, ни рубля, ни иены, ни юаня.  Я готов к восприятию нового, неожиданного и прекрасного. И пишу я всё это для того, чтобы и мои читатели пожелали воспринять всё то, что нам дадут добрые небесные силы.


Рецензии