Беседа с Эпиктетом о счастье

20 марта 2021 года  независимый журналист М. Михайлов вместе со всей прогрессивной мировой общественностью отметил День Счастья.
 Первый раз в жизни. К своему стыду, раньше он о таком замечательном празднике не ведал и, видимо, много потерял.
Однако накануне этого события прочел в интернете следующее:

«Международный день счастья (International Day of Happiness) – это праздник, который ежегодно отмечается во всем мире 20 марта. Его целью является поддержка идеи о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей нашей планеты.
Праздник был провозглашен Генеральной Ассамблеей 28 июня 2012 года в резолюции 66/281, которая была принята по инициативе Бутана, признающего верховенство показателя национального счастья над национальным доходом с начала 1970-х годов. Впервые праздник был отмечен в 2013 году.
Дата была выбрана неслучайно. 20 марта наступает весеннее равноденствие, когда день становится равен ночи по продолжительности. Таким образом учредители хотели подчеркнуть, что все люди планеты имеют равные права на счастье».

Прочитав это, Михайлов не на шутку задумался: каким образом определяется «показатель национального счастья» в славной стране Бутан, и что такое счастье вообще?
Например, Вольтер полагал, что «счастье есть лишь мечта, а горе реально».
 А известный американский психиатр Томас Сас написал, что  «счастье есть воображаемое состояние, которое прежде нередко приписывалось предкам; теперь же взрослые обычно приписывают его детям, а дети – взрослым».
Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, журналист решил обратиться к мудрости древних и вступил в мысленный диалог с древнегреческим философом-стоиком Эпиктетом.

Эпиктет (ок. 50, Гиераполь, Фригия – 138, Никополь, Эпир) – древнегреческий философ-стоик.
Известно, что его мать была рабыней, а сам он был привезен в Рим, где стал рабом Эпафродита, императорского вольноотпущенника, секретаря Нерона.
В Риме он изучал философию под руководством Эврата и стоика Музония Руфа. Когда и кем был освобожден Эпиктет неизвестно, но в 94 году, уже вольноотпущенником, он вместе с другими философами был изгнан из Рима императором Домицианом. Покинув Италию, он основал в Никополе свою философскую школу, имевшую огромный успех. Мудрые речи Эпиктета, его искренность, красноречие и сердечное расположение ко всем людям покоряли его собеседников. Вернувшись в Рим при императоре Траяне, Эпиктет стал знаменитым.
 Как и Сократ, сам он не вел записей, его мысли остались для потомков благодаря стараниям его ученика Ариана Флавия (86 - 160 г. г. н. э.) римского политика, историка и писателя. Поддерживал идеи Эпиктета известный римский император - философ Марк Аврелий (121 - 180 г. г. н. э.).
Умер он в глубокой старости. На могиле Эпиктета была выбита эпитафия:
 «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».


М. – Уважаемый Учитель,  как сказано выше, «все люди планеты имеют равные права на счастье», но иметь права и быть счастливым – разные вещи. Что Вы думаете по этому поводу?

Э. – К чему стремится каждый человек? Быть в безопасности, быть счастливым, делать то, что ему нравится, без ограничений и принуждения.

М. – А это возможно в нашем несовершенном мире? Если да, то как этого достичь?

Э. – Существует только один путь к счастью — перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле.

М. – Наверное, это непростой путь, если вокруг мы видим не так уж много счастливых людей.

Э. – Если кто-то несчастлив, помните, что его несчастье – это его собственная вина... Ничто другое не является причиной беспокойства или потери спокойствия, кроме нашего собственного мнения.

М. – Если на человека сваливаются разные беды, ему трудно принять их
за что-то приятное.

Э. – Мы не можем выбирать наши внешние обстоятельства, но мы всегда можем выбирать, как мы реагируем на них.

М. – Но наша реакция, как правило, спонтанна. Разве можно ей управлять?

Э. – Когда что-то происходит, единственное, что в вашей власти, – это ваше отношение к этому; вы можете либо принять это, либо вознегодовать.

М. – Довольно трудно терпеливо принимать ситуацию, заставляющую нас страдать.

Э. – Страдание возникает из-за попыток контролировать то, что не поддается контролю, или из-за пренебрежения тем, что находится в нашей власти.

М. – А если кто-то, с кем мы вынуждены общаться, своим поведением умышленно  выводит нас из себя?

Э. – Любой человек, способный разозлить вас, становится вашим хозяином.

М. – То есть, таким способом он может нами манипулировать?

Э. – Оскорбляет вас не тот, кто оскорбляет или бьет вас, а ваше мнение, что все это оскорбительно.

М. – Разве человек, позволяющий себе подобное поведение, не унижает нас, вызывая законный гнев? Что же, надо подставлять другую щеку? Как еще можно реагировать?

Э. – Владей своими страстями – или они овладеют тобою. Умный борется со страстью, глупец становится ее рабом.

М. – Конечно, ужасно быть игрушкой собственных страстей, но не всегда возможно ими управлять. Есть страсти сильнее разума. Правда, они проходят.
И тогда наступает свобода.

Э. – Ни один человек не свободен, если он сам себе не хозяин.

М. – Это верно. Но мы всегда находимся в том или ином обществе: нас окружают люди, с которыми приходится считаться,  даже если мы с ними не всегда согласны. «С волками жить – по волчьи выть», – гласит народная мудрость.

Э. – Это по-человечески – подражать привычкам тех, с кем мы взаимодействуем. Мы непреднамеренно перенимаем их интересы, их мнения, их ценности и их привычку интерпретировать события.

М. – Тогда о какой свободе может идти речь? Ведь все время приходится учитывать чужие мнения и интересы, иначе наживешь врагов.

Э. – Будь осторожен с теми, с кем общаешься.

М. – Что Вы имеете в виду? Притворяться, стараться произвести хорошее впечатление? Не лучше ли вести себя естественно?

Э. – Мы не можем контролировать впечатления, которые другие формируют о нас, и попытка сделать это только унижает наш характер.

М. – Конечно, не можем. Но отрицательные мнения, распространяемые за спиной, могут сильно навредить нашей репутации и нанести серьезный урон во всех делах.

Э. – Не обращайте внимания на то, что о вас говорят, потому что это, в конце концов, не ваша забота.

М. – С одной стороны, можно об этом и не думать. А с другой стороны, если наши знакомые за глаза отзываются о нас дурно, с кем же тогда общаться?

Э. – Главное – общаться только с теми, кто возвышает вас, чье присутствие пробуждает в вас все лучшее.

М. – Конечно, это наилучший вариант. При условии, что удается найти таких людей, и что они хотят поддерживать с нами дружеские отношения. А еще лучше – если они нас высоко ценят.

Э. – Никогда не полагайтесь на восхищение других для самоудовлетворения.
Это факт жизни, что другие люди, даже те, кто любит вас, не обязательно согласятся с вашими идеями, всегда поймут вас или разделят ваш энтузиазм.

М. – Вы правы, на это особо рассчитывать не стоит. Ведь мы и сами не всегда понимаем себя, особенно, если вспоминаем свои мысли и поступки в прошлом.
Чего же ждать от других?

Э. – Не ищите добра извне, ищите его внутри себя, иначе вы никогда его не найдете.

М. – Вот и великий философ Артур Шопенгауэр эпиграфом к своей знаменитой книге «Афоризмы житейской мудрости» взял изречение мудрого Николя де Шамфора: «Счастье – вещь нелегкая: его очень трудно найти внутри себя и невозможно найти где-либо в другом месте».
Однако большая часть стремлений и желаний людей направлена вовне: любовь и дружба, богатство и власть, «хлеб и зрелища» – все, чего жаждет человек для  счастливой и успешной жизни.

Э. – Процветающая жизнь не может быть достигнута, пока мы не умерим наши желания и не увидим, насколько они поверхностны и мимолетны.

М. – Это трудно понять в существующем миропорядке, где главная цель в жизни многих – стать миллионером, а лучше – миллиардером.
Ваш современник Петроний это точно подметил: «Те, кто стремится лишь к обогащению, не желают верить, что есть у людей блага выше тех, за которые они держатся».

Э. – Богатство состоит не в том, чтобы иметь больше вещей, а в том, чтобы иметь меньше желаний.

М. – Значит, владение самыми дорогими и модными машинами, домами, предметами роскоши и прочими благами цивилизации не делает обладателя счастливым?

Э. – Тот, кто не доволен малым, никогда не будет доволен большим.

М. – Древние философы считали, что мудрость помогает стать  счастливым.
Кого бы Вы назвали мудрым?

Э. – Это мудрый человек, который не печалится о том, чего у него нет, но радуется о том, что у него есть.

М. –  Мой любимый мыслитель М. Монтень писал: «Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни; ей, как и всему, что в надлунном мире, свойственна никогда не утрачиваемая ясность».
 Конечно, нам, людям обыкновенным, до такой ясности далеко, как до небес. Но каждому, несмотря на это, хотелось бы хоть иногда получать удовольствия и всячески наслаждаться жизнью.

Э. – Из всех удовольствий наибольшее наслаждение доставляют те, которые случаются крайне редко.

М. – Действительно, легко доступные удовольствия, которые всегда под рукой, быстро перестают цениться и вызывают пресыщение.
Ваш великий соотечественник Демокрит писал: «У всех тех, которые предаются удовольствиям желудка и переходят надлежащую меру в еде, вине или в наслаждениях любви, удовольствия бывают кратковременные и быстротечные, продолжающиеся, лишь пока едят и пьют; страдания же, получающиеся в результате этой невоздержанности, бывают многочисленны и продолжительны. Из удовольствий наиболее приятны те, которые случаются наиболее редко. Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Кажется, чего яснее, но как мало людей это понимают.

Э. – С простыми людьми поменьше говори о теориях, а поступай согласно им.

М. – Иногда мне кажется, что в общении с большинством людей лучше вообще побольше молчать, чтобы не быть превратно истолкованным.

Э. –  Природа дала людям один язык и два уха, чтобы мы больше слушали других, нежели говорили сами.

М. – Но при таком неполноценном общении чувствуешь себя душевно одиноким.
Уж лучше закрыться дома: тогда одиночество не так явно ощущается.

Э. – Когда, закрыв за собой дверь, ты остаешься один в своем доме, не говори, что ты одинок: ибо ты не одинок, Бог и твоя душа вместе с тобою.

М. – Это верно. Спасибо, уважаемый Учитель, за эту содержательную беседу.
Дайте, пожалуйста, нам, далеким потомкам, на прощание совет, который поможет справляться с разными трудностями и бедами, неминуемыми в жизни каждого человека.

Э. – Когда ты чем-нибудь мирским встревожен или расстроен, то вспомни, что тебе придется умереть, и тогда то, что тебе раньше казалось важным несчастьем и волновало тебя, станет в твоих глазах ничтожной неприятностью, о которой не стоит и беспокоиться.

На этом разговор с уникальным собеседником закончился.
Продолжение следует…


Рецензии
Здравия, Елена! Прекрасное интервью. Причём в гостях у вас и М. Михайлова - сам главный стоик Эпиктет, человек-глыба. Его воззрения чем-то похожи на воззрения йогов и китайских даосов. Главное в них - примат внутреннего и развитие собсвенной воли.
"Ни один человек не свободен, если он сам себе не хозяин" - на мой взгляд, один из основных его афоризмов, которому он следовал всю свою нелёгкую долгую жизнь. А ведь он был юридически не свободным, а рабом.
С уважением

Владимир Радимиров   01.12.2023 10:26     Заявить о нарушении
Приветствую, Владимир! Я тоже очень ценю этого несгибаемого мудреца. Эта мысль созвучна высказыванию другого мудреца:
«Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится» – сказал на заре цивилизации гениальный Демокрит.
К сожалению, далеко не каждый может соответствовать столь высокой планке - для этого нужна железная воля и философский склад ума.
Но, как Вы верно заметили, "примат внутреннего и развитие собственной воли" - к этому нам всем следует посильно стремиться.
С почтением и пожеланием добра,

Елена Пацкина   01.12.2023 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.