Предисловие к книге Вариативность образа

               
Уважаемый читатель !

    Так, пожалуй, почти всегда,  обращаются авторы к своему читателю, и я соглашусь с ними, потому что, если человек взял в руки книгу и начал её, для начала, листать и бегло просматривать, скажем, по диагонали, автор уже ему благодарен. И для автора он – уважаемый читатель.

     В наш гаджетный быстробегущий век поэту довольно трудно обратить внимание потенциального читателя в свою сторону и ознакомить со своим творчеством. Безусловно, поэзию затмевает неукротимое театрализованное эстрадное шоу, и в первую очередь – постановочный антураж исполнителя, ну а поэтический текст песни, подчас может и вовсе отсутствовать.

     Итак, уважаемый читатель, Вас наверняка заинтриговало и возможно заинтересовало название этой книги. Позвольте мне попробовать объяснить это моё решение. Начну с реперного понятия этой смысловой конструкции, это понятие – «Образ».

     Существует масса определений данному понятию. Стоит только заглянуть в Интернет, и можно просто утонуть в море этих определений,  а всё дело в том, что определение даётся с точки зрения исследователя той или иной профессии. В данном случае остановимся на понятии образа в литературе и искусстве (как родственном виде деятельности). Здесь даётся такое определение: «Образ – это обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления». Выделим главное: образ - понятие собирательное,  кроме того, это чувственное изображение или воспроизведение какого-либо объекта.                Основное понятие искусства – это художественный образ. Здесь подразумевается, что образ – это форма представления мира, его истолкования и изучения, как явления. Художник стремится отобрать такие явления и так изобразить их, чтобы выразить своё представление о жизни.

     В литературе понятие образа является широким и значимым. Это способ отражения действительности с обобщением характерных  признаков ряда однородных предметов, явлений и т.д., понимаемых как единое целое.Можно упомянуть некоторые               
из таких обобщений : это образ родительского дома, образ родины, образ какого-либо времени года, образ – чувств, как выражение взаимоотношений в мире людей, например: любовь, дружба, осуждение, сочувствие и т.д.

        Подводя итоги сказанного, заключаем: образом называется совокупность всего, что мы видим и воспринимаем.

       Данная книга состоит из 2 частей  вариаций образов. В первой части рассматриваются образы времён года - весна, зима, лето и осень. Во второй части – образы отношений в мире людей – дружба, любовь, сострадание, возмущение, надежда.

     Вот теперь плавно переходим к следующему понятию, а именно: вариативность, а также к её родственным понятиям (синонимам) – вариантность и вариации.
 
     С точки зрения исследователей русского языка, вариация – это видоизменение второстепенных элементов или частностей чего-либо при сохранении того, что является основой.

      Уважаемый читатель, наверняка Вам приходилось слышать такое выражение, как вариация на тему. Это в большей степени относится к музыкальным произведениям. Предположим, что речь идёт о теме «Весна». В этом случае Весна - это Образ. А вариация – это выбор предпочитаемого соотношения элементов, составляющих целое. В данном примере, характерные черты для этого времени года: журчание талой воды, щебет птиц, стук капель тающих сосулек и т.д. А выбор именно того или иного соотношения между характерными чертами, придав при этом приоритет какой-либо из них и, произведя их ранжирование, создаст вариацию. Иной выбор другого соотношения характеристик – другая вариация, и т.д.

 В целом – это и есть вариантность (вариативность).
               
     Вариативность  присуща современному русскому языку, как показатель дальнейшего его развития. Хотя, с научной точки зрения, вариативность является избыточной языковой формой, но избыточность формы становится питательной средой для развития языка. Это показатель жизнеспособности языка и его динамического развития.

     Вариативность  - это способность языка передавать одни и те же явления, образы разными формами, разными словами и словосочетаниями.
               
       Наблюдая природу изо дня в день, глядя в окно, нельзя сказать, что она статична, что она не изменяется, и будто бы перед нами застывшая картина мира. Каждый предыдущий день не похож ни на действующий, ни на последующий. Каждый новый день – это новый фотографический кадр, это новый пейзаж, новый слепок природы – новый вариант. В этом как раз и заключается вариативность (вариантность) образа.

     Вот пример вариативности образа Весны из предлагаемой автором книги для вашего прочтения.
                (1)
Сугробы сдула как шары ребячья шалость
Весны-девчонки, сбежавшей с юга…
Деревья вздевают руки-ветви в истоме,
Нежась на солнце, купаясь в тепле.
 
                (2)
Заутренник ещё слегка бодрит морозцем,
И льдинки в лужах, будто мошки, вьются
И исчезают, тая под лучами солнца.
Сугроб в низине сузился до блюдца.
               
                (3)
Вот, будто ярче солнце светит,
И день заметно стал длинней,               
Но, дует всё ж холодный ветер,
И ночь – с возвратом к январю…

                (4)
С разгону залетела сумасшедшая весна.
И сгоряча сугробы в пух и перья расшерстила,
И снежные покровы иссечены шрапнелью.               
И даже тёплым маревом проплешины накрыло.
Наст, скованный морозом, растаял под капелью.

      И наконец, почему от первого лица. Это, пожалуй, самое простое определение в смысловой конструкции названия книги. Это – откровение автора, как единственного автора книги. Существует также такой термин как монография, правда, в основном он присущ научной литературе.

      Если бы повествование велось, скажем, от второго (или какого-то другого последующего) лица, то это было бы совершенно другое произведение. И это был бы взгляд со стороны. Рассказ  (в любой форме воспроизведения) от первого лица описывает явление, где автор является непосредственным участником этого явления. А вторые лица будут описывать явление,  наблюдая его со стороны, отстранённо. Они не являются участниками происходящего явления.

      Существуют коллективные сборники произведений. К таковым относятся антологии. В них могут объединяться тексты по жанровому, тематическому или ещё какому-то иному признаку, выделенному как значительный для составителей сборника. К примеру, сборник стихов о весне или зиме известных поэтов. Антология или сборник стихов о любви и т.д. В таком случае, составители  проявляют свой взгляд со стороны.
 
       И в целом, такой сборник представляет собой образ, скажем о весне (зиме или любви и пр.) с присущей ему вариативностью от множества первых лиц. А выбор вариаций образа (весны и т.д.) осуществляют составители, как вторые лица.
               
      В заключение, обращаюсь к Вам - Уважаемый читатель !
     Разделите со мной  душевные порывы, эмоции, размышления,          
переживания. Давайте станем единомышленниками. Взгляните на мир не со стороны, а вместе со мной. Станьте участниками происходящего явления. И пусть эти стихи станут вашими - от первого лица.


Рецензии