Эрик Булатов. Добро пожаловать

Вот  перед вами творение Эрика Булатова. Вы знаете такого художника? Если нет, то это напрасно. Он очень знаменит и широко известен, правда в очень узких кругах любителей и специалистов.  Вот как о нём выразился некий галерист Сергей Попов:

  « Один из самых дорогих художников современности. Его известность сегодня огромна и в России и в мире. Экзистенциальное напряжение его картин очень важны для современного понимания современного искусства. Это один из самых блистательных аналитиков»
 
 Сегодня он живёт за границей. Давно живёт с редкими заездами на Родину.  Было время, когда отечественный Минкульт ставил на его  работы печать со словами: "Разрешено к вывозу. Художественной ценности не имеет". Он уехал за границу и теперь его работы стоят очень дорого. Выходит так, что там его оценили, его и его работы, намного больше. То, что у нас не имело никакой ценности, за рубежом продается и очень дорого. Потеряли талант.

  Отчего его картины там оценили намного дороже, чем в у нас, в России? Вопрос интересный. Но прежде чем ответить,  посмотрим на одну из его картин.  чтобы убедиться в величии творца. Это одно из самых известных его творений. А это значит, что оно дает нам представление о всём его творчестве. Картина называется «Добро пожаловать» . Как вы думаете, что Эрик Булатов  хотел нам сказать этой картиной.  Каждый художник хочет нам что-то сказать тем, что он нам показывает. И неважно, что он пишет-рисует. В каждой работе есть какой-то посыл, обращённый к нам  и который должен непременно коснуться нашего ума и души.
 
Попытаемся понять. Только надо подумать хорошенько. Всё не так просто на этой  картине, как может показаться. Эрик Булатов художник-концептуалист. И это уже напрягает и заставляет искать в его картинах потаённые смыслы.А эта картина обошла многие выставки.  Для этого он и посылает картину на выставки. И он ждёт откликов. Вот давайте и подумаем о сообщение, которое посылает нам этим живописным творением.
 
   И другой вопрос, не совсем скромный. Но всё же.  Картина обширная. Очень. Предположим, она  вам понравилась. И вам даже предложили её купить. Сколько денег  вы заплатили бы за неё. Изображение внятное, не абстрактное. Да и картина ли это. Может лучше сказать,  это увеличенная  открытка,  на которой мы видим главный фонтан страны «Дружба народов». Он находится не далеко от входа на ВДНХ. Золоченные фигуры девушек, символизирующие каждая свою республику. Позади  здание с высоким золоченным шпилем. Это главный павильон Всесоюзной Выставки Народного Хозяйства СССР. Но  все это, фонтан и павильон, созданный в стиле сталинского ампира,   служит только фоном для огромных букв, коротенькой располагающей фразы ДОБРО  ПОЖАЛОВАТЬ.
 
    ВДНХ  – это огромная территория , на которой были построены павильоны (более 80)республиканские и отраслевые, которые отражали впечатляющее достижения страны в разных областях, материальных и духовных. Один из самых больших павильонов посвящен нашим космическим победам. Слава Богу, его снова открыли с обновленной экспозицией. Иностранцы очень любят его посещать.Да и я тоже любил и люблю ходить на ВДНХ с детских моих лет. 
   
   Художник этой увеличенный открыткой тоже вроде как призывает нас посетить знаменитую выставку.  Добро пожаловать.  Буквы красные. А какими они должны быть ещё, если  вспомнить время,  в  которое создавался этот чудный фонтан.

      В картине минимум живописных средств и труда художника. Открытка, пусть только сильно увеличенная. Вот  сколько бы вы заплатили, к примеру,  за понравившееся нам творение? Сумму приблизительную  назовите.

    Не надо мучиться. Она стоит так примерно миллион долларов. И уже продана. За что же такая цена? За тот скрытый  смысл, который вложил художник в картину-открытку.
 
     А смысл такой. Всему виной красный цвет. По мысли художника красный цвет – это цвет запрета. Это короткий запретительный текст. Надпись красного цвета закрывает горизонт. Дальше ходу нет. Советское пространство было, по мысли художника,  полно запретов. Весь воздух того времени был насыщен запретами, не позволявших вздохнуть полной грудью.  Надпись вроде бы призывная, а на самом деле запрет. А мы и не поняли.  Эрик Булатов «блистательно визилизирует»  эту мысль. Так высказался  известный галерист, употребив при этом неологизм не всем понятный. А у них, этих галеристов и концептуалистов,  это так, напустить невразумительного тумана.

                ***** 

  А у художника есть и другой дорогостоящий шедевр. Называется «Горизонт". 1972 г. Тоже увеличенная открытка. Минимум живописных средств. Одна только красная полоса на горизонте создана кистью художника. И всё.  Поставьте в поисковик название картины и вы её  легко найдёте.  Мы видим несколько человеческих фигур, спускающихся к морю синему. Огромное водное пространство, но вдали перекрытое красной полосой. Можно подумать о вечерней заре уже зашедшего солнца. Так вначале мы подумаем  и опять ошибёмся. Красная полоса – это запретная черта, которая ограничивает наш горизонт, за которой могут скрываться все наши желания и надежды. Красная черта, ограничивающая нашу свободу.
 
    Красная полоса вдали – это ещё к красной ленте ордена Ленина, красная ковровая дорожка. Но она закрывает, застит нам сознание. Она буквально или метафоричности закрывает нам горизонт, перспективу. Для Эрика Булатова эта картина – поворотная вещь в его творчестве.

   А вот как сам художник высказался по поводу картины и своего метода и что он хотел сказать. Прочтём. Но предупреждаю, что художники этого типа выражаются не всегда понятным языком. Иначе не умеют. Придется напрячься.
 
«Я осознал, что из себя представляет картина: это плоская поверхность и пространство. Я осознал,  каковы ее составные элементы. Это плоская поверхность, на которую мы можем накладывать краску, изображение, какое бы то ни было, и пространство. То есть, эта плоскость может трансформироваться. Вот такое чудо. Собственно, оно и оказывается решающим. Причем, могут быть два типа пространства, которые образуются на основе этой плоскости. То есть, пространство может развиваться в глубину картины, от зрителя, либо наоборот — в сторону зрителя. И в сущности — это то, что у меня есть. И когда я осознал свойства этой картины, стал разбираться в том, как с ней работать, что она может, чего она не может, тогда начался мой диалог с картиной, который продолжается до сих пор».

     Эко мудрёно выражается художник. Словечко в простоте не скажет. Вы здесь что-нибудь поняли по поводу пространств для восприятия. Я ничего не понял.
 
   В следующем абзаце  художник выражается более внятно. Уже не метафизически.  Можно сказать и избыточно ясно:

   «Очень важно, что плоская поверхность и пространство — абсолютные противоположности. Но тем не менее, они превращаются друг в друга.  Вот в чем чудо картины. Почему картина не заменима ничем другим? Именно этой возможностью противопоставлять их, именно так получается наглядно, визуально выразить основной конфликт советской жизни. Ведь в чем дело было? Дело было в том, что все советские понятия были как бы перевернуты. Идеология, которая владела всем пространством и старалась овладеть всеми душами человеческими, вот эта идеология на самом деле полностью выворачивала наизнанку все понятия. То есть, нам внушали самые высокие понятия, ставили самые высокие требования. Мы должны были быть благородными, мы должны были быть честными, смелыми. Но под смелостью подразумевалась полная рабская покорность власти, просто абсолютная. Под честностью подразумевалось обязательное «доносительство». И вот тогда возникал конфликт между заявленным благородством, чем-то возвышенным и реальным запрещением».
 
    Вот так художник увидел советскую действительность. Всю в запретах. И больше ничего.    А вот как художник объяснят свои цвета. Прочтем. Это тоже интересно:

   «Синий цвет выражает суть пространства. Потому что пространство окрашивает предметы, погруженные в него, в синий цвет. Это известно, это объективное свойство синего цвета и пространства. В то же время красный цвет — это цвет, который абсолютно не подчиняется пространству. Он совершенно «анти-пространственный», он чрезвычайно агрессивный, он ближе всего к нам. Он прямо набрасывается на нас. Таким образом естественно было, что красный цвет должен выражать собой поверхность, а синий цвет пространство. Я пространство принимал как свободу. Это абсолютно ясно и понятно. Какая же может быть свобода без пространства? А поверхность — это, конечно, тюрьма. Запрет на пространство — это тюрьма. Это анти-свобода. И вот таким образом нашелся принцип, который позволил мне работать с этой реальностью, с этой жизнью, в которую я был погружен.»
               
                *****
               
   А чтобы ещё больше погрузиться, с комфортом погрузиться в пространство, он эмигрировал в Париж. Потому как такое видение художника никак не могло быть востребовано в СССР. В этой стране художник, окончивший высшее художественное училище, зарабатывал на жизнь детскими рисунками. То есть рисунками для детей, которые были как раз востребованы. Никакой идеологии. И никаких запретов и красной линии. А всё то,  что для  свободной души – это только в стол.

Ну а в Париже воздух свободы. А какая  востребованность  того, что было в столе!  То есть востребовано то, что и живописью назвать трудно. Да и сам он говорит, что то, что он творит , - это не живопись. ДА, так и говорит. Не живопись. Тогда что он творит? А это картины, отвечает он. Не пояснив при этом разницу между картиной и живописью.
Он, видимо, за такие творения  был назван «художником перестройки» и признан  ЮНЕСКО  лучшим художником года. Многие произведения Эрика Булатова попали в западные коллекции и музеи.

   На Западе он не только творил, но и читал лекции.  Например,  в Дюссельдорфе.  А вот его суждение про то, как там учат:  «Там вообще ничему не учат, уж, во всяком случае, не учат рисовать. Считают, что обучение ремеслу мешает расцвету индивидуальности.»  Интересная мысль. Поэтому видимо, его картины перестали быть живописью.

   Но у него есть и другая интересная мысль. Просто поразительная.
 
  «Время — единственный критерий, который есть и будет. Оно обязательно все расставит по местам. Для времени совершенно безразлично, вложены деньги или нет»  Замечательно. Мне так кажется, что творчество Эрика Булатова, конечно, в истории всё-таки живописи останется. Но только в виде, так сказать, артефакта. Любопытного. Но не более того. Были, дескать и такие. Но при этом были и другие
                *****
      Вера – это очень важно. Только вера наполняет нашу душу созидательным настроем и осмысленным  восприятием жизни и её ценностями. Нет веры – и ты никто. Нет веры – и всё позволено. Не мною сказано. А вера – это уже по определению не свобода. Нет свободы при вере и быть не может. Потому как вера ставит предел тому, что можно и нельзя. Вера в Бога – это не просто несвобода, а это тяжёлые  вериги, которые сдавливают твое сознание, но при этом они же делают тебя человеком.

     И вера в коммунизм – это тоже вериги. Что это за вериги, читает про то в Моральном Кодексе Строителя Коммунизма. Можно, конечно,  при этом ухмыляться, а всё-таки прочтите. И попробуйте возразить хоть против одной статьи этого Кодекса. Это всё равно,  как  возражать против статей заповедей, принесённых  Моисеем с горы Синай.

    Так вот художнику Эрику Булатову не нужно никаких вериг. Ему нужна свобода, чтобы производить  вот такие картины, вроде «Добро пожаловать» с хитро замаскированной своей мыслью.  Ему нужна свобода. А вот его отец верил. У него была достойная биография. Он вступил в партию в далёком 1919 году. Ещё шла гражданская война. Вступил по убеждению. А иначе тогда было и нельзя. Был большевиком. То есть, он верил. Он защищал страну. Он был батальонным комиссаром. Были и ордена за мужество, проявленное на фронтах. И он погиб в 1944 году. А сын его в поисках свободы от веры, которую защищал его отец,  и из страны, за которую погиб его отец, он уехал.  Можно конечно нагородить много слов в защиту художника, но по существу от этого факта никак не уйти.

   Он живёт за границей и страшно боится, что вернутся прежние времена. А предпосылки к этому уже видны сегодня.  «Я очень этого боюсь, я думаю, что это смертоносно для России. Это обязательно повлечет, да и влечет уже, я это вижу, противостояние со всем цивилизованным миром, в конце концов, культурную изоляцию России, а это уже катастрофа. Есть две тенденции в искусстве — я уже не буду говорить о чем-то другом, только об искусстве — две опасные, фальшивые тенденции. Одна — подражание изо всех сил тому, что делается на Западе, а вторая — наоборот, на Западе все сходят с ума, там путь безумия, полное одичание, а мы тут со знаменем культуры стоим единственные, храним. Эта еще хуже.» Вот такие опасения терзают душу художника  за судьбу его Родины вдали от родных берегов.
 
                *****
    Как раз в это время в новой Третьяковке открылась интересная выставка. Удивительная. Удивительна она, прежде всего тем, что она была бы совершенно уместна в советские годы. А вот сегодня она как бы не совсем в тренде. Но сегодня у нас начинает возрождаться идея патриотизма. Этим и объясняется организация этой выставки. Выставка посвящена трехсотлетию Кузбасса.

    Мадам Трегулова – директриса музея сказала несколько слов по этому поводу. И это тоже удивительно. Потому как мадам уже отличилась показом в главной экспозиции музея концептуального «шедевра» господина Монастырского. Шедевр – просто палка, найденная на помойки, за которую музей заплатил несколько миллионов рублей.  Директриса питает страстную увлечённость к Авангарду и всему андеграунду. Ну и понятно, она очень уважает творчество Эрика Булатова.   И как это вяжется у неё в глазах  с крутым соцреализмом, представленным на выставке, не очень понятно.

  Ну, понятно, что эта выставка была устроена по установке сверху, и директриса не могла против своих ощущений не сказать несколько дежурных слов. Она даже вспомнила имя Серго Орджоникидзе – министра  тяжёлой промышленности того времени,  а также он был председателем  ВСНХ СССР. Он  руководил процессом  индустриализации СССР. Он был  министром  большевиком.

    Но «открытки» Эрика Булатова  директрисе  несомненно гораздо ближе и понятнее.   А  что такое Кузбасс ? Кузбасс это великая история грандиозной стройки, огромного промышленного комбината, появившегося как раз  в те годы несвободы, которую   так закамуфлировано не приемлет  во всем своём творчестве художник.  Ему свобода дороже. Свобода от той Родины, в которой он родился и которая его защитила. Жизнь ему спасла.
 
    Кузбасс - это подлинная промышленная  революция. Это мощный  экономический  прорыв, который начался  только после революции и Гражданской войны. Это масштабное явление  привлекло в Кузбасс многих одаренных. художников. Да и как не привлечь. Художник отражает свое время. Так, как он это может, и так, как он это хочет. Художник Эрик отразил его так, как он видел его из андеграунда. То есть из подполье. В очень замысловатой форме своих «открыток". А художники Кузбасса отразили время в великих его свершениях. Сходите на выставку и почувствуйте разницу.

И сегодня Кузбасс — один из наиболее значимых в экономическом отношении регионов России. Ведущая роль здесь принадлежит промышленному комплексу по добыче и переработке угля, железных руд и разнообразного нерудного сырья для металлургии и стройиндустрии. В бассейне работают 120 предприятий угольной промышленности, в т. ч. эксплуатируются 58 шахт и 36 предприятий открытой добычи.

На долю Кузбасса приходится почти 60 % добычи каменных углей в России, около 80 % от добычи всех коксующихся углей, К 2020 году доля угля, отправляемого на экспорт в зарубежные страны, достигла 57%.
 
 Но всё это, простите за грубость, в гробу видел художник Эрик Булатов. Для него Кузбасс – это такая красная линия, закрывающая горизонт. Художнику Эрику Булатову даже и в его преклонные годы неведомы простые вещи. Да разве только ему. ОН не понимает, что Кузбасс стал в свое время прорывным моментов. Без него мы прср... бы войну. Чем бы мы ответили на мощный курупповский стальной  кулак, если бы не Кузбасс. А прорывы так вот,  просто весело и легко не совершаются. Требуется напряг, иногда и сверхчеловеческий, учитывая цену вопроса. Напряг на разрыв. А напряг это всегда и запреты на многое, что мы мы имеем в обычной жизни. Это мобилизация всех сил, которая требует ограничения и запреты, закрывающие горизонты.Иначе не выжить. Но Булатову нужна прежде всего свобода. Он эту свободу своим заскорузлым умом ставит превыше всего. И это его желание застит ему все. Да такой степени, что начал фабриковать свои "открытки", которые так хорошо пошли на продажу там за Бугром.   
               
                *****
               
   Художника Эрика Булатова спрашивают, доволен ли он жизнью.  Он отвечает: «Я считаю, у меня очень счастливая жизнь. О чём может мечтать художник, который делает то, что считает нужным, и так, как считает нужным? У которого нет материальных проблем и ничто ему не мешает?» 

     Ну что ж. Хорошо. Блажен, кто верует – легко ему на свете. Особенно при таких-то ценах на его картины и при не маленьком накопленном капитале собранном на продаже его "красных запретительных линий" Словом, жизнь удалась.Пожелаем ему здоровья в его весьма продвинутом возрасте.Ему скоро 90.


Рецензии
Добро пожаловать на остров Утопия!

На картине знаменитый фонтан ВДНХ
Дружба народов.

Золотые фигуры женщин в национальных костюмах, олицетворяют нерушимый союз свободных республик.

ВДНХ художник изобразил в виде островка.

Томас Мор « Золотая книга столь же полезная сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия «

Правом наций на самоопределение воспользовались, чтобы выйти из порочного круга
неоправданных надежд.

Стоит обратить внимание на фигурку женщины, бросающей на остров печальный взгляд.

Надежда Конде   18.01.2023 13:47     Заявить о нарушении
Добрый вечер.То, что изображно, трудно назвать картиной. Да и вовсе невозможно. Цветная фотография с некоторым коллажем в виде больших букв, составивших приветственную фразу. Вот и все. Где тут художник, я не знаю и не вижу. При некотором умении любой фотограф этакое сможет. Весь креатив состоит в том, что так называемый художник Булатов заложил в изображение какую-то мысль. При чём здесь кисть художника, я не понял. А мысль его простая. Вроде бы и "добро пожаловать", да только потом одни запреты. И эта фигня была продана за огромные деньги. Мир сошёл с ума. Этот Булат тот же Чумак от живописи. То есть шарлатан. Любоваться тут нечем. Но у него железный ответ. Не понял меня - ну так и сам дурак. Не знаю как другие, но я никогда не куплюсь на это издевательство. Вот и всё.

Геннадий Мартынов   18.01.2023 17:41   Заявить о нарушении
фото - реализм.

Надежда Конде   28.01.2023 20:56   Заявить о нарушении
Может быть и реализм. Но только где здесь искусство живописи? И где хукдожник? Хотя что-то возможно и есть. От слова худо.

Геннадий Мартынов   28.01.2023 21:07   Заявить о нарушении
Чёрный Квадрат
Малевич
- это негатив ,не проявленная плёнка.
Ассоциации рождают споры, желание разгадать тайну, найти завуалированный смысл.
Воображение задерживает около картины.

Фотореализм для меня полный звездец..
Художник не только нарисовал, но и разжевал, осталось проглотить)
Открытки для широкого потребления.

С 1 мая!
Добро пожаловать!
С Новым Годом !

Но в этой картине я увидела иронию над соцреализмом )

Надежда Конде   28.01.2023 21:48   Заявить о нарушении
Добро Пожаловать
красным цветом..
напоминает
должен рисовать, не выходя за рамки дозволенного.

Надежда Конде   28.01.2023 22:08   Заявить о нарушении
Повторяю, это не художник и нет здесь никакой живописности, которую можно сотворить только кистью, которую держит рука художника. Для меня, как и для каждого нормального человека, квадрат - он и есть квадрат. Всё остальное - это достойно только умстованиям пациентов дурдома Канатчиковой Дачи.

Геннадий Мартынов   28.01.2023 22:54   Заявить о нарушении
Сможет дело в размерах?
Чёрного квадрата ?
И белого фона..

Надежда Конде   28.01.2023 23:05   Заявить о нарушении
Геннадий,
мой кумир Леонардо да Винчи
ну а другим…
есть куда расти )

Надежда Конде   29.01.2023 23:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.