Непонимание между христианами и мусульманами

Вот уже больше тысячи лет христиане и мусульмане в непрекращающихся спорах пытаются доказать друг другу истинность своих убеждений. Приводя много, с их точки зрения, ясных и неопровержимых доводов и с жаром доказывая свою правоту, они, к сожалению, не понимают, что между той и другой стороной существует преграда не идейного, а всего лишь философско-терминологического характера. То есть две группы из-за разности понятийных аппаратов, которыми они оперируют, совершенно неправильно воспринимают доводы друг друга. Учат-то они одному и тому же, но разными словами, оттого их "мирные" беседы напоминают скорее разговоры двух философов с разных планет, а споры превращаются в борьбу с вымышленными "врагами правды" — мнениями, которые не признаёт ни одна из сторон, но с которыми обе мужественно и самоотверженно борются.

Характер их споров можно описать одним устойчивым выражением: они не могут найти общего языка. Две религии говорят на разных языках, размышляют разными категориями, и представления у них совершенно разные. Когда, например, христианин говорит: "Сын Божий", мусульманин недоумевает, сразу представляя "божественную" семью из языческих мифов, где все "боги" имели своих спутниц жизни (часто из числа земных женщин) и множество детишек. Конечно, при таком понимании негодование весьма оправдано, ведь и в Коране написано: "Он (Аллах) — Созидатель небес и земли. Как может быть у Него сын, если у Него нет супруги? Он сотворил всякую вещь и ведает обо всем сущем." (6:101) — Это вполне понятная логика: самодостаточный Бог не нуждается в супругах и сыновьях, ведь Он сам вполне силён, чтобы создать мир. Но разве Слово Божье как-то портит концепцию единственности Бога? Ведь все иудеи, мусульмане и христиане знают, что Аллах сотворил весь мир Словом. Разве для появления Слова нужна "супруга"? Аллах, желая создать мир, произносит, "изводит" из Себя Слово непорочным образом — вот почему христиане, отнюдь не замечая никакого подвоха и не размышляя в вульгарных категориях, называют появление Слова "рождением". Разве этот термин такой страшный, что им так гнушаются мусульмане? Ну замените вы его на менее пугающий, например на "исходит", — и давайте жить в мире?! Зачем обвинять друг друга в несовершённых преступлениях?

Ещё одним примером взаимного философско-терминологического непонимания является разность взглядов на личность Иисуса Христа. Спор на эту тему часто становится абсолютно пустым, потому что оппоненты толкуют о разных вещах. Христианин, говоря всё о том же Слове (извечном Божьем Сыне), хочет доказать Его божественность (ведь Он "рождается", или "исходит", от Аллаха); он отнюдь не говорит, что человек Иисус — это Бог, но что невидимое Слово Аллаха, не теряя Своей природы, облеклось в видимую плоть (воплотилось), потому Иисус объединяет в Себе две природы – божественную и человеческую неслиянно, хотя и не раздельно. Мусульманин же, зная Иисуса только с внешней стороны (как человека), слыша о Его божественности, думает, что ему пытаются доказать, что человек — это Бог. Потому он и недоумевает: как это плоть и кровь может быть Богом?

Они ведь говорят совершенно о разном, хотя доводы обоих абсолютно правильны: человек не является Богом, но Слово является, — потому Иисус одновременно и Бог и не Бог, то есть Он одновременно и Слово (Бог) и человек (не Бог). Так что все правы по-своему. Однако каждый думает, что только он прав, а тот безусловно ошибается. Так и расходятся довольные, как слоны, ведь они, доблестные воины, в пух и прах разбили своих врагов — "порочные и лживые" взгляды своих оппонентов. Как жаль, что эти враги — не более чем выдуманные призраки...

Да, все они говорят правильно, но совершенно не об одном и том же: мусульмане отвергают сына Аллаха от супруги — христиане говорят так же, но почему-то думают, что Коран отвергает Сына в Евангельском понимании. Мусульмане говорят, что Аллах один, и нет у Него сотоварищей, — христиане не спорят. Мусульмане говорят, что Аллах Словом создал небо и землю — христиане соглашаются, и даже рассказывают подробности об этом Слове: о Его воплощении и жизни на Земле, что Коран, кстати, не отвергает (см. 4:171). В чём же разногласия и противоречия? Если хорошенько вдуматься, противоречий-то и нет...

Мне кажется, миру необходимо снова пережить состояние Пятидесятницы (Деяния, 2 гл.), когда все находящиеся в Сионской горнице, наитием Святого Духа, стали понимать друг друга, хотя происходили из разных народов и говорили на разных языках. Как же нам не хватает такого блаженного взаимопонимания и любви, когда все в честном диспуте, без извращения слов Писания и взаимных оскорблений, могли бы обсудить "противоречия" двух позиций: мусульманской и христианской — тогда бы стало очевидным, что спорили-то зря и совсем некстати, учитывая единые корни появления и единую основу Богопознания...


Рецензии