Самый счастливый корабль Черноморского флота

Самый счастливый корабль Черноморского флота с бортовым номером "13".

"Двести восемнадцать боевых походов. Шестьдесят три тысячи огневых миль. Пятнадцать тысяч войска, раненых, женщин и детей, доставленных в осаждённые города и вывезенные оттуда ..." П. Сажин.

Можно только представить тот мартовский день 1968 года, когда у Чёрной речки в Севастополе собрался бывший экипаж эсминца "Сообразительный" во главе с его командиром Сергеем Ворковым.

Экипаж собрался дружно, в Севастополь прибыло 248 человек.

Повода для встречи- было два. Один-радостный. Другой-печальный. Приятным событием было то, что исполнилось 25 лет, как в марте 1943 года наркомом ВМФ Н. Г. Кузнецовым был подписан приказ о присвоении эскадренному миноносцу звания гвардейский. Ведь за годы войны только три военных корабля были отмечены этим высоким званием.

А печальным- здесь, в Севастополе, у разделочного дока Инкермана, экипаж прощался со своим вторым домом, коим и был с июня 1941 -эсминец "Сообразительный"- с бортовым номером 13.

"Съехавшиеся со всего Союза в Севастополь ветераны "Сообразительного" решили торжественно передать гвардейский флаг новому кораблю, которому было присвоено имя "Сообразительный". П.Сажин.
И можно только представить, как в зал ДК Моряков , где потом собрался экипаж, под громкие аплодисменты вошёл первый командир "Сообразительного" -уже контр-адмирал С. С. Ворков, торжественно неся в руках гвардейский флаг корабля.

Сергей Степанович Ворков -из плеяды тех советских моряков, кто своей службой на флоте вписал новые героические страницы в историю Черноморских сражений в годы Великой Отечественной войны-оборону Одессы, Севастополя, Северного Кавказа...

Именно Воркову посчастливилось быть первым командиром легендарного эсминца, и кто знает, будь другой командир, какая судьба ожидала бы корабль, собственно, как и членов его экипажа. Ведь судьбы кораблей, как и судьбы моряков, зачастую бывают очень похожими.

"Трудно поверить, что миноносец прошел всю войну без единой потери- на "Сообразительном" не было ни одного убитого, ни одного раненого. А ведь он не стоял у стенки, а непрерывно- в море, в боевых походах". П.Сажин.
Возможно поэтому Сергей Ворков, отмечая номер корабля-называл его счастливым. Ведь цифра 13-это дата его рождения, родился Сергей Степанович 13 августа 1911 года на территории сегодняшней Беларуси-в Гродно. Чтобы узнать подробнее о его судьбе, достаточно прочитать книги, написанные им же. Их у него более 7 и почти 400 очерков.

В этих же замечательных произведениях, наполненных военными морскими буднями экипажа корабля, отражена целая эпоха. Отражена -прежде всего война-с яркими моментами сражений, в которых приходилось участвовать эсминцу и экипажу.

Достаточно сказать,что в феврале 1945 года на Ялтинской конференции экипажу и командиру гвардейского эсминца "Сообразительный" была доверена охрана участников знаменитой конференции. Он патрулировал морское побережье в водах у Ливадии.

Представьте себе, что эскадренный миноносец "Сообразительный", Ворков принял в 1940 году-накануне войны. До мая 1941 года проводились государственные испытания корабля. Тогда же и был сформирован тот костяк экипажа, с которым уже 7 июня-за две недели до начала Великой Отечественной войны, 29-летний командир поднял на миноносце "Сообразительный" военно-морской флаг.

Правда, первый выход "Сообразительного"- уже на третий день войны,когда выполнялся приказ-участвовать в сопровождении лидеров Москва и Харьков на порт Констанцу, был отмечен роковой случайностью. На войне-как на войне. Советская подлодка Щ-206 не владела информацией,что у берегов Румынии находятся наши корабли. Она вышла из Севастополя ещё 22 июня. Её задача была-не выпускать корабли с румынской базы. И,естественно, о спец.операции -25 июня командование лодки не знало. Штаб Черноморского флота, в тех условиях- не мог сообщить командованию Щ-206 и Щ-205 ,находящихся в этих квадратах, о набеговом визите наших кораблей.

В итоге-Щ-206 атаковала лидер Москву. И та была затоплена. В ответ с эсминца "Сообразительный" были сброшены бомбы, и щука, утратив живучесть, затонула.

На поражение- экипаж "Сообразительного" сработал на отлично. Но вины Воркова и экипажа в том,что Щ-206 приняли за вражескую подлодку-нет, ошибка произошла из-за несогласованности приказа.

26 июня руководитель учебного центра германского флота в Румынии писал в своём дневнике: " Следует признать,что обстрел побережья русскими эскадренными миноносцами был очень смелым. Тот факт,что в результате этого обстрела возник пожар нефтехранилища и был подожжён состав с боеприпасами,является бесспорным доказательством успешности обстрела. Кроме того, в результате повреждения железнодорожного пути,было прервано сообщение Бухарест- Констанца; в связи с большими повреждениями вокзала, причинёнными обстрелом, возникли затруднения с доставкой горючего".

А впереди у эсминца были мили войны, мили мужества всего его экипажа.

Достаточно вспомнить оборону Одессы в 1941 года, когда шли кровопролитные бои за порт и сам город. Приказ Сталина от 5 августа был: Одессу врагу не сдавать! Этот день считается днём начала обороны Одессы. Против -изначально Приморской армии и народного ополчения враг выставил 9 немецко-румынских дивизий и 3 полка,один из которых была танковый. Поэтому срочно нужна была помощь для обороны города и порта,в особенности помощь флота. 19 августа поступила директива Ставки о создании Одесского оборонительного района с подчинением Черноморскому флоту. Именно сюда- в прибрежные воды Одессы, стали постоянно курсировать корабли с Кавказа, Новороссийска и Крыма. Среди них самое активное участие принимал и "Сообразительный", подвозивший в Одессу боеприпасы, личный армейский состав.Уже к концу августа по морскому пути было подвезено 7000 бойцов. Но всё равно и этого катастрофически не хватало. И тогда в помощь осаждённому городу с каждого корабля вышли моряки. Среди первой десятки членов экипажа "Сообразительного" был и Анатолий Голимбиевский-старшина второй статьи, моторист , будущий герой-защитник Малой Земли, которого сегодня все узнают вот по этому фото.
А тогда, в августе 1941 года, он, от имени этого небольшого отряда, попросил взять с собой на память с "Сообразительного" гафельный флаг. Вот что писал Ворков в своих воспоминаниях:

"Перед отправкой на сушу на корабле состоялся митинг.

-Товарищи! Весь экипаж желает вам успехов. Пишите нам. Корабль для вас всегда был и останется родным домом. Помните имя корабля, которое светится на ленточках ваших бескозырок. Ваша победа на фронте-слава кораблю. Наша победа-слава вам, фронтовикам. Бейте фашистов так, чтобы они знали, на что способны советские моряки!"

Об Анатолии Голимбиевском-ленинградце можно писать и писать, но это уже -несколько другая история о герое с эсминца "Сообразительный". Главное,что отметина "счастливый", удачливый, никогда не покидала бывшего моториста. Даже тогда, когда все самые тяжёлые испытания его на прочность-только начинались...

А пока-он со своим боевым отрядом медленно сходит с трапа корабля, оглядываясь и отдавая ему и экипажу честь.
Но вернёмся к марту 1968 года, когда бывший -уже давно поседевший экипаж "Сообразительного" собрался в Севастополе проститься со своим кораблём.

Для него-старого ржавеющего вояки, которого вот-вот должны были сдать на металлолом, это был сюрприз... Да, в той встрече главным был он-эскадренный миноносец проекта 7-У. Хотя... для экипажа он тоже приготовил сюрприз- ведь в своей мирной жизни, с 15 марта 1956 года он измерял свои мили уже в другой ипостаси, под другим именем, а именно -"СС-16", став спасательным судном в мирное время. Возможно, об этом можно было только мечтать любому кораблю-спасать чьи-то жизни. А старый эсминец с бортовым номером "13" мог только так закончить свой жизненный путь, выполнив свой долг перед родиной, пройдя через все испытания военного лихолетья.
               ***

"218 боевых походов. 63 000 огневых миль(миль,пройденных под огнём противника).15 000 войска,раненых,женщин и детей,доставленных в осаждённые города и вывезенных оттуда. 59 транспортов с находившимися на их борту 70 000 человек и 150 000 тонн грузов-отконвоировано миноносцем... В послужном списке Сообразительного записаны также: 4 десантные операции. 56 обстрелов боевых порядков противника,в результате которых уничтожено более 10 батарей,более 30 танков и автомашин, более 8 батальонов пехоты противника. 2706 снарядов главного калибра выпущено по боевым порядкам врага. 267 раз эсминец подвергался атакам авиации противника в группе кораблей и 126 раз отбивался от самолётов врага в одиночестве. На миноносец сброшено 70 авиабомб,в том числе несколько 500-килограммовых. Более 1000 тонн боезапаса доставил эсминец в осаждённую Одессу и Севастополь.Зенитчики эсминца сбили 5 самолётов врага. На корабле во время военных действий не было ни одного убитого, не было и раненых!" П.Сажин "Севастопольская хроника".
                ***

Эскадренный миноносец проекта 7У "Сообразительный"
-до 25 сентября 1940 года - "Прозорливый"
-после 20 марта 1956 года - "СДК-11"
-после 12 февраля 1957 года - спасательное судно "СС-16"
-после 14 сентября 1969 года - корабль цель "ЦЛ-3"

с ФОТО-ЭТА ЖЕ ЗАМЕТКА НА МОЁМ КАНАЛЕ ЯНДЕКС ДЗЕН "КРЫМОСОМЫ И ДРУГИЕ ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ"


Рецензии