Хроники Апачерии. Век 18

      Хроники Апачерии. Век XVIII


 


1721

*В этом году апачи почти уничтожили Монклова (Коауила). Апачи обычно грабили гасиенды  Marquesado de Aguayo, преимущественно из-за того, что у них был конный скот, но они также много раз забирали или забивали овец, и даже пастухов, как это часто случалось в  гасиенде S;nchez Navarro, в районе Куатросьенегас (муниципалитет Куатросьенегас-де-Карранса, Коауила) В то же время в юго-западной части Больсон-де-Мапими (регион, принадлежащий мексиканским штатам Дуранго, Коауила и Чиуауа),  апачи также занимались разграблением гасиенд, как это было в случае с гасиендой Джакалько, и ранчо Ла Эсперанса и Муэрте в том же районе.

Самыми опасными апачами были мескалеро и липан. Испанцы какое-то время пытались воспользоваться соперничеством между этими двумя племенами, заключив союз с мескалеро против липан.

* В мае Хосе де Азлор-и-Вирто-де-Вера, маркиз Сан-Мигель-де-Агуайо, губернатор Коауила и Техаса, сообщил о нападении апачей возле пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, графство Бексар, штат Техас).


1722

* В этом году Николас Флорес получает командование пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас), и он гарантирует, что в течение более чем года, ни одна лошадь не будет украдена. Монахи использовали это время, безуспешно пытаясь христианизировать апачей.

 

* В этом году Фернандо Перес де Алмазан занял пост губернатора провинции Техас, попросив разрешения вести войну с апачами, если они не заключат мир, что они и обещали. До Испании дошли новости о том, что апачи приобрели огнестрельное оружие, торгуя с французами в Нахиточе (Луизиана).
* В начале апреля группа апачей крадет лошадей с ранчо в Коауила. Немедленно капитан Хуан Флорес де Сан-Педро и 10 человек пустились в погоню, приехав обратно с лошадьми,  головами четырех апачей, их копьями и щитами.

* 2 мая миссионер Луис Хавьер Веларде написал письмо падре visitador de los jesuitas  Хосе Мариа Дженовезе «… За восемь лет, что я был миссионером среди пима, умерли или попали в тюрьму более 130 апачей, в то время как солдат чуть больше 15».  Падре  Эусебио Франсиско Кино, не колеблясь, продвигал кампании пима против апачей, осознавая успех этих действий и неэффективность обороны солдат в пресидио. Иезуиты должны создать в каждом городке миссии отряд местных военных офицеров, состоящий из военного капитана, прапорщика, сержанта и одного или двух капралов, которые каждое утро должны докладывать  о ночных патрулированиях окрестностей города, для  предупреждения населения в случае опасности, и осуществления необходимых действий против апачей. Они также должны были посвятить себя сопровождению погонщиков мулов и торговцев, которые проходили через районы, наиболее подверженные нападениям апачей.

 
1723

* В этом году Доминго Кабельо сообщает, что двое мужчин из Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас) встречаются с группой липан-апачей в месте под названием Пуэрто-де-лос-Элотес (вероятно, недалеко от современного Хелотес, округ Бексар, Техас), в 20 милях от пресидио. В поисках пропавших лошадей мужчины увидели приближение липан-апачей, но они им не угрожали. Однако липаны напали и убили одного, а другой скрылся верхом. Капитан Николас Флорес-и-Вальдес послал отряд к месту нападения, обнаружив тело испанца без скальпа, и утыканное стрелами: «Видя на практике решимость липан-апачей, они отправили своих разведчиков…   место под названием Пуэрто-де-лос-Олотес, в 8 лигах от этого пресидио, где находились два соседа, куда они пришли в поисках пропавших  лошадей, и хотя они видели группу индейцев, несмотря на то, что они не были им известны, они подошли к ним полагая, что они были из  мирного сообщества, существовавшего на этих территориях; но вскоре они испытали бесчеловечность этих апачей, которые напали на них, убили одного, а другой спас свою жизнь только благодаря скорости своего коня, и прибыв в это пресидио, он передал часть этих новостей дону Николасу Флоресу-и-Вальдесу, который был капитаном, который командовал… тот, кто немедленно послал прапорщика, и 15 человек, которые хоть и прибыли на это место, но врагов не нашли, а только труп без волос,  и проткнутый стрелами, взяв коня и другие вещи умершего, они удалились, чтобы похоронить его».
 

* Ночью 17 августа группа липан-апачей крадет 80 животных, включая коров и лошадей, из загона, примыкающего к пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, графство Бексар, Техас). Капитан Николас Флорес, с 30 солдатами и 30-тью индейцами коауилтек из миссии нашли тропу, и 31 день спустя, пройдя 540 км, продвинулись по равнинам между реками Бразос и Колорадо (Техас). Флорес позже писал с изумлением, что увидел «Землю, самую большую из всех, что я когда-либо видел. Равнина, полная травы и миллионов буйволов». 24 сентября они обнаружили лагерь липан с примерно 200 воинами, недалеко от Браунвуда (округ Браун, штат Техас), начав шестичасовую битву, убив 34 воина, включая их вождя, и взяв в плен 20 женщин и детей, а также было ими возвращено около 120 лошадей, кобыл и мулов, седла, уздечки, ножи и копья.
Четыре свидетельства от солдат утверждали, что Флорес напал на ни в чем не повинное ранчо, убил и захватил людей при попытке к бегству, а Фрай Хосе Гонзалез обвинил Флореса в порабощении пленников.

Им потребовалось 19 дней, чтобы вернуться в Сан-Антонио вдоль реки Сан-Габриэль (Техас), где Флорес допросил одну из пленниц в возрасте 40 лет, понимавшую испанский язык, и она сказала что лагерь, на который они напали, был одним из пяти крупных  ранчо липан, также называемых pelones, под командованием вождя Capit;n Grande, люди которого совершили набег на испанцев в Сан-Антонио, чтобы заполучить лошадей и пленных, а также торговать с «другими испанцами» на севере, и с другими местными племенами. Испанцы считали, что «другие испанцы» были французами, вторгшимися на северные равнины, но на самом деле они были испанцами из Нью-Мексико. Женщина заявила, что вожди липан хотят дружить с испанцами, и Флорес решил отправить  ее к ним в качестве посла, с обещанием освободить пленников, если вожди придут к миру.

7 октября ей дали лошадь, чтобы отвезти приглашение Капитану Гранде, жившему далеко на севере. Она  вернулась 29 октября 1723 года с вождем апачей, его женой и тремя другими людьми, которые пробыли в Сан-Антонио три дня. Этот вождь сказал Флоресу, что когда женщина прибыла в его лагерь с предложением мира, он известил других вождей. Они собрались вместе и решили, что он должен пойти проверить, сказала ли женщина правду. Если вождь поверит, что это правда, то он вернется, чтобы сообщить остальным, и все отправятся в Сан-Антонио, чтобы подписать мир. Делегация апачей уехала 1 ноября 1723 года, пообещав, что пять вождей рассмотрят мирные предложения.
Вскоре после того как апачи ушли, до Сан-Антонио дошли слухи, что они собирают большое количество воинов для нападения на испанцев. Когда они получили предложение мира, они решили дождаться освобождения пленников, прежде чем атаковать. Казалось, что все было не более чем уловкой для освобождения пленников.

*  В октябре девять апачей прибывают в качестве пленников в пресидио Ханос (Чиуауа). Имена некоторых известны. Солдат Хосе Лухан привел женщину-апачку в часовню, чтобы креститься. Она получила имя Роза. Через несколько недель пришли еще. Другой солдат по имени Каэтано Мадрид привел еще одну девочку апачку в купель, и она получив имя Хасинта, и он привел её в свой дом в качестве служанки, и которая умрет в следующем году.  Капрал Хуан Лопес де Оканто был крестным отцом на церемонии крещения еще одной пленной девочки апачей, получившей имя Ана Мариа. Хосе Лухан и Роза были крестными родителями Хосе Мигеля, мальчика апачей.
 

В качестве слуг использовались не только мужчины и женщины апачи, но и их дети. Мария де лос Долорес была дочерью апачки Кайетана, которая служила горничной до того, как вышла замуж за Доминго Конехо, слугу капитана Бесерра. Вероятно, у большинства плененных женщин были дети от мужчин из пресидио Ханос. Когда священник крестил Хуана Франциско, присутствовала его мать- апачка Маргарита, но его отец числился «неизвестным». Присутствовал крестный отец, Франсиско Гомес, солдат с большим стажем службы. Однако отсутствие крестной матери, особенно жены Гомеса, Антонии Гранилло, предполагает, что упомянутый солдат мог быть отцом.

* 8 ноября группа апачей с равнин прибыла в Санта-Фе (округ Санта-Фе, штат Нью-Мексико) с просьбой о строительстве пресидио в La Jicarilla,  для их защиты от ютов и команчей. Губернатор Хуан Доминго де Бустаманте отклонил эту просьбу, утверждая что все усилия будут огромными и ненужными. Он считал лояльность апачей ложной, и что создание нового пресидио на северо-востоке отвлечет солдат от Санта-Фе, сделав его даже еще более уязвим для набегов команчей. Он считал что апачи на равнинах хотели, чтобы испанцы защищали их от команчей. Кроме того, La Jicarilla  будет трудно защищать, поскольку этот регион всегда подвергался наездам со стороны команчей. В качестве решения проблемы, он предложил апачам поселиться недалеко от пуэбло Таос (округ Таос, штат Нью-Мексико), где были богатые долины и изобилие воды, как в La Jicarilla.  В 1726 году многие апачи-хикарилья были вынуждены селиться рядом с пуэбло Таос и Пекос (округ Сан-Мигель, штат Нью-Мексико), оставив La Jicarilla   в руках команчей.

Не теряя времени, Бустаманте организовал отряд из 50 солдат, и через неделю уехал в Ла-Хикарилья. Он посетил ранчо трех выдающихся вождей апачей. Сначала он отправился к вождю Карлана, с которым встретился вместе с шестью вождями и 50 воинами. Затем губернатор отправился в лагерь вождя Churlique и, наконец, Эль Кохо (Хромой). Экспедиция не смогла найти ютов  и команчей.

 

Вернувшись в Санта-Фе, Бустаманте сообщил вице-королю о результатах экспедиции, порекомендовав строительство пресидио на 50 солдат в Ла-Хикарилья, как предложил бывший губернатор Нью-Мексико Антонио де Вальверде. Это укрепление обеспечило бы защиту апачам-хикарилья и миссионерам, которые поселились среди них. Наместник не принял во внимание эту рекомендацию.

* В конце декабря группа из 30 апачей прибыла в Сан-Антонио-де-Бехар (Бексар, округ Бексар, Техас), чтобы оставить четырех взрослых в заложниках, в обмен на освобождение испанцами детей апачей, которые были в плену, чтобы они  смогли воссоединиться со своими родственниками.  Пока апачи находились внутри миссии Сан-Антонио-де-Валеро (позже известной как форт Аламо, округ Бексар, штат Техас), Фрай Хосе Гонсалес и капитан Николас Флорес спорили.  Священник хотел вернуть пленных апачей, в то время как капитан требовал от апачей мирного обязательства, прежде чем отдать пленных. Спор напугал апачей, убежавших из миссии. Уходя они сказали Флоресу, что к весне придут четверо их вождей, но пятый вождь не хотел дружить с испанцами. Однако они так и не пришли, и испанцы продолжали соображать, что же делать с пленниками. В конце концов, позиция священника восторжествовала, и когда Флорес в 1725 году был заменен, женщины и дети апачей lipanes были освобождены).


1724

* В начале года команчи атакуют апачей-хикарилья. (В девятидневном сражении у Эль-Гран-Серро-де-Эль-Фиерро (Gran Cerro de El Fierro, где-то на северо-западе Техаса, возможно, недалеко от реки Уичито) они убили почти всех мужчин, и захватили половину женщин и детей (спаслись  69 мужчин, две женщины и трое детей). Вскоре исчезли все лагеря апачей в верховьях реки Арканзас. Эта битва стала началом упадка влияния апачей на равнинах. Это привело к тому что апачи, ближайшие к Сан-Антонио-де-Бехар (Бексар, графство Бексар, Техас) уменьшили свои набеги на испанские поселения, разгромив северных апачей, хикарилья и куартелехо. Апачи в северной части штата Нью-Мексико искали помощи как у испанцев, так и у других апачей из Техаса.

Губернатор Нью-Мексико Хуан Доминго де Бустаманте послал Хуана Паэса Уртадо со 100 мужчинами наказать команчей, сумев освободить 64 хикарилья-апача, и вернуть их в свои дома.


 

Подпись  Бустаманте (Juan Domingo de Bustamante)

* В этом году испанский бригадный генерал Педро де Ривера-и-Вильялон направлен для осмотра оборонительных сооружений на границе Новой Испании:  «Нет других врагов, кроме апачей ... я считаю, что не ошибаюсь, потому что бесчеловечность, ловушки и вероломство этой варварской нации, которым приписывают бесконечные жалкие события, печалят дух, возбуждают гнев и вызывают отвращение к имени апачей».

* В этом году французы открывают торговый пост в главном городе Канзаса, в устье одноименной реки, которое  исследовал  Этьен де Вениар, сье де Бургмонт, а ныне французский командующий Миссури, чтобы добиться союз с команчами против испанцев. (Большинство исследователей полагают, что падука, с которыми он торговал около старой Кивиры (Канзас) 18-22 октября, на самом деле были апачами.
* В июле губернатор штата Коауила Блас-де-ла-Гарса Фалькон принял заявление в пресидио  Сан-Хуан-Баутиста-дель-Рио-Гранде  (Герреро, Коауила) от уроженца по имени Херонимо, пленника апачей  с реки Кончос  (Чиуауа).


1725

В этом году группа  апачей напала на Кояме  (Чиуауа). Город был назван в честь вождя местных  индейцев cholomes , по имени Кояме.  Апачи на лошадях атаковали зажигательными стрелами, стреляя ими в церковь и дома.  Солдат-сопровождающий монаха (для каждого миссионера было принято иметь солдата в качестве защиты) убил всех апачей, которых мог, пока у него не закончились  боеприпасы.  На следующее утро тела монаха (Раймундо  Грас) и солдата лежали возле  разрушенной церкви. Некоторые выжившие смогли бежать в Сан-Педро через реку Кончос.   Апачи направились на юг, атакуя  поселение, которое сегодня называется  Камарго,  жители которого ушли.  Вождь  cholomes, Койаме, привел около 300 выживших в деревню Санта-Крус-де-лос-Чоломес, сегодня называемую Pueblito New (муниципалитет Coyame, Чиуауа).

В 1737 году капитан Хуан Матео  Сарна подсчитал, что апачи убили в этой атаке около 200 человек, 15 гасиенд  были  сожжены,  а также уничтожены  несколько шахт и миссий.


1726

* В этом году происходит восстание  части  индейцев сума,  поддерживаемое различными группами  апачей и cholomes.   Другие  сума находятся  в миссиях  Nuestra Se;ora de Guadalupe de los Sumas, в  Эль –Пасо-дель-Норте  (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа),  Карризаль  (к северо-востоку от Чиуауа),  и старом  испанском  городе Сан-Лоренцо  (рядом с Эль-Пасо).

* В сентябре,  коалиция апачей  Palomas,  Cuartelejos  и  Sierra Blanca,   при поддержке французов отправляется  в  Эль-Куартелехо  (западный Канзас) и Ла-Хикарилья,  в поисках  команчей,  чтобы вытеснить их из этих регионов, но безуспешно.


1727

* В этом году индейцы сообщают испанцам о присутствии французских торговцев в Эль-Куартелехо  (западный Канзас),  который будет оставлен несколько лет спустя, когда команчи,  юты  и пауни вытеснят апачей на юг.
* В апреле Хуан де Акунья и Бехарано, вице-король Новой Испании, окончательно отложил план строительства  пресидио  в Ла-Хикарилья ,  для защиты  апачей равнин и хикарилья   от их врагов команчей, пауни и ютов.   Апачи хикарилья  имели возможность сохранить свои территории и заключить союз с французами.  В декабре 1718 года Жан-Батист Бенар  де ла Арп покинул  La Nouvelle-Orl;ans  (Новый Орлеан, Луизиана), чтобы отправиться  к  реке r;o Rojo  (Red River, Техас) для создания торгового поста недалеко от современного  Тексаркана  (округ Боуи, Техас).  После установления контактов с испанскими миссиями в восточном Техасе,  Бенар  де ла Арп  получил известие о том,  что Испания и Франция  снова в  состоянии войны,  и он решил  расширить  французское  влияние на западе,  и исследовать  реку r;o Rojo.

               

                Жан-Батист Бенар де ла Арп


 

Карта исследований Бенара де ла Арпа

Лейтенант Арпа, сьер дю Риваж, встретил коалицию кэддо и тонкава, которые сообщили французам, что они только что вернулись из битвы с индейцами Cancy,   у которых была большая деревня на берегу r;o Rojo (Red River, Красна река), в 290 км. Им также сказали, что испанцы обрабатывают земли  Cancy.

Cancy были апачи, скорее всего липаны. Хотя эти апачи контактировали и торговали с испанцами, нет никаких указаний на то, что там располагался испанский форпост. Французы узнали, что  Cancy сражались луками и стрелами, потому что испанцы никогда не поставляли огнестрельное оружие своим союзникам. Однако у них были мечи, костюмы, шляпы и другие ткани. Однако более важным было то, что  Cancy владели лошадьми, и контролировали их распространение. Другие племена могли получить их только через апачей.
Ла Арп узнал что большое племя, известное как падука, проживает далеко на севере и северо-западе от реки Арканзас.  Испанцы были в союзе с некоторыми из них, но не со всеми. Падуки часто подвергались нападениям пауни, а также были врагами кэддо, с которыми воссоединился Бенар де ла Арп.

Всегда были сомнения в личности падуков. Многие ученые утверждают, что они были команчами, в то время как другие утверждают, что они были апачами. Нет никаких сомнений в том, что падуки, которых встретил Бенар де ла Арп, были апачами куартелехо. Местность в которой они жили, была такой же как описанная Улибарри в 1706 году - они жили в разбросанных деревнях, некоторые из которых имели строения, похожие на  те, что строили индейцы пуэбло, некоторые из которых (пикури) жили некоторое время с апачами. Их культура была почти полностью идентична культуре апачей, и они занимались земледелием. Противостояние падуков с пауни было хорошо задокументировано испанскими источниками, хотя они и не были   им хорошо известны.

Бенар де ла Арп записал, что  индейцы, которых он встретил, редко бывали в верховьях реки Арканзас, где канси (канки) воевали с падуками. Эти данные вероятной войны между апачами (канси и падуками?), похоже, ставят под сомнение идентичность падуков как апачей. Поскольку шла война между апачами и команчами, это могло указывать на то, что падуки были команчами. Но также возможно, что война между канси (липанами?) и падуками (куартелехо?) была производной конфронтации между хикарилья (союзниками куартелехо), и фараон (близкими родственниками липанов).
 
Бенар Де Ла Арп видел мощь падуков, понимая что тот, кто контролирует торговлю с ними, будет доминировать на центральных равнинах. Вскоре после этого произошло поражение испанца Вилласура в 1720 году от рук пауни и их французских союзников. Они боялись потерять торговлю на центральных равнинах, способствуя миру между своими родными союзниками и падуками. Для этого они служили Этьену де Веньяру (;tienne de Veniard), который встретился с падуками, которые - около 80 человек - покинули свой лагерь на лошадях, чтобы встретиться с французами, и  вернуться всем вместе. Количество лошадей указывает на то, что падуков было больше, чем других индейских племен, живущих дальше на восток. Личность падуков, с которыми столкнулся Веньар, всегда горячо обсуждалась. Падуки были теми, кого французы позже назвали команчами, но большинство экспертов считают, что падуки были апачами.

Веньар  был хорошо принят. Его взяли вместе с сыном и двумя другими французами в палатку вождя падуков на большой пир,  усадив на шкуру буйвола. На следующий день он продемонстрировал коммерческие продукты, которые  принес, и разделил их на части. Список товаров, в глазах падуков,  был огромен: ружья, сабли, пики, порох, пули, красное сукно, синее сукно, зеркала, ножи разных видов, рубашки, ножницы, гребни, кремневые камни,  бусины разных видов и размеров, латунная проволока для изготовления ожерелий и колец. Падуки никогда не видели такого количества товаров. Веньар встретился с 200 вождями апачей, и обсудил с ними необходимость поддерживать мир между всеми племенами, и попросил разрешить французам пройти через их земли по пути к испанским поселениям в Нью-Мексико. Затем он жестом подозвал вождей, чтобы они взяли все, что пожелают, из товаров.

По оценкам Веньарда, в деревне было 140 жилищ, в которых проживало около 800 мужчин, более 1500 женщин и около 2000 детей.  Дисбаланс между мужчинами и женщинами давал ясное представление о том, насколько опасной была жизнь воинов-апачей. Жилые дома были большими, вместимостью около 30 человек в каждом. Вождь апачей сказал, что под его командой находилось 12 деревень, с числом людей (около 16 000), в четыре раза превышающим численность селения, в котором они находились, и что он мог собрать около 2 000 воинов. Апачи жили на обширной территории, простирающейся более чем на 835 км., поддерживая постоянные деревни, откуда они отправлялись на охоту группами от 50 до 100 семей. Когда одна группа прибывала, другая  выходила, и  весь поселок, таким образом, был постоянно занят людьми. Очевидно, что они добирались до охотничьих угодий дней за 5-6, от своего жилья. Апачи, сказал Веньард, выращивали кукурузу и тыкву. Табак и лошади были приобретены в результате торговли с испанцами в Нуэво-Мексико, которым они предлагали взамен дубленые шкуры буйволов, и другие шкуры. Неясно, отправлялись ли испанцы на равнины, чтобы посетить деревни падука, или падуки  сами путешествовали в испанские поселения. Последнее кажется более вероятным, хотя испанцы и могли время от времени встречаться с падуками, которые жили относительно недалеко от их поселений. Веньард сказал что падуки, жившие дальше от испанских поселений, продолжали использовать кремневые инструменты  для снятия шкур с буйволов и вырубки деревьев, что свидетельствует о том, что они не участвовали в большой торговле.

Некоторые из деревень падуков  были близки к испанцам, которые посещали их каждую весну чтобы торговать лошадьми, шилами, ножами и топорами, но по словам падуков, инструменты были более низкого качества чем те, которые привезли французы. Несомненно, они были очень заинтересованы в деловых отношениях с французами.

 
Апачи почти сразу использовали свой новый союз с французами против команчей. Они, и несколько французских торговцев, застали врасплох охотничий лагерь команчей, добившись небольшой победы, но в будущем команчи не прекращали нападений на ранчо апачей.

По мнению Веньарда, экспедиция увенчалась успехом, но на самом деле она мало что дала: примерно через десять лет падуки (апачи?), с которыми он столкнулся в Канзасе, исчезли, изгнанные на юг агрессивным племенем, спустившимся из Скалистых гор, и сметавшим все на своем пути.
Французские купцы, совершавшие поездки на территорию падуков, быстро осознали, что их угнетают команчи, и начали налаживать  с ними мирные (торговые) отношения.

В апреле 1727 года губернатор Нью-Мексико Хуан Доминго де Бустаманте написал вице-королю, что апачи хикарилья в Таосе (округ Таос, Нью-Мексико) сообщили, что французы помогают апачам куартелехо против команчей. Когда апачи привезли пленников команчей в Санта-Фе (округ Санта-Фе, штат Нью-Мексико), их допросили и они сообщили, что среди апачей, захвативших их, были белые люди, и убеждая испанцев в том, что это были французы.
Отныне апачи северного Санта-Фе будут защищаться, отчаянно пытаясь спасти рушащиеся устои, и все больше полагаясь на испанцев, чтобы защитить себя. Апачи, живущие к востоку и югу от Санта-Фе, были более защищены от атак команчей, чем северные апачи, но в конце концов, они также были вынуждены искать защиты и помощи у испанцев.


1728

В этом году группа апачей крадет все стадо лошадей из миссии Сан-Хуан-Баутиста-дель-Рио-Гранде-дель-Норте (Герреро, Коауила]. Вероятно, это были апачи-фараон, жившие к югу от Рио-Гранде, которые еще не пострадали от давления команчских набегов, находясь слишком далеко на юг, чтобы помочь северным апачам.




1729

Следуя рекомендациям «Дневника и курса того, что было пройдено, замечено и отмечено во время визита бригадного генерала Педро де Ривера-и-Вильялон в пресидио Новой Северной Испании», «Положения для всех пресидио». Поездка генерала длилась три с половиной года, через север Новой Испании, для проверки линии границ и пресидио. На основании «Положения» Хуан Баутиста де Анса, командир пресидио Real Presidio de Fronteras de los Apaches (Фронтерас, Сонора) посвятил себя умиротворению сери, вежливому  отношению к жителям  Pimer;a Alta   (нынешние районы Соноры и Аризоны), и сформировать отряд вместе с солдатами из пресидио Ханос (Чиуауа) и Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа) против апачей, пересекавших границу.

 

«Положение» гласило, что  «Ни один из офицеров, захватив индейцев любого пола или возраста в военной экспедиции ... не может претендовать на таких пленных самостоятельно, или разлучать их по каким-либо причинам, или предлогам. Они отправят их на окраину Мексики, чтобы исполнилось то, что прикажет Его Величество».  То есть, апачи и другие индейцы должны были рассматриваться не как рабы, а как военнопленные, которые могли быть приговорены к каторжным работам на определенный срок, обычно 10 лет).


1730

В конце года около 500 липан-апачей атаковали Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас). Командир пресидио капитан Хуан Антонио Перес-де-Альмазан вышел на встречу с 25 мужчинами, и началась  жесткая битва, которая длилась  два часа,  апачи забрали 60 голов крупного рогатого скота ценой того, что многие из них были убиты и ранены. Двое солдат погибли, и 13 были ранены. Чтобы наказать апачей, губернатор Техаса Хуан Антонио Бустильо-и-Себальос собрал 157 человек и 60 местных жителей, и вышли на поиски ранчерий апачей.  Они нашли лагерь из 400 палаток, в котором находилось около 700 человек. После 5-часового боя они убили 200 из них, остальные сбежали, и без лишних слов забрали у них более 700 голов крупного рогатого скота (было  семеро раненых, из них один умер).

 


1731
* 9 января два священника, в сопровождении нескольких испанских семей и четырех солдат, подверглись нападению 50 апачей, когда они ехали из Сан-Антонио-Де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас) в Рио-Гранде. Апачи  убили женщину, а ребенок был взят в плен.

* 9 марта 56 канарских поселенцев (которым король предоставил наследственный титул идальго на вечные времена) под командованием Хуана Леала Гораса   прибывают в пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас), где капитан Хуан Антонио Перес де Альмазан предлагает им земли к западу от него, но опасаясь апачей, они поселяются между пресидио и миссией, основывая Вилла-де-Сан-Фернандо-де-Бехар (округ Бексар, Техас). Алмазан направляет новую кампанию против липан-апачей, но 18 сентября 500 из них заманили в засаду 20 солдат из пресидио, хотя, как ни странно, они ушли не убив их, и капитан попросил помощи у губернатора, который вмешается в следующем году.

* В том же году Гервасио Крузат-и-Гонгора занимает пост губернатора Нью-Мексико до 1736 года, и основывает миссию среди апачей хикарилья.

* 15 апреля отряд из 80 воинов апачей атакует взвод солдат, ведущих табун лошадей, возле Сан-Антонио-де-Бехар.

* В сентябре группа апачей украла 60 лошадей в Сан-Хуан-Баутиста-дель-Рио-Гранде-дель-Норте (Герреро, Коауила). Перес де Алмазан, капитан пресидио, который позже стал губернатором, отправил за ними две группы преследования,  в 4,8 км от пресидио первая группа встретила 40 воинов апачей, которые атаковали их. Группа Алмазана прибыла вовремя, чтобы спасти осажденных, но испанцы, которых было 25 человек, бежали. Они оказались в окружении 500 всадников-апачей. В течение двух часов испанцы оборонялись, имея двух убитых и 13 раненых. Испанцы залегли за деревьями, чтобы занять оборонительную позицию, и апачи прервали бой и ушли.

Однако, отступление апачей было лишь частью их военной тактики. Их жизнь была им дорога. Штурм оборонительного периметра стоил бы им большего, чем они смогли бы достичь. У них уже была добыча, а потратив  еще больше времени, можно было дождаться  подкрепления из пресидио, и потерять захваченных лошадей. Кроме того, апачи редко сражались, чтобы истребить своего врага, поскольку их главной целью было грабеж. Если бы врагов не было, или они были непродуктивны, они не могли бы получить больше добычи.

 

Более позднее расследование показало, что в этом противостоянии участвовали три разных племени: апачи (?), пелонес (ветвь липан-апачей, живших в то время в районе между Сан-Хуан-Баутиста и Сан-Антонио-де-Бехар) и хуманос. Последние бросили вызов апачам, чтобы получить контроль над равнинами, но были разделены набегами апачей. Некоторые отправились на север, объединившись с кэддо, чтобы продолжать преследовать апачей. Хумано, изгнанные на юг, не получили помощи испанских или других племен. Столкнувшись с опасностью исчезновения, они заключили мирное соглашение с апачами. Эти новые отношения со своими бывшими врагами, мешали испанцам идентифицировать их, поэтому иногда их принимали за апачей.

Тот факт, что эти племена сражались вместе, отражает важную часть стратегии апачей - что они редко сражались ради уничтожения своих врагов, а вместо этого сражались, чтобы подчинить их. Как только вражеское племя было достаточно ослаблено, апачи часто признавали их своими союзниками, и в конечном итоге поглощали их своей культурой.
Эта адаптация - одна из основных причин, почему апачи выживали так долго, несмотря на таких могущественных врагов как испанцы, команчи, кэддо, а в будущем - мексиканцы и американцы.

1732

В октябре 1732 года, губернатор Техаса Хуан Антонио Бустильо-и-Себальос покинул Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас) с 157 испанцами, 60-тью  союзными индейцами, 140 вьючными животными, и стадом из 900 лошадей и мулов. Они надеялись усилиться группой индейцев texas, но после недели ожидания они так и не появились, поэтому они, наконец, ушли. В отряде был опытный капитан милиции Мануэль Родригез из пресидио San Juan Bautista del R;o Grande del Norte  (Герреро, Коауила). Продвижение было осторожным, чтобы апачи не узнали об их присутствии. После шести недель путешествия, экспедиция проехала всего 338 км. от Сан-Антонио до реки Сан-Саба (Река Сан-Саба, Техас). Там  проводники Бустильо сообщили о наличии большого количества  ранчерий апачей. Губернатор повел отряд из 100 человек для нападения на четыре разных ранчо, с 400 палатками, разбросанными по площади 2,4. км, и насчитывавших около 700 воинов.

 

9 декабря состоялся пятичасовой бой, в котором дело дошло до рукопашной. Апачи держались до тех пор, пока  вождь не упал замертво, что вызвало неуверенность в их рядах. У вождя был серебряный жезл, указывавший на то, что когда-то он заключал мир с испанцами, скорее всего из Нуэво-Мексико. Вскоре после этого апачи отступили, забрав  тела своих убитых и раненых, поэтому было трудно точно определить потери, которые они понесли, но Бустильо решил, что было убито около 200 апачей. Было схвачено всего 30 женщин и детей, но зато было обнаружено 700 лошадей и сотня мулов, нагруженных шкурами и другим имуществом. Историки считают, что битва произошла на реке Сан-Саба, недалеко от того места, где позже будет создана миссия Сан-Саба (Сан-Саба, округ Сан-Саба, Техас).

 
 
Несмотря на свою победу, Бустильо опасался контратаки апачей, поэтому он решил отступить в главный лагерь. Как он и подозревал, апачи преследовали отступавших испанцев до самого Сан-Антонио, и крали лошадей, когда могли. По прибытии в Сан-Антонио-де-Бехар Бустильо был проинформирован о том, что во время его отсутствия группа  апачей совершила набег на поселения в этом районе.

Бустильо сообщил, что в битве участвовали четыре племени: апачи (?),Ypandis, Ysandis и Chentis   (три последние  идентифицированы как липан-апачи). Бустильо получил множество петиций с просьбой использовать пленных, как средство обеспечения мира с апачами. Горожане и миссионеры убеждали губернатора отослать одну или двух пленниц, в качестве эмиссаров. Бустильо дал добро.

* В 1732 году, в соответствии с «Положением» 1729 года, 14 заключенных липан-апачей, принадлежащих к группе Cabellos Colorados, были доставлены в тюрьму Мехико, откуда они больше не вернулись.


1733

* 4 января Хуан Бустильо-и-Зеваллос, губернатор провинции Техас, освобождает двух женщин-апачек, захваченных в плен в битве 9 декабря прошлого года, чтобы они отнесли послание  вождям апачей, с приглашением на мирные переговоры. Священник Габриэль де Вергара написал наместнику с просьбой о создании миссий для апачей. Он разговаривал с пленниками, пойманными Бустильо, и поверил в возможность обращения апачей в веру.  Апачей было много, и их подчинение обеспечило бы большое количество территории под испанский контроль.

В начале февраля одна из женщин вернулась с тремя воинами, и сообщением о том, что вождь Капитан Гранде готовится прибыть в Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас) с другими вождями апачей и их людьми, чтобы обсудить мирный договор. Они также сообщили, что на пути в Нью-Мексико было 37 групп апачей. Они развлекали их три дня, возможно, для того, чтобы они поняли стремление испанцев к миру. Когда апачи уходили, они обещали, что четыре вождя со многими людьми придут до того, как пройдут две луны, но они так и не прибыли. Однако, небольшие группы апачей заходили в Сан-Антонио для торговли.

* 27 марта трое воинов-апачей и  одна женщина прибывают в  пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас) для торговли. В конце их по обычаю вывели. Два солдата сопровождали апачей к холму, расположенному примерно в 7,2 км от поселения. Там к группе подошли две дюжины апачей, солдаты почувствовали их недобрые намерения, но было уже слишком поздно, и они  мертвые упали с лошадей, а их тела окружили апачи. Когда испанцы нашли тела, они были изуродованы.

 
Этот инцидент, описанный с точки зрения испанцев и представляющий собой явный акт неспровоцированного насилия, был четким указанием на то, что мирным обещаниям апачей верить нельзя. С точки зрения апачей, они официально не соглашались на мир с испанцами, поскольку их вожди не подписали соглашение. Поэтому,  для них мира не было.

Как правило, апачи не убивали вероятного врага, который находился в их лагере, но оказавшись снаружи, с ним могло случиться все, что угодно. В этом случае апачи чувствовали себя в безопасности во время торговли, но когда вышли за пределы, их поведение могло измениться. Они также могли согласиться с партией апачей, которая оставалась недалеко от поселения, или с тем, что двое солдат неверно истолковали намерения группы апачей, или даже с тем, что они продемонстрировали свое оружие апачам, или даже стреляли по ним, что и спровоцировало немедленную и жестокую реакцию с их стороны. К сожалению, апачи не смогли  озвучить свою версию. Во всех происшествиях всегда были известны версии исключительно «белых людей». По мнению испанцев, апачи хладнокровно убили двух солдат.

Было ли это преднамеренной смертью двух испанских солдат, или результатом недоразумения, но правда в том, что этот инцидент привел к еще нескольким годам недоверия.  Он также вызвал шквал писем наместнику, с просьбой о подкреплении. Даже фрай Вергара осудил угрозу апачей, и тоже попросил подкрепления. В ответ на письма, Хосе Уррутиа был назначен капитаном президио Сан-Антонио в июле месяце, и который немедленно запросил усиление, ибо гарнизона из  43 солдат  было недостаточно.  15 солдат были доставлены из Ла-Байа (Пресидио Нуэстра-Сеньора-де-Лорето-де-ла-Байа, ныне Голиад, округ Голиад, Техас) и 10 из Лос-Адаес (Сан-Мигель-де-Линарес-де-Лос-Адаес, сегодня приход Натчиточес, Луизиана). С этими дополнительными солдатами, наряду с местными союзными индейцами, Уррутиа  предположил, что вполне сможет добиться подчинения апачей.


1734

* В начале года капитан пехоты Мануэль де Сандовал назначается губернатором Техаса,  и укрепляет пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ  Бексар, Техас) 25 мужчинами, чтобы противостоять набегам апачей.

* В этом году вождь липан-апачей Cabellos Colorados (Красные Волосы)  едет со своими людьми в Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас), чтобы торговать буйволиными шкурами. Когда они ушли, то  увидели двух горожан поблизости, которые искали пропавший скот, который они связали и увели. Группа солдат преследовала апачей, но не смогла их догнать. В конце концов, апачи убили испанских пленников. Cabellos Colorados  прекратил визиты в Сан-Антонио вскоре после инцидента, чтобы избежать наказания со стороны испанцев. Вместо этого он направился на юг, чтобы беспокоить поселения вдоль реки Рио-Гранде. 


 

Апач-липан


* В этом году Фрай Хосе Мануэль де Эгия-и-Леронбе, отвечающий за  пуэбло Намбе (к северу от Санта-Фе, Нью-Мексико), осуждает практику порабощения апачей ради искупления их неверности.   


* В этом году семь вождей апачей липан-апачей создают свои ранчо рядом с миссиями Рио-Гранде.


1735

* В этом году столицей Техаса по-прежнему является Сан-Мигель-де-Линарес-де-Лос-Адаес (сегодня в округе Натчиточес, штат Луизиана), но губернатор Сандовал переезжает на постоянное жительство в Сан-Антонио (округ Бексар, штат Техас), который уже является самой обширной частью  территории, хотя и страдает от атак  апачей.

* В июле Аугустин де Волдосола, губернатор и генерал-капитан провинций Сонора и Синалоа, описал территорию апачей: «Нация апачей настолько широко распространена, что от  Chicahuy (горы Чирикауа, округ Кочис, Аризона) примерно в 20 или 30 лигах ( 96 или 144 км]) от пресидио Фронтерас (Sonora), простирается за пределы Нью-Мексико, что эквивалентно примерно 300 лигам (1254 км… »).

* В декабре отряд из 70 апачей атаковал миссию Дульсе Номбре де Хесус де Пейотес (Вилла Юнион, Коауила), в 38,6 км от Сан-Хуан-Баутиста (Герреро, Коауила).


1736

* В этом году серебро обнаружено в Болас-де-Плата, недалеко от нынешней границы Аризоны с Сонорой. (Рудник был вскоре закрыт  из-за набегов апачей, и отсутствия большого количества серебра при раскопках.)

* В этом году группа  апачей нападает на караван вьючных животных, которые перевозят товары из Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас) в район Рио-Гранде, но их атаку отбивают 10 человек из эскорта. (Затем они совершили набег на миссию в Сан-Франциско-де-ла-Эспада (в современном Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас), забрав с собой 40 лошадей.  Отряд солдат вышел за ними, обнаружив измученную лошадь, которую апачи оставили, с  седлом, купленным давным-давно вождем апачей-липан Cabellos Colorados, у прапорщика Хуана Гальвана.





1737

* В этом году, после двух атак апачей,  форт Санта-Крус-де-Эль-Сиболо (округ Карнес, штат Техас) был заброшен, а солдаты расквартированы в Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас).

* В этом году группа липан-апачей вошла в  пресидио Сан-Антонио-де-Бехар,  угнав 58 лошадей. Несколькими днями позже жена Cabellos Colorados с тремя другими женщинами и мужчиной пошла в  пресидио, чтобы обменять мясо буйвола на табак. Капитан Уррутиа принял их сердечно, вручил им подарки, но предупредил, что испанцы будут дружелюбны, только если они-апачи прекратят  свои набеги. Апачи мирно ушли, но два месяца спустя, 2 декабря, они забрали 300 лошадей, вызвав давку среди ночи. Столкнувшись с таким мощным нападением, испанцы переместили табун лошадей ближе к пресидио, чтобы лучше защитить их, и иметь возможность быстрее реагировать на рейды апачей.

* 11 декабря, 28 испанских солдат под командой капитана Хосе де Уррутиа, командира пресидио Сан-Антонио-де-Бехар, захватили вождя липан-апачей  Cabellos Colorados  и 14 других апачей, разбивших лагерь возле нынешнего Флоресвилля. Попав в плен, Уррутиа узнал в жене Кабельоса Колорадоса женщину, которая возглавляла торговую группу в Сан-Антонио. О вожде Cabellos Colorados   мало что известно, но в испанских записях это  имя несколько раз появлялось, когда он нападал на различные поселения. Он участвовал в набеге на Сан-Антонио в 1731 году, а в 1734 году его банда захватила в плен двух граждан. Он украл лошадей из миссии в Сан-Франциско-де-ла-Эспада и убил уроженцев миссий Сан-Хуан-Капистрано и Nuestra Se;ora de la Pur;sima Concepci;n de Acu;a (три миссии в округе Бексар, штат Техас). После многочисленных набегов в 1736 и 1737 годах, он  наконец был схвачен, и заключен в тюрьму в Сан-Антонио-де-Бехар.

Cabellos Colorados  убедил губернатора Техаса Пруденсио де Оробио-и-Бастерра освободить одну из пленниц, чтобы сообщить главному вождю апачей о его заточении, и вернуть украденных лошадей из последнего рейда, тем самым освободив его  и остальных апачей. Бастерра согласился.



1738

* 21 января освобожденная женщина возвращается в Сан-Антонио-де-Бехар с 16 лошадьми, чтобы  отдать их в обмен на освобождение вождя липан-апачей  Cabellos Colorados  и остальных заключенных, передавая обещание вождя Капитана Гранде, что и остальные лошади будут скоро возвращены. Губернатор отказался отпустить пленников, пока не увидит  всех  украденных лошадей.

В какой-то момент липан- апачи привели к  пресидио большое количество лошадей, чтобы соблазнить испанцев забрать их. Уррутиа осторожно послал нескольких разведчиков, которые вернулись и сообщили, что поблизости находится около 1000 хорошо вооруженных липан, готовых устроить засаду на солдат, если они выйдут за табуном. Уррутиа не клюнул на эту  наживку и липаны, простояв лагерем в течение пяти дней и видя, что испанцы не выходят, ушли.

Пока Кабельос Колорадос находился в плену, липаны не совершали грабежей возле Сан-Антонио, поэтому испанцы истолковали это перемирие как доказательство вины их вождя. Как бы то ни было, мир закончился в октябре, когда липан-апачи возобновили свои набеги. Узнав о новых военных действиях, вице-король и архиепископ Мексики Хуан Антонио Визаррон-и-Эгиаррета приказал перевести Кабельос Колорадос и остальных пленных апачей в тюрьму Мехико. Они покинули пресидио Сан-Антонио-де-Бехар 18 февраля 1739 года. Это были семеро мужчин, шесть женщин и двухлетняя девочка Мария Гуадалупе, дочь Кабельос Колорадос. Они шли пешком, в ошейниках, в течение 102-х  дней, под охраной смешанного эскорта солдат и гражданских лиц. Двое умерли по дороге, а через шесть месяцев еще семеро, сидя в тюрьме или на каторжных работах.  Неизвестно, выжили ли остальные. Согласно последним известным данным, тюремные власти отправили двоих мужчин в больницу, а две женщины, хотя и были больны, служили в доме известного испанского гражданина. Маленькая Мария Гваделупе осталась без матери, и более поздние попытки воссоединить их потерпели неудачу, когда назначенный опекун сбежал с женой Кабельос Колорадос.

* В конце года губернатор провинции Нуэво-Рейно-де-Леон Хосе Антонио Фернандез де Хауреги-и-Уррутиа ехал в город Монтеррей, когда при переходе через реку Сабинас (Коауила) потерялся мул с ценным грузом.  Губернатор предложил награду тому, кто его найдет. Из Пунта-де-Лампасос (Лампасос-де-Наранхо, Нуэво-Леон) группа людей отправилась искать мула и его ценный груз. Они осмотрели  реку и нашли его,  но по возвращении на них напали апачи, которые забрали гражданина из Пунта-де-Лампасос Симона де Леона вместе с украшениями, которые он носил, принадлежащими губернатору. Новые люди из Кандела (Коауила) и пресидио Санта-Роза Сакраменто захватили апача,  который носил плащ и волосы несчастного гражданина, который был рыжим.


1739

* В ноябре люди из роты гарнизона Сан-Антонио-де-Бехар заявили, что капралы и солдаты должны быть обеспечены лошадьми и припасами за то, что они остались без них из-за столкновения с апачами.

* В конце года Хосе де Уррутиа, командир президиума Сан-Антонио-де-Бехар и, вероятно, величайший эксперт по индейцам Коауилы и Техаса, возглавляет новую кампанию против липан-апачей до реки Сан-Саба (река Сан-Саба, Техас), в которой ему помогает Мануэль Родригез, лейтенант пресидио Сан-Хуан-Баутиста . Он поймал большое количество липан и утверждал, что обнаружил их проход через горы на северо-запад, который они использовали, чтобы достичь Сан-Антонио. Несмотря на очевидный успех их кампании, вторжения липан не уменьшились. Уррутиа потребовал увеличения гарнизона на 10 солдат, и предложил построить пресидио в верховьях реки Гуадалупе (Техас), чтобы  предотвратить их вторжения.

Результат кампании Уррутии по пресечению атак липан-апачей заставил миссионеров жаловаться на то, что кампания была не чем иным, как набегом за рабами.


1740

* В этом году, 9 мая, апачи убивают Хуана Баутиста де Анса (падре), командира пресидио Фронтерас (Сонора), в засаде недалеко от Санта-Мария-Соамка (сегодняшний Санта-Круз, Сонора).

 * В этом году ректор миссий компании Иисуса в Соноре отец Мигель Ксавье Альманза, ссылаясь на апачей, сказал: «... Они кровожадны по своей природе...».

* В этом году Хосе де Уррутиа умирает, будучи замененным на посту командующего пресидио Сан-Антонио-Де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас) его сыном Торибио де Уррутиа, который немедленно начинает подготовку к очередной кампании против апачей-липан. (Тем не менее, несколько бывших техасских чиновников присоединились к миссионерам Святого Антония, выступив против их плана, утверждая, что новая кампания разозлит апачей,  и вызовет  еще больше ответных атак).



 1741

* В начале апреля патруль из пресидио Ханос ловит небольшую группу мужчин и женщин апачей. Об этом факте известно немного, но скорее всего, им удалось сбежать, хотя несколько человек вероятно были убиты, и известно, что одна женщина была схвачена. Солдаты отвезли ее в пресидио, откуда  ее забрал нотариус Лукас де Абесиа, один из уважаемых жителей города. 24 апреля женщина крестилась с именем Мария Антония, а крестным отцом выступил сам Абесиа.

Мария Антония служила в доме Абесиа и его жены Марии Антонии дель Рио, выйдя замуж за Хосе Мигеля, раба-мулата. 2 апреля 1743 года у них родилась дочь, которую они назвали Марией, а Мария Антония дель Рио была их крестной матерью.

Хосе Мигель умер, или был продан в какой-то момент после рождения дочери, потому что его не было, когда Мария Антония умерла в июле 1748 года. Священник Хосе Монтаньо вспомнил на ее похоронах, что она была простой апачкой, служанкой Абесиа.

* В ноябре вождь липан-апачей Cuero de Coyote  прибывает в Сан-Антонио-де-Бехар, чтобы попросить разрешения у Торибио де Уррутиа (сменившего своего покойного отца на посту командира пресидио) поселиться у реки Гуаделупе, более чем в 80 км от Сан-Антонио, и просить помощи против техасцев, которые напали на них с огнестрельным оружием. (Несмотря на это, Торибио де Уррутиа предпринял карательную кампанию против апачей, в 1742 году).


1742

29 августа группа апачей разрушает селение Намикипа (штат Чиуауа).

1743

* В марте священник Бенито Фернандез де Санта-Ана, президент миссии Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, Техас), призвал вице-короля принять немедленные меры по обращению липан-апачей в веру. (Санта-Ана считал, что пресидио и миссия, построенные в районе реки Сан-Саба, в самом сердце территории липан-апачей, освободят Сан-Антонио от грабежей. Он провел много времени в диалоге с  апачами, посетившими миссию Нуэстра Сеньора де ла Пурисима Консепсьон де Акунья (округ Бексар, штат Техас), а также пленных апачей-липан в Сан-Антонио. От них он узнал об усиливающемся давлении, которое команчи оказывали на них, и которые начинали двигаться к югу от реки Арканзас, бывшей их границей до 1740 года, впервые задокументированно появившись в Техасе, преследуя своих традиционных врагов  липан-апачей. Испанцы назвали их norte;os (выражение, которое, несомненно, включает уичитас и пауни), и назовут эту территорию Comancher;a (Северный Техас, США, к востоку от Нью-Мексико и западной Оклахомы).  В результате липан-апачи стекались к миссиям,  чтобы поселиться, а иногда и позволить священникам крестить своих детей.

 
* В этом году губернатор Коауила Хуан Гарсиа де Прунеда возглавляет экспедицию из 200 человек против липан-апачей. (Хотя неизвестно, где происходило это противостояние, оно закончилось полным поражением Прунеда. Липан-апачи устроили засаду на испанцев, серьезно ранив губернатора, убив более половины его людей, и захватив почти всех его лошадей и снаряжение).

* 31 декабря иезуит Хосе Тораль отражает трудности миссионеров в отчете, написанном в миссии Уэпак (Сонора)…   «Непрерывная и явная опасность для жизни по двум причинам: во-первых, из-за множества жестоких врагов апачей, окружающих миссии в этой провинции Сонора […], а также из-за испанцев, совершающих бесчинства…». 


1745

В этом году Торибио де Уррутиа, начальник пресидио Сан-Антонио-де-Бехар, получает разрешение на кампанию против липан-апачей. Священник Бенито Фернандез де Санта-Ана сопровождал экспедицию вместе с 50 испанцами и индейскими союзниками. В 386 км от Сан-Антонио, к северу от реки Колорадо, Уррутиа обнаружил несколько разрозненных ранчо апачей липан и натагес. Многие апачи отсутствовали на ранчо в то время, что позволило Уррутиа захватить значительное их количество, и доставить в Сан-Антонио. Фрай Санта-Ана, выступая за христианизацию апачей, обвинил Уррутиа в желании схватить их и продать в рабство, и попросил наместника вернуть пленников.

Ответ апачей последовал незамедлительно. Четыре женщины прибыли в Сан-Антонио, чтобы объявить, что поскольку испанцы не хотят мира, будет объявлена война. В течение следующих нескольких недель апачи беспокоили близлежащие поселения, за исключением миссии Консепсьон, которой руководил Фрай Санта-Ана, который всегда относился к апачам дружелюбно.
30 июня 350 липан и натаге (включая женщин, детей и стариков) отправились ночью в пресидио Сан-Антонио, с намерением сжечь его. Мальчик обнаружил апачей, и поднял тревогу, разбудив граждан для защиты. Индейцам удалось сжечь несколько зданий, но прибытие индейских союзников испанцев из миссий Сан-Антонио-де-Валеро (будущий форт Аламо) и Консепсьон привело к тому, что апачи были отброшены к реке Медина, к югу от пресидио.

Как ни странно, из этой битвы возникла перспектива мира. Во время беспорядка апач из миссии Консепсьон бежал со своим народом, сообщив  вождю липан, что с пленными обращаются хорошо, и что испанцы действительно хотят мира. Одной из пленниц была дочь вождя. Услышав эту новость, вождь липан приказал своим людям прекратить боевые действия. Вождь натаге-апачей воспротивился, но в конце концов уступил. После двух месяцев мира, в Сан-Антонио прибыла женщина-апачка с крестом и ребенком, с подарками для Уррутиа, объявив, что апачи хотят мира.

1746

* 16 февраля группа апачей снова сожгла церковь Кокоспера (муниципалитет Имурис, Сонора) (они  уже делали это в 1698 году), а 22 февраля они разграбили и сожгли ферму Августина де Волдосола, губернатора и генерал-капитана провинций Сонора и Синалоа, в Теуачи (муниципалитет Ариспе, Сонора). 

* Отец Седельмайр пишет об апачах, которые проживают к востоку от рек Гила (Нью-Мексико и Аризона) и Сан-Педро (Аризона), а также о тех, кто путешествует через Сонору.

* В этом году более 400 воинов апачей разбили лагерь в 75 милях от пресидио Сан-Франциско-де-лос-Кончос (Сан-Франциско-де-Кончос, Чиуауа).  Капитан Хосе де Берротеран, пограничник с 35-летним стажем, добился их дружбы, сделав им дорогие подарки из своего кармана. Он добился, чтобы они были активными союзниками испанцев.

Несмотря на симпатии одних апачей, другие продолжали совершать набеги и грабить приграничные поселения.
Берротеран признал, что «тысячи апачей» с северной области Биг-Бенд (Национальный парк Биг-Бенд, штат Техас) имеют легкий доступ к поселениям Коауила и Нуэва-Бискайя. Отсутствие достаточного количества укреплений на Рио-Гранде, между Эль-Пасо-дель-Норте   и Сан-Хуан-Баутиста-дель-Рио-Гранде-дель-Норте,  оставило апачам свободный доступ к большей части территории на севере Мексики.


1747

* В этом году примерно 700 испанских солдат  покидают Эль-Пасо-дель-Норте (Сьюдад-Хуарес, Чиуауа), в поисках апачей в районе Зуньи и реки Гила.   

* В этом году священник Якобо Седельмайр сетует на трудности, с которыми он столкнулся в своей апостольской работе, говоря: «…Отсутствует сопровождение, в котором  нам всегда отказывает губернатор, и которое с каждым днем становится все более необходимым из-за того, что апачи продвигаются далеко…».


1748

* Начиная с этого года, различные группы апачей изгнаны из прерий команчами, и начинают мигрировать на юг (иногда эти движения происходило в начале 18 века). Они были вытеснены из своих бизоньих охотничьих угодий,    найдя в испанском скоте стратегическую им замену.  Апачи начали вторгаться в регион, в основном из-за прибытия крупного рогатого скота и сельскохозяйственных культур на север, и из-за пустоты, оставленной ушедшими кончос и тараумара.   Апачи, выходцы из равнин, в основном занимались охотой и собирательством. Их сельскохозяйственная практика была скудной, хотя кажется, что контакты с испанцами из Нью-Мексико привели к растущей приверженности земледелию. Лошадь - животное, которое очень скоро стало  важным элементом в их  жизни. Лошадь дала им скорость передвижения, и они стали экспертами в обращении с ней.  Состоявшие из различных племенных групп, возглавляемых таким же количеством вождей, они нашли на испанских фермах один из основных источников для своего существования. Зачем искать бизонов, если испанцы разводили коров и лошадей?  Из этого сосуществования возник конфликт, который завершится только в конце XIX века.

* 2 марта Фермин де Видаурри, капитан пресидио Сантьяго-де-Мапими, публикует «Отчет памяти под присягой» об экспедиции, которую он совершил по приказу наместника на берег Рио-Гранде, чтобы определить места для будущих  пресидио, для защиты от вторжений апачей. Видаурри и 60 местных индейцев, нашли ранчо из 250 апачей к востоку от Биг-Бенда (Национальный парк Биг-Бенд, штат Техас). Его 80-летнего вождя звали Лигеро. На сердечной встрече испанцы подарили ему муку, мясо и табак.  Лигеро предоставил двух апачей, чтобы они провели испанцев в Ла-Хунта-де-лос-Риос (место слияния рек Кончос и Рио-Гранде), где, по словам вождя, они часто торговали.  Видаурри узнал, что его апачи воюют с апачами натагес.

Когда группа Видаурри подошла к Ла-Хунта-де-лос-Риос, они наткнулись на другое ранчо, старым хозяином которого был Паскуаль. Он и его семья крестились, имея в руках жезл, свидетельствующий о его власти. Он был в мире с Хосе Барротраном, капитаном пресидио Сан-Франциско-де-Кончос (муниципалитет Сан-Франциско-де-Кончос, Чиуауа), и сказал, что контролирует пять ранчо из 30 семей.
* В этом году, ознакомившись с жестокостью набегов апачей, король Испании Фернандо VI одобрил официальное объявление войны против них.

* В этом году королевский космограф Хосе Антонио де Вильясеньор-и-Санчес пишет о горах Чирикауа и апачах, которые там живут, в то время как другая группа апачей восстает на территории нынешнего муниципалитета Конето-де-Комонфорт (Дуранго), во главе с Рафаэлем.



1749

* В этом году вожди апачей Педро и Баутиста мирно отправляются в пресидио Фронтерас (Сонора), но их арестовывают и отправляют во внутренние районы Мексики. Воины этих вождей напали на  Фронтерас, заявив солдатам, что если они не вернут своих вождей, то «В Соноре в живых не останется ни одного испанца».

* 2 февраля Торибио де Уррутиа, командир Сан-Антонио-де-Бехар, отправляется с 200 мужчинами, в основном союзниками из числа коренных жителей, в Сан-Саба,   в качестве карательной экспедиции против апачей. В начале года испанцы решили изменить тактику. Священник Бенито Фернандес де Санта-Ана утверждал, что кровавые кампании против апачей увеличили ожесточенность их ответных атак.  Вместо этого кампании должны быть сосредоточены на взятии пленных, а не на продаже их в качестве рабов, как это делалось ранее, и чтобы держать их в заложниках, обращаясь с ними хорошо, чтобы они убедились сами, что испанцы хотят мира.

Уррутиа нашел небольшое поселение апачей, из которого они забрали трех старух и пятерых детей. По возвращении он узнал, что апачи украли скот из миссии Консепсьон. Он собрал 300 человек, чтобы преследовать нападавших. В марте они обнаружили у реки Гуаделупе, в 96,5 км. от Сан-Антонио, ранчерию  из 400 человек, вероятно, принадлежавшую вождю липан-апачей Куэро де Койоте. Большинство из воинов отсутствовали, охотясь на бизонов, поэтому испанцы быстро вошли в лагерь и захватили 30 мужчин, 90 женщин и 47 детей. Пленники были доставлены в Сан-Антонио, где мужчины были заключены в тюрьму, а женщины и дети были распределены между гражданами и миссионерами, с приказом обращаться с ними хорошо, но следить за ними, чтобы они не сбежали. Эта политика, казалось, была направлена на то, чтобы привлечь липан-апачей за стол переговоров. Получив пленников, Уррутиа отправил гонцов, чтобы уведомить вождей о предложении обменять всех пленников, с обещанием жить в мире, и согласиться на возведение новых миссий.

В апреле две женщины и мужчина, захваченные во время атаки  у  реки Гуаделупе, были освобождены, чтобы передать своему вождю сообщение о том, что если он подпишет мир, то испанцы освободят всех пленных липан, заключенных в тюрьму в Сан-Антонио.
В начале августа три эмиссара вернулись с заместителем вождя липан, сообщив Торибио де Уррутиа, что четыре вождя, один из которых Капитан Гранде, разбили лагерь на реке Гуаделупе с 200 людьми, ожидающими разрешения подписать соглашение, и  установить мирные отношения, чтобы вернуть своих пленников.
Спустя семь дней, 15 августа, апачи уведомили пресидио о своем прибытии дымовыми сигналами, как и было согласовано. На следующий день Уррутиа и миссионеры собрали солдат, поселенцев и индейцев, которые жили в миссиях, чтобы встретить пришедших.

Липаны пришли на следующий день, и провели следующие два дня, гуляя и посещая мессу. После религиозных церемоний испанцы начали освобождать пленников. Утром 19 августа липаны собрались с одной стороны площади, а поселенцы - с другой. В центре квадрата была вырыта большая яма, заполненная топором, конем, копьем и шестью стрелами. Вожди апачей и Уррутиа трижды обошли в танце вокруг ямы, вдохновляя липан-апачей и поселенцев присоединиться к своим лидерам в знак дружбы. В последующих документах сообщалось, что женщины и дети, служившие в домах поселенцев и миссионеров, не были освобождены до 28 ноября.

После 30 лет почти постоянной войны, липан-апачи и испанцы подписали мир, который продлился более 15 лет. Команчи, которые начали захватывать равнины Техаса, стали главным фактором, убедившим апачей искать союзников.
Благодаря добрым усилиям брата Бенито Фернандеса де Санта-Ана, четыре вождя липан  подписали 18 августа договор в Сан-Антонио (называемый Договором Аламо-Плаза), по которому апачи согласились прекратить свои нападения на территорию миссии Сан-Антонио в обмен на то, что испанские власти разрешили им передвигаться на территории, окружавшей пресидио де ла Байа (Голиад, округ Голиад, Техас), чтобы торговать и осуществлять обмен. В результате этого соглашения, в 1757 году на территории липан будут построены миссия (Санта-Круз-де-Сан-Саба, вдоль реки Сан-Саба, в 5 км к востоку от современного Менара, графство Менард, штат Техас), и пресидио. Мир открыл новую фазу мирных отношений между липан-апачами и испанцами.


1750

* Начиная с 1750 года, согласно Доминго Кабельо, губернатора Техаса, липан- апачи составляют одну треть от общего числа апачей, которые живут между Рио-Гранде и рекой Нуэсес, а остальные две трети проживают в Коауиле, где они объединяются с julime;os, недалеко от старой миссии Дульсе Номбре де Хесус де лос Пейотес (Вилла Уньон, Коауила).

* Начиная с этого года, испанцы строят цепочку пресидио от Тусона (округ Пима, Аризона) до Коауилы, чтобы защитить себя от атак апачей и команчей, в то время как эпидемия оспы распространяется среди липан-апачей, разбивших лагерь вдоль реки Гуаделупе, по-видимому, за счет заражения с помощью недавно освобожденных, которые были в плену в Сан-Антонио, и переехали жить рядом с рекой Нуэсес (Техас).

* В феврале отец Бенито Фернандез де Санта-Ана представил план создания миссий среди липан-апачей, которые живут вдоль реки Педерналес (приток Колорадо, выше по течению от Остина, штат Техас), и предложил передать сюда пресидио Сан-Антонио де Бехар (Сан-Антонио, округ Бексар, штат Техас), но его предложение не будет принято, и вскоре после этого он заболел и вернулся в  колледж Керетаро, будучи заменен президентом своих техасских миссий монахом Мариано де Лос-Долорес и Виана.

* В конце концов, несколько липан-апачей, посланных вождем Кокином, прибывают в пресидио Сан-Антонио-де-Бехар (Сан-Антонио, графство Бексар, штат Техас), чтобы предупредить капитана Торибио де Уррутиа, что их родственники, апачи-натагес, устали от такого мирного и скучного времени, и что богатый вождь, которого уважают все натагес, через несколько дней отправится на войну против испанцев.



1751

* В этом году апачи начали свои вторжения регулярно, через сеть поселений и маршрутов, по которым испанцы путешествуют через север Нуэва-Бискайя. Гиленьос, натаги и другие группы апачей совершили кражу скота на фермах недалеко от города Чиуауа, между 1751 и 1753 годами. Эти нападения были настолько важны, что епископство Дуранго сократило доходы от десятины вдвое.
Священник Намикипы (Чиуауа) Педро Пабло Вильявисенсио, ехал с людьми, направлявшимися из Намикипы в Санта-Клару (город в том же муниципалитете), подвергся нападению группы апачей. Священник показал, что группа состояла из мужчин и женщин из двух городов, которыми он управлял (Намикипа и Лас-Крусес), и из других соседних городов. Группа насчитывала 34 бойца. Пройдя 16 км, они достигли высоты Сьерра-де-Санта-Клара, «Где восемь моих индейцев  были оставлены накануне и ожидали, чтобы сопровождать нас» (что указывает на то, что они приняли меры предосторожности, отправив наблюдателей чтобы убедиться, что дорога была свободна от врагов). Священник спросил их, видели ли они врага, и ему ответили, что нет. Однако, как только они спешились чтобы поесть, они увидели апачей, которые тоже слезали с лошадей, на соседнем холме…  Из-за численного превосходства, им пришлось отступить…  «И, не имея возможности противостоять таким силам, мы отступили, и примерно в двух лигах (9,6 км) до того, как мы достигли города, враги перестали следовать за нами…».   В результате столкновения скончалась женщина, которая осталась на месте, где они ели.

На следующий день группа пошла забрать тело женщины, и обнаружила ее изуродованной.  По словам Гриффена, апачи считали, что нанесение увечий безжизненным телам не причиняет боли мертвым, они признавали, что иногда делали это в пылу мести, чтобы ответить на оскорбление, нанесенное этим человеком или группой, к которой он принадлежал.  Хотя апачи упрекали испанцев в том, что они начали практику скальпирования, иногда они поступали так же. Враждебность апачей была мотивирована местью и грабежом.

* В середине года жители Соноры отправляют экспедиции против апачей в горы Чирикауа (округ Кочис, штат Аризона).

* В этом же году отряд липан-апачей во главе с Bigotes, которые не признали  мир, заключенный с испанцами,  пересекает Рио-Гранде и поселяется в Коауиле, живя вдоль реки Эскондидо и Рио-Сан-Родриго.
* В этом году 20 ноября пима, или   O’odham, и папагосы гила, опустошают долину Каборка (Сонора), убив на следующий день падре Томаса Телло, главу миссии, чью церковь они разрушают в третий раз, и немецкого падре Энрике Рухену, ответственного за Сонойту (Сонойта, округ Пима, Аризона) 21 или 22 ноября, и между ними и миссиями Окитоа, Сарика и Тубутама (Сонора), более чем 200 испанских поселенцев. Также, опустошает миссию и город Тубак (округ Санта-Круз, Аризона). Восстание ослабляет оборону границы против апачей.


 
 





 





 


Рецензии