Корабль Двенадцать апостолов Айвазовского

Этот корабль изображён на многих полотнах великого мариниста И. К. Айвазовского.
             ***
Линейный трёхдечный парусник "Двенадцать апостолов" Иван Константинович Айвазовский изображал в своих великолепных маринах много раз. Исследователи его творчества утверждают, что видят корабль в батальных морских сюжетах, на фоне штиля, бурь, разбушевавшейся морской стихии и, конечно, в чётком парадном строю Черноморского флота-то у берегов Севастополя, то у Феодосии.

Исследователи творчества И.Айвазовского всегда вспоминают тот факт, что в 1846 году великий маринист организовал в Феодосии выставку своих работ. И тогда- ещё капитан первого ранга Корнилов, из Севастополя к берегу Феодосии направил шесть парусников. Впереди всех шёл "Двенадцать апостолов". Именно так капитаны решили поздравить любимца Черноморского флота. С тех пор "Двенадцать апостолов", этот красивейший линейный парусник, украшает многие картины Мастера морского пейзажа.

Черноморский флот России возглавляли тогда талантливейшие флотоводцы. Их имена вписаны золотыми буквами в историю флота России. Это-Ф.Ф.Ушаков, В.И. Истомин, Л.М. Серебряков, П.С.Нахимов, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев, В.А. Корнилов,А.И. Казарин...и др.

Именно благодаря им- парусный Черноморский флот, за более чем полтора века своего существования- одерживал победу над неприятелем. В морских сражениях, а их было много за этот период истории российского флота, ни один парусный военный корабль не погиб в бою!
На картине великого мариниста, которую он написал в 1886 году, мы видим как император Николай I с группой сопровождающих адмиралов-Нахимова, Корнилова, Лазарева, Истомина, и с участием самого художника, проводит смотр парада кораблей в Севастопольской бухте.

Почему-то сразу вспоминаются строчки Мандельштама:

"Бессоница. Гомер. Тугие паруса... Я список кораблей прочёл до середины... Сей выводок, сей поезд журавлиный ..."

"Список" возглавляет линейный флагман "Двенадцать апостолов", за ним -"Ростислав", потом "Ягудиил", "Святослав". Художник на полотне выстроил их в штиль. Море, словно бархатная ткань на поверхности музейной витрины. Ведь пройдёт всего четыре года и многие из этих кораблей, в том числе и "Двенадцать апостолов", на самом деле, станут такими "экспонатами"... Впереди Синопский бой-18 ноября 1853 года, последний бой парусных военных флотов... участники которого, спустя всего лишь год после этого знаменитого сражения- "Три святителя" и "Силистрия", будут затоплены по решению своих же капитанов в бухте Севастополя, чтобы преградить вход чужеземным кораблям в родную бухту.

На полотне Айвазовского- над флотилией-огромное небо, такого же цвета, что и море. Ничто не отвлекает зрителя от сюжета картины: только этот волнующий строй кораблей, с тугими от ветра парусами, которому все последующие поколения флотоводцев, безусловно-должны отдавать честь. И на каждом из них мы видим гордо реющий Андреевский флаг.

Но на картине-судьба "Двенадцати апостолов"-не жертвенна. Свинцовое серое небо-как потускневшее серебро -лист драгоценного сплава какой-то главной награды кораблю, которую пока ещё нельзя определить... Ведь после гибели корабля,его экипаж и 120 пушек фрегата, тоже встанут в свой строй- строй защитников Севастополя.

"Двенадцать апостолов"-корабль-крепость, корабль 1 ранга. Он был заложен на Николаевской верфи в 1838 году. Его братьями, но немного усовершенствованными, можно считать парусники "Париж" и "Великий князь Константин".


Истомин писал Лазареву при закладке парусника "Париж": "Я был душевно рад прочесть,что взамен "Варшавы" заложен 120-пушечный корабль "Париж" и что он строится по плану "Двенадцати апостолов". Распространяться об этом прекрасном корабле считаю излишним, но не могу не поздравить в. в. пр-во(с), что постройкой этого нового корабля вся старая грейговская ветошь Черного моря окончательно вычеркнется из списков..."

В июле 1841 году "Двенадцать апостолов"был зачислен в списки Черноморского флота. Первым его капитаном был В. А. Корнилов. Ему принадлежит эта фраза о корабле,стоящем на Севастопольском рейде- весной 1843 года: "Мне кажется, он теперь так хорош, что трудно лучше! Корабль этот, на который не могу наглядеться!.."

Айвазовский в 1844 году стал главным живописцем Главного Российского морского штаба. Ему присудили звание академика. Трудно ли быть художником-маринистом? Да не просто- художником,но ещё и главным живописцем Главного морского штаба? Наверное, трудно. С иронией об этом факте в судьбе Айвазовского читаем даже у замечательного писателя-мариниста Виктора Конецкого: " С тех пор я знаю,что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой..."

Секрет был прост: с раннего детства-страстная любовь к морю. После окончания симферопольской гимназии, Ивана Айвазовского направляют в академию художеств Петербурга. После Северной столицы юноша возвращается обратно в Крым, и в близкий круг его общения добавляются замечательные русские моряки, такие как Лазарев, Корнилов и др. Отсюда появляется интерес художника к флоту и морским баталиям.

26 сентября 1855 года в Севастопольской бухте "Двенадцать апостолов" разделил судьбу парусного флота -он был взорван.

Форштевень Двенадцати апостолов украшал двухглавый орёл. Пройдёт сто лет после памятного затопления кораблей, и в этой бухте Севастополя-недалеко от набережной- будет воздвигнут памятник Затопленным кораблям, венчать его будет тоже двухглавый орёл, но с лаврово-дубовым венком в клювах, венком славы и вечной памяти...

Русский парусный флот одержал много побед над численно и качественно превосходящим противником не только на Чёрном море. Под Андреевским флагом он был настоящим защитником мира в Европе... Надёжно защищал свои берега от неприятеля-даже в самые сложные периоды своей истории. И в Списках героических кораблей навсегда остался и парусник "Двенадцать апостолов"-любимец адмиралов и Айвазовского.

Один из сподвижников Петра I- Феофан Прокопович в своём Слове похвальном о флоте Российском" записал: "Видиши, о Россие, пользу флота твоего! Не только бо готова и сильна тебе от нападения неприятельскаго оборона, которой бы не имела еси, не имущи флота по вышепредложенному разсуждению,но и наступательная на онаго сила велика и виктории нетрудны".

"Слово похвальное о флоте Российском" -в устах самого гения морского пейзажа Ивана Константиновича Айвазовского прозвучало так: "Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и даёт мысль как художнику изобразить её на полотне."

Но ещё более громче "Слово" прозвучало через художественный образ гордого красивого линейного парусника- самого большого парусника в истории Российского флота "Двенадцать апостолов". Чья жизнь не закончилась после взрыва и затопления в Севастопольской бухте благодаря Айвазовскому, кто любил море больше своей жизни.

 Море и корабли. И среди них-Главный парусник "Двенадцать апостолов".


Рецензии