Великие люди от Авраама до Хокинга 14
Исследователю русского севера Якову Санникову все-таки не удалось открыть «Землю Санникова», более 100 лет будоражившую воображение мореплавателей многих стран. Мечта зовет к великим свершениям!
…
Итальянский драматург Витторио Альфьери возвратил театру дух классической трагедии. Его с полным основанием можно назвать отцом современного итальянского театра.
…
Политический деятель и пламенный оратор Габриэль Мирабо – трибун Великой Французской революции и одновременно тайный советник короля. Мирабо – символ продажности. Всю жизнь он метался между пламенной борьбой и угодничеством, обеспечивавшими ему благополучие. Тем не менее, политик умер в 42 года. От судьбы не убежишь!
…
Пьер-Симон Лаплас – французский ученый, мыслитель, политик, член шести академий наук и королевских обществ. Его надо отнести к представителям универсального знания.
Лаплас – математик, механик, физик и астроном, известен работами в области небесной механики, один из создателей теории вероятности. Он усовершенствовал почти все разделы этих наук.
…
Поэт Иоганн Вольфганг Гёте – духовный наставник немецкого народа. Вспомним его лирическое стихотворение «Март»:
Снег падает все боле,
И не приходит час,
Чтоб все цветочки в поле,
Чтоб все цветочки в поле
Порадовали нас.
Сиянием июня
Нам только лжет весна.
А ласточка-то лгунья,
А ласточка-то лгунья
Примчалась, но одна.
Один я. В дни расцвета
Уныло все кругом.
Но вмиг настанет лето,
Но вмиг настанет лето,
Лишь будем мы вдвоем.
Гёте – всечеловеческий гений.
Гёте – это воля, борьба, победа в философии, науке, литературе, искусстве.
Гёте провозглашает: «В начале было дело». У великого немецкого поэта имеется своя библия и своя религия!
Гёте – человек 100 профессий и 1000 талантов! Его собрание сочинений насчитывает 143 тома! Надо заметить, что поэт отличается беспримерной трудоспособностью.
Гёте – человек творческой воли и разума, деятельного добра, отзывчивой души и мощного духа. Гётевское восхождение к идеалу имеет четыре ступени: природа, жизнь, наука, искусство.
Гёте принимает жизнь всеми клеточками своего организма. Он, как и Фауст, не избегает земных радостей: веселится, странствует, иногда поклоняется Бахусу, но не забывает главного – служения искусству и науке. Любовь к какой-нибудь Маргарите рано или поздно отвергается им ради сладостной муки познания.
Тот, кто испытывает любовь к Богу или человечеству, хочет продлить миг блаженства. Это состояние емко выразил Гёте, вложив в уста Фауста бессмертные слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Женитьбой на простой девушке Гёте выказывает человечность и гражданское мужество. Поступок, достойный великого человека!
Аристократы духа оставляют в покое чахлых светских жеманниц. Они находят особое очарование в здоровой чувственной красоте простолюдинок. Гёте и Гейне женятся на полуграмотных матронах.
Венец любви 75-летнего Гёте – юная Ульрика фон Леветцов. Душа поэта стремится к чистоте и свежести невинного существа.
Иоганн Вольфганг Гёте и Александр Сергеевич Пушкин создают идеальный образ женщины кистью вдохновения, а подчищают его резцом скепсиса.
Иоганн Гёте, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор – атланты, держащие на руках небосвод литературы.
…
Писатель Александр Радищев – блестящий талант. Его молния обличения царизма ударила в тюремный каземат самодержавия.
Свободолюбивому Радищеву до того опостылела крепостническая Россия, что он принял яд в 53 года!
…
За участие в восстании неаполитанских патриотов композитора Доменико Чимарозу приговорили к смертной казни, к счастью, позже отмененной. Так происходит в жизни. Но в опере он беззаботно шутит и веселится, словно вездесущий Фигаро.
Музыка Чимарозы проста и радостна, как ясный Божий день!
…
Ходят слухи об отравлении Моцарта композитором-завистником Антонио Сальери. В наше время прошел суд над Сальери, который оправдал его: яд сплетни опаснее настоящего яда!
Сколько бы мы не гадали, отравил ли Сальери Моцарта, или это всего лишь слух, однако точно известно, что он был учителем трех гениев: Бетховена, Шуберта, Листа!
Музыка Сальери – это голубое итальянское небо над Веной.
Музыка Сальери озаряет Европу солнцем Италии.
Чтобы представить себе Венецию, послушайте «Венецианскую симфонию» Сальери: ее музыка изливает солнечный свет, радость и счастье!
Музыка Сальери лучезарная, теплая и приятная. Кроме того, она по театральному броская и эффектная. Ей свойственны непосредственность выражения эмоций, простота и ясность высказывания, песенный мелодизм – это именно то, что характерно для демократического искусства. Сальери обогащает австрийскую музыку подобно тому, как Муцио Клементи – английскую, Луиджи Керубини – французскую, Катерино Кавос – русскую.
Сальери – удачливый соперник Моцарта при венском дворе.
Сальери – самонадеян, Моцарт – своенравен. Разве могут они находиться в дружеских отношениях?
В 1787 году появляются две разные по характеру оперы – «Тарар» Сальери и «Дон Жуан» Моцарта: в первой из них торжествует дух свободы, во второй властвует рок, герой Сальери поднимает народ на борьбу с тираном, моцартовский герой – честолюбивый авантюрист, которого настигает заслуженная кара.
В опере «Тарар» Сальери прославляет героя, Моцарт в «Волшебной флейте» - мудреца. У композиторов разные взгляды на жизнь.
…
На какие благодеяния во имя любви способен мужчина, показывает история о крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, вышедшей замуж за графа Николая Петровича Шереметева.
В молодости русский барин путешествовал по Европе, где познакомился с трудами Монтескьё, Дидро, Руссо, оказавшими заметное влияние на его взгляды. Графская библиотека насчитывала свыше 16 тысяч томов, причем значительную ее часть составляли книги о театре и музыке.
Николая Петровича восхитил голос худенькой, с большими испуганными глазами Параши.
Этой талантливой девочке везло с самого начала. В 8-летнем возрасте живая, с утонченными не крестьянскими манерами малютка была взята в барский дом, где ее отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Девушка получила серьезное образование – много читала, обучилась французскому языку, музицировала, овладела правилами этикета. Когда граф Николай обнаружил в подростке артистическое дарование, он стал уделять ей особое внимание: подолгу беседовал, играл на клавикордах, заставлял петь. В 1779 году, когда девочке исполнилось 12 лет, в крепостном театре Шереметевых состоялось ее первое выступление. Дебют оказался успешным, и новой певице назначили «верховую дачу», то есть питание с барского стола.
Граф Николай Петрович выстроил новое здание театра, приурочив его открытие к визиту в родовое имение императрицы Екатерины. Это памятное событие произошло в 1787 году. Царица была очарована порывистой, вдохновенной игрой Прасковьи и подарила актрисе бриллиантовый перстень.
Через год умер старый граф Пётр Борисович Шереметев, и его сын Николай пустился в разгул и пьянство, забросил все дела, и только Жемчугова сумела вывести его из бездны.
Ради своей крепостной он воздвиг новый дом, реконструировал старый театр и выстроил еще один дом в Останкино, где его возлюбленная ощутила себя полноправной хозяйкой. Однако «вольную» она получила лишь тогда, когда тяжело захворала.
В 1801 году граф тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной, а вскоре на свет появился сын. Роды были тяжелыми, и три недели спустя Жемчугова умерла.
В память о любимой жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, чтобы «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам – приданое». Сейчас в этом здании размещается знаменитый Институт скорой помощи имени Склифосовского.
Великая любовь держится на сострадании и уважении к дорогому человеку, невзирая на то, к какому сословию он принадлежит.
…
Дмитрий Степанович Бортнянский – русский композитор украинского происхождения.
В 1769-1779 годах Бортнянский жил в Италии. Он учился у Галуппи и Мартини. Здесь он пишет три оперы на мифологические сюжеты: «Креонт», «Алкид», «Фабий». С 1779 года Бортнянский – капельмейстер, с 1796 – директор и управляющий придворной певческой капеллой.
Бортнянский – мастер многоголосного письма, создает наряду с Березовским новый тип русского хорового концерта.
Хоровые концерты Бортнянского – это Божественные по красоте песнопения.
Бортнянский – певчий в хоре ангелов!
Бортнянский – пасынок итальянской музыки.
…
В блестящих комедиях английского поэта Ричарда Шеридана кружатся в танце «беззаботное веселье» и «счастливая любовь». Так и тянет присоединиться к ним!
Жизнь комедиографа качалась на штормовых волнах: он создал знаменитую книгу «Школа злословия», был парламентарием, выкупил театр. Но слава изменила ему: писатель умер в нищете.
…
Легкого, грациозного, блестящего композитора Муцио Клементи заслуженно называют «итальянским Моцартом».
Муцио Клементи, Иоганн Гуммель, Джон Филд – творцы легкокрылой, фортепианной музыки.
…
Французский дипломат Шарль Морис Талейран – маятник, качающийся между революцией и монархией.
Талейран – мастер политической интриги, кукловод королей и министров!
Как бы мы ни относились к хитроумному министру иностранных дел в наполеоновском правительстве Талейрану, есть основания считать, что человечество обязано ему рождением гениального художника Эжена Делакруа. История курьезна, хотя в некотором отношении примечательна: от гения рождается гений!
…
Испанский композитор Висенте Мартин-и-Солер если не прост, то простоват, если не мелодичен, то напевен. Современники называли его «испанским Моцартом»!
…
Преподобный Серафим Саровский стяжает любовь народа жертвенным служением Господу Богу.
Серафим Саровский отличается беззаветным преклонением Богородице.
«В сердце человеческом может вмещаться царство Божие», - говорит Серафим Саровский. Добавим: «Не только Бог, но и вселенная»!
Предшественником Серафима Саровского был Тихон Задонский. У этих монахов много общего: отшельничество, молчальничество, уход в затвор, дар прозрения и целительства, пламенное религиозное чувство и постигающее тайны бытия глубокомыслие, готовность в любую минуту прийти на помощь к нищим, больным и осужденным. Им обоим характерно еще одно свойство: благоговейное почитание Девы Марии и Сына Божьего.
…
Российский император Павел I был самодуром. Он повелевал безрассудно, нахватавшись вершков в управлении государством. Придворные льстецы расправились с ним, чтобы не пустил Россию под откос!
…
Музыка Вольфганга Амадея Моцарта сверкает солнечными искрами счастья.
Произведения Моцарта очаровывают слух гармонией и красотой.
Никто никогда не затмит славу Моцарта – гения счастливой юности, солнечной музыки, божественной красоты.
О чем повествует музыка Моцарта? О горных лесах и лугах, о высоком и чистом небе, о светлой радости и безмятежном покое – все это окрестности Зальцбурга, города детства и юности Моцарта.
В музыке Моцарта сплетаются воедино радость и скорбь, жизнь и смерть.
У Моцарта – птичья душа. Но иной раз в его музыке раздается рык льва!
Моцарт слишком горд, чтобы служить королям и курфюрстам. Для него высший авторитет – Музыка!
Главные черты музыки Моцарта – изысканный артистизм и полет фантазии.
У Моцарта нет ни одной случайной ноты или банальной фразы! Он всегда нов и свеж.
«Волшебную флейту» Моцарта завершает гимн разуму, добру и справедливости – идеалам, образующим основу его мировоззрения.
Моцарт в жизни был простым и светлым человеком. Стоит ли удивляться, что он женился на Констанции, не слишком красивой девушке, однако с добрым сердцем? Если бы не хроническое безденежье и болезни, их 9-летний брак с полным основанием следовало бы назвать счастливым.
…
Михаил Соколовский в 23 года сочинил народно-бытовую оперу «Мельник – колдун, обманщик и сват». Она шла в театрах Москвы и Петербурга более 50 лет. Композитор использовал в ней русские народные песни, рекомендованные автором либретто.
…
Владимир Боровиковский – художник трех императоров: Екатерины II, Павла I, Александра I.
Демократичный по натуре и убеждениям Боровиковский писал портреты царских особ и одновременно воспитал талантливого крестьянского живописца Алексея Веницианова. Деятельность человека с широкой натурой плодотворна в различных сферах.
…
Судьба английского художника и поэта Уильяма Блейка трагична. Он смотрит на жизнь взглядом человека-изгоя.
В картинах и стихах Блейка присутствует хаотичная смесь добра и зла, света и тьмы, рая и ада: это экспрессионизм безумства, отчаяния и страха.
В поэзии Блейка встречается немало стихов, возвращающих нас в счастливый мир детства, на лужайках которого малыши дружат с добрым Богом.
По мысли Блейка в человеке присутствует Христос, а во Христе – человек! Это, так сказать, изначальный принцип творчества Блейка.
Есть в литературе особая порода людей – аутсайдеров, безумцев, люмпенов. Среди них английский поэт Уильям Блейк и русский писатель Василий Розанов.
…
Французский революционер Максимилиан Робеспьер – кровавый диктатор и добропорядочный семьянин. Приговаривая бывших товарищей к смертной казни, он не подозревал, что вскоре сам взойдет на эшафот.
Робеспьер боролся за свободу, равенство и братство с помощью адского орудия – гильотины.
Дерзкие люди бросают вызов обществу (Робеспьер, Наполеон), умные – ведут мирный диалог с обществом (Шопенгауэр, Ницше).
…
Шотландский поэт Роберт Бёрнс – певец хмельной любви.
Поэзия Бёрнса – это беспечное веселье, омытое горестными слезами.
Бёрнс воспевает любовь, дружбу и братство между людьми.
Бёрнс, словно очистительный весенний ветер, проносится над затхлой провинциальной жизнью.
…
Французский революционер Жорж Жак Дантон – Геркулес, извергающий потоки красноречия.
Когда Дантон был в отлучке, в Париже внезапно умерла его жена. Возвратившись домой, он, обливаясь слезами, приказал выкопать ее из могилы, чтобы в последний раз обнять супругу! И что же? Не прошло и полугода, как безутешный вдовец женился на другой женщине. Воистину, любовь необъяснима!
…
Строгие классические формы Казанского собора архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как нельзя лучше соответствуют облику величавого града на Неве.
…
На башнях немецкого поэта Фридриха Шиллера реют флаги свободы и братства.
Шиллер – рыцарь красоты и свободы.
Мятежный дух Шиллера разрушает барьеры тирании и социального неравенства.
…
Чешский композитор и пианист Ян Дуссек преподносит исполнителям опус подлинно светского музицирования. Он пишет ансамбль для арфисток и клавесинисток, играющих вместе с мужчинами-валторнистами. В этой изысканной, праздничной музыке исключительно богатое сочетание тембров.
…
Музыка Луиджи Керубини – символ и знамя Великой Французской революции.
Керубини – композитор французской республики и французской монархии. Его музыку считают своей граждане, находящиеся по разные стороны баррикад.
Творчество Керубини определяют две темы: триумфа и траура революции.
Герои опер Керубини – люди, совершающие подвиги во имя свободы и равенства, люди чести, долга, братской любви.
Керубини в музыке по-наполеоновски победоносен.
Музыка Керубини публицистичная и плакатная.
Керубини – художник Жак-Луи Давид в музыке: его мессы и реквиемы несут такую же глубокую скорбь, какая присутствует на картине Давида «Смерть Марата».
Музыку Керубини отличает гражданский пафос, торжество идеалов революции. Его произведения высоко ценит Людвиг ван Бетховен.
…
Композитор Евстигней Фомин удачно прививает черенок русской народной песни к оперному жанру.
Трудно назвать комическую оперу Фомина «Ямщик на подставе» оперой. Простенький сюжет из жизни народа иллюстрируется русскими народными песнями: распевными, бесконечно печальными или веселыми, плясовыми, разудалыми.
Свидетельство о публикации №221040901584