Великие люди от Авраама до Хокинга 14

Восемнадцатый век


Исследователю русского севера Якову Санникову все-таки не удалось открыть «Землю Санникова», более 100 лет будоражившую воображение мореплавателей многих стран. Мечта зовет к великим свершениям!

Итальянский драматург Витторио Альфьери возвратил театру дух классической трагедии. Его с полным основанием можно назвать отцом современного итальянского театра.

Политический деятель и пламенный оратор Габриэль Мирабо – трибун Великой Французской революции и одновременно тайный советник короля. Мирабо – символ продажности. Всю жизнь он метался между пламенной борьбой и угодничеством, обеспечивавшими ему благополучие. Тем не менее, политик умер в 42 года. От судьбы не убежишь!

Пьер-Симон Лаплас – французский ученый, мыслитель, политик, член шести академий наук и королевских обществ. Его надо отнести к представителям универсального знания.

Лаплас – математик, механик, физик и астроном, известен работами в области небесной механики, один из создателей теории вероятности. Он усовершенствовал почти все разделы этих наук.

Поэт Иоганн Вольфганг Гёте – духовный наставник немецкого народа. Вспомним его лирическое стихотворение «Март»:

Снег падает все боле,
И не приходит час,
Чтоб все цветочки в поле,
Чтоб все цветочки в поле
Порадовали нас.

Сиянием июня
Нам только лжет весна.
А ласточка-то лгунья,
А ласточка-то лгунья
Примчалась, но одна.

Один я. В дни расцвета
Уныло все кругом.
Но вмиг настанет лето,
Но вмиг настанет лето,
Лишь будем мы вдвоем.


Гёте – всечеловеческий гений.

Гёте – это воля, борьба, победа в философии, науке, литературе, искусстве.

Гёте провозглашает: «В начале было дело». У великого немецкого поэта имеется своя библия и своя религия!

Гёте – человек 100 профессий и 1000 талантов! Его собрание сочинений насчитывает 143 тома! Надо заметить, что поэт отличается беспримерной трудоспособностью.

Гёте – человек творческой воли и разума, деятельного добра, отзывчивой души и мощного духа. Гётевское восхождение к идеалу имеет четыре ступени: природа, жизнь, наука, искусство.

Гёте принимает жизнь всеми клеточками своего организма. Он, как и Фауст, не избегает земных радостей: веселится, странствует, иногда поклоняется Бахусу, но не забывает главного – служения искусству и науке. Любовь к какой-нибудь Маргарите рано или поздно отвергается им ради сладостной муки познания.

Тот, кто испытывает любовь к Богу или человечеству, хочет продлить миг блаженства. Это состояние емко выразил Гёте, вложив в уста Фауста бессмертные слова: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Женитьбой на простой девушке Гёте выказывает человечность и гражданское мужество. Поступок, достойный великого человека!

Аристократы духа оставляют в покое чахлых светских жеманниц. Они находят особое очарование в здоровой чувственной красоте простолюдинок. Гёте и Гейне женятся на полуграмотных матронах.

Венец любви 75-летнего Гёте – юная Ульрика фон Леветцов. Душа поэта стремится к чистоте и свежести невинного существа.

Иоганн Вольфганг Гёте и Александр Сергеевич Пушкин создают идеальный образ женщины кистью вдохновения, а подчищают его резцом скепсиса.

Иоганн Гёте, Лев Толстой, Рабиндранат Тагор – атланты, держащие на руках небосвод литературы.

Писатель Александр Радищев – блестящий талант. Его молния обличения царизма ударила в тюремный каземат самодержавия.

Свободолюбивому Радищеву до того опостылела крепостническая Россия, что он принял яд в 53 года!

За участие в восстании неаполитанских патриотов композитора Доменико Чимарозу приговорили к смертной казни, к счастью, позже отмененной. Так происходит в жизни. Но в опере он беззаботно шутит и веселится, словно вездесущий Фигаро.

Музыка Чимарозы проста и радостна, как ясный Божий день!

Ходят слухи об отравлении Моцарта композитором-завистником Антонио Сальери. В наше время прошел суд над Сальери, который оправдал его: яд сплетни опаснее настоящего яда!

Сколько бы мы не гадали, отравил ли Сальери Моцарта, или это всего лишь слух, однако точно известно, что он был учителем трех гениев: Бетховена, Шуберта, Листа!

Музыка Сальери – это голубое итальянское небо над Веной.

Музыка Сальери озаряет Европу солнцем Италии.

Чтобы представить себе Венецию, послушайте «Венецианскую симфонию» Сальери: ее музыка изливает солнечный свет, радость и счастье!

Музыка Сальери лучезарная, теплая и приятная. Кроме того, она по театральному броская и эффектная. Ей свойственны непосредственность выражения эмоций, простота и ясность высказывания, песенный мелодизм – это именно то, что характерно для демократического искусства. Сальери обогащает австрийскую музыку подобно тому, как Муцио Клементи – английскую, Луиджи Керубини – французскую, Катерино Кавос – русскую.

Сальери – удачливый соперник Моцарта при венском дворе.

Сальери – самонадеян, Моцарт – своенравен. Разве могут они находиться в дружеских отношениях?

В 1787 году появляются две разные по характеру оперы – «Тарар» Сальери и «Дон Жуан» Моцарта: в первой из них торжествует дух свободы, во второй властвует рок, герой Сальери поднимает народ на борьбу с тираном, моцартовский герой – честолюбивый авантюрист, которого настигает заслуженная кара.

В опере «Тарар» Сальери прославляет героя, Моцарт в «Волшебной флейте» - мудреца. У композиторов разные взгляды на жизнь.

На какие благодеяния во имя любви способен мужчина, показывает история о крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой, вышедшей замуж за графа Николая Петровича Шереметева.
В молодости русский барин путешествовал по Европе, где познакомился с трудами Монтескьё, Дидро, Руссо, оказавшими заметное влияние на его взгляды. Графская библиотека насчитывала свыше 16 тысяч томов, причем значительную ее часть составляли книги о театре и музыке.
Николая Петровича восхитил голос худенькой, с большими испуганными глазами Параши.
Этой талантливой девочке везло с самого начала. В 8-летнем возрасте живая, с утонченными не крестьянскими манерами малютка была взята в барский дом, где ее отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. Девушка получила серьезное образование – много читала, обучилась французскому языку, музицировала, овладела правилами этикета. Когда граф Николай обнаружил в подростке артистическое дарование, он стал уделять ей особое внимание: подолгу беседовал, играл на клавикордах, заставлял петь. В 1779 году, когда девочке исполнилось 12 лет, в крепостном театре Шереметевых состоялось ее первое выступление. Дебют оказался успешным, и новой певице назначили «верховую дачу», то есть питание с барского стола.
Граф Николай Петрович выстроил новое здание театра, приурочив его открытие к визиту в родовое имение императрицы Екатерины. Это памятное событие произошло в 1787 году. Царица была очарована порывистой, вдохновенной игрой Прасковьи и подарила актрисе бриллиантовый перстень.
Через год умер старый граф Пётр Борисович Шереметев, и его сын Николай пустился в разгул и пьянство, забросил все дела, и только Жемчугова сумела вывести его из бездны.
Ради своей крепостной он воздвиг новый дом, реконструировал старый театр и выстроил еще один дом в Останкино, где его возлюбленная ощутила себя полноправной хозяйкой. Однако «вольную» она получила лишь тогда, когда тяжело захворала.
В 1801 году граф тайно обвенчался с Прасковьей Ивановной, а вскоре на свет появился сын. Роды были тяжелыми, и три недели спустя Жемчугова умерла.
В память о любимой жене Николай Петрович построил в Москве Странноприимный дом, чтобы «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам – приданое». Сейчас в этом здании размещается знаменитый Институт скорой помощи имени Склифосовского.
Великая любовь держится на сострадании и уважении к дорогому человеку, невзирая на то, к какому сословию он принадлежит.

Дмитрий Степанович Бортнянский – русский композитор украинского происхождения.
В 1769-1779 годах Бортнянский жил в Италии. Он учился у Галуппи и Мартини. Здесь он пишет три оперы на мифологические сюжеты: «Креонт», «Алкид», «Фабий». С 1779 года Бортнянский – капельмейстер, с 1796 – директор и управляющий придворной певческой капеллой.

Бортнянский – мастер многоголосного письма, создает наряду с Березовским новый тип русского хорового концерта.

Хоровые концерты Бортнянского – это Божественные по красоте песнопения.

Бортнянский – певчий в хоре ангелов!

Бортнянский – пасынок итальянской музыки.

В блестящих комедиях английского поэта Ричарда Шеридана кружатся в танце «беззаботное веселье» и «счастливая любовь». Так и тянет присоединиться к ним!

Жизнь комедиографа качалась на штормовых волнах: он создал знаменитую книгу «Школа злословия», был парламентарием, выкупил театр. Но слава изменила ему: писатель умер в нищете.

Легкого, грациозного, блестящего композитора Муцио Клементи заслуженно называют «итальянским Моцартом».

Муцио Клементи, Иоганн Гуммель, Джон Филд – творцы легкокрылой, фортепианной музыки.

Французский дипломат Шарль Морис Талейран – маятник, качающийся между революцией и монархией.

Талейран – мастер политической интриги, кукловод королей и министров!

Как бы мы ни относились к хитроумному министру иностранных дел в наполеоновском правительстве Талейрану, есть основания считать, что человечество обязано ему рождением гениального художника Эжена Делакруа. История курьезна, хотя в некотором отношении примечательна: от гения рождается гений!

Испанский композитор Висенте Мартин-и-Солер если не прост, то простоват, если не мелодичен, то напевен. Современники называли его «испанским Моцартом»!

Преподобный Серафим Саровский стяжает любовь народа жертвенным служением Господу Богу.

Серафим Саровский отличается беззаветным преклонением Богородице.

«В сердце человеческом может вмещаться царство Божие», - говорит Серафим Саровский. Добавим: «Не только Бог, но и вселенная»!

Предшественником Серафима Саровского был Тихон Задонский. У этих монахов много общего: отшельничество, молчальничество, уход в затвор, дар прозрения и целительства, пламенное религиозное чувство и постигающее тайны бытия глубокомыслие, готовность в любую минуту прийти на помощь к нищим, больным и осужденным. Им обоим характерно еще одно свойство: благоговейное почитание Девы Марии и Сына Божьего.

Российский император Павел I был самодуром. Он повелевал безрассудно, нахватавшись вершков в управлении государством. Придворные льстецы расправились с ним, чтобы не пустил Россию под откос!

Музыка Вольфганга Амадея Моцарта сверкает солнечными искрами счастья.

Произведения Моцарта очаровывают слух гармонией и красотой.

Никто никогда не затмит славу Моцарта – гения счастливой юности, солнечной музыки, божественной красоты.

О чем повествует музыка Моцарта? О горных лесах и лугах, о высоком и чистом небе, о светлой радости и безмятежном покое – все это окрестности Зальцбурга, города детства и юности Моцарта.

В музыке Моцарта сплетаются воедино радость и скорбь, жизнь и смерть.

У Моцарта – птичья душа. Но иной раз в его музыке раздается рык льва!

Моцарт слишком горд, чтобы служить королям и курфюрстам. Для него высший авторитет – Музыка!

Главные черты музыки Моцарта – изысканный артистизм и полет фантазии.

У Моцарта нет ни одной случайной ноты или банальной фразы! Он всегда нов и свеж.

«Волшебную флейту» Моцарта завершает гимн разуму, добру и справедливости – идеалам, образующим основу его мировоззрения.

Моцарт в жизни был простым и светлым человеком. Стоит ли удивляться, что он женился на Констанции, не слишком красивой девушке, однако с добрым сердцем? Если бы не хроническое безденежье и болезни, их 9-летний брак с полным основанием следовало бы назвать счастливым.

Михаил Соколовский в 23 года сочинил народно-бытовую оперу «Мельник – колдун, обманщик и сват». Она шла в театрах Москвы и Петербурга более 50 лет. Композитор использовал в ней русские народные песни, рекомендованные автором либретто.

Владимир Боровиковский – художник трех императоров: Екатерины II, Павла I, Александра I.

Демократичный по натуре и убеждениям Боровиковский писал портреты царских особ и одновременно воспитал талантливого крестьянского живописца Алексея Веницианова. Деятельность человека с широкой натурой плодотворна в различных сферах.

Судьба английского художника и поэта Уильяма Блейка трагична. Он смотрит на жизнь взглядом человека-изгоя.

В картинах и стихах Блейка присутствует хаотичная смесь добра и зла, света и тьмы, рая и ада: это экспрессионизм безумства, отчаяния и страха.

В поэзии Блейка встречается немало стихов, возвращающих нас в счастливый мир детства, на лужайках которого малыши дружат с добрым Богом.

По мысли Блейка в человеке присутствует Христос, а во Христе – человек! Это, так сказать, изначальный принцип творчества Блейка.

Есть в литературе особая порода людей – аутсайдеров, безумцев, люмпенов. Среди них английский поэт Уильям Блейк и русский писатель Василий Розанов.

Французский революционер Максимилиан Робеспьер – кровавый диктатор и добропорядочный семьянин. Приговаривая бывших товарищей к смертной казни, он не подозревал, что вскоре сам взойдет на эшафот.

Робеспьер боролся за свободу, равенство и братство с помощью адского орудия – гильотины.

Дерзкие люди бросают вызов обществу (Робеспьер, Наполеон), умные – ведут мирный диалог с обществом (Шопенгауэр, Ницше).

Шотландский поэт Роберт Бёрнс – певец хмельной любви.

Поэзия Бёрнса – это беспечное веселье, омытое горестными слезами.

Бёрнс воспевает любовь, дружбу и братство между людьми.

Бёрнс, словно очистительный весенний ветер, проносится над затхлой провинциальной жизнью.

Французский революционер Жорж Жак Дантон – Геркулес, извергающий потоки красноречия.

Когда Дантон был в отлучке, в Париже внезапно умерла его жена. Возвратившись домой, он, обливаясь слезами, приказал выкопать ее из могилы, чтобы в последний раз обнять супругу! И что же? Не прошло и полугода, как безутешный вдовец женился на другой женщине. Воистину, любовь необъяснима!

Строгие классические формы Казанского собора архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как нельзя лучше соответствуют облику величавого града на Неве.

На башнях немецкого поэта Фридриха Шиллера реют флаги свободы и братства.

Шиллер – рыцарь красоты и свободы.

Мятежный дух Шиллера разрушает барьеры тирании и социального неравенства.

Чешский композитор и пианист Ян Дуссек преподносит исполнителям опус подлинно светского музицирования. Он пишет ансамбль для арфисток и клавесинисток, играющих вместе с мужчинами-валторнистами. В этой изысканной, праздничной музыке исключительно богатое сочетание тембров.

Музыка Луиджи Керубини – символ и знамя Великой Французской революции.

Керубини – композитор французской республики и французской монархии. Его музыку считают своей граждане, находящиеся по разные стороны баррикад.

Творчество Керубини определяют две темы: триумфа и траура революции.

Герои опер Керубини – люди, совершающие подвиги во имя свободы и равенства, люди чести, долга, братской любви.

Керубини в музыке по-наполеоновски победоносен.

Музыка Керубини публицистичная и плакатная.

Керубини – художник Жак-Луи Давид в музыке: его мессы и реквиемы несут такую же глубокую скорбь, какая присутствует на картине Давида «Смерть Марата».

Музыку Керубини отличает гражданский пафос, торжество идеалов революции. Его произведения высоко ценит Людвиг ван Бетховен.

Композитор Евстигней Фомин удачно прививает черенок русской народной песни к оперному жанру.

Трудно назвать комическую оперу Фомина «Ямщик на подставе» оперой. Простенький сюжет из жизни народа иллюстрируется русскими народными песнями: распевными, бесконечно печальными или веселыми, плясовыми, разудалыми.


Рецензии