Пуританский Массачусетс теократия или демократия?

ПУРИТАНСКИЙ МАССАЧУСЕТС: ТЕОКРАТИЯ ИЛИ ДЕМОКРАТИЯ?
Джон Парамино

В 1534 году король Англии Генрих VIII порвал с Римско-католической церковью и учредил Церковь Англии (англиканскую церковь). Эта протестантская церковь отвергла авторитет папы, но сохранила многие практики римского католицизма, его ритуалы, таинства и устройство в форме епископов, управлявших церковью. К 1600 г. растущая группа англикан сочла, что их церковь по-прежнему слишком похожа на католическую, которую они осуждали как ложную церковь. Этих людей стали называть пуританами - поскольку они стремились очистить Церковь Англии и сделать ее проще и более библейской.
Ключевое различие между пуританами и большинством англикан заключалось в понимании будущей жизни и спасения человека от ада. Если Церковь Англии по-прежнему учила, что верующий во Христа должен следовать церковному учению и участвовать в таинствах, чтобы спастись, то большинство пуритан приняли учение Жана Кальвина, одного из главных лидеров протестантской Реформации в Европе. Кальвин учил, что только Бог избирает тех, кто получит спасение, и отвергает тех, кто его не получит. Пуритане верили, что Бог дает также внешние признаки спасения в благочестии.
 Церковь Англии, однако, по большей части отвергала богословие Кальвина. Пуритане были вынуждены собираться в отдельные группы, в которых они заключали ковенант - согласие повиноваться воле Божией, как она открыта в Библии. В этих общинах завета они сосредоточились на чтении Библии, проповеди и следовании библейскому закону Божию.
В Англии пуритане все больше беспокоились о том, что множество людей не следуют Божьим заповедям, и опасались, что Бог накажет за это весь народ. Они тяжело страдали от правления Карла I, который игнорировал все английские свободы и насаждал англиканскую религию в своем понимании.

Посланные в пустыню

Джон Уинтроп родился в 1588 году в семье крупного землевлалельца. Он учился в Кембридже и управлял землями отца, и, изучив право, стал мелким королевским чиновником. Рано женившись, он попал в пуританское движение.
В 1629 г. король Карл дал хартию группе купцов, которые хотели основать торговую колонию в Новой Англии. Эта хартия позволила образовать Компанию Массачусетского залива, где большинство акционеров, в том числе Джон Уинтроп, были пуританами. На организационном собрании акционеры проголосовали за перевод всей компании в Массачусетс. Они также сделали своей главной целью создать для пуритан место, где они могли бы жить "под Божьим правлением". В итоге они избрали Уинтропа губернатором колонии. Согласно королевской хартии, акционеры компании имели исключительную власть создавать правительство колонии.
В 1630 году, в ходе того, как группа примерно из 400 пуритан отплыла в Америку, Уинтроп произнес первую речь, где он изложил свои религиозные взгляды и миссию. Он придавал большое значение необходимости для всех верующих объединиться и помогать друг другу "ради общего блага". Уинтроп также описал особый завет между пуританами и Богом, призванный продвигать Божью волю в колонии. Уинтроп заявил, что пуритане должны жить вместе, чтобы "осуществить наше спасение силой Божией и в чистоте Его святых таинств и законов". Но самое главное - он утверждал, что пуритане создадут модель неповрежденной Церкви и благочестивого общества. Именно в этом смысле он употребил библейское выражение: "Мы будем градом на холме". Если, как предупреждал он,  этому начинанию воспротивятся, "многие будут хулить Бога" и колония неминуемо погибнет.
Уинтроп описал миссию пуритан в Массачусетском заливе как подлинный пример благочестивого правления. "Те, кто остался в Англии, увидят Божью волю в действии, начнут следовать Божьим заповедям и будут спасены". Позже пуритане назвали это "посланием в пустыню".

Конгрегационализм

12 июня 1630 года, после двухмесячного плавания на четырех кораблях, пуритане высадились в Салеме, в колонии Массачусетс. В ту пору Салем был бедным поселением из хижин, которые теснились между морем и густым лесом. Губернатор Уинтроп, однако, решил основать новый город под названием Бостон, который вскоре стал столицей колонии.
Пуритане сначала сосредоточились на создании своих церквей. Первая же группа собралась вместе, чтобы сформировать “общину завета”, обещая повиноваться Божьим законам. Каждое собрание, называемое конгрегацией, избирало своего служителя и устанавливало свои церковные правила. Таким образом, каждая конгрегация была независимой и самоуправляемой, в отличие от англиканской церкви с ее правящими епископами. Один из недостатков этой независимость была возможность разделения. Это могло угрожать единству колонии, которое Уинтроп считал столь важным.
Стать членом конгрегации было нелегко. Люди должны были свидетельствовать перед собранием и попытаться показать, что они были избраны Богом для спасения. Согласно пуританам, те, кто до конца жизни не прошел это испытание или отказался подать заявку на членство в церкви, были обречены на ад.

Общий суд

Первое правительство в колонии было создано в соответствии с уставом Компании Массачусетского залива. Лишь около дюжины акционеры общества, в том числе Уинтроп, прибыли в колонию в первом же рейсе. Согласно уставу компании акционеры были названы “свободными людьми”, и только им было разрешено голосовать назначение за правительственных чиновников. На их первой встрече в августе 1630 г. акционеры  подтвердили назначение Уинтропа губернатором, выбрали заместителя губернатора и семь помощников для принятия законов колонии. Помощники также выполняли функции судей колонии и высшего апелляционного суда. Таким образом, девять офицеров стали также правительством колонии, называемым Общим судом.
В октябре 1630 г. состоялось первое заседание Общего суда. Губернатор Уинтроп настаивал на приглашении публики и убедил остальных офицеров объявить всех присутствующих взрослых мужчин "свободными". Новым "свободным" было разрешено проголосовать за семерых помощников, которые затем выбрали губернатора (опять же Уинтропа) и его заместителя. Уинтроп считал, что правительство должно основываться на полном согласии управляемых. Октябрьское заседание суда закончило тем, что предложило всем взрослым мужчинам-колонистам подать заявление на статус "свободных". На следующий год в Общем суде более 100 человек приняло присягу на это звание с правом избрания помощников. Общий суд, однако, принял и другие законы. Пуритане Массачусетского залива отделяли церковь от государства, но не признавали отделение государства от Бога. Поэтому в дальнейшем право голоса и присвоение статуса свободных было ограничено только членами конгрегаций, что должно было гарантировать благочестивое правительство.
Возможно, первый налоговый бунт в Северной Америке произошел в 1631 году, когда члены конгрегационалистской церкви в Уотертауне возле Бостона воспротивились налогу на строительство укреплений для защиты колонии. Местный священник и прихожане возражали против того, что Общий суд ввел этот налог без согласия народа. Губернатор Уинтроп смог успокоить мятеж. Он указал, что теперь все "свободные" имеют право избирать помощников суда. Тем не менее в 1632 г. Общий суд приказал каждому городу выбрать по два представителя для обсуждения взглядов на налоги с губернатором и помощниками. В том же году Общий суд разрешил всем "свободным" непосредственно избирать губернатора и его заместителя. Тем не менее помощники суда по-прежнему обладали властью издавать все законы.
В 1634 голу вновь уполномоченные "свободные" потребовали пересмотра устава Компании Массачусетского залива. Они настаивали на том, что законотворческая власть должна предоставляться всем свободным гражданам колонии, а не только помощникам суда. На сей раз губернатор Уинтроп выступил против участия этих людей в законотворческом процессе. По его словам, достаточно будет избрать уполномоченных и помощников, иметь же большее количество людей, допущенных к принятию законов, будет просто непрактично. В конце концов, Уинтроп и другие главные судебные чиновники начиная с 1634 года уполномочили все города колонии избирать депутатов, разделяющих с помощниками суда право принимать законы и утверждать налоги. Сначала помощники и депутаты действовали сообща в одном законодательном органе.
В дальнейшем, однако, Уинтроп оказался втянут в еще один законодательный и судебный спор. В 1642 году он согласился с мнением помощников суда, что у них должно быть право вето на законы, одобренные городскими депутатами. "Если это право убрать, - предупредил он, - наше правление станет просто демократией". Уинтроп обычно предпочитал компромисс для разрешения разногласий. В конце концов он предложил, чтобы и помощники, и депутаты получали согласие друг друга на принятие закона.  Это был ранний вариант схемы "сдержек и противовесов", который позже стал основной частью Конституции США.
 В 1644 году помощники и депутаты согласились разделить Общий суд на две палаты. Лица, не имеющие церковного членства, могли обращаться с петициями к правительству, участвовать в работе городского собрания, а после 1647 года также голосовать за городских чиновников. Они не могли тем не менее голосовать за членов Общего суда. Избиратели Массачусетса по-прежнему составляли гораздо больший процент населения, чем в Англии, где социальное положение и право собственности сильно ограничивали право голоса у народа.

Церковь и государство

Мы сказали, что пуритане Массачусетского залива отделяли Церковь от государства, но не государство от Бога. Конгрегационалистская церковь не имела формальной власти в правительстве. Служителям не разрешалось занимать какие-либо государственные должности. Тем не менее пуритане ожидали, что правительство будет защищать Церковь, наказывать за грехи, включая богохульство, ересь и прелюбодеяние.
Пуританский священник Джон Коттон объяснял природу пуританского правительства. Коттон писал, что Библия одобряет королевскую власть или аристократическое государство из лучших людей, но она не одобряет демократию. Однако Коттон предостерегал от склонности людей позволять власти лезть им в голову: именно "поэтому необходимо, чтобы всякая власть была ограничена". 
Пуританское законотворчество касалось всех сторон жизни. Законодатели Общего суда устанавливали цены на товары и заработную плату, чтобы контролировать инфляцию. Они регулировали продажу алкоголя, запрещали курение и карточную игру. В 1636 году они основали Гарвардский Колледж, первую высшую школу  в американских колониях, а в 1642 году  потребовали от всех родителей учить детей чтению, чтобы они могли понять Библию. Наряду с судьями были их помощники и присяжные заседатели, проводившие гражданские и уголовные процессы, где выносились приговоры осужденным за преступления. Наказания включали штрафы, порку, заключение в колодки, изгнание и смерть.
В середине 1630-х годов Роджер Уильямс стал открыто проповедовать сепаратистские идеи, призывая пуритан осудить англиканскую церковь как “антихристианскую". Он также утверждал, что правительство колонии не должно играть никакой роли в религиозных вопросах. Судимый за то, что колониальное правительство называло “опасными взглядами”, он был изгнан из колонии. Затем он основал колонию Род-Айленд, которая способствовала религиозной свободе. Примерно в то же время Энн Хатчинсон судили за ересь, когда она выступала против пуританской веры во внешние признаки Божье спасение. Нужно заглянуть внутрь себя, чтобы найти Божий Святой Дух, считала она, и это важнее. Она была признана виновной, отлучена от церкви, а затем изгнана. Она присоединилась к Уильямсу в Род-Айленде.
Пуритане Массачусетского залива выступали против идеи религиозной терпимости. В дополнение к Уильямсу и Хатчинсон, они запретили католикам, англиканам, баптистам и квакерам открыто поклоняться и проповедовать. Джон Уинтроп одобрил изгнание, считая, что оно необходимо для предотвращения разобщенности в колонии.

Свод свобод

В 1635 году Общий суд и городские депутаты создали комитет по подготовке письменного свода законов для колонии. Кодекс этот должен был включать традиционные английские свободы, но также отражать  Божьи законы. В 1641 году, после нескольких проектов, Общий суд принял “Массачусетский Свод свобод”, содержащий 98 положений. Большинство положений этого документа фактически составляли Билль о правах. Многие из этих положений включали принципы, которые позже нашли свое отражение в праве США. Другие положения выходили за рамки  нашего Билля о правах. Они объявили равенство перед законом для всех (в том числе иностранцев), а также запретили избиение жен, рабство, жестокое обращение с детьми, слугами и сельскохозяйственными животными. В другом разделе перечислялись 12 преступлений,  караемых смертной казнью, основанных на Библии, таких, как богохульство, преднамеренное убийство, прелюбодеяние, колдовство и восстание против государства. Однако на практике пуритане редко применяли смертную казнь.

Упадок пуританской власти

К 1640-м годам правительство Массачусетского Залива превратилось из совета директоров компании в выборную представительную систему, действовавшую на основании согласия управляемых. Пуритане добились этого независимо от короля и парламента, и это было далеко впереди того, что существовало в Англии. Со временем пуритане стали дорожить своей почти полной независимостью от Англии. Они также были склонны довольно скептически относиться к любому правительству, в том числе и к своему собственному.
После 1660 года король Карл II и его брат Яков II, который сменил Карла, попытались  навязать королевскую власть Массачусетскому заливу. Королевский суд отменил устав колонии, что привело к сильному политическому сопротивлению и восстанию в Бостоне. После того как Вильгельм и Мария взошли на английский престол в 1689 году, Массачусетс наконец согласился на новую компромиссную хартию. Он сохранил основные положения Свода свобод. Приведем выдержки из этого документа. Попробуйте сопоставить свободу в каждом отрывке с аналогичным правом, содержащимся в одной или более из десяти поправок к Биллю о правах США.
1. “Ни одна человеческая жизнь не должна быть отнята ... ни одно имущество или имущество человека не может быть отнято ... если только это не будет сделано в силу ... какого-либо прямого закона страны”.
8. “Ничей скот и имущество... не могут быть изъяты в общее пользование без компенсации, доступной стране".
18. “Ни один человек не может быть заключен под стражу или  тюрьму ... до того, как закон приговорил его к этому, если он может обеспечить достаточную безопасность м гарантировать его надлежащее поведение".
26. “Каждый человек, который считает себя неспособным отстаивать  собственное дело в любом суде, имеет свободу [использовать] любого человека, против которого суд
не возражает, чтобы помочь ему ”
29. “Во всех действиях по закону истец и ответчик по взаимному согласию имеют право выбирать, будут ли они судимы судом присяжных или иным судом... Такая же свобода предоставляется всем лицам по уголовным делам”.
42. “Никто не может быть дважды осужден гражданским правосудием за одно и то
же преступление, проступок или посягательство”.
70. “Все свободные люди, призванные давать какие-либо советы, голосовать, выносить вердикты или приговоры в любом суде, совете или гражданском собрании, имеют полную свободу делать это в соответствии со своими истинными суждениями и совестью".
Массачусетский свод свобод предполагал, что Общий суд избирал городских депутатов, которые выбирали губернатора, а также заменял помощников. Но король назначал губернатора, который мог наложить вето на любой закон, принятый Общим судом. Новый устав также положил конец ограничению права голосования только членами церквей и заменили его требованием владения собственностью.
Видение Джона Уинтропа о “гроае на холме” почти исчезло после того, как он и первое поколение пуританских лидеров умерли. Постепенно все больше непуританских
иммигрантов приезжало в Массачусетс с другими интересами и целями, нежели религиозные. Король требовал религиозной терпимости к англиканам, баптистам и квакерам. Некоторые считали пуританское “благочестивое правление” просто еще одним видом тирании. Религиозная миссия пуритан - “послание в пустыню” - была в значительной степени не осуществлена. Тем не менее, они разработали важные политические и правовые идеи, которые способствовали основанию Соединенных Штатов более чем столетие спустя.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии