Мечты детства - быть или не быть?

       Фото из открытого источника. Это не "моя" крепость (там работы прекратились в конце 70-х), но место раскопок так похоже.


       В детстве я очень много читала. И очерки путешественников, и записки натуралистов, и репортажи с места раскопок. Соответственно, я постоянно колебалась в выборе будущей профессии: хотелось быть и геологом, и географом (еще лучше – океанологом), и зоологом, и историком, и еще кем-нибудь, чья профессия связана с выездами за пределы цивилизации, в почти необжитые края.
       Почему я не стала ни тем, ни другим, ни третьим? Потому, что мечты начали как бы сбываться еще до окончания школы.
 
       Будучи ученицей 8-ого класса, заглянула в Дом пионеров, а там как раз вот-вот должна была начаться лекция об истории нашего региона Я осталась послушать. Выступал молодой ученый ("молодой" - это я невольно добавила с высоты прожитых лет, парню было около 30, и был он, скорей всего, еще не ученый, лишь МНС). Тогда-то и узнала, что живем мы на территории, где свыше 1000 лет назад располагалось государство Уструшана. М.В. говорил о том, что Уструшана была очень богатым государством для своего времени, занимая ключевые посты на Великом Шелковом Пути. Впоследствии, будучи завоеванным более могущественным соседом - Саманидской державой - стало всего лишь одной из областей огромного владения. Лекция оказалась очень интересной, а еще интереснее было предложение лектора, что его группа в данный момент исследует одну из приграничных крепостей того времени, и если ребятам интересно, то в ближайшее воскресенье можно организовать экскурсию.
       Разумеется, я была одной из первых, кто записался. Экскурсия мне очень понравилась. То ли крепость, и без того полуразрушенная, была специально засыпана людьми (мол, чтобы даже памяти о ней не осталось), то ли местные ветра за 1000 с лишним лет намели столько земли, что скрыли руины, факт то, что одинокий холм привлек внимание историков, и они решили его исследовать, а в процессе исследования наткнулись на необожженный кирпич. Попутно выяснилось, что хотя впечатляющих гор поблизости не наблюдается, однако, одиночный скальный выступ имелся. К нему-то древние архитекторы крепость и пристроили.
       Под конец экскурсии молодой ученый (его инициалы М.В.) посетовал, что дело продвигается катастрофически медленно, не хватает рабочих рук и ассистентов. И я, преисполненная интереса и сочувствия, предложила свою персону в качестве рабсилы, договорившись с молодым ученым, что на каникулах готова принять участие в раскопках.
       Буквально на 2-ой или 3-й день каникул я (с одобрения родителей, а как же иначе) вместе с М.В. поехала в городок Беговат (так тогда назывался нынешний Бекабад), где жили работники экспедиции во время сезона раскопок.
       Сначала интерес горел и пылал ярчайшим пламенем, и я с азартом выполняла все указания: надо копать (лопатка специальная, маленькая, но все-таки лопатка) – копала, надо заполнять мешочки образцами и тут же надписывать по полной форме – заполняла и надписывала, надо было сбегать за водой к ближайшему питьевому источнику – хватала ведра и бежала. Но через неделю азарт иссяк.
       Выяснилось, что мой интерес к истории несравнимо слабее, чем у того самого В.М., а ведение полевого дневника – очень нудное занятие (В.М. диктовал, я записывала, и то, моей усидчивости для заполнения не то чтобы не хватало, но я пожалела, что вызвалась, уж очень муторное дело). Стало понятно, почему постоянно не хватает рабочих рук, зарплата рабочим казалась слишком мизерной для такой нудной и неинтересной работы, к тому же под палящим солнцем. Переносные тенты натягивались, но тенты защищали только от прямых лучей июньского, еще не самого жаркого, солнца. А от духоты тенты не спасали.
       Возможно, все неурядицы отошли бы на второй план, если бы из-под слоя почвы извлекались достойные (с моей точки зрения) находки: посуда (пусть битая, но до такой степени, что остается узнаваемой), монеты и украшения (опять-таки, неважно какой степени сохранности, пусть мятые, "надкусанные" или перекрученные, но чтобы даже дилетант вроде меня понял бы, что ему попалось), кусочки пергамента (чтоб в нашем сухом климате - да не сохранились? Девочке-подростку очень хотелось верить в такое чудо), наконечники стрел или копий (знаю, что в те времена металл был дорог, и согласна была откапывать костяные  или кремниевые). где же крохи тех богатств, о которых писали путешественники древности? Я соглашалась, что эта крепость могла быть одной из самых ранних, когда Уструшана еще не достигла своего расцвета, поэтому не стоит ожидать неподъемных кованых сундуков с золотыми изделиями. Я и не ждала, тем не менее... Хоть что-нибудь... Но, увы, я четко видела только кладку стен из необожженных кирпичей, а в мешочки для сбора образцов закладывались какие-то щепочки, какие-то булыганы, в которых я при всем старании не могла разглядеть намек на обработку, просто горсти земли вперемешку с мусором непонятного происхождения. М.В. утверждал, что в этом мусоре как раз-таки можно обнаружить мельчайшие лоскутки кожаных изделий и тканей. Даже следы рассыпавшегося в прах металлического оружия. Я ему верила, но мне уже ничего искать не хотелось, перегорела.

       Меня хватило лишь на месяц. Жалко стало тратить каникулы на бесполезный, как мне тогда показалось, труд. Когда я принесла заявление на увольнение (да, я не просто так занимала место в комнате общежития и столовалась из общего котелка, я была оформлена по всем правилам и за участие в раскопках уструшанской крепости мне начислили первую в моей жизни зарплату) В.М. меня не удерживал, лишь посетовал:
       - Жаль, очень жаль. Я-то уж было обрадовался, что встретил такую же увлеченную душу, как сам. Удачи тебе, Аглая, в поисках своего места в жизни.
       Так я отказалась от мысли стать историком.

       Вторая мечта – стать геологом или географом тоже не выдержала встречи с повседневностью. Дядя-геолог о своей профессии всегда отзывался сдержанно-положительно, но он вообще был немногословным. А красующиеся в качестве элементов декора срезы камней волновали и вдохновляли на поиски подобной красоты. Дядя не скрывал, что его основная профессия – геофизик, а отшлифованные срезы половинок камней результат либо случайных находок, либо подарок от коллег. Но разве слова, даже самые правдивые, приземлят разыгравшееся воображение. Неудивительно, что на следующее лето я напросилась к дяде на полевые работы.
       Дядя был прав, ничего особо интересного в работе геофизиков я не углядела. Возможно, если бы мы проживали в полосе с более прохладным климатом, если бы исследования земных недр проводились бы не в столь засушливом районе, я бы какой-никакой интерес сохранила. Но, опять-таки – пыль, жара, на рабочем месте жажду утоляешь неприятно-теплой водой...  Хотя все-таки климатические условия не самое главное, они лишь добавили свою "соломинку" на спину верблюда. Городская девочка, мнящая себя сверхвыносливой, не выдержала испытания однообразием, монотонностью и отсутствием результата, видимого здесь и сейчас.
       Иногда к геологам заезжали синоптики с ближайшей метеостанции. Их рассказы о том, чем они занимаются, слушать интересно, но успев более-менее хлебнуть "романтики", я могла прикинуть, что ожидает на этом поприще. А буквально через месяц довелось понаблюдать синоптиков и за работой. Не тех, кто наносил визиты геофизикам, я уже поняла, что в степи или полупустыне меня не прельстит никакая работа.
       Занесла меня судьба (вместе с семейством еще одних родственников) на отдых в предгорья. Там синоптики по сравнению с геологами работали просто в райских условиях: зелень, прохлада, журчащий ручей... Но меня удручала рутинность их действий. Каждые полчаса (а то и чаще) снятие показаний приборов и никакой творческой "отсебятины"! То, что никакой "отсебятины" - это правильно, но монотонность проделываемого, механическое выполнение действий, предписанных инструкцией... В 15 лет это казалось ужасом ужасным. К тому же синоптиков было всего трое. Представила, каково это: минимум полгода (если не дольше) видеть всего две физиономии!!! Я не слишком компанейский человек, но даже для меня видеть пару чересчур привычных лиц в режиме 24/7 более полугода было бы напряжно. Жаль, что тогда не уточнила: их перед отправкой на станцию на психологическую совместимость проверяют или эта самая совместимость выявляется в процессе сотрудничества?
       Если бы я поступила на геофак и получила бы назначение на одну из метеостанций, я бы отработала положенный срок. Но, уверена, не задержалась бы ни на один дополнительный день. А раз судьбе было угодно просветить меня заранее, то неудивительно, что геология, и география тоже были вычеркнуты из списка мечтаний.


P.S. Судьбе все-таки было угодно на 5 лет занести меня в Комитете геологии. Но в Комитете я в кабинетных условиях занималась обработкой результатов полевых изысканий. В поле выезжала исключительно по своему желанию, не более чем на пару недель. Расчеты, рельефы, прогнозы - мне нравилась такая работа, даже стала задумываться о получении 2-ого, сугубо геологического образования. Но не срослось...


Рецензии