17. 2 Человек раб своего тела

                Существуют теории о том, что человек должен развивать духовную и моральную сторону своей природы; добившись результатов в этом направлении, он не будет встречать препятствий со стороны тела. Возможно,  это или нет?

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:

 (стр. 436) «Да и нет. Всё дело в одном «если». Если человек достигнет совершенства в моральной и духовной природе, не встречая препятствий со стороны тела, тело не будет мешать его дальнейшим достижениям. Но, к несчастью этого никогда не бывает, потому что тело мешает с первого же шага, мешает своим автоматизмом, своей привязанностью к привычкам, но более всего своим неправильным функционированием. Развитие моральной и духовной природы без помех со стороны тела теоретически возможно, но это справедливо лишь в случае идеальной работы тела. А кто может сказать, что его тело работает идеально?

Кроме того, в самих словах «моральный» и «духовный» скрывается обман. Я уже нередко объяснял раньше, что, говоря о машинах, нельзя начинать с их «моральности» или «духовности»; нужно начинать с их механичности и с законов, управляющих этой механичностью. Бытие человека номер один, номер два и номер три – это бытие машин, которые могут перестать быть машинами, но всё же не перестали быть ими.

- Но разве невозможно на волне эмоций сразу же перенестись на другой уровень бытия? – спросил кто-то.

- Не знаю, мы опять говорим на разных языках. Волна эмоций необходима, но она не в состоянии изменить двигательные привычки; сама по себе она не заставит центры работать правильно, если эти центры всю жизнь работали неправильно. Чтобы изменить и исправить всё это, требуется особенная, длительная работа. Тогда вы и говорите: перенести человека на другой уровень бытия. Но с этой точки зрения человек для меня не существует. Есть сложный механизм из множества сложных частей. «Волна эмоций» появляется в одной его части, а другие части, возможно, не будут ею затронуты. В машине невозможны никакие чудеса. Уже одно то, что эта машина способна измениться, достаточно чудесно. А вы хотите, чтобы были нарушены все законы.

- А как же разбойник на кресте? – спросил кто-то из присутствующих, - Есть в этом что-то или нет?

- Это совсем другое дело, и здесь иллюстрируется совсем иная идея. Во-первых, дело происходит на кресте, то есть среди ужасных страданий, подобных которым обычная жизнь не знает; во-вторых, в момент смерти. Речь идёт о последних мыслях и чувствах человека. В обычной жизни они проходят, сменяясь другими, привычными мыслями. В жизни не может быть продолжительной волны эмоций, поэтому она и не может вызвать перемену бытия.

И далее, нужно понять, что мы говорим не об исключительных случаях, которые могут возникнуть, а могут и не возникнуть, а об общих принципах о том, что случается с человеком ежедневно. Обычный человек, даже если он  и придёт к пониманию необходимости работы над собой, остаётся рабом тела. Он раб не только известной и видимой деятельности тела, но и раб его невидимой и неизвестной деятельности, и как раз именно она держит его в подчинении. Поэтому когда человек решил бороться за свободу, он в первую очередь должен бороться с собственным телом.

Сейчас я укажу вам только на один аспект функции тела, который в любом случае необходимо регулировать. Пока эта функция осуществляется неверно, никакая иная работа, моральная или духовная, не в состоянии вестись правильно.

Вспомните, как мы говорили о работе трёхэтажной фабрики, и я указывал вам, что большая часть энергии, производимой фабрикой, тратится безполезно; среди всех прочих трат, энергия расходуется и на ненужное мускульное напряжение. Это ненужное мускульное напряжение пожирает огромное количество энергии, и при работе над собой необходимо обращать внимание, прежде всего, на это.

Говоря о работе фабрики вообще, нужно обязательно установить, что нам необходимо прекратить безполезную трату энергии ещё до того, как появится какой-нибудь смысл в увеличении продукции. Если продукция увеличится, когда эта безполезная трата ещё не остановлена и ничего не сделано, чтобы её остановить, производимая новая энергия будет лишь увеличивать ненужную растрату сил, и это может даже вызвать нездоровые явления. Поэтому одной из первых вещей, которые человек должен освоить до какой-либо физической работы над собой, является уменье наблюдать и чувствовать мускульное напряжение и быть способным при необходимости  расслаблять мускулы, то есть освобождаться от ненужного напряжения».

Слова П.Д Успенского:

«В этой связи Гурджиев показал  множество разнообразных упражнений для управления мускульным напряжением, а также некоторые позы, принятые в школах при молитве или созерцании; человек может принять эти позы лишь в том случае, если он научился освобождать мускулы от ненужного напряжения.  Среди них была так называемая «поза Будды» со ступнями на бедрах, а так же другая, ещё более трудная поза, которую  он выполнял в совершенстве, а мы подражали ей весьма приблизительно. Для выполнения этой позы Гурджиев, разувшись, становился на колени, после чего садился на пятки, тесно прижав ноги одну к другой. Даже просто усидеть, таким образом, на пятках более одной минуты было очень трудно, Затем он поднимал руки и, держа их на уровне плеч, медленно наклонялся назад и ложился на пол, причём ноги, согнутые в коленях, оставались поджатыми под тело. Пролежав в такой позе некоторое время, он так же медленно, с вытянутыми в стороны руками, поднимался с пола, потом опять ложился и так далее.

Он дал нам много упражнений для постепенного расслабления тела и всех его мускулов, начинавшихся всегда с мускулов лица, а также упражнений на «ощущение» рук, ног, пальцев и так далее. Фактически идея расслабления мускулов не новая; но объяснения Гурджиевым о том, что расслабление мускулов тела надо начинать с мускулов лица, было для меня новым; я не встречал его ни в книгах по йоге, ни в литературе по физиологии.

Очень интересным было упражнение, которое Гурджиев называл «круговым ощущением». Человек лежал на полу плашмя. Расслабив все мускулы, он полностью сосредотачивает затем внимание на стремлении почувствовать свой нос. Достигнув этого, он переносит внимание на ухо и старается почувствовать его; когда и это достигнуто, переключает внимание на правую ступню, затем на левую, на левую кисть, оттуда на левое ухо, опять на нос и так далее.

Всё это крайне меня заинтересовало, потому, что некоторые проведённые ранее эксперименты давно привели меня к заключению, что физические состояния, связанные с новыми психическими переживаниями, начинаются с чувства пульса во всём теле; в обычных условиях мы этого не ощущаем. В данном же случае пульс ощущается сразу во всех частях тела как один удар. В моих собственных опытах чувство пульса во всём теле вызывалось, например, определёнными дыхательными упражнениями, связанными с постом продолжительностью в несколько дней. В своих опытах я не пришёл к каким-либо результатам: но у меня возникло глубокое убеждение, что контроль над телом начинается с приобретения контроля над пульсом. Получив на короткое время возможность регулировать, ускорять или замедлять пульс, я мог замедлять или ускорять сердцебиение, а это, в свою очередь, привело к очень интересным психологическим результатам. Я, в общем, понял, что управление телом осуществляется сердечными мускулами, а зависит от управления пульсом так называемого «большого» или «второго», сердца. Гурджиев многое объяснил мне, указав, что управление «вторым сердцем» зависит от управления мышечным напряжением и что это управление не даётся нам, главным образом, из-за неправильного и нерегулярного напряжения разных групп мышц.

Начав упражнение по расслаблению мускулов, некоторые члены нашей группы достигли очень интересных результатов. Так, один из них неожиданно научился расслаблением мускулов устранять невралгические боли в руке. Расслабление мускулатуры имело также огромное значение для хорошего сна, и те, кто серьёзно выполняли упражнения по расслаблению, вскоре отметили, что их сон становиться более глубоким и им достаточно для него меньше времени».

(стр. 449) « Очень интересными, но невероятно трудными были упражнения, в которых выполнялась серия последовательных движений в соединении с переключением внимания с одной части тела на другую.

Например, человек сидит на полу, согнув колени и положив руки ладонями одна к другой между ступнями. Затем он должен поднять одну ногу и считать: «Ом, ом, ом, ом» … десять раз, затем повторить «ом» девять раз, восемь, семь и так далее до одного раза; снова два раза, три раза и так далее – и это время чувствовать свой правый глаз. Затем отделить большой палец и «чувствовать» левое ухо и так далее и тому подобное.

Необходимо было, во-первых, помнить порядок движений и «чувствований», затем не ошибиться в счёте, помнить счёт движений и «чувствования»: всё это было очень трудно, но на этом дело не кончалось. Когда человек осваивал упражнение и мог выполнять его, скажем, в течении десяти-пятнадцати минут, добавлялась особая форма дыхания, а именно: он должен был несколько раз произнести «ом» при вдохе и несколько раз при выдохе; счёт нужно было произносить вслух.   После этого упражнения всё более и более усложнялись вплоть до почти немыслимых вещей. Гурджиев говорил нам, что видел людей, которые целыми днями выполняли подобные упражнения».

                Интересно, какого результата они достигли после этого?   Что происходит, когда человек делает какое-либо движение или принимает определённую позу?  Человек находится в воздушном пространстве. Само тело человека тоже пространство, но более плотное. Двигаясь в этом пространстве или принимая позу, человек изменяет пространство вокруг себя. Эти изменения оказывают влияние на само тело человека, и оно тоже начинает изменяться. Так ли это? В воздухе невидно изменений пространства вокруг тела, при его движении, но если человек будет находиться в воде, это станет заметным. Ещё интереснее происходит, когда человек делает круговые движения, происходит не только изменение пространства, но и создаётся волна, распространяющая вокруг него.


Рецензии