Добромила Иванова. 45 Жемчужина

Утром следующего дня, семья Шавереных, Мирослав, Добромила и Божена сидели на свежем воздухе. Они пропели Харе Кришна махамантру и стали говорить на Духовные темы.
  - …Господь Шри Кришна, - это была Радосвета, - помогает живому существу удовлетворить свои материальные желания, а за последствия ответственности не несет. Эти последствия могут для души быть очень унизительными. Например, никто не захочет помнить, как был червем, да еще и получал удовольствие, питаясь чужими испражнениями. Для того, чтобы защитить живых существ от этой позорной реальности, Господь покрывает память живого существа, чтобы оно могло спокойно «наслаждаться» предназначенные ему приятными и неприятными плодами своих прошлых действий в теле, в котором находится в настоящем. В отличие от таких живых существ, Господь Шри Кришна, в вечности не делал ничего такого, чего должен был стесняться. Поэтому нет причин, чтобы Он терял свою память. Для того, чтобы нести ответственность за судьбы всех живых существ, необходима феноменальная память, и Он обладает такой памятью. Разница Господа Шри Кришны и нами, обусловленными живыми существами, состоит в том, что мы имеем такое постыдное прошлое, что великодушный Господь милостиво позволяет забыть его, чтобы суметь жить. А «прошлое» Всевышнего не запятнано ничем, и поэтому освящено совершенной памятью. Когда живое существо очищается, его память тоже становится совершенной в рамках его возможностей. Но, с другой стороны, Всевышний Господь часто приходит в этот мир со Своими приближенными, чтобы какие-то вопросы решать вместе с ними. В этом случае Он также заботится о том, чтобы Его пре-данные не помнили этого и вели себя естественно в событиях материального мира. Память для обычных живых существ всегда, а приближенных слуг Господа иногда, является мешающим фактором. Но положение Всевышнего не такое.
  Духовным мир имеет такую же активную природу, как и материальный. В материальном мире разделение человеческого общества происходит точно так же, как в духовном мире. Разница в том, что в материальном мире эти стремления служат существованию временного тела в атмосфере вражды, а в духовном мире – для выражения любви друг другу.
  Совершенные в своей любви к Господу существа живут в духовном мире эмоционально активной и насыщенной жизнью, а просто добродетельные живут на райских планетах материально-го мира и наслаждаются эгоцентричными наслаждениями богоугодными методами.
  Те, кто так или иначе отвергают Бога, живут на средних и низших планетах полной череды страданий и удовольствий жизнью. Они полны недостатков, основой которых является желание эго-центричного наслаждения. Психологическая основа таких личностей – это стремление завуалировать свои недостатки, чтобы их было не видно. Поэтому в материальном мире любое общение заканчивается разочарованием, так как в нем живые существа прячут свое истинное лицо. Процесс познания природы Всевышнего, без исключений, приходит в любви.
  Чистое преданное служение основано на любви и стремится доставить удовольствие объекту любви – Богу или Его прибли-женным преданным. Такие отношения предполагают безразличие к материальному счастью, беспокойства этого мира и сверхъестественным силам. Необходимость в них существует до тех пор, пока не существует доверие к Господу, а это происходит только за счет недостаточности знания о Его природе. Зна-ние Его природы характера рождает только любовь и бесконечное доверие.
  В процессе карма-йоги аскезой является контроль над своей деятельностью, а знание, обретенное в этом процессе, - реализация преимуществ следования ведическим принципам поведения. В процессе гьяна-йоги аскезой является строгий отрыв органов восприятия от объектов, а результат такой аскезы – восприятие своей духовной сущности. В процессе дхьяна-йоги аскезой является упражнения йоги и сосредоточение ума, а получаемое знание видение присутствия Всевышнего Господа в сердцах всех живых существ и осознание Его руководящей роли. В процессе бхакти-йоги аскеза – это процесс слушания о Всевышнем Господе или изучение знания о Нем, а результат – приобретенная по отношению к Нему любовь, которая является единственным гарантом истинного освобождения. Говоря проще, чтобы войти в духовный мир, живое существо должно иметь безграничное желание вечно жить с Богом.
   - Что является любовью к Богу? – Это была Божена.
   - Очень часто люди стремятся в духовный мир не потому, что любят Бога, а потому, что хотят освободиться от страданий материального мира. Обычно о любви к Богу существует превратное не постоянное представление. Люди думают, что Бог защищает материальное существование своих избранников. Истина прямо противоположна. Бог стремится как можно скорее остановить материальное существование того, к кому милостив.
  Таким образом, любой процесс йоги развивает определенное знание. Бхакти-йога содержит в себе результаты всех процессов йоги. Духовные результаты преданных Кришны – это безразличие к временному эгоцентрическому наслаждению, свобода от телесного восприятия и утвержденность в собственной духовной сущности, и. наконец, осознание пребывания Всевышнего в сердцах всех живых существ. Все эти проявления духовного знания присутствуют в бхакти, или любви к Богу. Чем чище любовь живого существа, тем выразительнее проявляется знание. Например, чем больше любовь к Кришне, тем устойчивей безразличие к материальному миру.
  Врагами любви к Богу являются привязанность, страх и гнев. Когда говорится о привязанности, имеется в виду привязанность к плохим явлениям, нашедшем в этом мире место, ко всему плохому, что существует в этом мире, живое существо имеет непосредственное отношение. В конечном итоге истина в том, что материальный мир формируется не по капризу Всевышнего, а в соответствии с желаниями и склонностями живых существ. Все материальные тела, их ложное эго, формируется по этому прин-ципу. Следовательно, структура этого мира выражает не волю Бога, а является отображением желаний живых существ. Резуль-тат этих желаний нам не нравится, однако нам очень нравится само желание, которое заключается в стремлении свободно и независимо наслаждаться, и иметь власть. Следовательно, привязанность к этому миру нам не навязывалась, это проявление нашей свободной воли. Таким образом, привязанность – это начало желания, а ненависть или неудовлетворенное состояние – это печальный, но неизбежный конец.
  В материальном мире прямая любовь к Богу встречается среди преданных Господа Шри Кришны, практикующих бхакти-йогу.   
  Само словосочетание бхакти-йога — значит «связующий процесс с Господом через чистую любовь к Нему.»
   Привязанность, страх и гнев – не позволяют нам предаться Господу. В соответствии со степенью преданности Ему, в свободном от этих симптомов состоянии, и происходит награда. С другой стороны, Он не хочет унижать живые существа. Поэтому Он берет на Себя непосредственную заботу ровно на столько, насколько живое существо хочет этого. В противном случае это было бы насилием, и живущие в материальном мире живые су-щества потеряли бы свое мизерное желание служить Ему. Прин-цип всегда тот же: счастье живых существ настолько зависит от Всевышнего, насколько они этого хотят. В противном случае они вознаграждаются в соответствии с совершенными усилиями, предусмотренными для этого методами.
   - Что это за методы? – Это была Божена.
   - Основным методом развития любви к Богу является молитва, состоящая из имен Бога. Если такую молитвы человек повторяет на четках, она называется джапа, а если ее громко поют несколько человек – киртан – «совместное воспевание имен Бога». Этой практикой имеют право заниматься как монахи, так и семейные люди. На этом пути смысл практики не в отречении как таковом, а в том, чтобы каждый своим действием служить Богу, использовал все материальные предметы и возможности в служении Высшей Истине. Весь быт преданных Кришны организован так, чтобы всегда помнить о цели жизни.
  Тот, кто хочет развить в себе любовь к Богу, должен внимательно относиться к своим качествам. Благоприятными для достижения цели этой практики считаются такие черты характера как смирение, сострадание ко всем живым существам, терпение, простота, добролюбие… Самое главное – человек должен полностью предаться Богу, считая Его своим единственным покровителем и защитником.
  Достигнув цели этой практики – всепоглощающего чувства благодарности и любви к Богу, - человек продолжает служить Ему, однако делает это на другом уровне. Внешне человек про-должает заниматься тем, чем занимался, но его внутренняя жизнь коренным образом меняется.
  Даже неблагочестивый и нерелигиозный человек, соприкоснувшись с этой практикой, может подняться на высокий уровень, минуя предыдущие.
  - Дорогая Радосвета, - это была Добромила, - вы довольно по-дробно рассказали нам о карме и ее разновидностях. Однако я хочу узнать, что такое акарма, викарма и соответственно карма.
  - Человеку очень трудно понять все хитросплетения деятельности. Поэтому он должен точно знать, что такое действие (карма), запрещенное действие (викарма) и бездействие (акарма).
  Существует три основных способа деятельности человека:
  Карма – это деятельность, диктуемая долгом человека и согласованная со священными писаниями. Такая деятельность увеличивает благочестие человека, очищает его от грехов и связывает гуной благости.
  Викарма – это деятельность, совершенная из корыстных побуждений, не соответствующая указаниям священных писаний. В результате такой деятельности человек копит свои грехи и сначала находится под влиянием гуны страсти, а затем, посте-пенно, переходит под влияние гуны невежества.
  Акарма – это деятельность, направленная на постижение души, Бога и их вечных взаимоотношений. Она не несет никаких материальных последствий, освобождает человека от влияния всех гун и дает только лишь духовные блага. – Радосвета сделала паузу, затем сказала:
  - Тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен понять разницу между действием, бездействием и запретным действием. Он должен тщательно проанализировать природу деятельности и ее последствий, а также запретной дея-тельности, поскольку это очень сложный вопрос. Чтобы овладеть наукой сознания Кришны и научиться различать разные виды деятельности, необходимо постичь свои отношения со Всевышним. Иными словами, человек, обладающий совершенным знанием, понимает, что каждое живое существо является вечным слугой Господа и потому долг каждого – действовать в сознании Кришны. Любые другие выводы, противоречащие этому, и осно-ванные на них действия относятся к категории викарма, запретной деятельности. Понять все это можно только в общении с авторитетными наставниками, обладающими сознанием Кришны, которые способны посвятить нас в тайны деятельности. Полу-чить это знание от них – все равно что получить его от Самого Господа. В противном случае даже самый разумный человек неминуемо зайдет в тупик.
  Человек, действующий в сознании Кришны, естественным образом освобождается от оков кармы. Все его действия посвящены Кришне, так что сам он не наслаждается плодами своей дея-тельности и не страдает от ее последствий. Поэтому его называ-ют самым разумным среди людей: хотя он и занимается разнообразной деятельностью, он делает все это ради Кришны. Акарма – это деятельность, не имеющая кармических последствий. Имперсонолисты отвергают всякую деятельность, боясь, что ее послед-ствия могут стать препятствием на их пути к самоосознанию, тогда как персоналисты правильно понимают свое положение, считая себя вечными слугами Верховной Личности Бога. Поэтому они занимаются деятельностью в сознании Кришны. И поскольку все их действия посвящены Кришне, они все время испытывают духовное счастье. Такие люди не стремятся к чув-ственным наслаждениям. Они сознают себя вечными слугами Кришны, поэтому их действия не имеют кармических послед-ствий.
  Только тот, кто обладает совершенным знанием, может понять действия человека, развившего в себе сознание Кришны. По-скольку человек, обладающий сознанием Кришны, не стремится к чувственным наслаждениям, про него говорят, что он сжег все последствия своих действий в огне совершенного знания – знания о том, что по своей природе он является вечным слугой Верховной Личности Бога. Только тот, кто понял эту истину, обла-дает подлинным знанием. Это знание подобно огню, который, вспыхнув, сжигает дотла все последствия нашей деятельности.
  Освободиться от пут кармической деятельности может только тот, кто обладает сознанием Кришны и посвящает Кришне все свои действия. Человек в сознании Кришны действует, движимый чистой любовью к Верховной Личности Бога, и потому он не привязан к плодам своего труда. Он не привязан даже к поддержанию своего тела, ибо во всем полагается на Кришну. Такой человек не стремится приобретать вещи или сохранять то, что уже имеет. Он старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всем остальном полагается на Кришну. Деятельность такого человека, свободного от мирских привязанностей, не имеет ни-каких последствий, ни хороших, ни плохих, как будто он вообще не совершает действий. Такая деятельность называется акармой, не влекущей за собой кармических последствий. С другой стороны, любое действие, совершенное не в сознании Кришны, порабощает человека и, относится к категории викармы.
  Человек, обладающий Сознанием Кришны, не ждет хороших или плохих результатов своей деятельности. Он полностью владеет своим умом и разумом. Он знает, что, будучи частицей Верховного Господа, он действует как часть целого и является не самостоятельным исполнителем действий, а лишь орудием в руках Всевышнего. Рука движется не сама по себе, а благодаря усилиям всего организма. Так и человек, развивший в себе со-знание Кришны, всегда действует в согласии с волей Всевышнего, поскольку не стремится наслаждаться жизнью независимо от Него. Человек, обладающий сознанием Кришны, заботится об удовлетворении насущных потребностей своего тела только для того, чтобы быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий. Подобно домашнему животному, он не считает себя даже собственником своего тела. Жесто-кий хозяин может убить принадлежащее ему животное, и оно безропотно расстанется с жизнью. К тому же оно никогда не обладает полной свободой действий. Человек, развивший в себе Сознание Кришны, целиком поглощен духовной деятельностью, и у него просто нет времени на приобретение излишней материальной собственности. Чтобы поддержать душу в теле, ему не нужно добывать деньги нечестным путем. Поэтому он не оскверняет себя грехом, и его действия не имеют никаких кармических последствий.
  - Почему чистое преданное служение достигается очень редко? – Это была Божена.
  - Потому, что прошлая карма туго связывает душу узлом материальных желаний, и редко кто из людей со всей решимостью отказывается не думать о своих личных интересах — даже, но имя Господа. В большинстве своем люди хотят, хотя бы в какой-то степени, удовлетворить свои личные интересы и желания. Однако если человек всецело доверится воле Бога, сосредото-чится исключительно на духовных желаниях и посвятит всю свою жизнь служению Богу, он неизбежно придет к высшему счастью духовной жизни. Вкушая высшее счастье отношений с Богом, такой человек будет практиковать духовную жизнь, по-священную Богу, и так достигнет духовного мира.
  - Что значит «тугой узел материальных желаний» и почему его невозможно разрубить, не имея преданности Богу? – Это была Добромила.
  - Ложное эго человека так сильно, что заставляет его влачить материальное существование, как будто он привязан к нему крепкой веревкой. Только преданные, занятые деятельностью в служении Богу, могут без труда разрубить этот тугой узел. Это недоступно ни тем, кто пытается стать великим мистиком, ни тем, кто хочет добиться успеха с помощью исполнения ритуалов. Следовательно, все должны заниматься деятельностью в служении Богу, чтобы избавиться от тугого узла ложного эго и, в конечном счете, совсем прекратить материальную деятельность.
   Карма соткана из непреодолимой материальной энергии Бога, которая держит нас в рабстве материального существования до тех пор, пока у нас не пропадет вкус к материальной жизни. Именно из-за этого корыстного вкуса мы и попали в материальный мир. Пока разум человека привязан к вкусу материального счастья, он не сможет быть по-настоящему счастлив.
  Вкус к материальному счастью пропадет, когда появится ни с чем не сравнимый вкус к духовной жизни. Этот редкой силы вкус к духовной жизни можно обрести, только беззаветно предавшись чистому преданному Бога.
   - Как отличить материальную деятельность от духовной? – Это была Божена.
   - Тот, кто совершает духовную деятельность, не привязан к тому, какой плод получит – победу или поражение. Тот, кто совершает материальную деятельность, думает только о результате, потому что хочет наслаждаться. Но этого хотят все, и поэтому материальная деятельность приводит к удаче только в том случае, если человек обладает одним из шести видов материального преимущества: красотой, силой, знанием, богатством, хорошим происхождением и независимостью.
  Таким образом, только человек, свободный от влияния гун материальной природы, может совершать чистую духовную деятельность. Насколько человек свободен от влияния гун, настолько он способен совершать духовную деятельность. Чем совершеннее его духовное знание, тем совершеннее его духовная жизнь. Пока человек сам не будет утвержден в духовной деятельности, он не сможет понимать эмоциональный мир духовной деятельности.
  Пока живое существо не будет понимать, что обладает духовной природой и свободно существовать без материального тела, оно не может отказаться от этого тела. Пока душа не вспомнит свое изначальное положение, оно не сможет отречься от этого мира.


Рецензии