Добромила Иванова. 46 Жемчужина

 Ночью шел дождь, поэтому, утром, когда в доме Шавереных собрались Мирослав, Божена и Добромила все они вышли из хижины. Радосвета с девочками села на скамейку, а мужчины расположились на земле постелив коврики. Вскоре, когда маха-мантра была пропета, Радосвета сказала:
  - Как я рада снова всех видеть. Итак, мы продолжаем наш Путь к Духовной Реальности! С каждым днем мы приближаемся к Ней все ближе, да пусть Вселенная хранит нас на этом трудном тернистом Пути!
  Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, мои дорогие, с некоторыми мыслями. Каждый раз, когда мы поем «Харе Кришна» махамантру, мы должны внимательно прислушиваться в каждое слово. Воспевая Святые Имена, мы не просто слушаем гимн Любви! В наших сердцах, в душе нашей, в каждой клетке звучит Любовь! Пройдя через многие и многие испытания, любовь может стать воистину бесконечной и многогранной, соединив в себе искрение чувства: нежность, искренность, уважение, вос-хищение, восторг и конечно же духовную чистоту.
  Дорогие мои, для того чтобы взрастить что-то очень красивое, чистое, благородное, здоровое необходимы труд и самосовершенствование. Для того чтобы взрастить дерево в своем саду или цветы, нужны труд, желание и любовь. Для того чтобы жила и развивалась любовь друг к другу, в семье, в коллективе, надо питать ее своими чистыми помыслами и желанием, своим стремлением к совершенству.
  А это значит, если ты не любишь себя, если ты не взращиваешь любовь в себе, что ты можешь отдать? А значит, ты пустой, то ты и поступаешь подобным образом.
  Здоровая цивилизация, здоровое государство – это здоровая, сильная семья, в которой ценности – это любовь к жене, мужу, родителям… Я пою гимн любви каждый миг наших встреч! И эту любовь Вселенной я отдаю каждому из вас, и вы отдаете ее мне. И вполне естественно уходят боль и тяжелые болезни. Потому что мы утверждаем любовь к себе и окружающему нас миру! Так обратим же свой взор к небесам и с чистым чувством, и с открытыми сердцами примем эту любовь Господа, любовь Вселенной.
  Господи, удостой меня быть орудием Мира Твоего, чтобы я вносила веру туда, где сомневаются; надежду, где отчаиваются; радость, где страдают; любовь, где ненавидят; чтобы вносила истину туда, где заблуждаются. Удостой Господи, утешать, а не ждать утешения; понимать, а не ждать понимания; любить, а не ждать любви. Ибо кто дает, тот обретает; кто прощает, тому простится.
  Итак, мы продолжаем… Чем больше запас благочестивости прошлых жизней, тем больше дается нам возможности этим до-стояниям проявиться в нашей жизни, не прилагая усилий. Чем меньше эта возможность — это следствие неблагочестивости в прошлых жизнях. И в этой жизни, и в следующей жизни живое существо однажды должно начать накапливать запас благочестия, чтобы счастливо жить. А этот запас накапливается за счет группового или индивидуального воспевания Святых Имен Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.
  Махамантру, которая является одной из основ бхакти-йоги, можно повторять поразному. Те, кто обладает беспокойным умом и возбужденными органами чувств, которые требуют по-стоянного удовлетворения, восстанавливают ее в обществе других преданных. Такое воспевание создает приятную и радостную атмосферу. Контакт с Господом дает радость. Однако с начала человек не может воспринимать сущность бхакти-йоги, как и не может понимать силу Святого Имени. Но Оно обладает такой силой, что, однажды повторив Его, живое существо может сжечь больше грехов, чем может совершить за все свое материальное существование. Для этого необходимо только повторять Его без оскорблений, просто от души. Так, повторяя «Харе Кришна» махамантру, человек сначала привлекается красивой мелодией, однако само Святое Имя обладает абсолютной природой и обще-ние с Ним, пробуждает душу. Такое пробуждение восстанавли-вает блаженство души, и личность снова и снова испытывает потребность общения со Святым Именем. Если же человек стоит на более высокой ступени духовного развития и сдержан в своих чувствах, он воспевает Святое Имя в укромном месте в глубокой сосредоточенности. Такой человек получает от махамантры гораздо серьезные результаты, чем простое очищение от грехов, вплоть до реального восстановления своих вечных взаимоотно-шениях со Всевышнем, основанных на взаимной любви.
  Для реализации своей духовной сущности, Божена задавала вопросы Радосвете. Божена стала для молодой женщины радо-стью, потому что посредством своих вопросов дала возможность Радосвете представлять знание, касающееся духовных истин, хорошо понимая, что для Божены, Добромилы, да и для своих дочерей это не теоретическое обсуждение, а процесс восстановления своей духовной сущности.
  Радосвета посмотрела на девочек. Стоило ей подумать о Божене, как та задала молодой женщине вопрос:
   - Что первичнее духовное знание или духовная деятельность?
   - На трансцендентальной платформе оба эти фактора однозначно находятся на одном уровне. Однако в материальном мире разные живые существа получают разные тела. Чье-то тело так устроено, что развит разум, а желание выполнять активную деятельность пассивно.   Кто-то наоборот склонен действовать, по-тому что обладает беспокойной природой и не может сосредото-читься. Все пути самореализации требуют развитого разума и сдержанности чувств. Природа бхакти, или искусства восстановления любовной связи с Господом посредством преданного служения Ему, совершенна. Она так устроена, что, если у человека развитый разум, он сначала изучает знание о Боге, а потом совершает высококачественное преданное служение. Если же человек больше склонен действовать, то сначала совершает пре-данное служение, которое не может быть исполнено на высоком уровне, а потом то служение, которое пробуждает изначальную природу, оживляет знание, благодаря которому живое существо улучшает качество своего служения. Если личность, не проходя процесса обучения или развития, сразу совершает высококачественное служение, это указывает на то, что она прошла процесс развития в прошлых жизнях. Высококачественное считается то служение, которое выполняется не из чувства долга как регулирующий принцип, а из чувства привязанности и любви.
   - От куда возникает вера? – Это была Божена.
   - В самом абсолютном смысле этого слова вера – это спонтанное доверие к Богу, проявленное у души и является неотъемлемой частью ее сознания.
  Вера – та почва, в которой семя трансцендентного знания дает плоды. Таким образом, духовный прогресс параллелен вере. В начале пути, когда живое существо еще не в состоянии воспринять собственную духовную сущность, в процессе его удерживает вера. Но эта вера питается аргументами материального мира. Приобретя небольшой результат, вера питается и укрепляется, превратившись в знание. То есть сначала человек верит, что он, душа, потом, на основе этой веры следует религиозным принципам и, очистившись, убеждается, что он, душа, воспринимает свою духовную сущность. Вера — это не простое слово, она проявляется как определенная деятельность. На основе веры живое существо сдерживает свои чувства, а без этой сдержанности невозможно установить связь с духовным миром. То есть для того, чтобы наполнить себя чем-то новым, мы сначала должны очистить себя. Интенсивность этого процесса индивидуальна. Кто-то полностью отказывается от этого мира и очень быстро достигает самореализации. Кто-то не может полностью отказаться и отказывается столько, сколько может.
  Не существует ничего более возвышенного чем, духовное знание, потому что оно поднимает личность на уровень духовной деятельности, уничтожая вожделение. Знание понимается за счет очищения и в свою очередь обладает способностью очищать. То есть после первого контакта с трансцендентным знанием живое существо очищается и поднимается на какой-то новый уровень, затем, продолжая развивать знание, очищается еще больше. Так сжигая все грехи, знание само для себя прокладывает дорогу к сердцу обусловленной души. Там знание проходит все слои, покрывающее чистое сознание души – воздействие гун материальной природы и ложного эго – и пробуждает душу, потому что только она умеет воспринимать духовное знание.
   - Как обрести вкус преданного служения и что такое любовь к Богу? – Это была Добромила.
   - По своей природе душа — сат-чит-ананда, то есть вечна, полна знания и блаженства. И так же как нам не нужно становиться вечными, точно так же мы уже любим Бога.   
   Ведите себя как душа, и вы начнете чувствовать себя так! Постепенно вы начнете осознавать свою духовную форму, т.е., конкретный тип ваших отношений с Кришной! А в целом вам станет все понятнее, если вспомнить, что этот мир –  искаженное эгоизмом отражение настоящего духовного мира. Поставьте вместо себя в центр Кришну, и все остальное вам уже знакомо. Наша «любовь» к этому миру есть любовь к Богу, направленная не в ту сторону, точно так же, как пасмурный день –  это тоже солнечное сияние, но с облаками.
  Прежде, чем появится любовь к Богу, должна быть вера – без веры вы не сможете принять настоящего духовного учителя и следовать его наставлениям, которые как раз и призваны помочь вам пробудить вашу дремлющую любовь к Богу. А без знания у вас не будет веры. Бог — личность. Любовь к Богу означает, что вы хотите доставить Ему удовольствие — делать то, что Ему нравится, и не делать то, что Ему не нравится. А узнать, что Ему нравится и не нравится, можно от того, кто уже знает и любит Бога. Богу нравится, когда мы принимаем прибежище в Нем, по-вторяем Его имена, обсуждаем Его развлечения — медитируем на Него. Бог жаждет нашего внимания, потому что знает, что без этих отношений с Ним мы никогда не будем счастливы. Поэтому постарайтесь взять это знание о том, что нравится Богу, — зна-ние, которое мы получили от духовных учителей нашей цепи ученической преемственности, — и начните применять его в своей жизни старательно, планомерно и с решимостью. Тогда ваша любовь к Богу начнет расти, и постепенно вы разорвете все те «ниточки» в вашем уме, которые держат вас в этом полном страданий материальном мире, и перенесетесь в духовный мир — Его царство, исполненное вечности, знания и блаженства.
  Существует девять процессов преданного служения из которых самым основополагающими и фундаментальными, благодаря ко-торым пробуждается сама любовь к Богу, это слушание и воспе-вание этих трансцендентных тем в страждущем и чистом сердце. В начале это может быть аскезой, сидеть на подобных встречах. Когда мы с жаждой, энтузиазмом слушаем и с жадностью и энту-зиазмом стараемся повторить то что мы услышали на подобных встречах, тогда Кришна который находится в наших сердцах, становится очень удовлетворенный. И когда Он удовлетворен, Он удаляет препятствия из нашего сердца в виде гун страсти и невежества, и Он являет Себя. Мы можем получить этот вкус и жажду обрести этот вкус к слушанию только тогда, когда у нас есть жажда служить великим душам, по благословению великих душ, которые естественно исходят из их сердца, когда мы стре-мимся удовлетворить их своим служением, тогда ворота в высо-чайшую обитель, высочайшую сферу подлинного бхакти стано-вится открытой для нас внутри и снаружи. Поэтому давайте внимательно и тщательно предадим свое сознание, саму свою жизненную душу, которая проявляется через наше сознание, предадимся, погрузимся в этот процесс слушания невероятных игр Кришны и Его учения. Тот, кто постиг трансцендентную природу явлений и деяний Кришны, никогда больше не родится, но достигнет высшей обители Господа. Кришна в высшей степени чист и просто слушая о Нем мы очищаемся. Чисты мы или не чисты, это нечто, что является результатом прошлого и мы не многое можем поменять в отношении того, что произошло, но абсолютно все находится в нашей власти относительно того что происходит в настоящем и произойдет в будущем. Просто памя-туя Кришну, который находится в наших сердцах, мы сами очищаемся и это очень просто. Мы постоянно погружены в медита-цию о Кришне, говорим о Нем, воспеваем Его песни, помним о Нем в любой ситуации, во всех обстоятельствах и воспеваем Его Святые Имена: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама Рама, Рама Харе Харе.
  - Скажите, пожалуйста, чем отличается материальное счастье от духовного? – Это была Божена.
  - Мы хотим счастья, но мы, как правило, разочаровываемся потому, что материальное счастье несовершенно. То, что нам дей-ствительно нужно – это духовное счастье. Для того чтобы понять духовную любовь, мы сначала должны понять разницу между индивидуальной душой и материальным телом.
  Каждый ищет идеальное счастье, но совершенное счастье в этом мире неуловимо, как глиняный горшок с золотом на конце радуги. Независимо от того, как долго мы будем преследовать конец радуги, мы все равно не сможем его схватить. Причина довольно проста. Мы ищем счастье здесь, в материальном мире, но счастье – это состояние сознания, а сознание не является материальным объектом. Точнее сказать, сознание – это инструмент, с помощью которого мы познаем материальные объекты. Или, точнее говоря, мы сознательные существа, которые позна-ют материю. Мы сознательные, живые, духовные существа, в то время как материя находится в бессознательном, инертном состоянии. Таким образом, материя не может удовлетворить духовное существо.
  В поисках счастья мы обращаем взор на внешние, материальные объекты, но это не имеет смысла.  Материальные объекты не являются постоянными, они не вечны. Опьяняющая красота мо-лодого человека или девушки исчезает слишком быстро и, подобно розе – увядает. Кроме того, чувства пресыщаются. Невозможно наслаждаться, например, мороженым или чем-либо еще постоянно, хотя стремление к наслаждению никогда не прекращается. Кроме того, когда мы становимся старше, способность к материальному наслаждению уменьшается, это ведет к разочарованию. Существует известный принцип: «Если что-либо хорошо, то чем его больше, тем лучше». Многие люди думают: «Нам нужны деньги, чтобы жить, поэтому, чем больше у нас денег, тем счастливее мы будем». Но это вовсе не так. Уровень благосостояния в современном обществе значительно возрос, а уровень счастья не изменился.
  Поглощенные повседневной жизнью, мы забываем, что все в мире вокруг нас материально, но мы сами -  духовные существа. Другими словами, когда мы погружаемся в материальную жизнь, мы теряем связь с нашей реальной личностью. Тем не менее, истинное счастье находится в нас самих, поэтому мы можем найти его, только тогда, когда мы осознаем нашу истинную природу. Это означает, что мы должны понять и осознать нашу духовную природу, находящуюся за пределами ограничений и за пределами материи.
  - Позвольте мне поделиться некоторыми мыслями по этой теме, - это был Богомил. - Счастье – очень важный компонент преданного служения, - и важно понять его природу. Во всех остальных процессах, будь то имперсональное освобождение или реализация Параматмы, личность остается в одиночестве, то есть в пустоте. Это означает, что у человека уже нет материального счастья, потому что он от него отказался, и нет духовного счастья, потому что еще не дошел до него. А процесс карма-йоги как процесс служения Господу имеет иную природу. Человек сове-шает духовную деятельность, и счастье, идущее от него, заполняет место материального счастья. То есть здесь не происходит процесса опустошенности, а происходит постоянный процесс замещения материального силой духовного счастья. Так материальное счастье теряет ценность. Если человек выбирает материальное счастье или тоскует по нему, это значит, что он никогда не испытывал духовного счастья. Материальное счастье имеет временную природу, оно приходит и в какой-то момент обязательно уходит, а духовное счастье, однажды придя, больше не покидает наше сердце. Никто в этом мире не испытывал постоянного наслаждения от еды или любых других действий. Мате-риальное счастье проявляется, а потом исчезает. Когда исчезает, можно испытывать желание повторить. Но оно исчезло. А духовное счастье, приходя, больше не уходит. Это и есть принцип возрастающего блаженства, на котором основан духовный мир. Духовное счастье не нуждается в повторе. Оно всегда увеличивается. Пустота же питает сомнения. Поэтому тот, чье отречение основано на имперсонализме, всегда может стать жертвой чувственного наслаждения. А основа его – сомнение, порожденное пустотой, которая может длиться очень долго.
  - Как начинается преданное служение? – Это была Божена.
  - Человек, который достиг совершенства в знании, который достиг этого состояния, то есть понимания, что «я не тело, что я духовное существо», он очень счастливая душа. И его счастье не омрачается ни скорбью о прошлом, он не скорбит о том, что он потерял, и также оно не омрачается какими-то неуемными жела-ниями о будущем, что я должен в будущем приобрести.
   Итак, человек, который никогда не испытывает никогда шока не сокрушается о том, что он потерял, и он не мечтает о том, что будет, в материальном плане. У него есть духовные мечты, естественно, но в материальном плане у него нет ставки на материальную жизнь.
  В материальном мире постоянно люди погружены в некоторые сожаления о прошлом и в мечты о будущем, именно потому, что они считают себя материальным телом, поэтому, естественно, что в чем их нужда? В каких-то телесных нуждах.
  И, поскольку все время что-то такое было в прошлом, что мы потеряли, утратили, и все время есть какие-то планы на будущее, то это будущее и прошлое разрывают сознание и не позволяют человеку быть полностью счастливым сейчас. Именно это происходит потому, что он не понимает, что он является душой, а не телом. Человек же, который понял это — это самое первое, с чего начинается бхакти: человек понял, что он не тело. Некоторые, может быть, некоторые ожидания. Но они не очень большие. И если они небольшие, тогда человек не особенно печалится о прошлом и не особенно мечтает о будущем, поскольку у него совсем другие планы.
  Он не связывает свое положение с материальным. Смотрите, обычно как люди меряют себя? Они же видят других вокруг и говорят: «Смотрите, этот богат, этот красив, этот славен, этот умен, у этого какое-то положение особенное.» У людей есть возможность сравнивать свое положение с другими. И обычно это, как правило, формирует у людей какое-то ощущение неполноценности, что они какие-то не такие. Действительно, с точки зрения кармы, не так много удачливых людей в нашу эпоху. Жизнь людей вся проблемная, и те какие-то отдельные единицы, которые добиваются какого-то очень большого успеха в жизни, становятся объектами зависти других. Но, когда человек становится преданным, то, поскольку он понял первое условие духовной жизни, что «я являюсь душой, отличной от тела», то он свое положение не оценивает с точки зрения материального статуса, то есть, он не смотрит на эти вещи: здоров я или болен, беден или богат, имею какое-то положение очень возвышенное или очень простое в жизни. Он старается воспринимать свое поло-жение именно в связи с духовным. Потому что он понимает, что возможность получить преданное служение — это, вообще, редчайший дар.


Рецензии