Добромила Иванова. 50 Жемчужина

Утро следующего дня было солнечным и теплым, поэтому, когда в доме Шавереных собрались гости, все они вышли из хижины. Радосвета и девочки сели на скамейке, а мужчины постелили на землю коврики и сели на них. Пропев Харе Кришна махамантру, Радосвета сказала:
   - Мои родные, сегодня большая тема, она называется: «Према - бхакти - преданность Кришне на уровне чистой любви.»
  Чистая любовь к Богу – бхакти или Кришна-бхакти. Према — это наивысший уровень бхакти, према-бхакти, которая является высшей целью человеческой жизни. Према часто противопоставляется или материальному вожделению, которое представляет собой искаженное отражение премы.
  Когда жизнь становится глубокой или сгущается, ее называют премой. С пробуждением премы сердце человека оттаивает, и он начинает думать, что Господь принадлежит только ему. Когда удовольствие или наслаждение развивается настолько, что позволяет вкусить сладость игр Господа – это можно назвать премой. На ступени наслаждения или рати тоже есть ощущение того, что Господь принадлежит нам, но это ощущение не носит исключительный характер. Объектом чистого наслаждения тоже является Господь, но чистая рати еще не достигла того уровня, на котором Господа считают единственным объектом своей любви. Когда же это происходит, рати принимает форму, наиболее подходящую для того, чтобы испытывать блаженство игр Кришны. Рати, пригодная для расы, есть према. Истинное наслаждение представляет собой бутон премы, однако это наслаждение лишено чувства безраздельной привязанности к Кришне и потому не дает доступа к расе. Рати, достигшая ступени премы, становится стхайи-бхавой (перманентным продолжительным экстазом). Без стхайи-бхавы не может быть и речи о расе. Когда рати называют премой, следует понимать, что это лишь начальная ступень премы.
  Существует два вида премы: первый вызван бхавой, а второй обретен по благословению свыше. Когда благодаря непрерывному служению Господу в сердце с помощью разных методов преданного служения достигает высшего совершенства, ее называют уже премой, которая вызвана бхавой. Према, вызванная бхавой, подразделяется на прему, вызванную вечной религией   и спонтанной преданностью. Когда же према возникает просто благодаря соприкосновению с образом Господа, говорят, что она обретена по благословению свыше. Это может произойти либо благодаря личной встрече с Господом, либо благодаря общению с тем, кто сам обладает премой. Общение с человеком, обладающим премой, позволяет возвыситься до пробуждения любви к Богу, а потом развить в себе прему, непосредственно служа Кришне или же следуя различным методам бхакти. Према, обретенная по благословению свыше, бывает двух видов. К первому виду относится према, имеющая оттенок благоговейного отношения к Богу, а ко второму – чистая према.
   К преме, обретенной благодаря соблюдению правил и ограничений, примешивается понимание величия Бога. Некоторые называют это дружбой. Подобный вид премы позволяет душе обрести такие виды освобождения, как стать как Бог, обрести форму как у Бога, жизнь рядом с Богом и жизнь том же мире, что и Бог. Но даже после того, как душа обретает один из этих видов освобождения, она продолжает служить Господу. Према, обретенная с помощью вида духовной практики, предназначенной для зрелых преданных, его целью является развитие в себе эмоций какого-либо вечного спутника Кришны, обычно приводит к полной сосредоточенности на Господе, но, если на ступени преданности человек сохраняет привязанность к правилам и ограничениям, он не обретает чистую и безраздельную прему, нисколько не смешанную с какими-либо другими желаниями и интересами, такими, как стремление к могуществу и богатству Господа. Если же примесь вечной религии остается в силу сложившейся привычки, а не из-за привязанности, то это не помешает развитию чистой любви к Господу.
  Развив в себе прему, душа до конца реализует все заложенные в ней возможности и обретает полное удовлетворение. Ее уже никогда не коснется скверна греха. Према – это высшее совершенство, которого может достичь душа. По сравнению с премой, освобождение ничтожно, не говоря уже о том, что оно непостоянно. Освобождение представляет собой лишь один из множества побочных результатов премы. Хотя душа соприкасается с материей с незапамятных времен, с пробуждением премы она полностью утрачивает материальное сознание. Жизнь чистого преданного свободна от материальной скверны и наполнена сознанием Кришны. Правила и ограничения, подобно мерцанию светлячков на восходе, рассеиваются в лучах премы. Для чистого преданного даже материальный мир превращается в духовное царство.
  Нужно знать все стадии развития премы. Этих стадий девять: шраддха (вера), садху-санга (общение с духовными людьми), бхаджана-крия (преданное служение), анартха-нивритти (очищение), ништха (непоколебимость), ручи (вкус), асакти (привязанность), бхава (пробуждение любви к Богу) и према (любовь к Богу).
  Тот, кто не признает законов нравственности, мало чем отличается от животного. Удовлетворение чувств с помощью интеллектуальной деятельности несет в себе демоническое начало. Подобные наслаждения ничтожны и эфемерны. Нравственные люди соблюдают предписания, регламентирующие физическую и умственную деятельность, но с духовной точки зрения жизнь таких людей бессмысленна, поскольку они не верят в Бога и жизнь после смерти. Что же касается тех, кто соблюдает законы нравственности и формально поклоняется Богу, их деятельность считается деятельностью низшего порядка. Она нечиста и потому не приносит душе полного удовлетворения. Душа не может вечно оставаться на этом уровне. Образ жизни имперсоналиста тоже ошибочен и заслуживает сурового порицания. Настоящая жизнь – это жизнь того, кто служит Господу.
  Всевышний пронизывает Собой все сущее. Он – творец и владыка мироздания. Привязанность к Нему представляет Собой истинное благо. Польза всего остального зависит от того, насколько это помогает нам развить в себе привязанность к Господу. Свобода души и ее знания, полученные с помощью разума, ничтожны. С их помощью нельзя удовлетворить Господа. Для этого нужна бескорыстная преданность Ему. Предназначение души заключается в том, чтобы вечно служить Господу. Связь души с материей вызвана невежеством и ведет душу к деградации. Причина всех бед души кроется в ее безразличии к Господу. Таким образом, душа сама виновата в том, что находится в рабстве. Творцом души и всего мироздания является Сам Господь. Этот мир не ложен, как утверждают некоторые. Он реален, но не вечен. Материальный мир служит тюрьмой для взбунтовавшихся душ. Но Господь очень милостив. Снова и снова пытается Он избавить душу от страданий и с нетерпением ждет, когда душа приложит сознательные усилия, чтобы снискать Его милость. Тогда Он позволит ей вкусить сладостный нектар Своих вечных игр. Господь может освободить из материального плена всех, но Он хочет, чтобы душа сама попыталась развить в себе преданность Ему. Таков Его непостижимый замысел.
Отец может отдать сыну все богатство, даже если тот не готов к этому, но он получит больше удовольствия, сначала научив сына правильно распоряжаться богатствами. Аналогичным образом проявляется любовь Господа к падшим душам. Для души нет лучшего удела, чем служение Господу.
  Убежденность в этом именуют шраддхой, или верой. Когда у человека появляется твердая вера в Господа и понимание собственной беспомощности, слова о том, что нет лучшего удела, чем служение Богу, сами собой слетают с его уст. Проанализировав остальные виды веры, описанные ранее, мы придем к выводу, что непоколебимая вера в Господа включает в себя их все. Одним обрести веру помогло непредвзятое изучение священных писаний, а другим – общение с преданными слугами Господа и их совет. Третьи обрели веру, просто исполняя обязанности в системе варнашрамы и избавившись таким образом от привязанности к плодам своего труда. Четвертые обрели веру, разочаровавшись в абстрактных философских рассуждениях, а у пятых это произошло без каких-либо видимых причин. Пробуждение веры не подчиняется никаким законам. Вера превыше всех правил и законов, поэтому говорится, что обрести ее может лишь тот, кому очень повезло. Пробуждение веры происходит одновременно с отходом от кармической деятельности.
  Тот, в ком пробудилась вера, утрачивает покой. Такой человек по-прежнему полон греха, и, чтобы искоренить его полностью, решает принять прибежище у стоп преданных. Он начинает искать встречи с ними, и по милости Кришны его поиски увенчиваются успехом. Такова первая стадия развития премы. Общаясь с преданными, неофит учится таким видам преданного служения, как слушание о Господе и воспевание Его славы, а также памятование образа, качеств и игр Господа. Если заниматься описанными ранее пятью формами преданного служения, то удовлетворение чувств и материальные желания, которые являются корнем греха, со временем уступят место бхакти. Хотя тело такого человека по-прежнему несет печать греха, душа его уже свободна от греховных желаний. Это вторая стадия развития премы. Взращивая в себе преданность Богу, можно победить привязанность к материальным наслаждениям и греховным поступкам, избавиться от жестокости, алчности и других недостатков. Так происходит очищение от материальных желаний. Это третья стадия развития премы, на которой человек избавляется от всех привязанностей, и его вера сосредоточивается на Господа. Пока человек не изжил в себе грех, его вера не может стать непоколебимой. Чем больше он освобождается от греха, тем тверже становится его вера. Эта непоколебимость именуется ништхой или обретение постоянства в преданном служении. Такова четвертая стадия развития премы.
  Тот, кто развил в себе стойкую веру, еще усерднее служит Господу и очень дорожит обществом преданных. Так его сердце еще глубже очищается от греха, и его непоколебимость начинает приносить ему радость. Это называется духовным вкусом, или влечением (ручи), пробуждение которого знаменует завершение пятого этапа развития премы. Когда человек развивает в себе вкус к тому, что связано с Кришной, все прочее полностью утрачивает для него свою привлекательность.
 По мере углубления духовного вкуса происходит дальнейшее очищение сердца от греха. Так возникает привязанность к Кришне. Тот, кто развил в себе привязанность к Господу, все еще находится на ступени садхана-бхакти, но уже достиг в ней совершенства. Такой человек знает, что его жизнь увенчалась успехом. Это значит, что он приблизился к шестому этапу развития премы.
Когда правильная система поклонения развивается полностью, ее называют бхавой, рати или ростком премы. Сердце человека, который достиг этого уровня, оттаивает. Такова седьмая стадия развития премы.
  Когда, благодаря развитию бхавы, человек начинает думать, что Кришна принадлежит только ему, это называется любовью к Богу. Тот, кто находится на этом уровне, постоянно испытывает эмоции, без которых невозможно наслаждаться расой.
  Преданный, идущий путем садхана-бхакти, должен внимательно следить за своим духовным состоянием, оценивая, каким оно было вчера, и насколько оно улучшилось сегодня. Если, преданный обнаружит, что за несколько дней не продвинулся в духовной жизни ни на шаг, это значит, что он совершил какое-то оскорбление. Выяснив, в чем оно заключается, следует загладить его общением с преданными и избегать в дальнейшем. Преодолеть в себе склонность совершать это оскорбление можно, неустанно взращивая в себе преданность Кришне и моля Его о милости.
  Те, кто не следит за своим духовным развитием, будут продвигаться по духовному пути очень медленно из-за незамеченных ими препятствий, которые они сами себе и создают.
  - Что такое садхана-бхакти? – Это была Божена.
  - Садхана-бхакти – это особое состояние сознания души, стремящейся к чистой духовной любви к Богу, и совершающей для этого определенные действия с помощью своих материальных чувств и ума. Садхана - это способ обретения нашего истинного духовного богатства - сад дхана, или садхана. В этом мире все живые существа упорно стремятся к счастью.
   Воспользовавшись молчанием, Радосвета сказала:
  - В завершении нашей встречи, я хотела бы поговорить с вами, мои дорогие, на тему: Харе Кришна или махамантра – сила пробуждения вселенской любви.
    Человек практикующий махамантру переводит свой разум с материалистической основы на трансцендентную, освобождает себя от влияния кармы. Повторение мантры помогает достигнуть высшего жизненного совершенства, то есть преданности и любви к Кришне.
   Сам текст Харе Кришна махамантры рассказывает о духовной энергии Бога и содержит слова прошения, читающего с просьбой посвятить свою жизнь служению Всевышнего.
   Повторение имен Бога способствует вступлению человека в контакт с Ним всей полнотой своей души. Нет разграничений между Богом и им Самим.
   Таким образом, в имени Кришна есть сам Кришна и все атрибуты, которые имеют к нему непосредственное отношение. Так, в слове «Рама» (одно из имен Кришны, обозначающее «услаждающий Радху») содержаться все аватары, а «Хара» включает в себя все энергию.
   Звуковая вибрация покидает низшие ступени сознания (чувственного, умственного, интеллектуального).
  Осуществляется эмоциональное воздействие на сознание. Поучаствовать в пении может каждый желающий. Нет необходимости обладать для этой цели особыми способностями.
   Одно имя Кришны — это 3000 имен Вишну или Хари. Любой человек, который произносит священный текст, даже с некоторыми неточностями, становится на путь высшего совершенства жизни.
  Многократное прочтение махамантры способствует очищению разума и достижению просветления. По содержанию информация в тексте — это крик или зов души, который ищет спасения. Прослушивание слов помогает очиститься от негативной составляющей души.
   Сам человек исцеляется от отрицательной похоти — вредных привычек, сердечных заболеваний. Считается, что воспевание или чтение махамантры имеет омолаживающий эффект и способствует исполнению желаний. Главное, во время пения искренне думать о своей мечте.
  Длительность практики составляет два часа. Один круг выполняется за 6-12 минут. Если произносит текст новичок, то процесс чтения должен проходит по одному-двум кругам. Более опытные люди осуществляют пение про себя. Медитация может проводится в двух вариациях.
  Первый способ (джапа-медитация) предполагает медиативное пение в одиночестве с использованием четок из 108 бусин. Количество бусин приравнивается к числу повторений. В одном круге 108 повторений.
   Во втором варианте киртан практикующий человек поет, осуществляя повторение слов за киртаном. Также могут быть использованы музыкальные инструменты, хлопки в ладоши. Рекомендуется комбинировать оба типа. Основными важными правилами являются: Слова мантры должны говориться громко и четко. Особенно это касается первых практик; Необходим должный эмоциональный настрой на божественную волну и искренность при обращении к Богу, машинальное чтение не принесет результат; Осуществляя произношение, внимание следует сконцентрировать на получаемом звуке; Необходимо выбирать спокойное, уединенное место, где не будут присутствовать отвлекающие факторы; Допускается читать тексту во время прогулок. Главное, чтобы на пути не было препятствий; Пение священных слов возможно на любой мотив; Стих сохраняет благотворное влияние не только при самостоятельном произношении, но и при прослушивании; Состояние сознания должно быть чистым. Запрещается прием наркотических и алкогольных веществ, лекарств с высоким эффектом действия.
  В процессе пения или прослушивания человек получает эстетическое удовольствие. Весь секрет заключается в особенных звуковых вибрациях душевной привязанности и любви — бхакти, которые приводят к развитию эффекта Божественного резонанса.
  Происходит настройка практикующего и Творца на одну волну посредством обращения к энергии Всевышнего.
  Человек получает покровительство свыше и милость Создателя, а душа наполняется великой радостью и умиротворением.
   Харе Кришна — мантра, помогающая реализовывать намерения, которые спрятаны в глубине сознания. С ее помощью человек избавляет себя от деструктивных действий и тяжелых наслоений кармы. Очищение обеспечивает духовный рост человека. Если удастся укоренить мантру в душевном сознании, то жизнь наполнится светом вселенской любви.
  Наш мир состоит из различных форм энергии. От земли отходит много вибраций, которые человек не в силах игнорировать. Чтобы уравновесить духовное и физическое начало, важно не забывать обращаться, как к женской, так и к мужской ипостаси. Гармония — это единство «Мужского» и «Женского». Для гармоничной личности помимо мужских качеств — смелости, силы, уверенности, требуются терпение, умение чувствовать прекрасное, обаяние, заботу.


Рецензии