Добромила Иванова. 53 Жемчужина

На следующий день, ближе к полудню Добромила и Божена вошли в дом Шавереных. В большой комнате собрались Мирослав, Богомил, Радосвета и девочки, среди которых была Светлолика. Это была высокая красивая девочка с огненно-красными заплетенными в длинную косу волосами. У Светлолики были большие широко раскрытые ярко зеленые глаза, прямой тонкий нос и тонкие губы. На ней было одето небесно-голубое сари украшенное разными цветами. Добромила и Божена со всеми поздоровались и сели по обе стороны от Светлолики, обняв девочку как старую подругу.
  - Дорогая Радосвета, - это была Божена, - пока мы с Добромилой шли к вам, мы много, о чем говорили. Разговаривая друг с другом у меня возник вопрос: «Как можно обуздать свой ум?»
  - Все люди хотят его контролировать. На первый взгляд, кажется, что контролировать его легко. Но когда человек пробует действительно контролировать ум, он видит, что это не так просто, человек понимает, что все желания исходят из ума, он понимает, что его нужно контролировать. Каждый человек знает на своем личном опыте, что если контакт с объектом породил желание в уме, то он назойливо будет толкать его к деятельности исполне-ния этого желания. Все религиозные принципы нравственности, как ограничения, принимаемые йогами, служат этой цели: заблокировать возможное формировать нежелательные материальные желания.
   Ум в благости следует авторитетам, то есть основан на указа-ниях Святых писаний или духовного Учителя. Говоря иначе, такой ум следует за указаниями извне. Ум в страсти иногда обращается к авторитетам, иногда опирается на себя. Ум в невежестве основан на себе, и это очень опасно, потому что в этом случае у него нет сдерживающего фактора. Невежество порождает вражду между живыми существами. Враждебность по отношению к другим живым существам порождает агрессивные жела-ния. Для души, предназначенной для любви, зависть, ненависть и вражда - это полная деградация, приводящая к материальному существованию. Именно они становятся основой наших страданий. Когда ум успокаивается, это похоже на море в спокойном состоянии, когда видно дно. Чтобы ум не волновался, нужно или закрыть чувства, чтобы не получать лишней информации, или принимать извне правильную информацию. Но, как и в любом материальном процессе, работа ума также подвержена закону инерции. Когда человек пробует контролировать свой ум, он должен знать, что еще некоторые время ум будет выдавать старую информацию или «старые» желания.
   Человек, который совершенным образом обуздал свой ум, сохраняет уравновешенность, как в радости, так и в горе, как в холоде, так и в жаре, как в чести, так и в бесчестье, и находится в постоянной медитации.
  - Скажите, пожалуйста, как осознать свое Я? – Это была Светлолика.
   - Человека, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считают осознавшим свое Я и называют йогом, или мистиком. Такой чело-век находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золо-том.
  Человек стоит на более высокой ступени духовного развития, если одинаково относится ко всем, будь то искренние доброжелатели, отзывчивые благодетели, безразличные наблюдатели, посредники между ним и его врагами, завистливые, друзья или враги, праведники или грешники.
  Тому, чьи чувства осквернены материей, не удастся постичь трансцендентное имя, облик, качества и игры Шри Кришны. Они откроются человеку лишь тогда, когда он одухотворит свои чувства, преданно служа Господу.
  Науку сознания Кришны невозможно постичь, опираясь на мирское образование. Она откроется только тому, кому посчаст-ливится встретить человека, обладающего чистым сознанием, и вступить в общение с ним. Человек, развивший в себе сознание Кришны, обладает практическим пониманием духовной науки, ибо находит удовлетворение в чистом преданном служении Господу. Применяя духовное знание на практике, человек достигает совершенства. Это знание укрепляет его веру, того же, кто обладает лишь теоретическим знанием, легко ввести в заблуждение или смутить кажущимися противоречиями. Только человек, способный применить духовное знание на практике, может всегда оставаться невозмутимым, так как он предался Кришне. Без-участный к мирскому знанию, он уже не принадлежит к этому миру. Мирское знание и умозрительные рассуждения, которые кто-то ценит на вес золота, для него не дороже булыжника или гальки.
   Любой процесс в этом мире состоит из двух этапов: самого процесса и результата. Самореализация не составляет исключе-ния. В материальном мире человек не может сохранить свои до-стижения. Он теряет их, как в процессе одной жизни, так и из жизни в жизнь, поэтому этот мир называется временным. Духовные достижения имеют вечную природу, и это то, к чему душа стремится. Мы привыкли в этом мире к тому, что все быстро проходит, и потому наш ум не может воспринимать ничего вечного. Любой импульс воспринимается нашим умом как временное явление, и он заранее настроен на то, что объект желаний нужно будет менять, потому что как бы он ни стремился к постоянному объекту, в этом мире все объекты несовершенны, и приходит момент, когда объект приносит разочарование. Когда же приходит вечный объект, ум не в состоянии его оценить. Глупцы не узнают Господа, когда Он приходит. На самом деле пока мы не поймем вечность, мы не сможем понять ничего. Такой человек не видит больше материальных различий, потому что он видит духовное единство всех живых существ.
   Те, кто достигли реализации духовного знания, стремятся к святым и избегают грешников, а те, кто достигли более высокой реализации, уже не видят различий, а всех видят в связи с Богом.
   Таким образом, медитацией, может заниматься только тот, кто достиг умиротворения, удовлетворенности и равного отношения ко всем живым существам. Если у человека нет этой платформы, то он будет уходить из медитации в мир развития материальных объектов, следовательно, в мир двойственности вражды и дружбы.
  - Скажите, пожалуйста, как познать душу? – Это была Светлолика.
  - Цель человеческой жизни заключается в самоосознании и восстановлении взаимоотношений с Верховной Личностью Бога.
  Совершенство жизни состоит в осознании человеком своих взаимоотношений с Кришной, то есть Богом.
  Не только люди, но и все живые существа являются неотъемлемыми частицами Бога. Части призваны служить целому, так же как ноги, руки, пальцы и уши призваны служить всему телу. И мы, живые существа, являясь неотъемлемыми частицами Бога, обязаны служить Ему.
  На самом деле мы всегда кому-нибудь служим: семье или обществу, это в порядке вещей. Если нам некому служить, мы иногда заводим кошку или собаку и служим им. Все это доказывает, что по своей природе мы созданы для служения, но как бы хорошо мы ни служили, это не приносит нам удовлетворения. Не удовлетворен и тот, кому мы служим. Материальная жизнь приносит всем одни разочарования. Причина этого в том, что выбор объекта служения был сделан неправильно. Скажем, если мы хотим служить дереву, то должны поливать его корни. Если мы будем лить воду на листья, ветви и т.д., от этого будет мало толку. Если служить Верховной Личности Бога, все остальные Его неотъемлемые частицы будут естественным образом удовлетворены. Следовательно, служа Верховной Личности Бога, мы выполняем свой долг перед обществом, семьей и народом и приносим всем наибольшее благо.
Долг каждого человека — осознать свое изначальное положение по отношению к Богу и действовать соответственно ему. Если нам это удастся, то наша жизнь увенчается успехом. Однако иногда нас охватывает бунтарский дух, и мы говорим: «Бога нет» или «Я — Бог» или даже «Мне нет дела до Бога». Но на са-мом деле этот вызов ни от чего нас не спасет. Бог есть, и в любой момент мы можем видеть Его. Если мы отказываемся видеть Бога при жизни, Он предстанет пред нами в образе жестокой смерти. Если мы предпочитаем не замечать Бога в одном образе, то увидим Его в другом. У Верховной Личности Бога много разных аспектов, так как Он — изначальная причина всего космического проявления. В каком-то смысле мы не в состоянии избе-жать встречи с Ним.
  В поле зрения сознания Кришны только наши вечные взаимоотношения с Ним и наши обязанности по отношению к Нему. Таким образом, сознание Кришны позволяет нам поднять нашу жизнь на высший уровень совершенства, достижимого только в человеческой форме существования.
Нужно всегда помнить, что живое существо получает эту особую человеческую форму существования после многих миллионов лет эволюции в цикле переселения духовной души. В этой особой форме жизни экономические проблемы решить гораздо легче, чем в низших животных формах. Экономические потребности свиней, собак, верблюдов, ослов и т.д. не менее важны, чем наши, но экономические проблемы, возникающие у этих и других животных, решаются в примитивных условиях, человеку же по законам природы предоставлены все условия для комфортной и легкой жизни.
Почему человеку предоставляется возможность жить в лучших условиях, чем свинье или какому-нибудь другому животному? Почему высокопоставленному правительственному чиновнику предоставляются большие удобства, чем простому служащему? Ответ очень прост: на важного чиновника возложены более от-ветственные обязанности, чем на обычного служащего.
Так же и на человека возложены более важные обязанности, чем на животное, постоянно занятое только наполнением своего го-лодного желудка. Но, в соответствии с законами природы, животный уровень современной цивилизации только обострил проблему наполнения желудка. Когда мы призываем этих рафи-нированных животных к духовной жизни, они отвечают, что хотят работать исключительно ради удовлетворения своего желудка и им ни к чему задумываться о Боге. И все же, несмотря на их желание трудиться в поте лица своего, всегда остаются про-блема безработицы и много других препятствий, вызываемых законами природы. И тем не менее люди продолжают отрицать необходимость признания Бога.
Человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы тяжело трудиться, подобно свиньям и собакам, а, чтобы достичь высшего совершенства жизни. Если мы не стремимся к этому совершенству, то, подгоняемые законами природы, будем вынуждены трудиться в поте лица. Человек создан не для тяжелой работы, как животные, и, если ему не удастся исполнить свой долг чело-века, законы природы заставят его переселиться в более низкие формы жизни. В соответствии с законами природы душа рожда-ется и получает подходящее тело и органы чувств, чтобы насла-ждаться материей в материальном мире.
  Тем, кто предпринимает такую попытку, но не завершает пути, ведущего к Богу, иначе говоря, тем, кому не удается достичь полного успеха в сознании Кришны, предоставляется возможность родиться в семьях духовно возвышенных людей или бога-тых коммерсантов. Если даже незадачливым искателям духовной жизни предоставляется возможность родиться в благородных семьях, то что тогда говорить о тех, кто действительно достиг желаемого успеха. Таким образом, попытка вернуться к Богу, даже не удавшаяся, гарантирует хорошее рождение в следующей жизни. Рождение в духовной или благополучной в финансовом отношении семье дает преимущества для духовного прогресса, поскольку в обоих случаях человеку предоставляется возможность прогрессировать дальше с того уровня, на котором он остановился в предыдущей жизни. На пути духовного самоосознания атмосфера в хорошей семье благоприятствует совершенствованию духовного знания.
  Рождение в благополучной семье с самого начала жизни разрешает проблему добывания пищи, а позднее позволяет вести относительно легкий и спокойный образ жизни. В таких условиях у человека есть все возможности для прогресса в духовном самоосознании.
  Мы созданы не для того, чтобы решать экономические проблемы жизни, балансируя на шаткой платформе; напротив, наше предназначение — окончательно разрешить коренные проблемы жизни, порожденные законами природы. Без духовного движения цивилизация останавливается в своем развитии. Душа движет телом, а живое тело движет миром. Мы заботимся о теле, но ничего не знаем о духе, который движет этим телом. Тело, ли-шенное духа, неподвижно, то есть мертво.
Человеческое тело — превосходное средство передвижения, с помощью которого можно достичь вечной жизни. Это редкостная ладья, позволяющая пересечь океан неведения, которым является материальное существование. На этой лодке нам предла-гает свои услуги опытный лодочник, духовный учитель. По ми-лости Бога подгоняемая попутным ветром лодка скользит по воде. Кто при всех этих благоприятных условиях не воспользуется возможностью переплыть океан неведения? Очевидно, что тот, кто упускает этот счастливый случай, попросту совершает самоубийство.
  Люди ничего не знают об истинной цели жизни — возвращении к Богу. Забота об удобствах для материального тела ценой забвения первейшей жизненной потребности — возрождения своего утраченного духовного «я» — не принесет нам высшего блага. Ладья человеческого тела построена таким образом, что должна продвигаться к духовной цели. К сожалению, это тело удерживают на приколе мирского сознания пять прочных якорных цепей: 1) привязанность к материальному телу, вызванная незнанием духовных истин; 2) привязанность к родственникам, возникающая из телесных отношений; 3) привязанность к месту рождения и материальной собственности: дому, мебели, движимому и недвижимому имуществу, деловым бумагам и т.п.; 4) привязанность к материальной науке, которая всегда остается непознанной из-за отсутствия духовного света; и 5) привязанность к религиозным церемониям и священным обрядам, совершаемым без понимания Личности Бога или Его преданных, которые освящают их.
  Не имея истинных знаний, каждый хочет выдвинуть собственную теорию, чтобы как-то прославиться, но фактически этот материальный мир исполнен страданий, и выдвигать теории о природе этого мира еще недостаточно, чтобы избавиться от них. Личность Бога, которому известно все о Своем творении, сообщает нам, что в наших же интересах стремиться вырваться из этого жалкого, исполненного страданий мира. Мы должны отре-шиться от всего материального. Чтобы извлечь максимальную пользу из невыгодной сделки, мы должны полностью одухотворить наше материальное существование. Железо — не огонь, но его можно превратить в огонь, постоянно держа в контакте с огнем. Аналогично этому, прекратив материальную деятельность, мы еще не избавимся от привязанности к ней, для этого нужно заняться духовной деятельностью. Материальное бездействие — это оборотная сторона материальной деятельности, но духовная деятельность — это не просто отрицание материальной деятель-ности, а возобновление нашей настоящей жизни. Мы должны стремиться к вечной жизни, то есть духовному существованию в Брахмане, Абсолюте.
  Невозможно проследить истоки нашей нынешней материальной жизни, более того, нам не нужно знать, как мы оказались в условиях материального мира. Нужно довольствоваться пониманием того, что так или иначе эта материальная жизнь продолжается с незапамятных времен, и теперь наш долг — предаться Верховному Господу, изначальной причине всех причин.
   Тот, кто избавился от гордыни, освободился от иллюзии и порвал все ложные связи, кто познал вечность, покончил с материальным вожделением, кто, свободный от влияния двойственности, остается невозмутимым и в счастье, и в горе и кто знает, как предаться Верховной Личности Бога, достигает этого вечного царства.
   Тот, кто убежден в духовности своего «Я» и избавился от материальных представлений о жизни, свободен от иллюзии и трансцендентен к гунам материальной природы, постоянно занят постижением духовной науки и навсегда покончил с чувственными наслаждениями, может вернуться к Богу. В противовес мудхе, глупцу и невежде, такого человека называют амудхой, так как он свободен от двойственности счастья и горя.
  Несмотря на то что все в творении относится к царству Бога, так как Господь является высшим владыкой всех планет, у Него есть еще и личная обитель, совершенно не похожая на ту все-ленную, в которой живем мы. Эта обитель называется парамам, высшей обителью. Даже на этой Земле есть страны с высоким уровнем жизни и с низким. Помимо Земли по вселенной разбросано бесчисленное количество планет, и одни из них считаются высшими, а другие — низшими. Но в любом случае всем планетам, находящимся в сфере внешней энергии, материальной природы, для существования необходимы солнечные лучи или свет огня, так как материальная вселенная представляет собой царство тьмы. Однако за ее пределами простирается духовное царство, о котором говорится, что всей деятельностью в нем управляет высшая энергия Бога.
  Имея нынешнее материальное сознание, мы привязаны к представлениям о жизни, основанным на удовлетворении чувств, но преданное служение Кришне, то есть сознание Кришны, способно немедленно избавить нас от них. Приняв принципы преданного служения, мы можем возвыситься над материальным представлением о жизни и освободиться от влияния гун благости, страсти и невежества, даже находясь в гуще самых разнообразных материальных дел.
  Ощутить вкус духовного нектара можно только с помощью преданного служения, и никак иначе. Служа таким образом, можно достичь освобождения даже в течение одной жизни. Как правило, различные формы духовной деятельности имеют некоторый оттенок материализма, но чистое преданное служение трансцендентно к любому материальному осквернению. Тем, кто хочет вернуться к Богу, достаточно направить свое сознание к лотосным стопам Личности Бога, Шри Кришны.


Рецензии