Долгая дорога к Богу Гл. 5 Часть 7-10-4 1937 -1938

КАЗАНСКИЙ  КРЕМЛЬ   ВИД СО СТОРОНЫ УЛИЦЫ БАУМАНА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИЛИ
Снимок из альбома фотоблога Вадима Кондратьева



ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 5 ДЕТИ АЛОИСА И ПРАСКОВЬИ
Часть 7-10–4  ДНЕВНИК  БАБУСИ  1937 - 1938 годы


Когда родилась я, а потом - Борис и Милочка, бабуся несколько лет вела дневник. Я его привожу в главе - "ДЕТСТВО ИРАИДЫ". Несмотря на то, что дневник посвящён нам - внукам, в нём бабуся раскрывается не только, как бабушка, но и как преподаватель, как ЧЕЛОВЕКА с БОЛЬШОЙ БУКВЫ, а то, что это так, сомневаться не приходится.   Сейчас, перечитывая этот дневник, понимаешь, насколько тяжела была её жизнь в эти годы. На её руках трое маленьких детей, вытворяющих ежедневно безобразные, а порой и жестокие шалости. А ещё - туалет во дворе, кран с водой - тоже во дворе, готовка - на керосинке, зимой - дымящие печки, вечные болезни внучат и т.д. и т.п.

ИТАК. Прежде, чем перейти к «сборке» разных текстов в единое повествование,  содержащее рассказы о жизни нашей семьи в Казани с 1934  - по 1944 год, мне нужно было решить – как это сделать.
В Главе – детство Ираиды опубликован весь дневник бабуси, разбитый на части по годам. Там же помещены и мои комментарии к этим текстам.
Сейчас проще всего для меня было бы – просматривая каждую опубликованную Часть, сокращать её, а выпавшее «в осадок» - поместить сейчас здесь.
Что ж вы думаете? Просидела всю ночь над текстом, посвящённому в дневнике – 1938 году. В результате - сократилось много, но и осталось  прилично, если судить  по объёму написанного.
Перетаскивать сюда весь дневник – нет смысла, так как эта книга – «Дорога е Богу…» подразумевает вполне конкретные темы, в которых болезни детей и повседневный устой жизни – из другой тематики…

Что же всё-таки должно «выпасть в осадок» для этой публикации сейчас?
Я, пожалуй, буду выбирать и оставлять только те места, в которых рассказывается:

- О Мариамне в первую очередь – о её переживаниях, повседневных трудностях, болезнях, помыслах,  в общем – обо всём, касающемся её лично;
- О семейных традициях: о том, что в нашей семье не отмечались такие праздники, как новый год, 1 мая и тому подобные советские праздники. Справлялись - рождество, пасха и другие   праздники, установленные православием»;
- О том, как бабуся, посещая церковь, ещё нас – маленьких брала с собой. И эти моменты встречи с Богом бессознательно запечатлелись
в нашей памяти на всю последующую жизнь;
- О некоторых семейных традициях, которых  придерживались всегда и постарались передать - детям и внукам и, наконец -
- О многочисленных  грехах, которые я, будучи ребёнком -  совершала, не задумываясь о том, что грешу…
А как об этом рассказать кратко?
Выход напрашивается один. Просматривая дневник бабуси, делать вырезки и мои комментарии к ним, соответствующие перечисленным выше темам.
Самое трудное – объединить всё это в единый рассказ.
Пусть это будут микро миниатюрки. А почему бы и нет?
Попробую. Может быть, из этого что-нибудь получится…

Просидела вторую ночь. Потом, просматривая получившийся текст – поняла, что этот вариант – тоже не подошел. В основном потому что, в записях одного дня бабуся могла затронуть несколько разных тем. Пробовала, скопировав число разбивать запись и вставлять это в разные тематические разделы.
Получился хаос…
К тому же (много пишущие меня поймут) - у меня завис файл с предупреждением, что на диске нет места… Пробовала перезагрузить, чтобы потом перенести половину написанного в другую папку. Ни – тпру, ни – ну. Читаю – это не возможно в связи с тем, что открыто диалоговое окно. А как его закрыть, если этот файл висит?
Иду на риск – выключаю компьютер принудительно…
В результате часть отредактированного текста – пропадает…

Сегодня уже вечер. Подумав, решила, что все надо начинать сначала. И не издеваться над дневниками бабуси. Это для меня - светлая и святая память о ней. Я решила просто - не изобретая «велосипед», загружать  текст дневника в файл для редактирования и сокращать его, оставляя самые важны записи, соответствующие перечисленным мной выше темам.
А желающие всегда могут прочитать дневник бабуси полностью.
В конце концов, найти его можно легко – в Главе – «Детство Ираиды»…

ДНЕВНИК  БАБУСИ  В  СОКРАЩЕНИИ…

 КАЗАНЬ - 1 9 3 7 год.


   20.12.37. Сегодня я  встала  в  шесть утра.  Как-нибудь надо Идке  кончать теплое зеленое плюшевое пальто. В 7 утра уже заворочался малыш и,  видимо, разбудил сестру. Она сонным голосом говорит - "мама,  не ачу!" Потом :  - "у тебя Боречка?" - "да" - "ну покажи! Он у тебя  один?"  -  "да" - "а я думала,  что много."
Какой уж сон видела - не  знаю. Встала, села в своем капотике на сундук и несколько раз просит  меня: - "бабуся, посмотри!" Я по обыкновению, не глядя на неё и, продолжая что-то делать бешенными темпами,  говорю: - "ах, как хорошо!"  Каков же был мой ужас,  когда я вошла в спальню и увидела на ней мою  "работу". Рукава нового пальто надеты как чулки. Они ещё не были  пришиты. А пальто надето наизнанку - атласом вверх...

    22.12.37. Заплакала малышка. Я подошла к коляске, оставив машинку  и всю работу на сундуке.  Оглянулась и что же вижу?  Идка в моём  пенсне и с ножницами в руках (она к счастью еще не может ими  управлять)  старается проткнуть ими шерстяную материю. Я шила ей шерстяное  синее платье.  Крикнув на неё,  я бросилась к ней,  она взглянула на  меня поверх очков и судорожно старалась поддеть материю ножницами.

Добавляет Ираида…
 В дневнике часто упоминается сундук,  на  котором прошла большая часть моего  детства  в  Казани.  Сундук  был  большой, деревянный с железными скобами. Сверху всегда  был покрыт чем-то  мягким, а главное - он стоял около печки.  Поэтому сначала нас  туда  сажали, а позже мы забирались сами.  Вечером спиной к тёплой печке к  нам подсаживалась бабуся.  Там мы слушали её сказки. Там нам она читала книжки...

А чего только не было в сундуке. Там были наши спрятанные игрушки, т.к. их было у нас так много, что играть сразу всеми  мы бы  просто не смогли бы..  Там лежали, сохраненные чуть ли не с позапрошлого века чьи-то платья, плюшевые занавески, из которых ещё не  один год шились для меня зимние пальто и многое, многое другое. 

Интересно, что был еще один сундук поменьше.  Он стоял всегда  на  улице, недалеко от крыльца. На нём иногда присаживалась на улице бабуся или мама с нами,  а иногда и соседи.  Я долго не знала, что там  хранится. Но  однажды бабуся открыла его.  Оказалось, он был до верха  заполнен пустыми флаконами из-под духов или для духов, теперь уже не  знаю. Т.к.  мой прадедушка Алоний Алониевич был провизором и держал собственную аптеку, в которой продавались и духи,  то,  вполне вероятно,  флаконы  в  этом сундуке перевезли в Казань из Астрахани.  Они были очень красивые. Но зачем сундук с этими флаконами таскать за собой в другие города - не понятно, так как применения им всё равно не было возможности придумать...
За прожитую жизнь как часто нам приходилось расставаться  не только с привычными вещами, но и с дорогими нам близкими людьми...


  Д Н Е В Н И К      Б А Б У С И

           1 9 3 8 год.


    03.01.38.  Наступил новый год. Но увы - на  ёлке не пришлось быть - жарят морозы.  Ёлка без огней и подарков  (у  Нины в учреждении). 
В жакте не делали. Сделаем ли дома, не известно  - 30 рублей ёлка!  Хотя Нина на новый год получила деньги  от  Воли,  так  что наше положение теперь поправится,  хотя много долгов,  т.к.  Воля уехал исключительно на занятые деньги.

Добавляет Ираида...
Нина – это моя мама – Нина Николаевна Степанова. Воля – это сокращённое имя моего отца. Владимир Васильевич, практически, всю жизнь был в вечных поездках с целью заработков. У него было не полное высшее образование инженера – строителя. Но в те годы и такое образование очень ценилось. Он устраивался на работу в другие города. Может быть, действительно, в Казани не мог удачно устроиться, а, скорее всего, его угнетал домашний быт и ответственность за благополучие семьи. Ему хотелось свободы, приключений, романтики. И он находил всё это вдали от дома. Правда деньги и посылки он нам присылал. Иногда возвращался на время домой. Ведь появились же откуда-то и Боречка, и Милочка.
На этот раз он уехал на заработки по договору в Среднюю Азию).

  08.01.38. Все эти дни прошли в подготовке к празднику и, конечно,  как всегда,  переутомилась до последнего,  но не захворала,  как это  бывает  в  такие  дни.  Моей  задачей было сделать настоящий детский  праздник для Иды,  да так, чтобы на долгие годы остались у неё в памяти самые светлые воспоминания.
 Накануне Нина взяла Иду с собой в амбар,  где стояла весьма узкая  и высокая,  стройная ёлочка. Принесли, спилили верхушку, которую отдали соседским детям,  вставили в крест и внесли в комнату. 
Идка во  всём принимала самое деятельное участие.  Внесли в комнату,  достали  корзиночку с игрушками и начали убирать ёлочку. Ида вынимала игрушки  из корзиночки,  а Нина их развешивала. 
Искупав,  Иду уложили в постельку. Я обещала ей завить волосы. Она мне раз десять напоминала об  этом. Завила её,  наделав массу папильоток.
 Утром, часов в 7, я уложила ей в постельку подарки:  посадила в ноги - Галю, мирно лежавшую  до сих пор в сундуке,  в ноги Гале поставила  ступку  (красивая  модель), повесила  атласный  мешочек с гостинцами - две коробочки конфет, большая плитка шоколада,  чайная чашечка,  волчок, книжка с картинками - "Грачи и кот",  пачка вафлей, а через кроватку её дразнила  обезьянка - "би-ба-бо".
Проснувшись, Идка прежде всего схватилась за   Галю, не обращая внимания на что-то другое.  А потом...просто растерялась...
Сегодня она мне говорит:  - "смотрю туда-сюда,  туда-сюда.  Везде куколки,  игрушки..."

Добавляет Ираида…
В нашей семье не отмечали советские праздники: 1-ое МАЯ, Октябрьские и другие. Не отмечали дома и новый год. Зато всегда, готовились задолго и очень тепло праздновали Рождество и Пасху. Ну, и, естественно, на всю жизнь запомнились дни рождений, праздничные столы и подарки. Я родилась 20 января, но долгие годы мой день рождения в семье всегда отмечали – 19 января, на праздник - КРЕЩЕНИЯ).

   03.01.38.  На днях Воля прислал посылку.  Радости не было конца не только  у  Иды,  но и у нас с Ниной.

Добавляет Ираида…
Папа был необыкновенной доброты человек. Он очень любил делать подарки. Если он возвращался с работы, то обязательно в кармане у него было по конфетке. Мы
забирались на него, ещё до того, как он начинал раздеваться. Он спрашивал меня и Борьку – кому какой карман достаётся в этот раз? Мы запускали в его карманы руки, и находили гостинцы.
В этот раз папа находился в Средней Азии, куда уехал на заработки.
Денег присылал по возможности, так как ему самому нужно было обеспечивать там и себя.

  03.01.38.  Боречка с некоторых пор начал кричать - "А!",  что у него, очевидно,  означает знак  поощрения.
Как-то  я была не в настроении,  сидела с Боречкой у печки (готовила   обед).  Ида, конечно, рядом со мной на стульчике, Тобик - за мной. Я  была  сердита на весь мир,  "переваривала себя" и поэтому молчала со  своими ребятами.  Чувствую упорный взгляд на себе Бори. Потом звук -  "А!",  чтобы обратили на него внимание.
Вдруг мне почему-то пришло в  голову: - " А что, если на меня смотрит не он, а другой?"... Жутко и в то же время ... Ну, лучше не думать об этом...

Добавляет Ираида…
Бабуся верила, что душа её умершего сына – Бориса воплотилась в моего братишку – Боречку. Внешне они были оба очень похожими друг на друга, и не только – внешне…



   30.01.38.     Вечером жарили  оладьи.  Нине  удалось достать дрожжей и постного  масла. Ида и Боря с удовольствием ели,  а я вспоминала о тех  годах,  когда оладьи были праздником для нашей семьи и были праздником какого-нибудь весьма великого "события".
Осталось несколько штук. Сложили на тарелочку.  Ида спрашивает:  - "это кому?" - "завтра я съем за  завтраком перед службой" - отвечает Нина.  Ида сделала такую  удивительную рожицу и нашлась только сказать - "все ей?"

   4.01.38. Утром Нина села пить молоко  с  оставшимися  оладышками.  Ида пришла  позже  и спрашивает Нину - "Мама, ты что же не все съела  оладушки?" - "не хочу",  - "ну вот,  и мне не дала вечером и сама не  ешь"...
Вчера получили  от  Воли письмо. 

   30.01.38. Наконец,  мы получили долгожданную посылку  из  Средней  Азии от Воли. Она пришла удивительно скоро - чуть ли не за 9 дней. У  матери дрожали при распаковке руки,  у Иды разгорелись глаза.  Тобик  почему то встал на задние лапки,  вероятно из уважения к общему напряжению. Хорошо,  что Боречка спал.
Как полагается,  не  находились  ножницы, чтобы разрезать бечёвку,  разрезался палец, не вовремя закричал Боря,  а нетерпение выросло до предела.
Наконец, готово! Посыпались подарки...  Чего - чего тут только не было! С какой радостью,  с какой любовью, видимо, собиралась посылка! Я всегда ценю это больше всего.  Разве перечислить все богатства?  2 пары красивых туфлей,  длинные шерстяные перчатки с обшлагами, кашне, три пары шёлковых носочков для Иды,  изюм, 4 груши (замёрзли), 20 катушек белых и черных  ниток, узкой резинки. Игрушки: лото, резиновая лягушка - надувающаяся и умеющая плавать,  эмалированная посуда (прелестная,  ах если бы мне в детстве такую!), стиральный набор, металлический утюг, умирающий черт - прыгунчик. Может еще что-то забыла...
При распечатывании я,  сама того не замечая,  ела изюм. Наверное,  переела, уж очень вкусно! В общем, все были в восторге.

   02.02.38.  Ида говорит:  - "бедный папа!  Как он устал! Он собирал  нам посылочку."

   04.02.38.   Вечером совершенно неожиданно получили снова  от  Воли  громадную  посылку. Повторилась  прежняя  история  распечатывания:  прыганье от  восторга самой мамаши,  странное растерянное состояние Идки, лай Тобика и равнодушие Боречки.
Но вот, наконец, посылка на столе, вытаскиваются подарки и гостинцы (я снова,  забыв  все  предосторожности,  уписывала немытый изюм) и вдруг!...
Наш малыш стоит на столе,  держась за ящик посылки, и вытаскивает чулки. Никто в своей ажитации и  не заметил,  как он вылез из своего стульчика на стол. Это случилось  в первый раз.

   07.02.38. Спрашиваю Иду: - "Куда ты поцелуешь папу, когда он приедет?" - "в губки",  - "а ещё?" - "в глазки,  носик, щёчки". За обедом, уже при матери задаю ей тот же вопрос.  Она отвечает: - "в морду." Нина не удержалась и фыркнула.  Я употребила все усилия,  чтобы  не последовать  её  примеру,  справилась. 
 ...Неожиданно возникло желание почитать письма Тони.  Несмотря на  все прямо-таки  неприличие  тона  этих  писем,  мне сделалось страшно  грустно при мысли,  что даже " таких" писем я теперь не получаю.
Не  умела во время ценить.  Будь Тоня сейчас жива, может быть, во многом  и я была бы другой.  Может быть, не приходилось бы так часто  казнить  себя! Ведь,  она искренне любила меня.  Во многих письмах говорит: -  "можешь не писать,  если не хочешь!" И тут же выговор, почему письмо  опоздало на один день? Ревновала меня ужасно. За это и мужа моего невзлюбила, и ребёнка. А я вовремя не поставила себя, как нужно, вот и  моя вина и вина большая.
Взглянула на себя в зеркало, что стало со мной за эти 10 лет? Куда делся мой смех?  Отчего мы так раньше много смеялись,  достаточно  было "пальчик показать". Или это молодость смеялась? Или мы просто -  дети своего времени!
От Воли долго нет писем и это нервирует.

Добавляет Ираида…
Тоня – это родная сестра бабуси, которая, упав на лестнице, и повредив себе позвоночник, долго болела, лёжа прикованная к постели, пока не умерла. Бабуся хранила её письма, и иногда перечитывала.

   13.02.38. Вчера  получили долгожданное письмо,  настроение поднялось и всё начало окрашиваться в яркие краски.

   15.02.38. Получили телеграмму от Воли о переводе телеграфом денег. Ух, совсем легко стало.  Как подпрыгнет Нина! Хотела бы я посмотреть  на "рожицу" своего любимого сына, когда он отправлял деньги!

   21.02.38. Идиллия.  Уложили малыша. Затопили печку, поставили перед печкой табуретку с керосинкой и стали печь пышки.  Ида приносила  и подавала мне пышки.  Я клала их на сковородку.  Первые пышки кушались молоденькой хозяйкой, здесь же за табуретом, изображавшим стол.
По радио слушали прекрасный монтаж оперы - "Марта". Эти несколько  дел подряд:  готовка обеда,  жарение лепёшек, топка печки, кормление  Иды - для меня большой отдых,  т.к. Боричка делается капризным, настойчивым и уже тяжелым для ухода.

   26.02.38.    Трагикомедия. Я готовлю к обеду. С одной стороны - Идка, с другой  - второй.  Поставила плошку с очищенной картошкой  и  налитой  водой  "подальше"... Ида  зацепила  и  все пролила.  Пришлось во второй раз  мыть пол,  стол и т.д. Нервы "подняли" настроение. Идка сбежала, а я  прикусила язык,  чтобы не разразиться наставлениями.
Плошку налила и  поставила с другой стороны.  Пока я заканчивала возню,  Боря зацепил  рукой и пролил всё снова.  Заорал благим матом от испуга.
Сцепив зубы, начала в третий раз подмывать столовую.  Второпях толкнула  кошель и  просыпала весь картофель.  Тут уж я заплакала и сама...одна.
Жизнь состоит из обычных историй,  которые окончательно подорвут мои  нервы!...

   02.03.38.    Получили от Воли посылку и письмо.  Радости и  восторгу  не  было  конца. Я скорей начала пробовать мою любимую халву и угощать Борю, а  Идка, вооружившись молотком начала колоть миндаль.

   17.03.38.  Сейчас же, как ушла Нина  на  службу,  у  меня  началась  сильная головная боль - обычный приступ мигрени. Постель и лекарства  не действуют.  Рвоты не было.  Нельзя было ждать скорого облегчения.
Часа в  два я встала,  затопила печку и уложила Боречку спать.  Дети  остались без присмотра.  Чего только не придумывала Идка. Весь ковёр  был усеян  мелко нашинкованными бумажками,  все игрушки выброшены на  пол, качалка опрокинута на бок, ложились и в неё и на неё (а она еле  - еле дышит).
Наконец,  она поела сама, покормила Борю и Тобика. Вся  серёдка хлеба была выщипана. Я её хвалила, хвалила. Боря за это время замочил все штанишки, чулочки и туфельки, что обыкновенно никогда  не бывает.  О том, что он мокрый, сообщила мне Идка. И она же вешала  всё просушивать.

Ида знает, как ставить тесто. Следит за ним и говорит, когда оно  поднялось или ушло.  Стала употреблять слово - "ужас".  - "Ужас, как  спать хочу".
Начали уроки немецкого языка. Она уходит в другую комнату. Начинается диалог:
 -" Komm her!" - "Gieich" - "Schnell" - "Gut".
Задаю вопрос:  - "WiLLst du essen?" Вставляю в  эту  фразу  новые  слова: Butterbrod, Kartoffel, Zukor, Milch... Знает, как будет - Tei  trinken и spazieren gehen.  Все это пока очень и очень нетвердо,  но  занимается охотно.

Добавляет Ираида…
Мне было всего три года, когда Бабуся старалась приучать меня к немецкой разговорной речи. Если я бегала во дворе, а ей надо было позвать меня домой, она открывала дверь, и с крыльца громко кричала: -  «Ида, Komm her!». Поэтому не удивительно, что во дворе меня дразнили – «Ида – еврейка». Но еврейских семей в наших домах жило много, поэтому в общем-то на эти дразнилки никто не обращал внимания. А став чуть старше, я  сама научилась давать сдачу обидчикам кулаками.

   18.03.38. Наша  капризунья -  именинница.  Подарила Нина шоколадку.  Ида очень обрадовалась. При поздравлении просила потянуть её за уши.     Никогда ещё она так отчаянно не шалила, как в этот день, потому и  доставалось ей ежеминутно. Ложась спать, уже в постели (она спит теперь со  мной) она подняла рубашонку и приложила мишку к груди,  ища  свой сосочек и сказала: - "буду сейчас кормить мишку своей "грудой",  как мама Боречку".

   19.03.38. Нина ушла на службу.  Я заперла за ней и продолжала под  кроватью делать  генеральную уборку.  Боря оставался стоять на стуле  возле стола,  на котором стояло блюдо с половиной пирога с капустой.  Своим плачем Боря заставил подойти к нему.  О,  ужас! Что я увидела!  Весь пирог изорван на части,  как будто его  изгрызли.  Начинка  вся  разметена по полу, сам Боречка весь   вымазан, а Тобик так наелся,  что целый день не просил есть. О своём самочувствии не упоминаю...

   27.03.38.  От Воли получила письмо. Расстроилась - был болен.

   05.04.38.  Получили письмо от сестры - Фани.  Несколько раз  пришлось  повторять  Иде  рассказ о том, как Фаню засосало в грязь, и как дядя её вытащил.

   07.04.38. Благовещенье. Встали, взглянули в окно: снежная пелена.  Часов в 12 будет ужасная грязь и весна,  а к  вечеру  -  похолодает,  в общем, на дню семь пятниц.
Получили телеграмму от Воли.

   24.04.38. ПАСХА. Болезнь не выходит из дома: вчера заболела Идочка. Закашляла "петухом". Температура около 38. У Бори язвочка проходит, но сильный кашель и температурит. В субботу мы с Идкой все-таки  умудрились пойти к плащанице. Она важно шествовала в своём новом сером пальто,  белой  шапочке  и  сумочкой в руках.  Вид её был весьма  авантажен, точно спрыгнула  с  картины.  Удивительными  глазами  она  смотрела на  молящихся,  не расспрашивала меня.  Увидев нищих,  она  попросила денег и подала детям.
Дома она наблюдала,  как красили яйца.  За утренним кофе получила  от матери шоколадку,  что привело её в восторг,  а полученная телеграмма от  Воли привела в восторженное состояние всех.  Праздник у нас  получился бы настоящий, но все атрофируется чиханием, кашлем со всех  сторон, головными болями и т.д.
Уезжает Воля в Горький, а мать с детьми числа 19 - 20 сядут к нему на пароход в Казани. Вот как только глазок у Дочки поправится...  Удивительно терпеливо переносит повязки!

Добавляет Ираида…
Наконец, вернулся домой отец. Никто не сомневался, что это временное явление. Вроде бы, это был отпуск. А все отпуска по жизни он вместе с семьёй проводил на воде, на своей любимой Волге.
Так и в этот раз решено было взять билеты на теплоход и поплыть до Горького и обратно вместе с нами, малышами.

   28.05.38.  18-го уехали.  Идка относилась к отъезду как-то пассивно, видимо, плохо ещё представляет все прелести катания на пароходе,  хотя великолепно помнит поездку прошлого года.
 В сборах не принимала участия,  хотя заботливо говорила матери: -  "Мама, ты не бери с собой ремень: я буду вести себя хорошо, я теперь  большой человек!" Деловито заметила мне - "бабуся,  а ты дай ему сосок!"

   11.06.38. Завтра троицын день. Приснились мои большие и малые ребята. Встреча совпала с большим праздником, так что подготовка у меня шла целых два дня с утра и до вечера,  конечно, умаялась -  до того,  что не в состоянии двинуть ногами.

Они сделали два рейса Горький - Астрахань.  Я виделась с ними два  раза, при  проезде  их  мимо Казани.  Оба раза нашила платьиц тому и  другому. Напекла,  нажарила, что могла, чтобы порадовать своих ребятишек. При доставании гостинцев из сумки,  Воля заметил: - "Ах, если  бы капустки провансаль!" - "Ну,  я всегда о тебе  меньше  всего  думаю!" -  сказала я ему,  подавая капусту (накануне я за ней чуть не  весь город обегала).

Дочка хотела спать, и как-то была ко всему равнодушна,  а Боречка  всё сразу запросил:  и котлеточек, и персиков, и сухариков. Так было  радостно на всё смотреть!
Ида почему-то начала драться,  за ней этого не замечалось (к посторонним). Все восторгаются нашими ребятками.  Весь второй рейс Боря  хворает: грипп и малярия. Бедный ребенок! Всё время высокая температура. Сама удивлена, что больше всего соскучилась по нём.
Сегодня при  уборке,  глядя  с  тоской  на ободранную печку (мела  нет), я вспомнила, и рассмеялась, как Дочка на мой вопрос: - "кто это  сделал?",  ответила  - "Это мы с Боречкой сделали!" Работа выполнена  замечательно. Печка не то обкусанная, не то ободранная...

    25.06.38.  18-го уехал Воля. Опять в Среднюю Азию, теперь в Бухару.

    26.06.38   Сейчас получила от Воли телеграмму из Бухары о том, что должность  им принята.

    01.07.38. Вчера ездили в Займище.  Лес на редкость чудесный.  Сосняк. Встречаются  высокие,  стройные березы.  Аромат сосны ощущается  сразу же, как сойдёшь с поезда. Ида собирала и ела охотно ягоды. Борюшка вёл себя отвратительно:  не сходил с рук и закатывал истерики,  лишь мать уходила на минутку.
Всё бы хорошо, но под конец мы с Идкой заблудились в лесу. Вокзал  нашли скоро,  конечно, т.к. в лесу народу много, но место, где оставили своих, найти не могли. Ни наших "Ау!", ни Нининых - "Ида!" - не  было слышно.  Даже Ида начала нервничать. Встретились на вокзале. Но  каково было мне в домашнем платье, в туфлях на босу ногу, продемонстрировать себя перед нарядной публикой, ожидавшей уже поезда!
Загорели ребятки,  утомились и спали хорошо. Идушка опять проснулась под утро оттого,  что её "укусила за пальчик мышка и больно"  -  на самом деле оттого,  что её вчера укусил комар, а она ночью расчесала.
Недавно были в саду.

Добавляет Ираида…
Займище – это пригород Казани. Причём, деревни были подальше от вокзала, а сразу же за станцией начинался сосновый лес. Он выглядел, как огромный парк. Высокие сосны, хвойный настил, по которому мягко ступали ноги. Займище заселялось на лето не только дачниками. Каждые выходные сюда переполненные поезда привозили тучи отдыхающих с детьми и корзинками с пропитанием. Ездили туда иногда и мы.
Бабуся водила нас иногда в городской сад. Там была детская площадка, с песочницей, в которой мы с удовольствием копались.

  03.07.38. Ездили  в  лес и так понравилось,  что думаем собраться  опять.
Вчера были  в саду.  Оба прекрасно играли песком.  Боря всё время  упражняется в "перемахивании" через маленький барьерчик площадки.  К матери привязан так,  что достаточно пяти минут без неё, как он  впадает в истерику.
С Идкой забыто всё учение и немецкий, только, когда она чувствует,  что неправда, упорно твердит - "nicht".
Ходили на базар.  Узнала вкус мороженого, просит. Не отстает. Купила пирожок с мясом,  мороженого,  но всё мало.  Надо квасу ещё или  ситро.
Скучает об отце. Всё думает, что едем к нему. - "Как мне хочется,  чтобы мы опять поехали на пароходе!  К папе!" Но от Воли, кроме телеграммы, ещё ничего не получали.

  04.07.38. Были в зоопарке.  Неудачно. После кормления звери почти  все спали.  Лев храпел,  лёжа вверх животом, сурок только огрызался,  когда его трогали прутиком,  мартышка без движения сидела  на  крыше  своего домика. Птицу нельзя было бы отличить от чучел.
Борюшка громко кричал, увидев нового зверька - "Ба! Ба!"   
Оттуда пошли в сад,  где Ида внимательно следила за танцами и играми руководителя с детьми.

    07.07.38. Ещё душнее. Ходили купаться на Казанку. Идка в восторге.

    08.07.38. Опять купались. Было ветрено и не так душно.

    17.07.38.  Вчера  Нина вышла на работу.  Боялась я этого дня,  как  огня. Но вышла из положения героем:  с внуками справилась!  Даже  не  верилось самой.
Беспокоило молчание Воли,  но вчера, наконец, получили долгожданное письмо. Здоров. Жара в 55 градусов. Жуть!
Сегодня зашаталось у меня два зуба и потому настроение пиковое.

   18.07.38. Были в "Швейцарии".
Малыши катались на карусели. Были в  комнате смеха.  Почему-то  Ида не смеялась,  хотя кругом раздавались  взрывы смеха.  Катались на простых качелях,  но  очень  мало.  Пошёл  дождь. Спрятались в детскую комнату.  Дети играли,  пели, танцевали.  На танцы смотрит с восхищением и любит сама танцевать  и  что-то  не  плохо выходит. Боря на воздухе хорошо спал. Вернулись домой с такими  страшными капризами, что, кажется, удивили весь двор.

   26.07.38.  Лежу второй день со своим ишиасом. Приступ сравнительно  не тяжёлый (я сравниваю с прострелом), но встать нельзя. Хотя с трудом, но поворачиваюсь в постели самостоятельно. Нина должна была остаться дома из-за моей болезни. Боричка уже капризничает не переставая. Идка к моей болезни относится безразлично.  Хотя она и мала, но  видеть её безучастие как-то горько...

   24-го июля  выезжали в Займище.  Дети в этот раз вели себя лучше:  капризов почти не было и было бы полное довольство, если бы не проявилась моя болезнь.
Было все то же.  Идка в восторге от козочек.  Она разбирается теперь в  домашних животных.  Пастуха назвала пастухом,  а не петухом,  как в прошлый раз. Наблюдали мы с ней с мостика - доски за плавающими мальками.  В воде прозрачно,  дно заросло водорослями,  виднеются  ракушки, точно в аквариуме.  Предлагала вымыть ей ручки, но она боялась рыбок. Лежали с ней на спине и наблюдали за облаками. Она говорит: - "Вот это облако тоже растаяло!" Очень жаль,  что мне не  удалось показать ей скошенные скирды хлеба.  Впрочем, ей едва ли было бы  понятно.

   06.08.38. Вчера были в "Швейцарии". Все то же, только прибавилось  новое: оба заинтересовались спусканием людей на парашюте,  в особенности Идке понравилось - не хотела уходить.
На трамвае - давка.

Вчера случайно  встали  в очередь за керосином.  Человек 10 осталось, он откинулся  назад  и,  видимо,  хотел  задать  истерику,  но  во время подвернулась одна тётя с ключами.  Когда надоело,  у другой  тёти оказался карандашик и у девочки - гребёнка. Вошли в лавку, было  уже не страшно: одна тётя качала керосин - заинтересовало обоих.
Зато у нас было 8 литров керосина!

Вчера Ида  взяла  карточку Воли и говорит:  - "Любимый мой папочка!" Ждет от папы велосипеда.  А у папы,  если он вернётся,  едва ли  хватит денег,  вероятно,  на носильщика.
От отца - совсем  ничего.  Прямо возмутительно!  На него совсем не похоже.  По  слухам  числа  25-го  собирается приехать.  А Идка так рвется его встречать

   16.08.38.   Получили от Воли письмо из Ташкента: хлопочет о переводе из Бухары. Видимо,  не думает вернуться домой. Характерно: в приписочке целует Идочку.

Вчера мы были с Идой на кладбище.  Пробовала ей объяснить смерть.  Она уже  видела дохлого котика и мух.  Не усваивает.  Да и к чему ей  это знать пока? Дальше главной аллеи никуда не шла - боялась волков.  Хорошо там, но она ни с места.

Добавляет Ираида…
Бабуся не раз брала меня прогуляться по городскому кладбищу. Хотя захоронений родных или знакомых там не было. Именно эту прогулку я запомнила на всю жизнь, хотя она ничем особенным не отличалась от других подобных. Прогулявшись по аллеям и тропинкам кладбища, бабуся решила немного посидеть у чьей - то могилы. Мне кажется, что в эти мгновенья, она мысленно переносилась на могилы своих близких  и родных, захороненных в Астрахани, куда она домчаться могла только мысленно.
Пямятник был большой, и такой старый, что под фундаментом земля давно обвалилась, и зияла щель. Я пробовала заглянуть внутрь, «в ущелье», но дыра зияла темнотой. Потом я видела, как оттуда выбежала мышка, и убежала в кусты. Исследовав чужую могилу, я почувствовала скуку. Стала бегать и прыгать по дорожке, периодически уговаривая бабусю вернуться домой…

Я месила тесто.  Ида стояла на столе в одних трусиках и  чувячках. Воспользовавшись случаем, когда я повернулась, она бросила  мне в тесто песку.  Стоит и в ответ на мой убийственный взгляд  притоптывает и поет,  глядя на меня.  Но, видимо, взгляд мой был достаточно выразительным, т.к. Ида сказала: - "Бабуся, я больше не буду".

Добавляет Ираида…
Я была доброй девочкой, но своим поступкам до сих пор не нахожу оправдания, а главное – не пойму откуда во мне появлялись и   проявлялись такие качества, как – враньё, шалости и т. п. действа.
Впоследствии, став взрослой, я никогда в жизни не врала, и спешила перед родными -  признаться в своих каких-то невольно совершенных поступках. Я уразумела то, что всё тайное рано или поздно становится явным. И лучше сразу покаяться, тем самым – сбросив с себя груз вины.
На протяжении всей взрослой жизни – никогда не брала ничего чужого. А в детстве – таскала порой из дома что-то, что если и не имело большой материальной ценности – было дорого кому-то из близких родных.
 Порой допускала эгоистические поступки, понимая, что – так поступать – плохо…
А то, что всё это называлось – грехом… А впрочем, как бы не называлось, я же понимала, что поступаю плохо…
Я оставлю эти маленькие упоминания своих греховных поступков, упоминаемых в дневнике, не в назидание другим, а для   само покаяния.  Мне до сих пор нестерпимо стыдно за них…

    21.08.38.   Хотелось бы,  чтобы Идка моя стала впоследствии детской писательницей! Мечта! С этой точки зрения я и подбираю материал из её жизни:  какую чудную книжку можно написать для детей,  имея дневник.  Ведь, я  до сих пор не могу забыть книги В. Желиховой - "Как я была маленькой."

Добавляет Ираида…
Единственная написанная,  мной и моим мужем – Виктором, книга – «Энциклопедия наших жизней», которую мы публикуем здесь, наверное, должна быть посвящена БАБУСЕ, так как именно она заложила в меня любовь к литературе и способности – правильно излагать свои мысли.

   26.08.38. В  ночь на 23-е заболела расстройством желудка,  но на  день рискнула остаться с детьми. Мне казалось - принять слабительное  и тем самым - исключить болезнь.  Оказалось не так.  Поднялся озноб,  жар.  Я слегла. Трудно, даже жуть, как удалось выдержать до половины  пятого, когда пришла Нина.  Она застала меня с температурой около 40  градусов, с бредом, с истерическим плачем...
Я лежала с кричащим Боречкой, а Дочка уже сама стояла на стульчике и отворяла дверь маме.  Вызвали врача. Признал колит, но есть намёки на дизентерию.
Сейчас только встала с постели в первый раз. Вчера от Воли телеграмма - "Возмущён официальностью письма."... 
Сегодня ответ на письмо, полученное  им по возвращению его из Ташкента.  Письмо благодушное, т.к.,  видимо,  в восторге,  что никто не возражает против  его  возвращения в Казань.  Пишет, что привезёт виноград и персиков. Идка  в восторге!
Нина, напуганная моей болезнью, вызвала мать из Горького, но что-то ни слуху,  ни духу пока.

   02.09.38. Благодаря приезду Надежды Павловны, я имела возможность  отлежаться.
 
(Добавляет Ираида…
Моя вторая бабушка - Надежда Павловна, мама моей мамы, она приехала из Горького, где вместе с дедушкой – Николаем Николаевичем, жила у тёти Лиды, маминой сестры).

Дизентерия  была  приостановлена.  Трое суток ничего не  ела,  потом дня три на сухарях. В общем встала, а Боречка снова заболел. У него наладился желудочек, начали кое-что давать, кроме сухариков.  Нина сделала замечание вслух,  что Боречка стал  поправляться.  Мы,  обе бабушки, одернули её ( мы - обе - "без" предрассудков!). А в  ночь наш малыш опять с температурой - 40  градусов.  Кашель.  Срочно  вызвали врача. Нашёл: или малярия или грипп. Снова лекарства.
Ночью ему было так тяжело, так тяжело...
 Не буду писать о моём настроении с половины двенадцатого до половины первого,  когда Нина сидела и смотрела на него,  а я,  закрывши  глаза, думала, куда же мне деться с моей тоской... Температура начала спадать.  Мы уснули.  Утром - почти нормальная. К вечеру - снова.  Ребёнок снова легче воздуха.

Вчера уехала  Надежда  Павловна.  Идка чуть было не до слёз: была  напугана, когда Надежда Павловна взяла платье Нины.  Идушка  думала,  что бабушка  берёт  его себе в чемодан.  Кричит - "Это мамин!" То же  самое произошло и с капотом.  У них они одинаковые, что и ввело нашу  шалунью в заблуждение...  Черта,  не похожая на неё...
Были с детьми  на Чёрном озере.  Закрыты детские площадки.
С восторгом Ида смотрела  на ракеты.

Вчера от Воли получили письмо. Числа 8-го должен выехать. Vivrons - virrons!  Но у меня уже вчера был истерический припадок...Жду,  не  дождусь...
Идка все время говорит о папе,  который по приезде снова поедет с  ней на  пароходике.  Иногда замечает вслух ни с того,  ни с сего:  -  "Ах, что-то папа нам долго не пишет: наверное, завёл другую девочку".
Вчера Нина отправила Воле телеграмму,  возмущённая  тем,  что  он  едет только в отпуск, а не совсем.
От Воли телеграмма - сегодня выезжает скорым.  Как трудно  ждать!  Это мне...
А жене?...

   02.10.38.   Получили телеграмму из Куйбышева 30-го.
Но... все ждём.  Видимо, пароход сидит на мели.  Сидят,  и говорят, суток на трое. Дочка вся  изнылась ожидаючи, да и мы не на месте.

Добавляет Ираида…
Как можно было ехать домой из Бухары пароходом из Куйбышева? Поскольку и в предыдущий отпуск он сначала съездил в Горький, могу предположить, что именно там он получал направления на проведение работ в Средней Азии.  А уже на месте заключал договора на выполнение работ. В республиках было мало опытных специалистов, поэтому, как правило, отец выполнял полный комплекс работ - сам составлял проект, осмечивал его и курировал строительство объекта.
 В Казани такой работы не было.

   09.10.38. Наконец-то 3-го,  в 7 часов утра приехал наш долгожданный папочка!  Привёз всего, всего... Борюшка кокетничал, кокетничал,  но не на долго хватило,  сдался, да так и засел весьма прочно на руках отца.  Столько чудного винограда, груш и прекрасных арбузов. Как  раз именно то,  что нужно нашей Идке после болезни почками.  И все-таки в почках у неё ещё  не всё ладно: отложено полное выздоровление ещё не на одну пятидневку. Стали давать ей суп из баранины и даже немного гуся.
За это время у нас уже выпал снег.  6-го первый раз топили печку.  Заметно опять потепление.

   14.10.38. Нерешенность  вопроса  (уедут  ли или не уедут в Азию  вместе - Нина и Воля) создают для меня крайне  нервозное  состояние:  ничто нейдёт на ум и ничем не хочется заниматься.

   26.10.38. Получили телеграмму из Горького:  приедет другая бабуся  и, следовательно,  Воля  и  Нина  могут уехать вдвоём на заработки в  дальние страны...  Жутко и за них и за ребят и,  главным образом,  за  себя. Ну что же! Ничего не поделаешь!

   06.11.38. 4-го ноября уехали Нина и Воля  через  Москву.  Сегодня  они должны  сесть  на Азиатский поезд.  Ида так и не придала особого  значения их отъезду: приняла за должное. Малыша отняли от груди совсем перед отъездом. 3-го приехала бабушка из Горького.

Город принимает праздничный вид. Ида ушла гулять с бабушкой: посмотреть для  ребёнка есть  на что.  Город художественно оформлен.
Буду теперь снова записывать, если и моя только жизнь наладится.

   16.11.38. Наши проехали к Хиве.  Жду с нетерпением, как устроятся: от этого зависит всё.  Ребятишки не вспоминают.  Дочка  изредка  "пишет" папе письма. Боря уже "читает", "поёт" - козлятушки, но всё-таки ничего не говорит.  По прежнему капризничает  до  невозможности.
Глубокий снег. С удовольствием бывают на воздухе.
Идка часто крепко обнимает меня и говорит:  - "как я тебя  люблю,  бабуся!" Боится, что я оставлю их одних.

   24.11.38. Получили 22-го от наших телеграмму, что "устроились".
И  тому рада. Жду с нетерпением письма с места, о том, "как" устроились.

   01.12.38. Сегодня уезжает Надежда Павловна. Я остаюсь одна. Утром  привели девочку для услуг - Дуню. Не знаю, что будет.
   Дочка очень заинтересовалась няней.  Ластится к ней.  Та смотрит  дичком. Боречка заплакал. А труднее всего будет, наверное, привыкать  мне. Через  два часа пришла её сестра и увела "сниматься"
в фотографию.

Добавляет Ираида…
Бабуся пожаловалась молочнице, которая привозила в город молоко из деревни, что остаётся одна с внучатами. И она предложила в няньки свою племянницу. Но из этого ничего не вышло.

   04.12.38. От  своих  получила телеграмму,  что устроились окончательно в Ташкенте.  Сколько я перемучилась за эти дни, т.к. получила  от них письмо, что они снова выезжают за 150 км.
Ида, научившись от Надежды Павловны,  раскладывает карты и гадает  на четырех "мужей" (королей). Боря, надев сегодня новый мальчишеский  костюм, пошёл смотреться в зеркало.  Ида кричит:  - "Бабуся, Боречка  смотрит в  зеркало,  какой  он  красивый".  Ида в хорошем настроении  всегда чего-нибудь поёт собственного сочинения.
Убаюкивая вместе со мной Боречку,  она просит петь "новые" песенки. Запоминает легко и мне всегда подсказывает. "Сивка - Бурка" стала её любимой сказкой. Сказка - "Гуси - лебеди" иногда инсценируется  нами и Идка тогда в восторге.
Вчера она в первый раз самостоятельно оделась и обулась и умылась.

   08.12.38. У меня был стирка  белья. Я заварила настоящего чая и поставила чайник в духовой шкаф. (Чай - это роскошь!) Боря забрался и вылил  весь чайник на кресло.  Я начала убирать,  а он забрался на окно и с  комода стянул коробку с присыпкой и высыпал на другое кресло.
Села кормить их. Утром кормлю их тюрькой, как птенчиков. Как развернётся мой  Боречка и куда только полетело мое блюдечко (голубое с  лебедями, чашку он давно уже расколол).  Уж такое горе берёт! Каждый  вечер опять мучаемся с клизмой:  видимо,  глисты не дают покоя.  Вот  тоже мучение!
Купила за 26 рублей высокую коляску - сани. Не в состоянии его держать на  руках: очень тяжело.  Снегу нет и катать в ней ребят нельзя. И что я  только буду делать?

Дополняет Ираида…
Зато как эта коляска – сани выручала зимой. Коляска была на полозьях, к которым были прикреплены высокие ножки. Сама коляска, прикреплённая к этим ножкам, была плетёной продольной, большой корзиной, с ручкой, за которую можно было её возить. У нас было большое покрывало, сшитое из бараньих шкур. Оно было мягкое, с одной стороны – гладкое, тёмное, а с другой стороны – жёлтый кудрявый мех. В коляску стелили это покрывало. Сажали меня и Борьку по углам коляски, лицом к лицу, и укутывали мехом ноги и спины. Борька на морозном свежем воздухе быстро засыпал, а я «медитировала», глядя на прохожих и дома, мимо которых нас медленно везла бабуся.

Вчера уложила его днем.  Ида стала гадать,  а я побежала и купила  варенья и конфет. Первый раз рискнула оставить их одних. Вышло удачно. Уговорились с Идой за две конфеты.
Решила "запрячь" себя в санки и поехать с ними на базар: нет мяса.
Жду с нетерпением от наших письма.

   11.12.38. Вчера ко мне приехала квартирантка. Ида так и увивается  вокруг неё. Рассказывает ей решительно всё: куда уехали папа и мама,  что пишут,  что пришлют,  что у неё платье худое,  что ей старенькая  бабуся шьет платья и штанишки и т.д. и т.п.
Я легла в  спальне  отдохнуть  и,  видимо,  на  какую-то  секунду  вздремнула. Только  слышу Ида таким плаксивым голосом говорит:  - "И  что ты, Боречка, все пьешь и пьешь, мне надоело тебе наливать, целый  кувшин выпил!"  Что же оказалось!  Я купила сегодня 200 грамм конфет  -"Рококо", и она сама и Борю - накормила  этими  конфетами.  Осталось  только две конфетки. И как это только она решилась? Никогда такого с  ней не было.
Каждый вечер Ида пристаёт со сказками.  Я вечно усталая, торгуюсь  с ней и миримся на трёх сказках.  Иногда я не в состоянии  бываю  ей  досказать, тогда ночью,  проснувшись,  она напоминает мне,  что я не  досказала.

   14.12.38. Вчера  дала  телеграмму,  чтобы Нина выезжала.  Опять и  опять ожидания.

   16.12.38. Вчера получила телеграмму - ответ,  что Нина приедет по  получении от Фани денег. Сегодня дала ответ, чтобы оставалась.
   У нас замёрз  во дворе на колонке кран. Надо было идти на соседний двор. Дочка заперла дверь  за мной на крючок.  А когда я вернулась,  то слышу плачь и  крик Иды.  Что кричит - не пойму. Я - стучать, стучать... Оказалось:  она захлопнула  первую  дверь  так  крепко,  что  отворить не может.  Как-то она бедненькая отворила.  Ну а если?...  А  мороз-то!  Лютый,  около 40.  Ида "пишет" все письма:...присылайте гостинцев, а Боричке  не надо, т.к. он шалит.

Добавляет Ираида…
И как они там зарабатывали, если даже на билет домой маме должна была выслать деньги тётя Фаня, бабусина младшая сестра?

    19.12.38. Ровно год прошел, как начат дневник.
Ида проснулась со словами:  - "А где папа?  Он приехал?"  Видимо,  видела во сне.
Раз она смотрит и трогает пальцем выдавшиеся  у  меня  ключицы  и  спрашивает:  -  "что это такое?" - "Кость".  Подумала и говорит:  -  "Как же ты, бабуся такой костью подавилась? Она у тебя застряла?"
Боря своими  капризами доводит до " белого колена"...  Иногда кажется, что не хватит больше сил.  Целыми днями и карауливание его по  ночам изнуряют, силы падают.
От своих получила письмо и снимки.  Вид у них далеко не "страдающий". Занимаются мистификацией, видимо. Самый удобный метод!
Не знаю,  чем кормить. Ида не ест никаких каш. Живу как в тюрьме.  Морозы. С детьми выходить нельзя. Дверь промерзла и не запирается на  ключ. Как же достать мясо? А Ида только его и любит. Как-то выкручиваюсь, пока  ещё выхожу из положения:  оставляю Валю (квартирантку),  чтобы сбегать за хлебом,  за водой на соседний двор,  т.к.  в  нашем  дворе замёрз кран.

   25.12.38. Боря "прячет" всё.  Губную гармошку  бросил  в  духовой  шкаф, когда затопили печь.  Ида говорит, что чем-то пахнет. Я заглянула в спальню и о,  ужас! Полно чаду. Бросилась к шкафу, горит гармошка. Бросает в умывальное ведро щётку, а я не заметив, вылила. Деревянные пластинки от лото запрятывает в щель пола,  а  когда  я  её  заткнула, он  залез под кровать,  нашёл щёлку и упрятал так,  что не  вытащить уже.
Ида пристает  с  чтением ей сказок,  игрой этих сказок,  стихами,  разговорами по-немецки,  а у меня нет времени с ней  заниматься,  а,  главное, нет абсолютно никакого настроения. Как-то вечно расстроена!  Не удивительно - сижу почти без денег и даже от Фани не  получаю.
А  на наших смотрю как-то безнадёжно.
Ида с приходом квартирантки начинает разбираться в "своём" и "чужом". Начинает понимать,  хотя и с трудом, что надо уйти, когда люди  едят или отказываться,  когда люди предлагают что-нибудь вкусное "от  чистого сердца".

   27.12.38. - "Бабуся, когда будет война?" - "Эх, плохо будет, если  будет война!"  - "А что такое война?" - "На войне стреляют и убивают  друг друга".  - "Значит, когда мы с Борькой побиваем друг друга, это  война?"
 Благодаря  рассеянности,  сосредоточенности  на одной мысли,  думая о другом,  а не о том,  что я говорю, я употребляю в разговоре  не те слова,  которые нужно. Ида сейчас  же поправляет меня: - "Бабуся, ты сказала неправильно:  - "Надень башмачки на  ручки,  надо  на  ножки сказать" или: - "Ты сказала - румяной зарёю проснулся восток!  Надо сказать - покрылся... и т.д".

Добавляет Ираида…
Странные чувства  овладевают мной,  когда я читаю или переписываю  дневник бабуси.  Такое чувство, что я переживаю ещё раз детство, которого я не помню. Может быть, ещё всё это можно сравнить с просмотром фильма, в котором я играла главную роль, но это было так давно,  что все  забыто  и только на экране оживают дни,  люди и события тех  давних дней.
Конечно, всех записанных в дневнике событий я не помню,  но в памяти точно отпечатались предметы и события, которые произвели в своё  время сильное впечатление.

Особенно из моего детства мне запомнились все  праздники, которые  отмечались дома  и  которых мы всегда так ждали.
Надо сказать,  что  "светские" праздники у нас  не  признавались.  Но  христианские  праздники у нас были всегда на высоте.  Пасха с куличами,  творожной  пасхой и крашеными яичками... Рождество с пирогами, елкой, гостинцами и подарками... Дни рождения и, особенно, - именин и, конечно, тоже с подарками и мешочками с гостинцами.  Эта семейная традиция сохранилась до  сегодняшних  дней.

Еще мне запомнилось,  что отца с нами никогда дома  не  было.  Он  всегда был  в командировках или в разъездах по другим городам и республикам в поисках заработка.  Почему нельзя было найти работу в городе, где жила вся семья?... Он окончил техникум и три курса строительного института. Но,  когда  женился,  институт   бросил.   Неполное   высшее  образование, тем  не  менее,  давало ему возможность работать в строительных организациях. В основном, он зарабатывал составлением строительных смет. Надо отметить, что он был красивым мужчиной и в каком-то смысле "свобода" его,  видимо прельщала.
В те года он чаще всего  уезжал в  поисках  работы в Среднюю Азию.  Однажды даже взял с собой  ненадолго маму. Но, в основном, мама жила с нами в длительном ожидании мужа или  посылок  и денег от него.  Но это ожидание иногда было "вечным". Поскольку нам всем надо было на что-то жить, мама устраивалась  на любую работу. Зарплаты были небольшие, но это нашу семью спасало.  А бабуся,  однажды взвалив на себя все домашние заботы,  везла  этот  воз до конца жизни.

Учитывая,  что детство  и юность моих родителей была связана с Волгой,  эта любовь к великой реке и пароходам была  ими  пронесена  через  всю  их  жизнь, потом привита и  нам – детям.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии