Чернореченский каньон

 Профессия накладывает определенные черты на мировосприятие человека. Так, военный, глядя на прекрасный пейзаж,невольно отмечает, что вот здесь удобно оборудовать огневую позицию, а вот там надо поставить противотанковые заграждения. Профессиональное видение природы есть и у геолога, и у гидролога, и у геоморфолога, имеющих свой взгляд на лик матушки земли. Грешен в этом и я. А куда денешься? Десятки лет работы так или иначе откладывают свой отпечаток. Немало поколесив от Камчатки до Судет, я искренне считал, что  меня трудно чем-нибудь удивить. Уж тем более в Крыму, который вроде бы излазил еще мальчишкой вдоль и поперек. А это было глубокое заблуждение. Непростительная гордыня.
 Однажды меня пригласили в Севастопольский горсовет как эксперта. Город тогда был еще закрытым и пропуск ждал меня прямо на КПП. В исполкоме заседала представительная комиссия, ломавшая голову над одним вопросом: как обеспечить город водой. Положение было и впрямь аховое. За ряд маловодных лет Чернореченское водохранилище, главный источник водоснабжения почти полумиллионного города, практически пересохло. Водичка подавалась в квартиры горожан не более двух часов в сутки. Горожане, естественно, роптали. Не попить, понимаешь ли, не помыться в душе, не постирать. Попробуйте пожить в таких условиях  – жизнь медом не покажется. Комиссию беспокоило среди прочих одно обстоятельство. Помимо того, что питьевой водички кот наплакал, она еще уходит в карстовые трещины по пути из Чернореченского водохранилища к городскому водозабору. То есть до трети драгоценной влаги пропадает впустую, а как избежать этой потери, никто не знал. Комиссии я сказал следующее:
– Прежде всего надо определить, где теряется водичка и сколько. За это я могу взяться, если это мероприятие профинансируете. Тут чисто гидрометрическая задача и обратились вы по адресу.
– Профинансируем безусловно. Уж на это деньги найдем. Не будет ли у вас каких-нибудь предварительных предложений.
– Извольте. Если отвлечься от частностей, самое радикальное решение напрашивается само собой. Проложить трубу от выпуска водохранилища до города. Точнее до очистных сооружений. Никакими утечками и потерями водного стока больше не придется заниматься. Понимаю, это будет стоить дорого, но зато раз и навсегда снимет все ваши вопросы.
Комиссия промолчала. Председатель ее посмотрел на меня как-то странно, а ответил совсем непонятно:
– Так то оно так. Но мы об этом даже не думали. Дело не в деньгах. Жалко губить такую красоту.
 О какой красоте шла речь, я не понял. Какая тут лирика? Воды в городе нет, а он о красоте. Ну что ж. Мое дело предложить решение. Их, принять или не принять его. Не хотят строить водовод и не надо. Пусть сидят без воды. Припечет окончательно, быстро вернутся к этому вопросу. Пока же, раз дают деньги, займемся гидрометрическими работами. Мне это профессионально интересно, да и подзаработать не мешает.
 Что имел в виду председатель комиссии, я понял только выехав через месяц на полевые работы. По совету того же председателя, забазировался мой маленький отряд в чудном месте под названием "Приют Скитальца". Смотритель этой усадьбы сказал, что якобы здесь когда-то была дача того самого писателя с псевдонимом
Скиталец. С тех пор это название и прижилось. Коль горсовет вас сюда направил, то милости просим.На следующий день, загруженный приборами, портативными радиостанциями отряд втянулся в узкое горло входа в Чернореченский каньон. Часть людей с одной радиостанцией я оставил у этого входа, а с остальными двинулся дальше. Открывшаяся за скалой Кизил-Кая панорама повергла меня в изумление. Меня, прагматика, отвыкшего удивляться. Рация пищала уже полчаса, а я не обращал на нее внимания. Экое диво! Настоящая маленькая Швейцария. Лучше. Кристально чистая вода
Черной речки (почему ее назвали Черной – непонятно)низвергалась водопадами и водопадиками. Струи воды лизали бока прихотливо разбросанных громадных валунов, весело бурлили на перекатах, замирая в редких тихих заводях. Речка петляла между
 уходящих ввысь бортов каньона, то скалистых, то поросших лесом. Осенний багрянец уже тронул листья и калейдоскоп красок, солнечного света и теней завораживал. Тишина нарушалась только шумом воды и криками птиц, шныряющих по кустам, увешанным ярко красными ягодами кизила. Вот уж экзотический уголок, ни с чем ни сравнимый. Собственно, не маленький уголок – длина каньона 18 километров. Но я-то хорош! Сотни раз проезжал по Байдарской котловине мимо входа в каньон и ни разу не полюбопытствовал в него заглянуть. Не подвернись эта работа, так бы никогда и не увидел. В общем, влюбился я в тот каньон, как в юную девушку. Шагая по его тропинкам, мысленно благодарил председателя комиссии. Не внял он прагматичному предложению дурака – эксперта. Молодец мужик. Такую красоту сгубить тяжкий грех. И себе бы не простил, и люди бы не простили.
   На свете существует немало красивых каньонов. Большой каньон Колорадо – национальная гордость США. Кто видел фильм “Золото Маккены» согласится, что есть чем гордиться. Большой каньон Крыма – Мекка для всех любящих природу. Однако, Крым в немалой степени может гордиться и Чернореченским каньоном.Жаль только, что увидеть его могут немногие. Это запретная для посещения водоохранная зона. А может быть и к лучшему, что туристы там не шляются. Ибо сохранилась его первозданная красота, не обезображенная варварскими следами пребывания двуногих, коим ничего не стоит запалить немыслимый кострище в чаще реликтового можжевельника и оставить надпись – здесь был Вася.


Рецензии
Вот до чего дожили! Чтобы сохранить красоту, нужно перекрыть к ней пути! Люди превращаются в троглодитов.

Удивительный учёный Юрий Юровский! Он умеет видеть и ценить красоту!

Ваша Светлана

Светлана Шаляпина   15.04.2021 21:23     Заявить о нарушении
Дорогая Светлана! Спасибо. что навестили.
Чернореченский каньон перекрыт еще и потому. что это - водоохранная зона. Эта река питает водохранилище, которое обеспечивает водой город Севастополь.

Ваша Алиса Юровская

Юрий Юровский   15.04.2021 21:46   Заявить о нарушении
Начав читать, я, было, засобирался туда.

Юрий Игнатюгин   27.08.2022 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.