Джон Кольер. Леди Годива

Джон Кольер .Леди Годива.1898г. Художественная галерея и музей Герберта, Ковентри

«Леди Годива» - полотно кисти Джона Кольера и самая известная его работа. Обнаженная женщина верхом на лошади — сюжет, который заставляет остановиться и удивиться яркости и необычности происходящего.
Одна из красивейших легенд старой Англии поможет понять почему художник изобразил женщину именно так, и что за этим кроется.

Леди Годива, или как по-саксонски ее звали Godgyfu — это жена Леофрика, графа Мерсии, жившего в английском городе Ковентри в XI веке. Это были времена правления одного из могущественных королей Англии — Эдуарда Исповедника, известного также своими непомерными налогами, которыми он облагал граждан. Леофрик также обладал правом взимать подать с жителей своего города.

    Не раз разоренные горожане обращались с просьбой к графу облегчить их положение, но это не давало никакого результата. Супруга его — леди Годива отличалась щедростью и благочестием и тоже нередко упрашивала мужа быть милосерднее и снизить плату, но и ее мольбы не достигали цели. На очередную просьбу жены разгневанный граф пообещал снизить налоги, если она совершит безумнейший шаг:

«Ступайте, - молвил граф, -
По городу нагая - и налоги
Я отменю», - насмешливо кивнул ей
И зашагал среди собак из залы.

Так описал это действие Альфред Теннисон в 1842 году.
             
     Для графини бедствия народа оказались важнее ханжества и ложного стыда, поэтому она поступила именно так, как сказал ей муж. Жители города, в свою очередь, проявили благородство и в знак искренней благодарности закрыли ставни, двери и ни одна живая душа не видела прекрасную обнаженную Годиву на своем коне, объезжающую город в тот день. Однако, все же один нерадивый портной попытался взглянуть на женщину сквозь щель в ставни, но тут же «у него глаза оделись мраком и вытекли». Поступок жены поразил графа, и он отменил налоги.

    Граф Леофрик и Леди Годива — реальные исторические персонажи, но вот удостовериться в действительности красивой легенды пока нет возможности.
         Все убранство женщины — ее роскошные золотисто-каштановые волосы, которыми она прикрывает грудь. Годива скромно опустила голову, но в этом жесте нет унизительного стыда или страха — только мягкость и решительность одновременно. Лошадь, шагающая по пустынному средневековому городу вдоль готических сводов, резко контрастирует с нагой всадницей — на ней королевская, вышитая золотом попона и богатое седло.

       Многие художники передавали этот значимый и самый привлекательный момент всей истории, но Кольер в своей композиции отразил не только захватывающий сюжет, но и атмосферу происходящего:

И замер,
Едва дыша от страха, даже воздух
В тех улицах, где ехала она.

         Основную часть холста занимает всадница, но становится очевидна и практически ощутима та тишина и пустота, окутавшая едва видный зрителю Ковентри. Кольер, в отличии от других живописцев и скульпторов, изобразил Годиву наиболее силуэтно, избегая подробностей в изображении ее тела. Во многом это достигнуто благодаря ракурсу в полный профиль. Художник даже сажает свою героиню в седло по мужскому типу, чтобы не позволить видеть лишнего. Очертания графини напоминают готические s-образные фигуры с их изяществом и гибкостью.

      Особую роль играет содержательность сюжета: жертвенность графини, ее нравственная чистота перед самой собой и всем народом, невзирая на самодурство и жестокость супруга. Смирение и красота надломили бесчувственность — вот основная идея этого полотна.

       Абсолютная нагота — это абсолютная нравственность в понимании Кольером этого сюжета, символ «голой правды», которая заставила графа вздрогнуть и сдаться, а горожан опустить глаза и закрыть ставни. То, что в глазах лицемеров выглядит как грех и соблазн, то для чистого человека будет движущей силой. Рассуждая так, можно предположить, что это самое нравственное и нравоучительное в лучшем смысле слова произведение Джона Кольера.(Исп.Статья Людмилы Лебедевой)

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

       Скорее всего, легенда никак не связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описана в сохранившихся хрониках. Историки установили, что Годива происходила из знатного рода, являлась сестрой Турольда Бакнэлла, шерифа в Линкольншире, вступила с Леофриком в брак до 1010 года и, следовательно, к 1040 году была, по средневековым меркам, уже довольно пожилой женщиной.

       Также известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город; маловероятно, чтобы жители столь процветавшего места изнывали от непомерных налогов.

     Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители 24 деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.


Рецензии
Спасибо, Алина!
Вот как бывает!

Иветта Дубович Ветка Кофе   11.04.2021 13:34     Заявить о нарушении
Красивая легенда,поучительная.

Алина Алексеева-Маркезин   12.04.2021 13:44   Заявить о нарушении