СВЕТ В ОКНЕ. Судьба Токбике-аже. 14 часть

          На следующий день,  оба братья поехали в Казалы посмотреть , где можно нам поселиться и купить домик .За это время мы тоже не сидели сложа руки ..Вечером пришли Серик и Рахым и сказали , что через знакомых нашли дом , где жили когда-то баи , у которых все конфисковали   ,а самих угнали куда-то . Там жили люди , которые согласились продать этот  дом за шесть баранов. Они довольные вернулись домой , что им повезло с поиском  дома .На следующий день они вновь поехали и обменяли этот дом на шесть баранов.

               Начали по тихонько собирать свои пожитки , для  начало мы собрали и сложили все , что у нас было по мелочам . Вещи сложили в сундуки  , все бляшки , украшения юрты сложили в большой мешок .Со двора  собрали все , казан сняли с печки ,отдельно сложили возле юрты ,дрова и кустарники завязали веревкой. Осталось собрать только юрты  , одну юрту решили пока оставить , а то что собрали сложили в телегу , чтобы стоял готовый к отъезду .Юрту собрать помогли соседи , без их помощи мы бы не смогли собрать ее всю .


                На утро мы все сложили в одну большую арбу и двинулись по пыльной дороге в сторону этого городка , которого я видела в прошлый раз , когда ездили на базар .В этот раз мы переезжали и нам предстояло там жить Мы ехали в двух арбах , в одной была наша юрта и  по хозяйству ,  а в другом ехали мы со своими коржынами .. Ближе к  обеду мы были уже там в Казалы.

                Наконец мы остановились возле небольшого домика с плоской крышей .Такие мазанки с плоской крышей были повсюду . Дворик был довольно большой , а во дворе стоял сарай из камыша, сверху глиной замазанный , в некоторых местах торчали только камыши . Видимо давно хозяев угнали и он без хозяйской руки  выглядел довольно неухоженным .


          Домик состоял из двух комнат и по середине кухня , так стояла печка .По сравнению с нашей  юртой , это было конечно  домик по лучше . Все свои пожитки занесли в дом. Каждый из нас занял по одной комнате и мы счастливые , что домик оказался удобным для нас , были очень рады нашему жилью , где возможно здесь должны родиться , наши будущие дети. Оба братья тоже были довольны , что быстро нашли   этот домик и что теперь Рахыму не придется далеко домой ехать , так- как его работа находилась в этом городке..

           Недалеко от нас жили тоже молодые у которых во дворе бегали двое детишек ,так как увидели во дворе молодую женщину , которая сидела возле печки и видимо что-то варила. Через некоторое время  она подошла к нам  поздоровалась и познакомилась и сказала , что ее зовут Камила и что тоже недавно переехали в Казалы .

         В душе появилась искорка надежды , что в этот раз , в нашем новом жилище у нас точно родятся  дети , которые останутся при нас. Несмотря на все трудности , которые выпали на нашу долю мы продолжили нашу жизнь  со всеми ее испытаниями и вместе со всеми надеялись на лучшие   дни и времена.

          На поиски совы у нас ушли  еще несколько дней . Не знаю откуда Рахым раздобыл сову , но через несколько дней у нас появилась сова , большая и пушистая , она смотрела на нас  огромными глазами и видимо не понимала зачем и для чего его поймали. Он его завязал за ноги, поставил стойку невысокую из дерева и вот он сидел целыми днями на дереве и мы его по  немного кормили ,  давали ему мясо. Сова с удовольствием ел мясо , а рядом мы поставили старую кружку , куда наливали воду .Так  проходили наши дни с надеждой , что Дария скоро забеременеет. Нам не пришлось ждать долго и она вновь забеременела. Новое место оказалось благоприятной для нас всех.

          Прошло несколько месяцев , живот Дарии уже был заметен, мы с ней радовались и не забывали кормить свою сову , которая нам принесет счастье. Счастья , которого долго ждали  все .

          Город , где мы остановились был небольшой и назывался он Казалы от рыболовной сети  казы, сплетенный из камыша , которыми пользовались рыбаки  , когда ловили рыбу .Рыба задерживалась в камышах , а она была сплетена так , что рыбам было трудно  выбраться из камыша , так как она была сплетена несколькими рядами .
.Город был расположен , недалеко от Сыр-Дарьи и многие здесь занимались рыболовством В основном здесь жили татары, евреи , русские , ссыльные  немцы  и уральцы —староверцы , которых выслали во время столыпинской реформы за не подчинение властям .

          Многие уральцы- староверцы ходили в длинных черных рубашках перевязанные  поясами узелками и во всех домах , где они жили стояли лодки , все они занимались рыболовством .
         
           Недалеко от нас  тоже жили уральцы с которыми подружился Серик и вместе с ним рыбачил на Сыр-дарье . Давно мы не ели рыбу , а тут Сералы принес огромный сазан  и мы с удовольствием  его сварили , замесили тесто и в бульоне сварили настоящий бешбармак  из  рыбы .Это был настоящий праздник для нас. В этих реках в большинстве водились сазаны и карасики .

           Вдоль улицы были расположены с плоской крышей дома, крыши которых были из соломы   и камыша , сверху залитые глинами.. В городе был единственный водопровод от реки Сыр-Дарьи , где мы все брали чистую воду для питья .

           В город переезжали  казахи с кочевья , которым пришлось сдать весь свой скот властям и  остались без скота . Казахи , которые всю жизнь занимались скотоводством , у которых даже не было навыков к земледельческому труду ,  но по тихонько , несмотря на тяжелые времена голод и холод  , приспосабливались к новым изменениям жизни . Некоторые ,которые не хотели куда-либо уезжать , учились заниматься бахчой и рыболовством. В этом была большая заслуга уральцев- староверцов , которые охотно брали с собой и быстро находили общий язык .
               

          Была большая мечеть татара муллы-Хусейна у которого многие работали , но во время  раскулачивания многие дома из красного кирпича  -баев подверглись конфискаций и многие оставив свое имущество бежали или были высланы , неизвестно куда.
(В этой огромной каменной мечети ,который до сих пор сохранился ,разместили большую библиотеку, где висела табличка , что в 19ОО году , когда проезжал Семенов-Тяньшанский  этот уездный городок, оставил на память  запись и  около 200 своих книг .На данный момент из которых сохранились 72  книг.)По краям улицы были вековые , раскидистые дубы.

            Я как-то пошла искать свою корову и вышла на берег Сыр-дарьи , где внизу по берегам рек росли  камыши , заросли  колючих кустарников , тугай , джида, , вдоль пыльной улицы росли высокие тополя и карагачи . Вдали плыл двухколесный пароход , я помахала своим платком, не понимая кому я машу. Там где-то на другом берегу живут мои родители и братья. Живы ли они ? Вдруг мне стало грустно , так захотелось повидать их , рассказать обо всем  , что случилось со мной , и что  у меня здесь все хорошо , но увы я была далеко от них  Интересно увижу ли я их когда нибудь ?Я долго еще сидела и глядела вдаль , но уже пора было идти и искать свою пропащую корову. . .

             Недалеко от реки Сыр-Дарьи , находились военная часть и Аральская военная флотилия. Здесь родился казачий генерал,  атаман-Александр Дутов.
Недалеко от берега был красивый зеленый сад из тополя и карагача .Вдоль улицы стояли керосино-коптильные фонари. В некоторых местах были тротуары из жженного красного кирпича .
             Мазанки из глины, с плоскими крышами  во время разлива Сыр-Дарьи  были окружены водой и в городе было очень много комаров.  Комаров плодилось очень много и были они очень мелкими и на месте его укуса образовывались красные пятна .Мы в тазик клали кезек и его дымом отгоняли комаров . Только таким образом мы спасались от комаров.( Эти комары до сих пор такие мелкие и кусачие и они роем по воздуху витают , летом от них нет покоя , ни людям , ни животным)Бедные коровы отмахиваются от них хвостами , но это мало им помогает .Казалы — кажется стихия этих мелких комаров , нигде больше я не встречала таких мелких комаров.
            
               В уездном городке Казалы было множество старых  купеческих особняков  из жженного красного кирпича . После конфискаций , в одном из зданий был открыта школа, где учился первый организатор комсомольской ячейки в Казахстане и в Средней Азий Гани Муратбаев         
                Вот в такой маленький исторический городок мы переехали , который со временем мы полюбили и навсегда остались здесь жить.

                Наступил 1929 год. Зима в этом году выдался суровой. Снег скрипел под ногами ,порывистые ветры иногда заметали наш дом , что утром невозможно было выйти из дома. Утром еле открывали двери и делали дорожку , чтобы можно было пройти . Серик заходил домой весь снежный , усы у него были покрыты снежной коркой и он шутя временами кидал их в мою сторону . Рядом с домом росли высокие карагачи , где возле них на белом снегу,лежали замерзшие вороны и их растопыренные тоненькие ножки, торчали как высохшие зонты  укропа ,  вверх ногами .Это мне приходилось наблюдать каждый день .

            Сегодня  мы решили вместе с Сериком  запрячь телегу и поехать за льдом в Сыр-дарию, так как вода кончалась, а пока набрала снега  в ведро и поставила на печку , чтобы до нашего приезда растворилось .Когда стираешь водой из тающего снега , вода скользкая и шелковистая  и можно мыть без мыло . Мыло мы сами готовили из костей животных , варили кости долго и у нас получался неплохое мыло .Вода из чистого льда была сладкой и вкусной и чай из него получался такой вкусный .Я укуталась платком , надела ватную телогрейку и вместе с Сериком поехали .


            На речке кроме нас были другие , кто с  самодельной санкой , кто с коромыслом , а некоторые как и мы с телегой. А кто издалека , как  и мы пришли с ломом на телеге с ослом.Для начало мы очистили участок от снега , выбрали место , где будем крошить лед .Серик начал ломом крошить лед , осколки от льда разлетались во все стороны  , они были блестящие как стекла и я старалась их собрать в ведро , чтобы затем переложить в мешок .Поработав 2-3 часа мы наполнили все мешки  , шеки у Серика от работы раскраснелись , все усы были покрыты инеем и я вся розовая от мороза. Скоро все мешки были полные , загрузили в телегу и поехали домой.Телеги один за одним поднимались вверх на берег. Кто был с санками , тем было полегче подниматься , чем нам.Они быстро с одним мешком льда поднимались вверх, а мы не спеша наконец поднялись вверх и направились по снежному дорогу домой.

          Сразу как приехали я набрала ведрами мелкие куски льда и понесла  поставить на печь. Затопила печку саксаулом . Да , сегодняшний чай будет очень вкусным и сладким подумала я .Серик , был очень трудолюбивый , осенью он привез много саксаула на своем огромном арбе,  где росли саксаул он знал и он со своим другом уральцем уезжал туда на 2 дня  , чтобы собрать  и привезти саксаул . Саксаул хорошо горел , запах саксаула разносился по всей комнате .Искры саксаула ярко светились и огонь был необычайно красивым , когда он горел.Сверху я накладывала немного угля , когда саксаул немного догорал .Тепло на печке долго сохранялся , даже после того , когда в печке все выгорало.  Для  скота мы вместе заготавливали сено .

          Уже похолодало , одними дровами нельзя было держать тепло дома.Утром Рахым  договорился с кем- то и привез уголь и я топила печку, заодно в печке готовила еду .
            На время мы сову  занесли на кухню , чтобы она не замерзла . Сова удивленно , широко раскрыв свои глаза , вертела головой  ,рассматривая вокруг. 
Сова в этом году выросла и шерсть на нем еще больше распушился . Такой красавец вымахал , что невозможно было от него отвести глаза .Ее огромные глаза все время смотрели на меня , как будто спрашивала , когда подадите кушать .Мы с ней подружились. Я временами с ней разговаривала , а она кивала головой , как будто понимала , что я ей говорила. Не только мы , но и сова, ждали когда потеплеет . Весной Дария уже должна родить.

                Наконец наступила весна , почки на карагаче набухли , птицы зачирикали , грязь возле дома и на дороге по немного начали высыхать и уже образовались дорожки , где можно было пройти не замарав свои галоши. С крыши потекли грязевые воды из подтаявшей воды .
В нашей комнате и на кухне с потолка упала глыба глины и потекла вода , я подставила туда тазик , чтобы не образовалась лужа . Мне приходилось временами выносить и выливать эту грязную воду. Придется летом , хорошенько замазать и хорошенько что-то подстелить , чтобы вода не текла , но этим займется Серик.

                В этот день стояла солнечная погода , солнце так ярко светило . Я помыла все окна , вначале чистой , затем старыми газетами начала вытирать стекла . Скоро стекла засверкали и когда я зашла домой , лучи солнце  проникли в комнату  и играли на всех стенах Я сама загляделась на свои чистые окна , свет который осветил всю комнату и ее лучи проникли во все углы нашей небольшой комнаты. Я была счастлива, что скоро в этот дом войдет  солнечный , долгожданный малыш .




                Возле сарая свило гнездо ласточка и она временами прилетала неся в клюве что-то и улетала  Ее гнездо уже наполовину было готово . Она работала не одна , а со своим другом .Временами они сидели и глядели на свой новый дом , где будут выводить свое потомство, или ждали , когда она подсохнет. Это была хорошая примета .Я радовалась каждому случаю , будто сама собиралась и готовилась родить У нас дома появился керогаз , который принес Рахым , откуда не знаю . Мы его заправляли  керосином, зажигали фитиль и стали на нем готовить еду . Да , впервые мне пришлось на нем готовить и оказался керогаз очень удобным, чем все время топить печку .

                По-тихонько начали привыкать к таким городским условиям . Жизнь здесь оказалось по легче, чем там , где мы жили. , но керогаз был не у всех. Я сидела возле керогаза и старалась зажечь фитиль , когда услышала голос Дарии,- Токбике, иди сюда -  Я быстро встала и почти побежала к ней , так как чувствовала , что она вот-вот должна родить .    Она сказала , что у нее отошли воды , но она была так спокойна , что я удивилась. Видимо она уже привыкла к своим родам , что ее уже ничего не пугало. Я быстро пошла  поставить воду , приготовила все необходимое , уложила ее в постель В этот раз я решила лежа принять у нее роды , так-как у в этом доме не было того , что было в юрте .Она временами тихо стонала, закрыв глаза, вдруг так громко застонала и начала тужиться , что я  сама даже испугалась.


            Сердце мое забилось я следила за ней  , как бы не упустить этот момент и вот показалось головка ребенка ...я тихонько ухватилась,  и начала к себе тянуть Я старалась аккуратно держать его голову и он выходил медленно, временами останавливался и  я просила  ее =Тужься , тужься сильней = и она старалась изо всех сил И вот этот малыш, весь красный , мокрый и слизистый начал медленно выходить, весь слизистый с отеками глаз закрытыми  и с черным густым волосом , показалась шея ,за ней медленно начали показываться тоненькие ручонки по обе стороны , затем показалась пуповина , за ней ножки по середине темный мешочек , весь сморщенный и в складку с носиком  Я сразу поняла , что
это мальчик и крикнула от радости =Мальчик родился , Дария= От моего крика , кажется все вздрогнуло .В моем крике было все , предыдущие события оставили глубокий след в моем сознаний. Это был божественный дар , за наше терпение .   Слезы текли по моим щекам . Никто теперь его не заберет или не оставят  волкам , как девочек . Он будет с нами . Мокрого взяла его на руки  и показала ей , она вся бледная и счастливая , слабо улыбнулась и тоже была довольна , что родился мальчик . Я была так возбуждена , что чуть не забыла
отрезать пуповину и завязать , который тянулся от матери. Быстро  взяла нож и отрезала пуповину и завязала ,затем его запеленала и положила рядом с ней .Сама пошла за тряпкой , чтобы убрать все вокруг возле нее

  .
                Когда я все убрала и помыла все кровь , которую она испачкала и вышла во двор , сова  увидев меня  с ведром так обрадовалась , как будто я несла ей еду .Я ей улыбнулась и сказала , =У нас родился малыш и ты отвечаешь за его жизнь.=Она наклонив голову , широко раскрыв свои глаза посмотрела мне вслед. Да, подумала я от нашей совы , теперь зависит жизнь нашего мальчика .

                Был теплый майский день , но несмотря на теплую погоду я решила затопить печку , чтобы не замерзли Дария и малыш. Вечером пришли Сералы и Рахым и я вышла навстречу  =Суинши==Суинши = у  нас родился мальчик. Оба счастливые , что родился продолжатель рода обнялись , поздравили друг-друга. Я поставила самовар. В это время Дария отдыхала рядом с малышом и оба зашли к ней . Взяли этот маленький комочек в руки и высоко подняли его вверх и Серик спросил Рахыма ,=Ну как назовем нашего богатыря?= Рахым сказал=брат ,этот ребенок ваш и вы сами дайте ему имя=Я вспомнила , что сказал баксы , =если родится мальчик , назовите Темир , т.е железный , чтобы он был стойким= Решили  дать мальчику имя Темир .


                На следующий день у Дария поднялась температура и мне пришлось поить ее травами , мокрую тряпку подкладывать  ко лбу .,чтобы спало температура  К вечеру ей стало лучше , я напоила ее горячим бульоном и чай с молоком . Все это время я приносила Темира на кормление , но на ночь оставляла у себя , пока не окрепнет Дария . Дария  и Рахым были довольны  и счастливы видя , как мы нянчимся с Темиром. А для нас , это были незабываемые и счастливые дни , что у нас есть ребенок , которого так долго ждали.......


На снимке купеческий дом в Казалы.


Рецензии