Принцип доброй воли

У каждого могут быть свои принципы. Один из приципа не берет в руки оружие и становится пацифистом. Другой не ест мясо, а рыбу только нюхает. Третий из принципа презирает всех женщин и по средам не моет руки. Четвертый  вприципе был не плохим парнем, но развязал первую мировую войну, так как самым больший приципом у него  было его собственная фамилия. Доцент П. тоже имел свои принципы. В переполненной столовой Государственной консерватории он становился в конец длинной студенческой очереди. Высокий, сутулый, всегда угрюмый, седой - доцент П. Студенты удивлялись, профессора посмеивались. Все знали, что преподаватальский состав обслуживался вне очереди.
- А я такой же как все, мне привилегии не нужны, -  виновато оправрывался доцент.
Каждое правило имеет исключение. Как там говорится- нашла коса на камень ? Так этим камнем стал я, студент кларнетист. Никогда еще грозный доцент педагогики и психологии не становился за мной в очередь пообедать. Почему ? Да потому что я был единственным студентом, который обманул принципиального преподавателя за всю его карьеру.
Предмет педагогика и психология входил в программу обучения на первом курсе. Экзамена не было, только зачет. Доцент подозрительно отзывался о советской пегагогике ( дело было еще во времена СССР) Призывал слушать радиостанцию " Голос  Америки ", дабы знать о чем думают наши враги. Провоцировал студентов на смелые по тем временам дискуссии. Главным его коньком был постулат его собственного изобретения. Он называл его "приципом доброй воли"
- Учеников надо мотивировать и не бояться их расхваливать,- утверждал доцент. Оценивать надо на бал выше, чтобы человек поверил в свои силы. Выискивать позитивные качества и не замечать и преуменьшать недостатки. Хвалить и только хвалить, вот рецепт к успеху.
Иногда он проводил опрос по пройденному материалу. Задавал короткие вопросы. Утвердительно кивал на ответы. Если ответ был не верным предлагал самостоятельно подъучить. И все время что-то записывал в свою пухлую тетрадку.
Пришла весна, приближалось лето и настал день зачета. Заходили по одному, отвечали по одному вопросу, получали зачет и уходили. В течении часа процедура была оконченна, сдал весь курс.
Пошли в столовую всей групой пообедать. Сидим, беседуем, пережевываем пищу. Вдруг ко мне подходит старшекурсник :
- Это ты Михаил.
- Ну я.
- Тебя срочно хочет видеть доцент психолог, он ждет в своем кабинете.
Допиваю компот. Поднимаюсь на второй этаж.Стучусь в знакомую дверь, захожу.
- Здравствуйте, Вы хотели меня видеть ?
- Садитесь, - говорит доцент, я хочу еще поспрашивать Вас по предмету
- А что случилось ? Ведь Вы мне зачет подписали.
- Считайте что авансом. Я тут открыл свою тетрадку и обнаружил, что Вы не смогли мне ответить на вопрос еще в первом полугодии. Обещали выучить. Теперь я жду ответ.
- Повторите вопрос, я постараюсь ответить.
Смотрит не моргая на меня. Закипает от злости.
- Вы обещали выучить, и должны были помнить что именно.
- Не помню.
- Тогда к сожалению зачет я Вам не могу подписать.
- Так и не надо. Вы уже его подписали и в протокол и в мою зачетку.
- Дайте зачетную книжку.
- Не дам.
Замолчал. Думает. Смотрит на свои ногти.
- Цупцванг.
- Вы что-то сказали ?
- Зайдите через час.
Через час историю повторилась. На следующий день я регулярно каждые пол часа заходил в кабинет доцента.
История смахивала на " День сурка".
- Здравствуйте.
- Здравствуйте. Садитесь. Вы вспомнили ? Нет ? Зайдите через пол часа.
- А как же принцип доброй воли ?
- Пошел вон.
Еще через день я решил поменять тактику. Шла шестнадцатая попытка. На все то же замечание по поводу провала моей памяти я радостно изрек, как Штирлиц Мюллеру*.
- Вспомнил. Я все вспомнил и могу отвечать.
Доцент недоверчево сощурил глаза и процедил :
- Я рад и с нетерпением жду.
- Итак вопрос. Принцип доброй воли. Ответ...
- Остановитесь, это не тот вопрос. Вы мне должны не это.
- Нет именно это.
- Нет.
- Тогда докажите, откройте свою черную тетрадь
- Я, я,- доцент поперхнулся слюной.
Сидим, молчим, смотрим в упор друг на друга.
- Дайте зачетку, я Вам подпишу.
- Спасибо, не надо, Вы уже оставили мне свой автограф. Я могу идти ?
- Идите. Минуточку. Вы первый студент, который  смог меня обмануть.
- Вы сами себя обманули. До свидания.
Как -то спустя двадцать лет я зашел в столовую той самой консерватории. Стою в очереди. Киваю знакомым професорам, кое кто узнает меня. Вот в дверях появилась сгорбленная знакомая тень с палочкой.
- Профессор П. Здравствуйте, рад Вас видеть. Как здоровье ?
Уставился на меня. Шипит, как змея. Узнал. В глазах ужас. Очередь притихла.
- Я Ваш бывший студент. Вы были самым лучшим моим преподавателем.
Поперхнулся слюной. Развернулся, ушел. Принцип доброй воли не сработал.

10 04 2021

*
Штирлиц забарабанил в дверь кулаками, и дверь открылась, но у порога стояли два охранника. Третий — Зигфрид — провел мимо камеры Штирлица человека с парашей в руках. Лицо человека было изуродовано, но Штирлиц узнал личного шофера Бормана, который не был агентом гестапо и который вел машину, когда он, Штирлиц, говорил с шефом партийной канцелярии.
— Срочно позвоните группенфюреру Мюллеру. Скажите ему — я вспомнил! Я все вспомнил! Попросите немедленно спуститься ко мне!
(Юлиан Семенов.
Семнадцать мгновений весны)


Рецензии