Мой египетский сад. Христов тёрн

Zizuphus spina-Christi Willd/ Rhamnus Paliurus L: зизифус, сиддер, иногда - грудоягодник, Христов тёрн, держи-дерево, палиурус античных греков, набк или аннаб у арабов; по-древнеегипетски «небас», а по-коптски «ноубас» (ягоды – «кеннаре», от греческого «коннарос»).

В мире наиболее известны четыре вида рода Зизифус – это колючие изящные деревца или кустарники, на редкость обильно и ароматно цветущие и густо усеянные затем прямо по стволу «ягодами» вроде дикой вишни, мирта, облепихи или родственной им крушины. В XIX-м веке доктор Клот-Бей видел в египетских садах два вида из них: мавританский (Ziziphus lotus), или унаби, который Теофраст и другие античные греки называли «лотосом», и колючий, Христов тёрн (Zizuphus spina-christi). Как раз последний с доисторического времени в основном знали и выращивали древние египтяне.

Как будто бы ничто не мешало египтянам при фараонах выращивать и «лотос», вид, более типичный для их северных соседей и средиземноморских стран, но росший и в благословенном краю Дельты Нила. Р. Гермер упоминает одну находку плодов, идентифицированных как костянки именно лотоса, но она не была по всем правилам зарегистрирована. Третий вид – ююба (Zizuphus jujuba), он же зизифус настоящий, родом из азиатских стран, и хотя ныне он распространён довольно широко (от Гималаев до Кавказа), в Египте до сих пор редок.

В Лувре есть образцы «ягод» ююбы в древнеегипетской коллекции, но без даты и даже без указания места их находки. В. Лоре в своих работах упоминает не более чем осколок косточки из плода ююбы. Г. Швайнфурт в садах Египта видел лишь два экземпляра этого вида. Гораздо активнее ююбу разводили и ныне разводят в Китае, так что её «ягоды» в наше время известны под брендом «китайский финик». У египтян же, тем более в древности, если и была известна ююба, то лишь в роли экзотического растения в царском или храмовом парке. Её могли ввезти из Сирии.

В «ботаническом атласе» фараона Тутмоса III, который он велел вырезать в фиванском храме Амона, есть, по крайней мере, одно родственное зизифусам растение, а вернее, его плоды - это держи-дерево (Paliurus spina-christi), тоже по иронии ботаники известное как Христов тёрн. Но это никоим образом не фруктовое, а декоративное деревце. С ним, однако, в Фивы очень даже могли доставить и ююбу. У неё плоды не похожи на шаровидные янтарные у зизифуса-тёрна и приплюснутые красные у «лотоса» костянки. На вид они и правда словно только что созревшие финики - продолговатые и бордовые с шоколадным оттенком.

У четвёртого вида - унаби остроконечного (Zizyphus mucronata) тоже сочные костянки, но они скорее по вкусу диким животным и скоту, чем людям. Он до сих пор растёт в Судане, а в древности, быть может, рос и на юге Египта, и если даже не представлял интереса как фруктовое дерево, то мог быть от случая к случаю источником древесины. Во многом четыре указанных вида зизифусов очень схожи и самой природой предназначены для создания райских плодовых садов в суровых условиях знойных полупустынь. В наше время, к слову, многие их культурные сорта уже лишены острых и опасных шипов.

С другой стороны, ретро-сорта и дички - готовая живая изгородь с «колючей проволокой». До созревания ягоды зизифуса очень горькие, и насколько они горьки, настолько же упоительно сладки зрелые (и тут «лотос» чуть уступает «тёрну», он несколько водянист). Афиней, с чужих слов, правда, писал, однако, что ягоды «коннароса» (так александрийцы называли зизифус) сладки, даже если они ещё зелёные. А Плиний уверял, что их едят прямо с косточкой, что едва ли имело место. Но он не ошибался, сообщая, что египтяне сушат бездну собранных «ягодок» ради изготовления особой «витаминной» муки. 

Два таких каравая нашли при раскопках, а традиция такого хлебопечения была отмечена даже в начале нашего времени. Таким хлебом лечились: например, делали компресс из его вываренного мякиша. В ход при размоле шла, ясное дело, только сушёная мякоть, но не косточки. Рецепт ягодного хлеба точь-в-точь такой же, как у цветочного (из белых нильских лилий): тесто замешивали на воде и заливали его в сухие бутылочные тыквы (калебасы), которые раскладывали над горячими углями земляной печи.

Хлеб оставляли в печной яме на всю ночь, прикрыв её широкими листьями диковинного пустынного содомского яблока (растение калотропис). Ели его и просто так, и с кринкой кислого молока (в этом случае хлеб обладает закрепляющим эффектом). И, разумеется, зизифус ели свежим, на десерт, как теперь едят майскую черешню (собственно, вишни и черешни в Египте, ввезенные ещё римлянами, плодоносили очень скудно). Теофраст писал, что ягоды египетского «тёрна» хороши с вином, в котором их сладость ещё более ощутима, да и сами они услащают напиток.

Христов тёрн был однозначно частью дикой египетской флоры – он до сих пор растёт сам по себе в верховьях Нила и в Нубии. Он по-прежнему любим и в садах за золотое цветение в конце зимы, и за то, что он - великолепный медонос, и лакомые весенние ягоды, он всё так же популярен в народной медицине. Другие виды были распространены гораздо меньше и для погребальных кладовых их плоды собирали редко. В древности, к примеру, ягоды зизифуса входили в мазь от опухолей на основе рожковой воды, с примесью плодов сикомора, семян ивы, зёрен эммера и других компонентов (папирус Эберса, 582).

Копты делали на их основе сидячие горячие лечебные ванны, добавляя ещё мирру, камедь и другие ингредиенты (папирус Чассинат, 225). Так как зизифус, или сиддер низок и тонкостволен, много пиломатериала он не даст, но вообще древесина у него что надо – красивого чёрного цвета, твёрдая, прочная. Из него древние египтяне очень любили делать крепёжные болты, если не было привозного кедра, а много позже и водяные колёса. Хотя зизифус в роли священного дерева не известен, заслуживает внимания обычай размешивать ароматический состав для миропомазания статуй богов ложкой, непременно выточенной из его древесины.

На снимках: Zizuphus lotus, Zizuphus jujuba (с плодами разной степени зрелости), а также плоды Христового тёрна (Zizuphus spina-christi) из древнеегипетских гробниц в музее (Берлин, ;M 21531, ;M 3372).

Источники:

Манниш Лиз, профессор египтологии Копенгагенского Университета. Травы Древнего Египта/An Ancient Egyptian Herbal Paperback University of Texas Press, 1989 by Lise Manniche. А последнее издание от 2006 г.

Гермер Рената. Флора Египта эпохи фараонов./Renate Germer - Flora des pharaonischen ;gypten, Mainz am Rhein, Philipp von Zabern, 1985

Теофраст. Исследование о растениях/пер. М.Е. Сергеенко, ред. И.И. Толстого и Б.К. Шишкина. IV век до н.э. (ок. 370 - ок. 287 до н.э.)

Энциклопедия "Жизнь растений" в 6-ти томах / Гл. ред. чл.-кор. АН СССР, проф. Ал. А. Фёдоров. — М.: Просвещение, 1981 г. Под ред. академика А. Л. Тахтаджяна.

Клот-Бей А.Б. "Египет в прежнем и нынешнем его состоянии". М.: Книга по Требованию, 2017 г.

Рычагова Искра и Натапов Лев, «Скажи мне, ветка Палестины… (Библейские растения на земле Австралии)» Королевским Ботаническим садам Сиднея посвящается. Сидней 2010 г. @ Рычагова И., 2010

Бугаёв И.В. Б 90 Научные и народные названия растений и грибов: Научно-популярное издание. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. – 688 с.

Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. Изд-во иностранной литературы, Москва, 1958 г. Пер. с англ. Б.Н. Савченко. Общая редакция и вступительная статья проф. В.И. Авдиева /Ancient Egyptian Энциклопедия растений с сайта lektrava.ru – великолепный сайт, один из немногих, где есть ссылки на серьёзные источники materials and industries by A. Lucas. London, 1948 (third edition, revised/третье издание)

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ АФРИКИ / Аридная растительность мира [Электронный ресурс] – © Наша Ботаничка. Владивосток, 2013

Бил Шэйла Энн. Аромат и использование парфюма в Древнем Египте. Работа представлена на соискание степени магистра гуманитарных наук по теме «Исследования древнего Ближнего Востока». Университет Южной Африки. Выполнено под руководством профессора П.С. Вермаака и миссис А. Феррейры. Февраль, 2012 г./The essence and use of perfume in Ancient Egypt by Sheila Ann Byl. Submitted in accordance with the requirements for the degree of Master of arts in the subject Ancient near eastern studies at the University of South Africa. Supervisor: Professor P.S Vermaak, joint supervisor: MRS A. Ferreira. February 2012

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М; 1971. 2-е изд. - 2000.

Бо-Грималь Натали. «Кунсткамера Тутмоса III: растения и животные из «Ботанического сада» в Карнаке»/Nathalie Beaux-Grimal, Le cabinet de curiosit;s de Thoutmosis III : plantes et animaux du «Jardin botanique» de Karnak, Leuven, Peeters, coll. « Orientalia Lovaniensia Analecta » (no 36), 1990

Heuz; V., Tran G., 2017. Buffalo thorn (Ziziphus mucronata). Feedipedia, a programme by INRA, CIRAD, AFZ and FAO. Last updated on July 17, 2017


Рецензии