Страсти по Лермонтову и Мартынову!!!
Всёх исследователей и биографов удивляет
казалось бы пустяковый повод для дуэли -
небольшая размолвка между Лермонтовым и Мартыновым.
Офицер Мартынов, после получения майорского чина,
отрастил бороду, стал брить голову
и носил черкеску с газырями и кинжалом.
На званом вечере Лермонтов в обществе дам
пошутил при появлении Мартынова:
"Вот наш горец с большим кинжалом!"
Мартынов выговорил Лермонтову,
что неоднократно просил его не повторять
подобных шуток хотя бы при дамах.
На что Лермонтов примиряюще сказал:
"Ну не стреляться же из-за этого".
"А почему бы и нет!" - был ответ Мартынова.
Современники упоминают, что незлые,
но меткие шутки Лермонтова
в отношении "горца" Мартынова
повторялись неоднократно
и серьёзно досаждали самолюбивому офицеру.
Интеллектуала Лермонтова раздражал примитивизм умственных запросов
большинства офицерской среды, узость суждений,
стремление к эффектному внешнему виду и волокитство.
Остроты его не нравились многим.
Никто из "лермонтоведов" не обращает внимания,
что очерк Лермонтова "Кавказец",
в котором он высмеивает рядящегося под кавказца офицера,
прямо адресован Мартынову и написан в том же 1841 "дуэльном" году.
У Мартынова был повод ненавидеть Лермонтова,
но это не давало ему права на подлое убийство,
каким по сути явилась дуэль.
Р. S. судя по входному и выходному отверстиям в грудной клетке,
Лермонтов стоял к Мартынову прямо, а не в щадящей боковой позиции.
Это подтверждает версию, что Лермонтов выстрелил в воздух.
Р.S.
Лермонтов в то время не был столпом русской поэзии
и дуэль состоялась между двумя "рядовыми" офицерами.
Несомненно, поручик-острослов Лермонтов
довёл до белого каления самолюбивого приятеля, майора Мартынова.
Мартынов и сам писал стихи и прозу.
Из воспоминаниям современников:
* «…его стихи нашли бы место среди массы посредственных стихов,
печатавшихся в то время…". "Мартынов с обидой считал себя
(неизвестно, насколько обоснованно)
прототипом Грушницкого в «Герое нашего времени»".
Лермонтов иронизировал над романтической «прозой»
Мартынова и его стихами.
Кроме того, он по приятельски не щадил Мартынова
(Николая Соломоновича) насмешками - подобные эпиграммы,
хоть и были анонимны, но легко узнавались:
Он прав! Наш друг Мартыш не Соломон,
... Но Соломонов сын;
Не мудр, как царь Шалима, но умён,
... Умней, чем жидовин.
Тот храм воздвиг — и стал известен всем
... Гаремом и судом,
А этот — храм, и суд, и свой гарем
... Несёт в себе самом.
1841
Скинь бешмет свой, друг Мартыш,
Распояшься, сбрось кинжалы,
Вздень броню, возьми бердыш
И блюди нас, как хожалый!
1841
"по мнению Мартынова, Лермонтов не раз выставлял
его шутом и совершенно извёл насмешками".
"Подобные, но более резкие взаимные колкости
и случайная остановка музыки, из-за чего оскорбительное
окончание реплики Лермонтова стало слышно всему залу,
послужили поводом вызова Мартыновым Лермонтова
на дуэль 13 июля 1841 года."
"Повышенное самолюбие, нетерпимость к иному мнению,
определённая жестокость характера"
(характеристика исследователя О. П. Попова)
позволили Мартынову целить в противника, выстрелившего в воздух.
Продолжим "разбор полётов":
Нелепые и, порой, дикие версии о гибели Лермонтова
на дуэли исходят от незнания анатомии
или поверхностного представления о ней;
и, естественно, от нежелания изучить и сопоставить
не всегда однозначные факты о дуэли.
Рассмотрим выдержку из: kavkaz-uzel.eu› «Кавказский узел».
Факт:
<<В акте медицинского осмотра трупа указывается:
«При осмотре оказалось, что пистолетная пуля,
попав в правый бок НИЖЕ ПОСЛЕДНЕГО РЕБРА,
ПРИ СРАСТАНИИ РЕБРА С ХРЯЩОМ ниже последнего ребра,
пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх,
вышла между пятым и шестым ребром левой стороны
и при выходе повредила мягкие части левого плеча>>
==================
Комментарий: Входное отверстие - «ниже последнего ребра,
при срастании его с хрящом».
Последнее ребро XII, - но двенадцатое ребро не срастается с хрящом
(и одиннадцатое тоже) – значит, они отпадают, как ориентир.
«Последним» ребром, сросшимся с хрящом, может быть 10-е ребро,
а это уже уменьшает предположительный угол отклонения тела почти вдвое.
Надо помнить, что в анатомии «ПЛЕЧО»
это рука от локтя до плечевого сустава.
Так что «мягкие ткани левого плеча»
могут быть повреждены почти на уровне локтевого сустава,
а не «НАДПЛЕЧЬЯ», которое мы привыкли называть ПЛЕЧОМ.
=======================
факт: <<Но такой угол раневого канала
(ОТ 12 РЕБРА до противоположного 5-го межреберья
и «плеча» при нормальном положении туловища составляет НЕ МНЕЕ 35°)
мог возникнуть только в случае, если Лермонтов стоял,
повернувшись к противнику правым боком (классическая поза дуэлянта)
с сильно вытянутой вверх правой рукой,
ОТКЛОНИВШИСЬ ДЛЯ РАВНОВЕСИЯ ВЛЕВО-НАЗАД. >>
==========
Комментарий: Так, судя по всему, и было:
«…Лермонтов, все не трогаясь с места,
вытянул руку с пистолетом кверху,
показывая явное нежелание стрелять».
Хоть правая рука вытянута вверх,
хоть она согнута в локте с пистолетом,
защищающим голову - корпус отклонятся назад
и влево для равновесия и увода головы от выстрела;
тем самым располагая линию между входным и выходным отверстиями
горизонтально, соответственно траектории пули.
===========
Факт: <<В пользу выстрела в воздух свидетельствуют и тот факт,
что пистолет Лермонтова после дуэли оказался разряженным,
и позднейшее признание Васильчикова:
«…Лермонтов, все не трогаясь с места,
вытянул руку с пистолетом кверху,
показывая явное нежелание стрелять», …
Итак, секунданты скрыли от следствия еще один факт —
пожалуй, самый важный: Мартынов стрелял в Лермонтова
не только будучи уверенным, что тот в него не целится
и не выстрелит, но именно в тот самый момент,
когда Лермонтов поднял руку с пистолетом и, возможно,
даже успел выстрелить в воздух.>>
подробно здесь: kavkaz-uzel.eu›
=======
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ: см. в рецензии. Источник:
<<Вернемся на место поединка, которым командовал Глебов.
«Сходись!» — крикнул он. Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру,
тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен.
Взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх,
заслоняя правый бок согнутой рукой и локтем
по всем правилам опытного дуэлянта.
«Раз!.. Два!.. Три!..» — считал между тем Глебов.
Мартынов уже стоял у барьера, продолжая целиться.
Он медлил: видя, что Лермонтов
выказывал явное нежелание стрелять в него.
Вот что рассказал В. Стоюнин
в некрологе Васильчикова по этому поводу:
«Когда Лермонтову, хорошему стрелку,
был сделан со стороны секунданта намек,
что он, конечно, не намерен убивать своего противника,
то он и здесь отнесся к нему
с высокомерным презрением со словами:
«Стану я стрелять в такого дурака»,
не думая, что были сочтены его собственные минуты...».
Прозвучала команда «три!». По правилам дуэль закончилась.
Лицо поэта приняло презрительное выражение
и он, все не трогаясь с места, вытянул руку вверх,
по-прежнему направляя кверху дуло пистолета.
И вот в этот момент в ход поединка,
как свидетельствует Васильчиков,
вмешивается Столыпин.
«Стреляйте! — закричал он. — Или я разведу вас!»
В следующее мгновение Лермонтов разряжает свой пистолет в воздух.
(Это подтвердил, правда иносказательно, и убийца поэта,
когда на вопрос следственной комиссии:
«Не заметили ли вы у Лермонтовского пистолета осечки
или он выжидал вами произведенного выстрела...»,
ответил:
«...Хотя и было положено между нами
считать осечку за выстрел, но у его пистолета осечки не было...»).
Следом гремит выстрел Мартынова и поэт падает.
«Мы подбежали, — говорит Васильчиков. —
В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь...».
Улыбка презрения, как пишет князь Н. Голицын
в воспоминаниях о похоронах Лермонтова,
сохранилась на губах поэта и после смерти.
Экспертиза тела убитого поэта, которую сутки спустя
провел врач И. Барклай-де-Толли, подтвердит,
что выстрел Мартынова застал Лермонтова
стоящим с высоко поднятой вверх правой рукой.
Уже говорилось, что кодекс и обычаи
обязывали противников подчиняться секундантам,
строго соблюдать условия обмена выстрелами,
а секундантов — не подавать не оговоренных
дуэльным соглашением команд,
если они к тому же хоть в малейшей степени
подстрекали противников к продолжению поединка
после его окончания.
Иными словами, запрещалось делать именно то,
что и совершил в данном случае Столыпин.
Его поступок квалифицировался как бесчестный,
и он вместе становился соучастником
совершенного Мартыновым изменнического убийства..
Когда Столыпин преступно —
именно так следует квалифицировать в рамках кодекса
и общественных представлений о дуэли его деяние —
нарушил дуэльное соглашение, Лермонтов, зная,
что поединок после счета «три!» прерывался,
с полным правом и по долгу совести выстрелил в воздух,
красноречиво дав понять и Мартынову,
и секундантам, что инцидент исчерпан.
Мартынов же рассудил иначе:
раз Столыпин подал команду на продолжение поединка,
а выполнять приказание секундантов надлежит безоговорочно,
то стрелять в воздух имеет право только противник,
стреляющий вторым.
Он, Мартынов, вызвал на дуэль Лермонтова и, значит,
Лермонтов своим поступком нанес ему новое жестокое оскорбление.
А раз так, он, Мартынов, имеет право на «законное мщение».
Все эти тонкости дуэльного права и чести,
какими бы странными они ни представлялись сегодня,
в прошлом веке рассматривались —
и об этом еще раз стоит напомнить — со всей серьезностью.
Эти обстоятельства непременно нужно учитывать,
если мы хотим понять суть случившейся трагедии.
Действительно, дуэльный кодекс накладывал строжайший запрет
на первый выстрел в воздух.
Нарушитель, если он к тому же еще и был вызван
своим соперником на поединок, расценивался
как уклоняющийся от поединка и карался
столь же беспощадно — по крайней мере теоретически —
как и за несоблюдение упомянутого уже правила обмена выстрелами.
Сказанное имело силу негласного закона только на время поединка.
После его формального окончания выстрел в воздух не считался
уже нарушением, а любой из противников,
вздумай он воспользоваться своим правом на ответный выстрел,
сам совершал бесчестный поступок
и общественным мнением причислялся к преступникам.
Таковым и оказался Мартынов.
Следуя букве и духу дуэльных правил и обычаев,
секунданты Лермонтова должны были подвергнуть
его суровому возмездию.
Но они не смогли выполнить свой долг:
необдуманный поступок Столыпина
превратил секундантов де-факто в соучастников убийства.
Одно преступление породило другое.
Это двойное преступление и стало на долгие годы
общей тайной секундантов и Мартынова.
Возможно именно поэтому и сошли безмолвно
в могилу Глебов, Столыпин, Трубецкой...>>
======
Версии дуэли появляются, как из рога изобилия.
Вот уже нам предложена «убедительная» версия,
что Мартынов выстрелил в Лермонтова,
сидящего на коне. Иначе, дескать, ничем не объяснить
далёкий от горизонтали угол раневого канала.
Я взял линейку и транспортир.
Занимательная получилась картина:
Нижние рёбра всадника на уровне 2 м от земли.
Угол раневого канала 35 градусов
по предположительным оценкам
любительских исследователей-любителей.
Построим треугольник, и прямая полета пули
упрётся в землю в 3-х метрах от лошади.
Рост пешего тоже примем условно около 2-х метров.
Если пеший стрелял с вытянутой руки с полутора метров,
он должен был сидеть на земле.
Если с трёх метров, то из положения лёжа.
Иначе в траекторию пули не вписаться.
И то, и другое нереально.
Значит пеший мог стрелять только подойдя вплотную
и приставив пистолет в согнутой в локте руке
к правому боку всадника.
Но тогда были бы следы пороховых газов.
Если я въелся во что, то буду копать
до последней кляксы на листе.
Дело а том, что рёбра направлены
сверху-вниз-сзади-наперёд.
На прямой R-грамме лёгких 5 ребро по ключичной
(сосковой) линии соответствует 7 - 8 по лопаточной
и заднеподмышечной линиям.
Считать рёбра - прощупывать двумя пальцами межреберья -
не очень простое, на кажущийся взгляд, дело,
особенно, если обследуемый не худенький.
Не думаю, что доктору Барклаю было до тонкостей
в такой ситуации, при ливне с грозой.
Он отметил, что выходной отверстие сбоку на уровне соска,
а входное, как отмечено в протоколе осмотра,
"у нижнего ребра сросшегося с хрящом".
Но в хрящ срослись 8-9-10 ребра по подмышечной линии.
Имеем возможные 8 ребро на входе и 8 на выходе.
Добавим, что у коренастых рёберная дуга ближе к тупому углу,
и на вдохе ребра "выпрямляются", и получим практически
горизонтальный раневой канал.
А то, что с поднятой вверх рукой грудная клетка
отклоняется в противоположную сторону, бесспорно -
поднимем руку и пусть нам кто-нибудь пересчитает рёбра!
Но версии живучи, не в пример людям.
Я про казака, стрелявшего из-под горы,
слышал ещё в 1970 году.
Но мы уже ничем не поможем ни Лермонтову,
ни его бабушке, которая от горя ослепла на нервной почве.
=======
Описывая Михаила Юрьевича, тот же князь Васильчиков замечает:
«В Лермонтове было два человека:
один добродушный для небольшого кружка ближайших своих друзей
и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение,
другой – заносчивый и задорный для всех прочих его знакомых».
Я же, хоть меня никто и не спрашивает, скажу:
Лермонтов сам выбрал свой рок.
16.03.21
Свидетельство о публикации №221041001198