Рецензия
Рассказ «Деревянная нога», написанный Ольгой Балтиной, встал далеко в сторону от всего, что мне приходилось читать о войне. Потому что он не о героизме, и даже не о послевоенном ударном восстановительном трудовом подвиге. Он о злости, о том, какое пепелище война оставляет в душе у человека. Война калечит не только тела, но главное - души. Доныне было не принято раскрывать это в победителях. А в советское время такой взгляд на поколение, героически преодолевшее войну, и вообще был бы недопустим в литературе.
На мой взгляд, автор продемонстрировала новый ракурс в изображении характера послевоенного героя и послевоенного времени, не лакированный, но победы при этом и военного героизма советских людей не перечеркивающий.
Да, война калечит даже победителей, и это аксиома, бояться которой не стоит, но и принять тяжело. С войны пришли искалеченные войной люди, ожесточённые души, их и после войны ждала не манна небесная, а разруха. Это тоже ломало и злило, ведь жизнь у человека одна и после пережитого страха смерти очень хотелось жить, ожидалось, что в жизни ждёт только праздник и свет. А ждала разруха, и голод, и тяжелый восстановительный труд. И зачастую - обида за недостаточно возданные заслуги. Кто-то заглушал своё нетерпение водкой, кто-то курил, кто-то вымещал свою злость и неудовлетворение на самых близких, ведь говорить о своем неудовлетворении вслух было чревато...
Целое поколение потом вынуждено было принять на себя всё жестокое отчаяние тех, кто вернулся с войны, но так и не вышел из боя. И кто мстил бездумно за свою изуродованную жизнь, мстил не виноватым, а просто тем, кому повезло не увидеть ужасов боя. Рассказ «Деревянная нога» - о вымещении зла и боли, которые накопились и требовали выхода. Ну, а то, что семья страдала, так кто ж ещё? Автор уловила и отразила всё это очень точно. Я ещё помню и послевоенных калек - «саночников» на колесиках, и тех, кто с деревянными протезами или на костылях бродили по улицам, часто - не устроенные, без работы... Водка, папиросы, пьяный мат - это была, в общем-то, привычная крайность послевоенного быта.
Мне по жизни досталась другая крайность, другая реакция на увиденное и пережитое на войне. У моего отца была искалечена правая кисть разорвавшимся в руках прикладом автомата. Но этой искалеченной рукой он так играл на гитаре, что слёзы из глаз с первой ноты. И пел он очень тихим и красивым голосом. И почти всегда плакал при этом сам. «Темная ночь», « В землянке», «Эх, дороги» - было очень понятно, о чём его слёзы. Но никогда он не хотел ничего говорить о войне. Категорически! Когда мы, дети, просили его рассказать о ранении или о боях, он говорил, что нам этого знать не надо никогда. Моей семье в этом смысле повезло. Но разве молчаливые слёзы моего отца меньше говорят о ранах души, чем отчаянная жёстокость героя с деревянной ногой? Это всего лишь два разных характера.
Валентина МОЛОДОВСКАЯ,
член СЖ РФ, член Интернационального союза писателей,
редактор литературно-публицистического альманаха
«Журавли», Екатеринбург.
.
Свидетельство о публикации №221041001228